Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:28, курсовая работа
Цель работы – исследовать данные международных стандартов, процесс их создания, реализации, их правовое положение в мировом сообществе, необходимость для всего мира, а также исследовать нормы белорусского законодательства в области прав ребенка, созданного на основе международно-правовых стандартов.
Введение………………………………………………………………………………………..……...4
1 Институт международной защиты прав и интересов ребенка…………......……………..……..6
1.1. Становление и развитие международного законодательства в области защиты прав и интересов ребенка………………………….……….…………….………….……...6
1.2.Принципы международной защиты прав ребенка…….……….………………………12
2 Организационно-правовые основы сотрудничества Республики Беларусь с международными организациями по вопросам защиты прав и законных интересов детей……………………………………………………………………………………..……..…….16
2.1 Реализация международных нормативно-правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов детей в Республике Беларусь………………………………………………..16
2.2 Деятельность международных организаций по вопросам защиты прав и законных интересов детей………………………………………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………………………….…...29
Список использованных источников…………………….………………………….…………….32
Приложение 1 ……………………………………………………………………………………….34
Вышеуказанные принципы были подтверждены на Всемирной конференции по правам человека 1993 г., подчеркнувшей, что "во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание следует уделять недискриминации и наилучшему обеспечению интересов ребенка, при этом надлежащее внимание должно уделяться взглядам ребенка" (пар. 21)27, и в Декларации "Мир, пригодный для жизни детей", принятой Генеральной Ассамблей на своей специальной сессии по положению детей в мае 2002 г. [11, c.78].
Принцип соблюдения (обеспечения) права ребенка на выживание и здоровое развитие устанавливает, что государства не только должны гарантировать ребенку право на жизнь, но и предпринимать позитивные шаги по поддержанию и продлению жизни ребенка и его полноценному физическому и духовному развитию.
Этот принцип впервые появился в Конвенции о правах ребенка. Согласно Конвенции государства должны обеспечивать "в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка" (ст. 6). Термин "выживание" довольно специфичен для международных договоров в области прав человека. Он был предложен представителями ЮНИСЕФ и ВОЗ во время разработки Конвенции, которые под ним подразумевали действия государств по сокращению младенческой смертности, иммунизации детей, доступу к безопасной питьевой воде, контролю над основными детскими заболеваниями, ликвидации безграмотности и т. д.29 Этот принцип был подтвержден Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей и Планом действий по осуществлению этой Декларации, принятыми на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей в 1990 г. Африканская хартия прав и благополучия ребенка также закрепила данный принцип в статье 4 [14, c.97].
Принцип соблюдения права ребенка на выживание и здоровое развитие может рассматриваться как платформа для экономических, социальных и культурных прав ребенка.
Принцип особой защиты и охраны детей.
Впервые необходимость в
Вышеуказанные специальные принципы, на наш взгляд, являются правовой основой, на которой базируются конкретные нормы по защите прав детей.
Таким образом, необходимо сказать, что восприятие (рецепция) национальным законодательством норм международных договоров может происходить с использованием следующих способов: инкорпорации, трансформации, а также общей, частичной или конкретной отсылки[12, c.243]. При этом они могут применяться как отдельно, так и совместно. Например, положение о неотъемлемом праве каждого ребенка на жизнь, закрепленное в статье 4 Закона "О правах ребенка", полностью инкорпорировано из статьи 6(1) Конвенции о правах ребенка. Ряд статей Закона "О правах ребенка" рецептируют международно-правовые нормы с помощью трансформации. Так, в соответствии со статьей 27(1) Конвенции о правах ребенка государства "признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка". В связи с этим статья 8 Закона сформулирована следующим образом: "Каждый ребенок имеет право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития". Частичная отсылка предусмотрена в статье 38 Закона "О правах ребенка": "Если вступившим в силу международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, предусматривающие более полную защиту прав и интересов ребенка, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора"[3].
Таким образом, вместе с международной защитой прав человека, в ее рамках, развивалась и международная защита прав ребенка, что привело к обособлению совокупности международно-правовых норм, регулирующих сотрудничество государств в этой области. В результате сложился институт прав ребенка, являющийся частью отдельной отрасли международного права, регулирующей вопросы защиты прав человека.
Можно сделать вывод, что институт международной защиты прав ребенка представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих права и свободы детей, устанавливающих обязательства государств по обеспечению и практическому претворению в жизнь (реализации) этих прав и свобод, а также международные механизмы контроля за выполнением государствами своих международных обязательств.
2 Организационно-правовые основы сотрудничества Республики Беларусь с международными организациями по вопросам защиты прав и законных интересов детей
2.1 Реализация международных нормативно-правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов детей в Республике Беларусь
В международно-правовой литературе термин "международная защита прав человека" получил довольно широкое распространение, в его понятие вкладывается различный смысл.
Ряд ученых подчеркивают, что в сферу международной защиты прав человека входит "разработка межгосударственных соглашений и иных документов по правам человека, а также содействие их осуществлению". А. П. Мовчан, например, понимает под "международной защитой" международное сотрудничество государств по содействию всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод. При этом он указывает, что деятельность по международной защите прав человека состоит в создании всеобщих рекомендаций по правам человека; разработке международных соглашений в этой области; создании специального механизма по проверке выполнения государствами своих международных обязательств по правам человека[22, c.74].
Другие ученые (например, Ю. А. Решетов, Г. М. Мелков) термином "международная защита прав человека" обозначают совокупность принципов и норм, образующих одну из отраслей современного международного права.
Некоторые юристы, например С. В. Черниченко, первоначально подразумевали под международной защитой прав человека действия государств по борьбе с грубыми и массовыми нарушениями прав человека (геноцидом, апартеидом, расизмом и т. д.)11. Однако в настоящее время С. В. Черниченко считает, что сфера международной защиты прав человека значительно расширилась. Отдельные авторы вообще высказываются против использования этого термина, ссылаясь на юридическую неопределенность самого понятия "защита" в международном праве[23, c.43].
Белорусский ученый Л. В. Павлова также подчеркивает, что среди юристов-международников нет единого подхода к определению термина "международная защита"[20, c.11]. Она отмечает, что одни авторы рассматривают международную защиту в качестве одного из компонентов международного сотрудничества в области прав человека, другие сводят ее лишь к деятельности международных контрольных органов, третьи включают в этот термин разработку рекомендаций, международных стандартов, подлежащих обязательному применению государствами, и осуществление контроля за их применением.
Не вдаваясь в детальную дискуссию, можно согласиться с тем, что последняя точка зрения является наиболее оправданной, так как закономерно отражает процесс развития международной защиты прав человека. Ее придерживается и сама Л. В. Павлова, понимая под международной защитой прав человека "систему международных органов и процедур универсального и регионального характера, функционирующих в направлении разработки международных стандартов в области прав и свобод человека и осуществления контроля за их соблюдением государствами"[20, c.15]. Эта защита осуществляется путем разработки деклараций-рекомендаций по правам человека, разработки международных стандартов в этой области, а также путем контроля за соблюдением государствами этих международных стандартов.
Международная защита прав ребенка является составной частью международной защиты прав человека, поэтому к ней применимы практически все ее положения. При этом выделение вопросов, относящихся к правам ребенка, в самостоятельный предмет в рамках международной защиты прав человека вызвано прежде всего причинами объективного характера: во-первых, в результате целого ряда исторических условий социальный статус детей ниже, чем у взрослых, и международная защита прав ребенка направлена на обеспечение им равных прав и возможностей со взрослыми; во-вторых, в силу физической и умственной незрелости ребенку необходимо предоставление особых прав и дополнительной защиты.
Основополагающим правовым актом, регулирующим права и свободы граждан Республики Беларусь, и соответственно детей, является Конституция. Вместе с общими нормами о правах человека и гражданина она содержит специальные положения, непосредственно касающиеся защиты прав ребенка. Статья 32 Конституции провозглашает, что брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. В ней признается, что ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей[1].
Принятые в целях реализации Конвенции о правах ребенка нормативно-правовые акты закрепляют полномочия отдельных государственных органов по обеспечению выполнения их положений. Так, Законом "О правах ребенка" предусмотрено, что защита прав ребенка должна обеспечиваться местными исполнительными и распорядительными органами, прокуратурой и судом, а координация деятельности государственных и негосударственных организаций по реализации положений Закона должна осуществляться Министерством образования Республики Беларусь (ст. 3). Механизм реализации и контроля за ходом выполнения Национального плана действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004—2010 гг. включает Национальную комиссию по правам ребенка, Министерство образования, Министерство труда и социальной защиты, облисполкомы, Минский горисполком и другие республиканские органы государственного управления. В системе Министерства образования создаются органы охраны детства, которые обеспечивают государственные гарантии по реализации прав детей, закрепленных в Конвенции о правах ребенка и национальном законодательстве.
В соответствии с указом Президента Республики Беларусь № 106 от 18 марта 1996 г. в целях соблюдения Конвенции о правах ребенка в республике создана Национальная комиссия по правам ребенка [5, c.124]. Ее задачами являются: осуществление в республике государственной политики в отношении детей; контроль за соблюдением прав детей, закрепленных в Конвенции о правах ребенка и белорусском законодательстве; координация деятельности государственных органов и общественных организаций по защите прав и интересов детей и др. Таким образом, Национальная комиссия является основным специальным органом по правам ребенка. Однако за прошедший период она не зарекомендовала себя как эффективный инструмент по реализации прав детей. Комитет по правам ребенка в своих заключительных замечаниях отметил, что Национальная комиссия фактически имеет статус консультативного органа и рекомендовал Беларуси учредить постоянный орган по координации процесса реализации и мониторинга прав ребенка на национальном и местном уровнях. Кроме того, Комитет обратил внимание на отсутствие независимого национального института по правам ребенка, такого, как уполномоченный по правам ребенка, и призвал республику создать такой механизм[9]..
Основным правовым актом, непосредственно регулирующим права детей, является уже упомянутый Закон Республики Беларусь "О правах ребенка" 1993 г. (в редакции от 25 октября 2000 г.). Закон состоит из 40 статей, в которых закрепляет правовой статус ребенка как субъекта правоотношений, определяет принципы государственной политики в отношении ребенка, его права и обязанности, обязанности юридических и физических лиц по защите детства.
В статьях 4—37 Закона непосредственно перечисляются права детей. Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь (ст. 4), право на достойный уровень жизни (ст. 8), право на здоровое развитие, на охрану и укрепление здоровья (ст. 5). Важное положение о недискриминации детей содержится в статье 6, согласно которой все дети имеют равные права "независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся ребенка и его родителей"[2].
Закон гарантирует ребенку право на гражданство (ст. 7), на имя (ст. 20), на защиту чести и достоинства (ст. 27), на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, от посягательства на тайну корреспонденции (ст. 28), на свободу объединений (ст. 26), на определение отношения к религии (ст. 10). Немаловажное значение имеет закрепленное за ребенком право на свободу мнений, убеждений и их свободное выражение, при этом особо подчеркивается право каждого ребенка, способного формулировать свои взгляды, свободно их выражать по всем затрагивающим его вопросам, причем взглядам ребенка должно уделяться надлежащее внимание в соответствии с его возрастом (ст. 11). Гарантированное статьей 11 право ребенка на получение, хранение и распространение информации дополняется правом на защиту от информации, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию (ст. 22(2)). Согласно Закону государство должно обеспечивать неприкосновенность личности ребенка, предоставить ему защиту от всех форм насилия и эксплуатации (ст. 9). При этом лица, которым стало известно о фактах жестокого обращения, физического или психического насилия в отношении ребенка, представляющих угрозу его здоровью и развитию, обязаны немедленно сообщить об этом в компетентный государственный орган (ст. 9(3)).