Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:28, курсовая работа
Цель работы – исследовать данные международных стандартов, процесс их создания, реализации, их правовое положение в мировом сообществе, необходимость для всего мира, а также исследовать нормы белорусского законодательства в области прав ребенка, созданного на основе международно-правовых стандартов.
Введение………………………………………………………………………………………..……...4
1 Институт международной защиты прав и интересов ребенка…………......……………..……..6
1.1. Становление и развитие международного законодательства в области защиты прав и интересов ребенка………………………….……….…………….………….……...6
1.2.Принципы международной защиты прав ребенка…….……….………………………12
2 Организационно-правовые основы сотрудничества Республики Беларусь с международными организациями по вопросам защиты прав и законных интересов детей……………………………………………………………………………………..……..…….16
2.1 Реализация международных нормативно-правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов детей в Республике Беларусь………………………………………………..16
2.2 Деятельность международных организаций по вопросам защиты прав и законных интересов детей………………………………………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………………………….…...29
Список использованных источников…………………….………………………….…………….32
Приложение 1 ……………………………………………………………………………………….34
Конвенция о правах детей - международно-правовой акт и универсальный стандарт, который служит мерилом основных прав детей в мире. Конвенция имеет равное значение для народов Во всех регионах мира.
Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка, Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
В докладе «Положение детей в мире, 1997 г.», изданном ЮНИСЕФ, отмечается, что Конвенция о правах ребенка коренным образом изменила отношение к детям в мире. Она заложила в международное право новые нормы, к соблюдению которых должны стремиться национальные правительства.
19 ноября 1993 года Конвенция о правах ребенка вступила в силу для Республики Беларусь.
Международная защита прав человека - "система международных органов и процедур универсального и регионального характера, функционирующих в направлении разработки международных стандартов в области прав и свобод человека и осуществления контроля за их соблюдением государствами"[18, c.75]. Эта защита осуществляется путем разработки деклараций-рекомендаций по правам человека, разработки международных стандартов в этой области, а также путем контроля за соблюдением государствами этих международных стандартов.
Международная защита прав ребенка является составной частью международной защиты прав человека, поэтому к ней применимы практически все ее положения. При этом выделение вопросов, относящихся к правам ребенка, в самостоятельный предмет в рамках международной защиты прав человека вызвано прежде всего причинами объективного характера: во-первых, в результате целого ряда исторических условий социальный статус детей ниже, чем у взрослых, и международная защита прав ребенка направлена на обеспечение им равных прав и возможностей со взрослыми; во-вторых, в силу физической и умственной незрелости ребенку необходимо предоставление особых прав и дополнительной защиты.
Таким образом, вместе с международной защитой прав человека, в ее рамках, развивалась и международная защита прав ребенка, что привело к обособлению совокупности международно-правовых норм, регулирующих сотрудничество государств в этой области. В результате сложился институт прав ребенка, являющийся частью отдельной отрасли международного права, регулирующей вопросы защиты прав человека
На основании Указа Президента Республики Беларусь от 19 апреля 1995 г. впервые в стране был реализован Национальный план действий по охране прав детей на 1995-2000 годы. Целью данной программы являются создание условий для нормального развития детей, находящихся в особо сложных условиях, обеспечения их социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований и реформ.
Образование в области прав человека предполагает нечто большее, чем просто владение информацией о самих правах детей и способах их реализации. Оно призвано воспитать стойкую приверженность принципам и ценностям, лежащих в основе этих прав.
В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 26, 27). В последнее время, в связи с реализацией Конвенции в Республике Беларусь был принят ряд мер по усилению адресной государственной поддержки детей и многодетных семей, семей с детьми-инвалидами, предоставлению некоторых льгот, связанных с охраной здоровья, по поддержанию общеобразовательных учебных заведений, детских дошкольных учреждений в условиях развития рыночных отношений.
Тем не менее, за последние годы многое удалось сделать в сфере социальной защиты и социального обеспечения детей. Расширяется психологическая помощь детям и молодежи. В частности, проводятся мероприятия, формирующие устойчивость против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения.
Положение детей привлекает к себе все большее внимание всех структур белорусского общества. Общественность выражает озабоченность здоровьем, образованием и нравственным благополучием подрастающего поколения.
Список использованных источников
1.Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями). Мн., 1997.
2. Всеобщая декларация прав
3.Закон Республики Беларусь"О
правах ребенка №от 19
ноября 1993 г. № 2570-XII
4.Закон Республики Беларусь от 25 октября
2000 г. о внесении изменений и дополнений
в Закон Республики Беларусь "О правах
ребенка" от 19 ноября 1993 г. // Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь.
2000. № 103. 2/215.
5.Защита прав ребенка в
6. Конвенция о правах ребенка //Конвенции ООН по правам человека, ратифицированные Республикой Беларусь. Мн., 1998.- 96c.
7.Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004—2010 гг. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 1. 5/13558.-55с.
8.Положение об органах охраны детства в Республике Беларусь: Приказ Министерства образования Республики Беларусь № 743 от 14 декабря 1999 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 12. 2/114.-87с.
9.Положение о Национальной комиссии по правам ребенка //Сборник декретов и указов Президента Республики Беларусь /Сост. В. Л. Бразовская. Мн., 1996. -121с.
10.Президентская программа "Дети Беларуси" на 2001—2005 гг.: Указ Президента Республики Беларусь № 281 от 24 мая 2001 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 51. 1/2686.- 64с.
11.Бурлакова, С.А. Социальная защита детства в рамках реализации Президентской программы «Дети Беларуси» // «Сацыяльна-педагагічная работа», 2006 -№ 7, 53с.
12.Калугин В. Ю. Механизм имплементации международного гуманитарного права. Мн., 2003.- 326с..
13.Красовская Н.Н. Организация системы социальной защиты населения Республики Беларусь: новые формы и услуги; //Сацыяльна-педагагічная работа.-2006. - №9. – 49с.
14.Леонова Г. Миссия Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и перспективы развития его деятельности по защите прав ребенка в Республике Беларусь // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1998. № 5. -132с..
15.Лодкина, Т.В.Социальная педагогика. Защита семьи и детства. Учеб.пособие для студ. высш.учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.-192с.
16.Основные сведения об Организации Объединенных Наций. М., 1995.- 67с.
17.Подоферова А.С. Актуальные проблемы социального сиротства в Республике Беларусь;//Адукацыя і выхаванне. - 2006. - №11. – 43с.
18.Рекомендации по образованию в области прав человека, гуманистическому и международному воспитанию: Сборник документов и методических материалов ООН, ЮНЕСКО, Республики Беларусь: Пособие для педагогов/Сост.О.Е.Белоенко. – Мн.: Тэзналогія, 1997. – 183 с.
19.Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: Учеб.пособие для студ. высш.учеб.заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2004.-224 с.
20.Савотина Л.Н., Л.В. Павлова Социальная защита детства в рамках реализации Президентской программы «Дети Беларуси»; Сацыяльна-педагагічная работа. - 2007. - №7.-31с.
21.Сельченок Е. Глобальное движение в интересах детей — первая международная акция нового века и нового тысячелетия // Защита и справедливость. 2000. № 5-8. 34c.
22.Смагина, Л.И.Сто уроков по правам
ребенка: Учеб.-метод.пособие/Л.И.
23.Старовойтов О.Н, Черниченко С.В. «Имплементационные меры Республики Беларусь по реализации положений Конвенции о правах ребенка 1989 г.» //Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2004. №3.-56с.
24.Шнекендорф З. К. Приоритет, достойный человечества // Педагогика. 1999. № 8.-79с.
Цель исследования: Данный опрос ставил своей целью исследовать уровень знаний правовых документов о правах ребенка среди детей и подростков.
Задачи:
1. извлечение данных о
2. получение сведений от самих детей об источниках правовых знаний.
3. содействие повышению степени информированности детей об организациях, призванных защищать их права.
Технология опроса
Способ опроса – раздаточная анкета, беседа
Место опроса – по месту учебы, проживания.
Было опрошено 37 детей от 10 до 16 лет.
Итоги опроса:
№ вопроса |
варианты ответов респондентов | ||||
1 |
знают о своих правах - 96,6% |
написали, что не знают законодательных актов – 1,9% |
оставили без ответа - 1,5% |
||
2
|
вариант a) знакомы с Конвенцией о правах ребенка – 54,2% |
вариант b) знакомы с законом о правах ребенка -56,8% |
вариант c) знакомы основными положениями Факультативных протоколов – 18,7% |
вариант d) -7,7% знают и другие законодательные акты, в которых закреплены права детей |
|
3 |
назвали несколько, в том числе, Факультативные протоколы к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, касающийся торговли детьми, детской проституции и порнографии – 63,4%
|
не знают никаких – 16,5% |
затруднились ответить - 9,5 % |
||
4 |
вариант a)знают - основную суть 24%. Назвали Факультативные протоколы к Конвенции о правах ребенка, касающиеся участия детей в вооруженных конфликтах, торговли детьми, детской проституции и порнографии |
вариант b) – 39,1%, написали, что слышали о Протоколах к Конвенции, знают о чем, но сами не читали |
вариант c) – 12,1%, не владеют знаниями о них |
вариант d) -11,8%- затруднились ответить |
|
5 |
вариант a) - 93%, считают, что в полном объеме получают информацию о своих правах |
вариант b) -0 % считают, что не в полной мере получают информацию |
вариант c) - 7% - затруднились ответить |
||
6 |
вариант a) -50,5% считают, что им помогают овладеть знаниями на специальных уроках |
вариант b) – 33,2% считают, что им помогают овладеть знаниями через беседы и лекции |
вариант c) – 18,5% - через сайт Департамента по защите прав детей |
вариант d) - 25,4% - из средств массовой информации |
вариант е) – 17,7% указали другие варианты: через информацию в Интернете, от родителей, книги, воспитателей, специалистов по защите детей, уроки самопознания, воспитатльные часы, «недели правовых знаний», конкурсы, викторины, открытые заниятия |
Анализ результатов проведенного исследования позволяет говорить о высоком уровне правовых знаний детей.
Подавляющее большинство опрошенных (96,6%) знают о своих правах, только 1,9 % детей признали, что не владеют знаниями в области прав детей. Все опрошенные обозначили какие-либо законодательные документы, в которых отражены права ребенка или права человека. Анкетирование подтверждает достаточно высокий уровень осведомленности в области Ратифицированных документов по правам ребенка.
Также можно сделать вывод о том, что чем старше ребенок, тем лучше он осведомлен о своих правах, что объяснимо большей доступностью информации. Наибольший процент осведомленности продемонстрировали дети 15-16 лет (87%).
Важным моментом проведенного исследования являлось получение информации о том, о том, из каких источников дети получают информацию о законодательных документах в области защиты детей.
Согласно результатам
Так как опрашивались средние и старшие школьники, то понятно, что еще одним источником является получение информации из Интернета, в том числе с сайта Департамента по защите прав детей – 18,5%.
Можно отметить отрадный факт, что часть детей обозначили информационным источником своих родителей и воспитателей – 7,8% (это в основном самые младшие из опрашиваемых детей).
Интересным моментом стало то, что многие дети узнают о законах из средств массовой информации ( 24,4%) и самостоятельно, читая законы – 5,7%.
Подавляющее большинство детей более 93% считают, что их знакомят с правовой информацией в полном объеме.