Лекции по "Социальной работе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:15, курс лекций

Краткое описание

Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы.
Задачами курса является:
- изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;
- анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;
- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;
- изучение деонтологических вопросов социальной работы;
- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

РАЗДЕЛ 1. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной
работе………………………………………………………………………….…7
Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе………………….7
Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества………………….….7
Лекция 2. Аксиологические основания социальной работы……………………………………….…20
Тема 2. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология………………………………………………..…29
Лекция 1. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы…………………………………………………………………………………………………….…………29
Лекция 2. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы……………………………………………………………………………………………………………….41
РАЗДЕЛ 2. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы в России и за рубежом……………………57
Тема 3. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы………………………………………………57
Лекция 1. Инстинктивно-практицистские и традиционно-прагматические основы помощи и взаимопомощи………………………………………………………………………………………………...57
Лекция 2. Социально-идеологический и социально-философский подходы в определении ценности помощи человеку………………………………………………………………………………………………66
Тема 4. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы…………………………………..………………….79
Лекция 1. Сущность, функции и составные элементы профессионально-этической системы…………………………………………………………………………………………….79
Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы………………………………………………………………………………………………88

РАЗДЕЛ 3. Деонтологические вопросы социальной работы……………..100
Тема 5. Деонтологические вопросы социальной работы………………..100
Лекция 1. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе……………………..100
Лекция 2. Место и роль долга в социальной работе……………………………….…………………….109
Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе…………………………………………118

РАЗДЕЛ 4. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника………………………………………………………..124
Тема 6. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника…………………………………………………….124
Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника……………………………………………………………………………………………………………124

Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста социальной работы……………………136
РАЗДЕЛ 5. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений
в системе социальной работы. Особенности этического кодекса
социальной работы……………………………………………………………149
Тема 7. Особенности этического кодекса социальной работы………….149
Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация…………………………………………………………………………………………………………149
Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе…………..………155
Тема 8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности……………………………170
Лекция 1. Этическое регулирование профессиональной деятельности……………….170
Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты…………………………………………………177

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..185

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..186
Список основной литературы………………………………………………186
Список дополнительной литературы………………………………………187

Вложенные файлы: 1 файл

24_EticaLections.docx

— 349.54 Кб (Скачать файл)

 

 

Лекция 1. Этическое регулирование  профессиональной деятельности

План лекции:

1. Виды и формы профессионально-этического регулирования деятельности специалистов в различных сферах.

2. Профессионально-этические системы: общее, особенное и специфическое. Основные детерминанты профессионально-этических систем.

3. Взаимосвязь и взаимовлияние профессионально-этических систем.

 

 

Этика профессиональной деятельности (профессиональная этика), как раздел общей этики, изучающий профессиональную мораль специалистов, получила признание примерно с середины ХХ века, хотя, подобно большинству отраслей знания, спонтанно развивалась с глубокой древности в рамках философии, этики,  теологии и других научных дисциплин, а также социальной и профессиональной практики. Она не является самостоятельной научной дисциплиной, поскольку органично включена в общие этические основы человеческой жизнедеятельности в качестве одного из подвидов, несущих в себе основные характерные признаки системы в целом, а ее основные нормы и принципы представляют собой конкретизацию для профессиональной деятельности требований принятой в обществе этической системы.

Однако  профессиональная этика, чтобы быть достаточно авторитетной и эффективной формой регламентации профессиональной деятельности, должна  отражать не только и не столько нормы и требования господствующей в обществе морали, сколько сущность и специфику конкретной профессии, способствуя выполнению ею основных задач, повышая результативность и качество деятельности. При выполнении этого условия  профессиональная этика приобретает значение и статус одной из фундаментальных основ профессиональной деятельности, наряду с теоретическими и технологическими базовыми научными дисциплинами и становясь, наряду с этим, значимой составной частью общественной морали. Моральная регуляция не является исключительным, автономно функционирующим и самоценным видом регуляции профессиональной деятельности. Она, в силу своих особых свойств воздействовать на личность специалиста, дополняет и существенно усиливает все формы регуляции профессионального поведения и деятельности, воздействуя главным образом на их смысл, характер и качество путем сопоставления целей, содержания, условий, средств и результатов деятельности с понятиями о человеческом благе, добре и зле, справедливости и несправедливости, сущем и должном. Спецификой этого вида нормативной регуляции является то, что она с этических позиций предъявляет специфические, детерминированные смыслом и содержанием деятельности, требования не только к деятельности и поведению, но и к личности специалиста.

Таким образом, профессиональная этика систематизирует  и конкретизирует требования общей, господствующей в обществе этической  системы применительно к сфере  профессиональной деятельности, а этическая система каждой отдельно взятой профессии, в свою очередь, конкретизирует требования профессиональной морали с учетом специфики каждой отдельной профессии (группы профессий, объединенных общей сферой деятельности). На этом основании общая этика, профессиональная этика и этика конкретного вида профессиональной деятельности (например, социальной работы) соотносятся как общее, особенное и специфическое.

Особенностью  современного этапа развития общества является стремление привнести критерий этической оценки в самые разнообразные сферы человеческой жизнедеятельности, и в первую очередь в сферу профессиональной деятельности. Тенденции в развитии профессиональных этических систем свидетельствуют о возрастании потребности в этической регламентации профессионального поведения и действий в жизненно важных сферах человеческой жизнедеятельности, о повышении требований как социума, так и самой профессиональной группы к личностно-нравственному облику специалиста. По-прежнему наиболее остро вопрос этической регламентации работы специалистов стоит в тех сферах профессиональной деятельности, в которых человек является объектом разного рода прямого воздействия со стороны специалиста (группы специалистов), где контакт специалиста с его клиентом осуществляется непосредственно и связан главным образом с потреблением разного рода услуг. Итоги взаимодействия специалиста, оказывающего услуги, с его клиентом при этом могут оказывать значительное влияние на жизнедеятельность и судьбу личности, являющейся потребителем услуг, воздействуя при этом не только непосредственно на нее, но и опосредованно - на ближайшее социальное окружение личности и социум в целом.

Исследования  в области профессиональной этики  активно проводятся  в нашей  стране и за рубежом в основном с середины 60-х годов нашего века. В работах, посвященных исследованиям в этой области, подчеркивалось, что этика - одна из важнейших форм регламентации профессиональной деятельности, оказывающая существенное влияние на все структурные элементы деятельности и личность специалиста, в связи с чем признавались необходимыми изучение этических основ различных видов профессиональной деятельности, систематизация этических норм и разработка на их основе профессиональных этических кодексов. Теоретические и методологические проблемы общей и профессиональной этики рассмотрены в работах отечественных философов Архангельского Л.М., Гусейнова А.А., Журавлева В.В., Чеботаревой Э.П., Целиковой О. П., Туманова С.В., Рувинского С.И., Гришина Э.А., Согомонова Ю.В., Уткина С.С., Титаренко А.И., Нестерова В.Г., Федоренко Е.Г., Беляковой Г.И. и других. 

В настоящее  время профессиональная этика определяется как «кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер тех взаимоотношений  между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности»32, а сам этический кодекс трактуется как «свод нравственных норм, предписываемых к исполнению»33. Такое определение профессиональной этики представляется не вполне корректным, поскольку отсутствие кодекса (наличие которого предполагает предварительную работу по изучению, анализу, систематизации профессиональных этических норм, а затем легитимизацию этого свода) не означает отсутствия самих норм и даже целостных этических систем, сложившихся в данной сфере профессиональной деятельности. Это означает, что общая философская этика, профессиональная этика и этика социальной работы соотносятся как общее, особенное и специфическое. Принципиальным в этой связи является определение и исследование основных структурных элементов профессиональной этической системы в социальной работе: ее объекта и предмета, основных целей и задач, норм и принципов, выполняемых ею функций.

Исходя  из определения, предложенного в  «Словаре по этике», можно сделать  заключение, что этическая система  профессиональной деятельности и этический кодекс профессиональной группы представляют собой одно и то же. Такое заключение представляется не вполне верным по следующим соображениям:

  • Определение, предложенное в «Словаре», фактически ставит знак тождества между этической системой и формализованным изложением сущности этой системы. Это представляется неверным, поскольку они не идентичны. Нельзя, например, считать, что философия и учебник по философии - одно и то же, так как философия - это наука, в то время как учебник по философии является печатным изданием, включающим в себя основные положения науки. Таким же образом этика профессиональной социальной работы представляет собой теорию профессиональной морали социальных работников, тогда как профессиональный этический кодекс является схематичным изложением данной теории в ее прикладном варианте.
  • Данное определение априорно предполагает, что кодекс составлен с учетом всех этических норм и правил, сложившихся и реально функционирующих в профессиональной деятельности, на основе глубокого их понимания и осмысления. По сути дела, данное определение констатирует ничем не подтвержденный факт, что этический кодекс является идеальным, точным и полным отображением  реально существующей этической системы. Это, безусловно, возможно, но не во всех случаях бывает именно так. Корректнее было бы предположить, что этический кодекс является более или менее удачным отображением этической системы, но все же не идеальной его копией.
  • Этический кодекс представляет собой сведенные воедино и в установленном порядке легитимизированные этические нормы и принципы деятельности, а также требования к личности специалиста, складывавшиеся спонтанно на протяжении достаточно длительного периода времени. Исходя из предложенного «Словарем» определения, можно заключить, что если нет кодекса, то нет и этической системы, что представляется весьма спорным. Потребность в кодификации этической системы, как правило, возникает именно тогда, когда этические нормы и принципы уже становятся довольно целостной системой, хотя не обязательно осознаваемой в качестве таковой, т.е. на позднейших этапах ее формирования.
  • Определение, предложенное в «Словаре по этике» и трактующее профессиональную этику как этический кодекс, дает основания предполагать, что этическая система может быть придумана и впоследствии записана, т.е. является искусственно разработанной и, соответственно, имеющей авторов, поскольку этический кодекс - это документ, который при желании может быть сочинен, как и любое произведение популярного или специального содержания. Этот вывод противоречит общеизвестному факту, что этические системы не разрабатываются, а складываются постепенно в результате длительного эмпирического апробирования разнообразных видов поведенческих реакций, их целесообразного отбора и лишь впоследствии, на поздних этапах своего существования и функционирования оформляются в виде кодекса, что вовсе не является обязательным. Этический кодекс, как отражение реально существующей этической системы, безусловно может иметь авторов, разработчиков, предпринявших попытку осмысления и систематизации, организационного и правового оформления реальной этической системы, ее популяризации среди представителей профессиональной группы;
  • Этика социальной работы, являясь теорией профессиональной морали, неизбежно включает в себя не только констатацию неких положений, но и их доказательство. Образно говоря, этика, как и любая наука, представляет собой путь, который необходимо пройти от определенной исходной точки, чтобы прийти к некоторому итогу. Кодекс же, в отличие от этики, не может включать в себя всю логическую цепочку рассуждений. Он опирается на достижения этической научной мысли, используя ее результаты и преподнося их пользователю, как правило, в императивной, но доступной форме.
  • Этический кодекс обладает качествами абсолютной завершенности вследствие того, что после этапов подготовки проекта кодекса и его обсуждения, он легитимизируется и становится документом, содержащим обязательные для выполнения всеми членами профессиональной группы нормы и правила. Он не подвержен изменениям на определенный период времени, до того, как подвергнется пересмотру в соответствии с установленной процедурой. Этическая система напротив, является открытой, саморазвивающейся системой, содержащей в самой себе потенциал развития и гибко реагирующей на изменения среды, в которой функционирует.

Е.Г. Федоренко  предлагает определение профессиональной этики и морали, в котором профессиональная этика выступает как наука, изучающая  бытие профессиональной морали, ее специфики, условий формирования, закономерностей развития в конкретных исторических формациях, а профессиональная мораль представляет собой конкретизацию общих нравственных принципов и норм применительно к особенностям того или иного вида профессиональной деятельности34 и, соответственно, является формой. коллективного сознания совокупной профессиональной группы. Такое определение профессиональной этики и морали представляется более корректным, нежели приведенное в «Словаре по этике»35 и рассматривающее профессиональную этику в качестве профессионального этического кодекса, но не раскрывающего при этом специфики профессиональной этики как раздела общей философской этики.

Профессиональная  этика является системным образованием, поскольку все ее элементы взаимосвязаны, в совокупности приобретают новые свойства, отличные от свойств каждого из отдельно взятых элементов, обладают способностью выбывать из системы вследствие невостребованности и т.д., т.е. обладает всеми свойствами системы.

Каждая существующая и существовавшая ранее в обществе профессия в той или иной мере востребованы обществом, нуждающемся в определенном продукте, что предполагает развитие целенаправленной профессиональной деятельности, выполняющей определенный социальный заказ общества и в соответствии с этим выполняющей определенные функции. Основой профессионально-этической системы любого вида профессиональной деятельности, наряду с сущностью, смыслом и содержанием профессиональной деятельности, являются общие для представителей всех профессий требования профессиональной морали, выраженные в ее социальных функциях. Соответственно, профессиональная деятельность человека в жизненно важных сферах, прямо влияющих на судьбы общества, требует особых, конкретизированных систем этических норм и принципов, отвечающих содержанию профессиональной деятельности и производственных отношений, возникающих между людьми в ее процессе и отвечающих требованиям и ожиданиям социума в части выполнения социального заказа.

Вместе с тем, каждый вид профессиональной деятельности существенно отличается от других, что требует еще большей конкретизации этических систем, учета специфики конкретного вида деятельности. Для социальной работы как для специфического вида профессиональной деятельности приобретает огромное значение в связи с этим выполнение тех частных требований морали, которые учитывают специфику профессиональной социальной работы как особого вида социальной деятельности. Эти требования в той или иной форме находят отражение в общественной морали, но носят обезличенный, усредненный характер, что является целесообразным, поскольку общественная мораль носит преимущественно «рамочный характер», определяя лишь основные направления поведения, деятельности и отношений личности или группы в обществе, выраженные в наиболее общих нормах и принципах, требованиях к личности и пригодные для применения в любых жизненных ситуациях. В силу этого нормы, принципы, требования и т.п. элементы профессиональной этики не противоречат аналогичным элементам общественной морали.

Таким образом  в качестве основных факторов, детерминирующих содержание профессиональной этики, могут быть выделены следующие:

 конкретно-исторический  тип общества и присущие ему  уровень развития общественных  отношений, человеческого сознания, способы производства и распределения;

  • господствующая в обществе система морально-нравственных отношений, идеалов и ценностей;
  • особенности профессионально-трудовой деятельности человека на конкретном этапе социального развития;
  • специфика деятельности, предъявляющей определенные требования к поведению и действиям, отношениям и личностно-нравственному облику специалистов.

Профессиональная  этика, относящаяся к наиболее общим  видам нормативной регуляции  поведения специалиста в его  профессиональной деятельности, прошла длительный путь развития от единичных  и разрозненных конкретных этических норм, относящихся к определенным видам действий, до научно обоснованных и выверенных, целостных профессиональных этических систем, которые, наряду с другими видами регуляции профессиональной деятельности, составляют основу многих профессий. Вместе с тем, легитимизация профессиональных этических систем, действующих в различных сферах профессиональной деятельности, происходила не одновременно во всех сферах трудовой деятельности. Показательным при этом является тот факт, что существенно большее, нежели в других областях, значение придавалось этичности действий специалиста преимущественно в тех сферах профессиональной деятельности которые оказывали и оказывают весьма существенное непосредственное влияние на жизнедеятельность индивидов, групп и социума в целом - медицине, политике и других, что вызывало необходимость предъявления к личности и действиям специалиста более жестких, специфических и взаимно согласованных требований к поведению, отношениям и деятельности специалиста, позже становящихся основой профессионально-этической системы. Именно в этих сферах профессиональной деятельности ранее, чем в других, сложились этические кодексы, иногда опережая в своем становлении научное осмысление профессионально-этических основ деятельности.

Однако  введение этической регуляции профессиональной деятельности и регулирование поведения  и отношений специалиста может  стать необходимым и по другим причинам. Например, этические системы, отраженные в кодексах средневековых  ремесленных цехов, помимо повышения ответственности специалиста за конечный результат деятельности, преследовали и иную цель: как можно тщательнее охранять профессиональную тайну, секреты мастерства от «чужаков». Каждая профессиональная группа стремилась, во-первых, добиться того, чтобы «посторонние» люди не умаляли престижа и достоинства мастеров своего дела некачественным конечным результатом и, во-вторых, надеялась таким образом исключить чрезмерную конкуренцию, держать под контролем рынок сбыта продукции. В единстве с правилами этикета, которые достаточно часто включались в этический кодекс, такого рода обобщенные регламенты также способствовали тому, что группа профессионалов становилась своего рода замкнутой профессиональной кастой, корпорацией, отличающей себя от иных специалистов и населения вообще по множеству признаков, как сущностных, содержательных, так и чисто внешних.

Информация о работе Лекции по "Социальной работе"