Лекции по "Социальной работе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:15, курс лекций

Краткое описание

Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы.
Задачами курса является:
- изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;
- анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;
- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;
- изучение деонтологических вопросов социальной работы;
- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

РАЗДЕЛ 1. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной
работе………………………………………………………………………….…7
Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе………………….7
Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества………………….….7
Лекция 2. Аксиологические основания социальной работы……………………………………….…20
Тема 2. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология………………………………………………..…29
Лекция 1. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы…………………………………………………………………………………………………….…………29
Лекция 2. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы……………………………………………………………………………………………………………….41
РАЗДЕЛ 2. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы в России и за рубежом……………………57
Тема 3. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы………………………………………………57
Лекция 1. Инстинктивно-практицистские и традиционно-прагматические основы помощи и взаимопомощи………………………………………………………………………………………………...57
Лекция 2. Социально-идеологический и социально-философский подходы в определении ценности помощи человеку………………………………………………………………………………………………66
Тема 4. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы…………………………………..………………….79
Лекция 1. Сущность, функции и составные элементы профессионально-этической системы…………………………………………………………………………………………….79
Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы………………………………………………………………………………………………88

РАЗДЕЛ 3. Деонтологические вопросы социальной работы……………..100
Тема 5. Деонтологические вопросы социальной работы………………..100
Лекция 1. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе……………………..100
Лекция 2. Место и роль долга в социальной работе……………………………….…………………….109
Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе…………………………………………118

РАЗДЕЛ 4. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника………………………………………………………..124
Тема 6. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника…………………………………………………….124
Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника……………………………………………………………………………………………………………124

Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста социальной работы……………………136
РАЗДЕЛ 5. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений
в системе социальной работы. Особенности этического кодекса
социальной работы……………………………………………………………149
Тема 7. Особенности этического кодекса социальной работы………….149
Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация…………………………………………………………………………………………………………149
Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе…………..………155
Тема 8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности……………………………170
Лекция 1. Этическое регулирование профессиональной деятельности……………….170
Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты…………………………………………………177

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..185

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..186
Список основной литературы………………………………………………186
Список дополнительной литературы………………………………………187

Вложенные файлы: 1 файл

24_EticaLections.docx

— 349.54 Кб (Скачать файл)

Специфическая мораль совокупной профессиональной группы в профессионально-этическом кодексе также подвергается схематизации. В рамках кодекса профессиональная мораль существует как упорядоченная совокупность согласованных требований, предписаний к поведению и деятельности специалиста, чертам его личности, т.е. как определенная целостная  система, определяемая содержанием его профессионального долга.

Профессионально-этический  кодекс, как правило, имеет более  или менее четко выраженную структуру  и состоит из следующих основных разделов:

преамбула (введение). В этом разделе обычно дается обоснование необходимости введения профессионально-этического кодекса. Здесь раскрываются его основные цели и задачи, области применения, оговариваются основные субъекты и объекты деятельности, предполагаемые результаты введения кодекса.

требования к сущности и содержанию деятельности профессиональной группы (ценности и идеалы). В этой части профессионально-этического кодекса, как правило, раскрываются основания профессиональной деятельности и представляется действующая иерархия ее ценностей. Идеал как конечная точка стремлений профессиональной группы и каждого конкретного специалиста чаще всего формулируется более конкретно применительно к профессиональной практике и предстает как цель деятельности специалиста.

требования к поведению и  действиям специалистов (нормы и  принципы). Поведение и действия специалистов должны соответствовать определенным нормам и принципам, которые представлены в данном разделе. Как правило, не все нормы и принципы фиксируются в кодексе, но основные из них представлены в императивной форме. Среди них значительное место занимают такие принципы, как конфиденциальность, ответственность, сотрудничество и некоторые другие, определяющие характер взаимодействия социального работника с клиентом. Помимо норм и принципов, в этом разделе кодекса могут быть представлены важнейшие моральные требования и правила.

профессиональный долг и обязанности  специалиста (профессиональная деонтология). Здесь, как правило, указаны основные типы должных отношений социального работника – перед обществом и государством, профессией, профессиональной группой, клиентами и их близкими. Довольно часто в этом разделе представляются приоритеты должных отношений социального работника.

требования к качествам личности специалиста. В этом разделе кодекса сведены воедино требования к личностно-нравственному облику специалиста, среди которых, как правило, важнейшее место занимают альтруизм и гуманистическая направленность личности. Особое внимание фиксируется на таких качествах, как честность, порядочность, открытость,  сострадательность и т.п., которые существенно влияют на успешность установления контакта и последующего взаимодействия специалиста и его клиента. В этом разделе могут быть также представлены основные подходы к профессиональному отбору специалистов. Важно, что среди прочих представлено требование профессионального и личностного совершенствования.

система санкций. Этот раздел является весьма желательным, поскольку не достаточно информировать социального работника о содержании профессионально-этической системы. Порой бывает необходимым информировать его об ответственности, наступающей вслед за этическими проступками специалиста. Этот раздел может содержать и положительные санкции, применяющиеся тогда, когда личностные качества специалиста, его самоотверженная деятельность заслуживают поощрения. В этом разделе в общих чертах может содержаться информация о механизме введения санкций.

условия действия и легитимизации  кодекса. Этот раздел должен содержать информацию о том, когда и кем был принят профессионально-этический кодекс, в каких случаях он может применяться и на каком основании, при каких условиях его действие может быть приостановлено или отменено.

Видно, что  структура профессионально-этического кодекса в основном повторяет структуру профессионально-этической системы. Это неизбежно, поскольку профессионально-этический кодекс должен быть корректным отражением профессионально-этической системы. Однако профессионально-этические кодексы могут содержать и другие разделы. Иногда целесообразным может стать введение раздела, рассматривающего основные проблемные зоны, зоны профессионально-этических конфликтов и предлагающего наиболее общие пути разрешения этих конфликтов. Иногда в профессионально-этические кодексы включаются важнейшие правила профессионального этикета, соблюдение которых может оказать существенное влияние на результативность и качество деятельности. Отдельный раздел может быть посвящен проблемам сотрудничества профессиональной ассоциации или профессиональной группы с другими профессиональными ассоциациями, с национальными ассоциациями социальных работников, государственными и общественными органами и организациями, юридическими и физическими лицами, отношениям соподчиненности и т.д.. В профессионально-этическом кодексе может иметься раздел, посвященный вопросу оказания платных социальных услуг, вознаграждения за работу и т.п. В целом включение тех или иных дополнительных разделов в профессионально-этический кодекс зависит главным образом от направленности деятельности ассоциации и ее руководства, прогнозируемых перспектив развития.

Некоторые из названных выше разделов могут  отсутствовать. Например, если между  профессиональной ассоциацией и  органами исполнительной власти не достигнуто необходимое соглашение, то соответствующий раздел в профессионально-этическом кодексе может отсутствовать.  В этом случае  санкционирование специалистов (в том числе и отстранение от профессиональной деятельности на определенный срок или бессрочно) может осуществляться администрацией социальной службы или судом в установленном законом порядке без учета мнения профессиональной группы и профессиональной ассоциации.

Не во всех случаях содержание профессионально-этического кодекса отструктурировано так, как показано здесь. Однако, несмотря на нечеткость структуры, профессионально-этический кодекс чаще всего включает в себя содержание указанных разделов. И, во всяком случае, две группы требований - к содержанию и качеству, результатам деятельности и к качествам личности специалиста - представлены всегда и соответствующим образом регламентированы.

Отдельно  может быть представлена в профессионально-этических  кодексах проблема оказания клиентам платных услуг. Несмотря на то, что  российское общество продвигается по пути рыночной экономики, в которой многие отношения могут быть условно и упрощенно представлены как отношения продавца и покупателя, в профессиональной социальной работе такого рода отношения могут стать серьезной проблемой. Основные аспекты проблемы оказания платных услуг в психологии рассмотрены Н.Н. Пряжниковым29. Некоторые из его рассуждений вполне могут быть применимы к профессиональной социальной работе.

Во-первых, как уже говорилось, если человек  платит, то он вправе покупать то, что  по закону может быть продано, даже если этот товар для него является лишним, ненужным, а порой и вредным – покупатель может никому не объяснять, зачем ему нужна покупка, что он будет с ней делать. Всю полноту ответственности он берет на себя. Социальный работник, который, осознавая свою ответственность за результаты совместной с клиентом деятельности, попытается высказать свою точку зрения по поводу способа решения проблемы клиента, рискует быть не услышанным. Очевидно, что эффективность социальной работы неизбежно снизится, поскольку у клиента, безусловно, нет необходимого опыта решения конкретной проблемы и, кроме того, он не может достоверно знать всех возможностей социальной службы.

Во-вторых, следует разобраться, за что, собственно, платит клиент. Социальная работа очень  часто условно представляется как услуга плюс сострадание. Что же оплачивается? Если только услуга, то «бесплатное сострадание», не входящее в прейскурант, постепенно станет формальностью, но формальным оно быть не должно, т.к. клиент часто приходит не столько за услугой, сколько за пониманием, состраданием, сочувствием. Если же сострадание тоже подлежит оплате, то как определить его стоимость и ту минимальную меру сострадания, которая должна быть непременным приложением к услуге? Очевидно, что любой ответ на этот вопрос будет столь же абсурден, сколь абсурден и сам вопрос. Значит, и с этой точки зрения платность социальной работы может нанести ущерб и ей, и клиентам, и обществу в целом.

В-третьих, какой должна быть плата за услуги? В профессионально-этическом кодексе, принятом Ассоциацией работников социальных служб РФ есть небольшой раздел, где рассматривается вопрос о гонорарах. В нем говорится, что гонорары должны быть «справедливы, разумны, тактичны и соразмерны с видами оказанной социальной помощи и со способностью клиента платить». Эта формулировка, при всей ее привлекательности, таит в себе несколько противоречий. Основное противоречие заключается в том, что далеко не всегда клиент, нуждающийся в дорогостоящей услуге, будет платежеспособен. Поэтому, с учетом вышесказанного, плата за услуги может устанавливаться либо на основе платежеспособности клиента, либо на основе действительной стоимости услуги. Но и тот, и другой подход могут привести к тому, что встанет вопрос о социальной справедливости. Наконец, какую же именно сумму следует считать «справедливой, разумной и тактичной»? Ту, которая отражает стоимость услуги, или ту, которую может заплатить клиент, или же ту, которую коллеги взимают за аналогичные действия? Если брать пример с коллег (например, из негосударственной социальной службы), то очень скоро плата за услуги поднимется, поскольку сравнению подвергнутся качество, значимость работы, ее эффективность и т.п., и вполне уместным покажется взимать равную плату за равное качество, количество и результаты деятельности. Это таит в себе опасность перерождения социальной работы из демократичного в элитарный вид деятельности, предназначенный для обеспеченных клиентов. Таким образом, социальная работа вместо искоренения дискриминации по любому из возможных признаков может стать источником дискриминации по экономическому признаку. Неизбежен вывод: несмотря на то, что Законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» оказание платных услуг разрешено, в настоящее время в нашей стране есть существенные противопоказания для такой деятельности. Оказание платных услуг государственными и муниципальными социальными службами должно быть тщательно подготовлено с учетом этичности данного вида деятельности.

Профессионально-этический  кодекс не следует рассматривать  как сборник готовых рецептов на все случаи жизни и профессиональной практики, но это не значит, что им невозможно пользоваться.. Несмотря на то, что нравственность - индивидуальное качество личности, существуют общие для представителей профессиональной группы, а значит, и для профессиональной деятельности в целом, принципы, моральные нормы и правила, играющие в совокупности роль своеобразных «рамок», детерминирующих деятельность в основном. Именно такой характер имеют профессионально-этические кодексы социальной работы - они определяют своеобразные этико-аксиологические «рамки», в пределах которых специалисты организуют свою деятельность. Положения кодексов не дают жестких и однозначных рекомендаций, как поступать в том или ином случае, т.е. социальный работник, принимая решения, проводя их в жизнь, сверяет свои действия с этическим кодексом, не утрачивая при этом самостоятельности и свободы выбора. И с другой стороны, наличие этического кодекса не освобождает социального работника от обязанности самостоятельного принятия решения и от ответственности за конечный результат в связи с принятым решением. Свобода и самостоятельность социального работника состоит не в отказе от нормативных устоев, принятых сообществом в виде профессионально-этического кодекса, а в принятии решений и действиях на их основе.

Будучи  отражением профессионально-этической  системы, ее состояния в конкретный момент времени, профессионально-этический  кодекс не может являться чем-то раз  и навсегда данным, застывшим. Он не может претендовать на общезначимость и абсолютность, т.е. претендовать на пригодность в любой период времени, в любых ситуациях и обстоятельствах. В соответствии с изменениями в профессионально-этической системе, условиях жизнедеятельности людей, непосредственном содержании, целях и задачах профессиональной деятельности и т.п. он должен периодически пересматриваться, подвергаясь большим или меньшим изменениям. Профессионально-этический кодекс должен соответствовать потребностям общества и профессиональной группы и постоянно совершенствоваться. Однако в период своего действия профессионально-этический кодекс представляет собой документ, обязательный для руководства в повседневной профессиональной деятельности. Так, например, в Этическом кодексе, принятом МФСР, имеется прямое указание на то, что данный кодекс может и должен быть усовершенствован по мере необходимости в связи с изменением социальных обстоятельств.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что профессионально-этический  кодекс социального работника, при  всей его устойчивости и целостности, не является замкнутой системой. Он открыт и динамичен, что отражено в самом кодексе, и это понятно: этические принципы, нормы правила и требования, отраженные в кодексе, не могут и не должны быть неизменными, косными; они обязаны отражать не только перемены в обществе, динамику его развития, изменения в статусе отдельных социальных групп и индивидов, но и изменения, неизбежно происходящие в связи с этим в самой профессиональной деятельности, ее сущности и содержании, формах и методах. Эти перемены должны находить свое отражение в изменении содержания норм и принципов, заложенных в профессионально-этическом кодексе, и внесении в него новых, обосновании этих норм и правил и опосредованно реализоваться в способах их практического применения в повседневной профессиональной деятельности на любом из уровней социальной работы.

Профессионально-этический кодекс предназначен, как уже говорилось, для регулирования профессионального  поведения, отношений и действий специалистов. Однако в конечном итоге  область применения профессионально-этического регулирования становится существенно шире и выходит за рамки профессиональной деятельности. Это естественно, поскольку человек един и целостен, и, как это часто бывает, профессиональные поведенческие стереотипы привносятся в обыденную жизнедеятельность, тем более, что профессионально-этический кодекс не требует от социального работника ничего такого, что могло бы быть воспринято негативно вне профессиональных рамок. В самом деле, такие нормы и принципы, которые  основаны на уважении и любви к человеку и требуют от личности честности, умения хранить тайну, оправдывать доверие, стремиться к совершенству и т.п. могут быть признаны желательными и для обыденной жизнедеятельности. Будучи перенесенными социальным работником из профессиональной сферы в обыденную, они могут изменить отношения, в которые тот вступает, содействуя их некоторой этизации и гуманизации. В самом деле, если действия и поведение социального работника в повседневной практической деятельности, ведущие качества его личности, отвечают требованиям профессиональной морали, систематизированной в этическом кодексе, можно сделать вывод, что они также соответствуют общим понятиям справедливости и добра, общественного и личного блага. Это соответствие означает также, что действия, поведение и личностно-нравственный облик отвечают требованиям ожиданиям общества по отношению к профессии вообще и ее отдельным представителям в частности.

Это соответствие дает возможность  говорить о социальной работе как  существенном факторе повышения уровня моральности общества. Такое влияние социальной работы осуществляется ею в силу положительного морального влияния содержания деятельности и нравственности ее представителей как непосредственно на участников процесса деятельности - самих социальных работников, их клиентов и ближайшего окружения, так и опосредованно, на  социум. Таким образом, специфическое этико-аксиологическое регулирование поведения и действий социального работника в профессиональной сфере имеет своим результатом регулирование жизнедеятельности личности в целом и через нее – регулирование общественных отношений, их гуманизацию.

Соблюдение требований профессионально-этического кодекса социальным работником - не формальность, а необходимое условие  эффективности и результативности его повседневной практической деятельности, мерило его общественной значимости и ценности. Соблюдение каждым социальным работником требований профессионально-этического кодекса становится в настоящее время непременным условием признания и закрепления высокого статуса профессии в обществе, основанием для завоевания авторитета и уважения ее представителей, самоуважения и самоутверждения личности специалиста в профессиональной группе и в обществе.

Информация о работе Лекции по "Социальной работе"