Лекции по "Социальной работе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:15, курс лекций

Краткое описание

Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы.
Задачами курса является:
- изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;
- анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;
- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;
- изучение деонтологических вопросов социальной работы;
- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

РАЗДЕЛ 1. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной
работе………………………………………………………………………….…7
Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе………………….7
Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества………………….….7
Лекция 2. Аксиологические основания социальной работы……………………………………….…20
Тема 2. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология………………………………………………..…29
Лекция 1. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы…………………………………………………………………………………………………….…………29
Лекция 2. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы……………………………………………………………………………………………………………….41
РАЗДЕЛ 2. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы в России и за рубежом……………………57
Тема 3. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы………………………………………………57
Лекция 1. Инстинктивно-практицистские и традиционно-прагматические основы помощи и взаимопомощи………………………………………………………………………………………………...57
Лекция 2. Социально-идеологический и социально-философский подходы в определении ценности помощи человеку………………………………………………………………………………………………66
Тема 4. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы…………………………………..………………….79
Лекция 1. Сущность, функции и составные элементы профессионально-этической системы…………………………………………………………………………………………….79
Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы………………………………………………………………………………………………88

РАЗДЕЛ 3. Деонтологические вопросы социальной работы……………..100
Тема 5. Деонтологические вопросы социальной работы………………..100
Лекция 1. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе……………………..100
Лекция 2. Место и роль долга в социальной работе……………………………….…………………….109
Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе…………………………………………118

РАЗДЕЛ 4. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника………………………………………………………..124
Тема 6. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника…………………………………………………….124
Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника……………………………………………………………………………………………………………124

Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста социальной работы……………………136
РАЗДЕЛ 5. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений
в системе социальной работы. Особенности этического кодекса
социальной работы……………………………………………………………149
Тема 7. Особенности этического кодекса социальной работы………….149
Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация…………………………………………………………………………………………………………149
Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе…………..………155
Тема 8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности……………………………170
Лекция 1. Этическое регулирование профессиональной деятельности……………….170
Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты…………………………………………………177

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..185

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..186
Список основной литературы………………………………………………186
Список дополнительной литературы………………………………………187

Вложенные файлы: 1 файл

24_EticaLections.docx

— 349.54 Кб (Скачать файл)

Это может  касаться любых аспектов деятельности специалиста, в том числе и  оказания платных услуг. Платные  услуги все прочнее входят в обыденную  жизнь человека и его профессиональную деятельность. В самой идее платных услуг нет ничего необычного: любая работа должна быть оплачена, в том числе и оказанная услуга. Однако в развитии сети социальных услуг населению всегда встают по меньшей мере два вопроса: кто именно будет оплачивать услуги: государство или клиент и какова должна быть цена услуги с учетом платежеспособности клиентов. В профессионально-этическом кодексе социальных работников содержится указание на то, что плата за услугу должна быть соразмерна с содержанием самой услуги и не превышать возможности клиента оплатить ее. В соответствии с социальным законодательством, значительная часть клиентов получает социальные услуги бесплатно: их оплату производят в опосредованной форме местные органы власти, обеспечивая финансирование социальных служб. Но в медицинских, юридических и иных учреждениях подход при расчете цен на услуги может быть иным: клиент в соответствии с прейскурантом может оплачивать полную стоимость услуги. Могут практиковаться и иные схемы оплаты работы специалистов. В такой ситуации социальному работнику следует учитывать требование профессионально-этического кодекса социальных работников и, с учетом системы взимания платы за услуги в данном учреждении, установить умеренную плату за свои услуги с учетом всех льгот по оплате, предусмотренных законодательством.

Конфликтные ситуации, возникающие в «пограничных»  областях профессиональной деятельности, могут быть разрешены и с позиций  общественной морали, которая, как говорилось ранее, по отношению ко всем видам  профессиональной морали носит «рамочный» характер. Однако надо учитывать то обстоятельство, что в разные периоды времени мораль общества может быть более или менее гуманной, сближаясь с реально существующими нравами или, напротив, отдаляясь от них. При этом социальный работник, безусловно, должен уметь отделять мораль от нравов, знать их отличия. В случаях, если общественная мораль носит характер менее гуманный, нежели мораль профессиональная, она вряд ли может служить достаточным критерием для разрешения профессионально-этического конфликта. В конфликтной ситуации в данном случае целесообразно в качестве оценочного критерия использовать идеальные ценности и исходить при выработке решения в первую очередь из ценности человека и общества, их блага и коренных, сущностных интересов. Ценности человека и общества, являясь наиболее устойчивыми этическими ценностями, могут лечь в основу любого этико-аксиологического анализа ситуации, события, отношений, действий и т.п., позволяя социальному работнику, с одной стороны, преодолеть естественные различия профессионально-этических систем и кодексов, а с другой стороны, в необходимых случаях возвыситься над корпоративными интересами локальной профессиональной группы и иметь в виду лишь благо человека и общества. При этом, безусловно, собственную позицию нужно не только четко обозначать, но и обосновывать. В этом отношении социальных работник должен  выступать как пропагандист  не столько профессионально-этической системы социальной работы, сколько общесоциальных и общечеловеческих этических ценностей и норм, имеющих значимость как в обыденной, так и в профессиональной деятельности.

 

 

Перечень примерных контрольных  вопросов

1. Основные детерминанты профессионально-этических  систем

2. Взаимосвязь и взаимовлияние  профессионально-этических систем.

3. Особенности формирования и легитимизации  профессионально-этических систем  в различных видах деятельности.

 

Перечень  примерных заданий для самостоятельной  работы (тематика рефератов, контрольных  работ и докладов)

1. Профессионально-этические системы: общее и особенное

2. Особенности формирования и легитимизации  профессионально-этических систем  в различных видах деятельности.

3. Роль системы общественной морали  в разрешении профессионально-этических  конфликтов

4. Особенности профессионально-этического регулирования деятельности социального работника в неспецифических сферах, отраслях и учреждениях (в здравоохранении, образовании, пенитенциарной системе, вооруженных силах и т.д.).

 

 

Примерный перечень вопросов к экзамену

Профессионально-этические кодексы: общее и особенное

  1. Этико-аксиологический конфликт в социальной работе, его сущность, способы разрешения

Проблема морального выбора в социальной работе

  1. Место и роль этико-аксиологического подхода в развитии и становлении социальной работы

Место и роль профессионально-этической системы социальной работы в системах философской этики и общественной морали

Место и роль профессионально-этической  системы в системе социальной работы

Этика общения и взаимодействия с учреждениями и организациями

Основные этико-аксиологические противоречия в социальной работе

Этические принципы исследований в  социальной работе

Взаимоотношения в коллективе учреждения социальной защиты: этико аксиологические  аспекты

 Этико-аксиологическое регулирование  взаимоотношений социального работника с клиентом

 Региональные особенности взаимоотношений  с клиентами: этико-аксиологические  аспекты

Литература

Основная

Андреев Л.А. Общественное сознание и нормы поведения. - Чебоксары, 1983.

Беклешов  Д.В. Манеры и поведение делового человека. - М.: Молодая гвардия, 1993.

Медведева Г.П. Этика социальной работы. - М.: ВЛАДОС, 1999.

Миренков  В.И. Профессиональный долг. - Л.: Знание, 1986.

 Миренков  В.И. Профессия и мораль. - Л.: Знание, 1982.

Федоренко Е.Г. Профессиональная этика. - Киев: Вiща школа, 1983.

 

Дополнительная

Бакштановский В.И. Культура нравственного сознания и поведения личности. - М.: Наука, 1979.

Волченко  Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. - М.: Прогресс, 1992.

Выгорбина А.Е. Культура политического диалога  и сотрудничества (социально-политический аспект). - М.: Вузовская книга, 1998.

 Выгорбина  А.Е. Этика внутриколлективных  отношений. - М.: Вузовская книга, 1999.

Дробницкий  О.Г. О нравственности. - М.: Наука, 1977.

Медицинская этика и деонтология. Под ред. Морозова Г.В., Царегородцева Г.И. - М.: Медицина, 1983.

Наука и этика. Реферативный сборник. Под ред. Горбовского  А.А. - М.: 1979.

Толстых А.В. Морально-этические проблемы психологической  практики. - М.:  Наука, 1988.

Писаренко В.И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. - Минск: «Народная асвета», 1977.

Строгович М.С. Проблемы судебной этики. - М.: Наука, 1974.

Пряжников Н.С. Личность в эпоху продажности. - М.-Воронеж: МОДЭК, 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Социальная  работа как специфический вид  профессиональной социальной деятельности пока еще не так широко известна, популярна и престижна в нашем обществе, как во многих станах Европы и Америки. Для того, чтобы она действительно заняла в обществе и общественном сознании то место, которого заслуживает в соответствии со своим смыслом и содержанием, результатами деятельности, необходима длительная, кропотливая и каждодневная работа каждого из специалистов – теоретиков и практиков. Не столько декларации и призывы, сколько результаты деятельности должны демонстрировать социальную значимость профессии; не столько официальная информация, сколько мнения людей, получивших помощь в социальных службах, станут основой высокого статуса профессии в обществе. В этом отношении профессионально-этическая система социальной работы может стать одним из важнейших факторов утверждения профессии как деятельности социально необходимой, гуманной, способствующей достижению блага обществом и каждым человеком.

Профессионально-этическая  компетентность в связи с этим должна рассматриваться специалистом как неотъемлемая компонента его профессионализма, глубокого проникновения в смысл профессиональной деятельности, понимания ее сущностных целей и задач. В реальной профессиональной практике специалиста ожидает бесчисленное множество ситуаций, проблем, конфликтов, каждый из который содержит в себе этико-аксиологическую компоненту, и навыки специфического этико-аксиологического анализа помогут социальному работнику разрешить их с позиций блага клиента, общества и профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

СПИСОК  ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 Анчел Е. Этос и история. - М.: Мысль, 1988г.

 Андреев Л.А. Общественное  сознание и нормы поведения. - Чебоксары, 1983.

Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. - М.:  Мысль, 1985.

 Бакштановский В.И. Культура  нравственного сознания и поведения  личности. - М.: Наука, 1979.

 Бассина Е.З., Насиновская Е.Е.  Роль идентификации в формировании  альтруистических установок личности. // Вестник МГУ, Серия 14, Психология, 1977, №4. С. 33-41.

 Беклешов Д.В. Манеры и  поведение делового человека. - М.: Молодая гвардия, 1993.

 Белякова Г.И. Профессиональная  этика. - М.: Знание, 1975.

 Бербешкина З.А. Этика социального  работника. // Теория и практика  социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. Под ред. Холостовой  Е.И. - М.: РГСИ, 1993.

 Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. - М.: Мысль, 1987.

Гусейнов А.А. Великие моралисты. - М.: Изд-во МГУ, 1994.

  1. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. -М.: Изд-во МГУ, 1974.
  2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. - М.: Гардарика, 1998.

 Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы. // Российский журнал социальной работы, 1995г., №1.

  1. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. - М.: Мысль, 1973.
  2. Капто А.С. Профессиональная этика. В 2-х ч. Учебное пособие. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1997.

 Кобляков В.П. Мораль и мировоззрение. - Л.: Знание, 1981.

 Козлов А.А. Социальная работа  за рубежом: состояние, тенденции,  перспективы. - М.: МПСИ-Флинта, 1998.

 Котов Д.П. Профессиональный  долг. - М.: Мысль, 1979.

 Лаврененко И.М. Личность  и профессиональная деятельность социального работника (международный опыт). // Российский журнал социальной работы, 1996, №2.

 Медведева Г.П. Этика социальной  работы. - М.: ВЛАДОС, 1999.

Медведева Г.П. Проблемы формирования ценностного сознания специалиста  в области социальной работы. // Ученые записки МГСУ: научно-теоретический сборник. М.: изд-во МГСУ «Союз», №3, 2000.

 Миренков В.И. Профессиональный  долг. - Л.: Знание, 1986.

 Миренков В.И. Профессия и  мораль. - Л.: Знание, 1982.

Профессионально-этические нормы  социальной работы. - М.: Социальное здоровье России, 1993.

 Рувинский Л.И. Нравственное  воспитание личности. - М.: Изд-во  МГУ, 1981.

 Смоленцев Ю.М. Мораль и  нравы: диалектика взаимодействия. - М.: Изд-во МГУ, 1989.

 Федоренко Е.Г. Профессиональная  этика. - Киев: Вiща школа, 1983.

 Холостова Е.И. Профессиональный  и духовно-нравственный портрет  социального работника. - М.: Союз, 1993.

 Холостова Т.В. Этическое  воспитание. - Л.: Знание, 1970.

 Шадриков В.Д. Происхождение  человечности. - М.: Логос, 1999.

 Шмелева Н.Б. Ценностные ориентации, мотивации и психологические установки в профессиональной подготовке социального работника. // Российский журнал социальной работы. 1997г., №1/5.

  1. Юнгхолм С.-Э. Гуманистические ценности социальной работы. - М.: Союз. 1996.
  2. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы. - М.: КЛЮЧ-С, 1999.
  3. Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. - Киев: Наукова думка, 1977.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 Антология социальной работы. В 3т. Сост. Фирсов М.В. - М.: Сварогъ, 1995.

 Антропология. Хрестоматия. Авторы-составители: Россолимо Т.Е., Рыбалов Л.Б., Москвина-Тарханова И.А. - М.-Воронеж: МОДЭК, 1998. - 416с.

 Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. - М.: Прогресс, 1992.

 Волченко Л.Б. Культура поведения,  этикет, мораль. - М.: Прогресс,  1982.

 Выгорбина А.Е. Культура политического  диалога и сотрудничества (социально-политический  аспект). - М.: Вузовская книга, 1998.

 Выгорбина А.Е. Этика внутриколлективных  отношений. - М.: Вузовская книга, 1999.

Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. - М.: Молодая гвардия, 1988.

 Дробницкий О.Г. О нравственности. - М.: Наука, 1977.

Кобляков В.П. Этическое сознание. - Л.: Знание, 1979.

 Кобляков В.П. Мораль и  мировоззрение. - Л.: Знание, 1981.

Коган Л.И. Цель и смысл жизни  человека. - М.: Мысль, 1984.

Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей  россиян // Социс №5, 1996.

Медицинская этика и деонтология. Под ред. Морозова Г.В., Царегородцева  Г.И. - М.: Медицина, 1983.

Наука и этика. Реферативный сборник. Под ред. Горбовского А.А. - М.: 1979.

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. - Минск: Изд. В.М. Скакун, 1998.

Писаренко В.И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. - Минск: «Народная асвета», 1977.

Информация о работе Лекции по "Социальной работе"