Международная защита прав детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать данные международных стандартов, процесс их создания, реализации, их правовое положение в мировом сообществе, необходимость для всего мира, а также исследовать нормы белорусского законодательства в области прав ребенка, созданного на основе международно-правовых стандартов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..……...4
1 Институт международной защиты прав и интересов ребенка…………......……………..……..6
1.1. Становление и развитие международного законодательства в области защиты прав и интересов ребенка………………………….……….…………….………….……...6
1.2.Принципы международной защиты прав ребенка…….……….………………………12
2 Организационно-правовые основы сотрудничества Республики Беларусь с международными организациями по вопросам защиты прав и законных интересов детей……………………………………………………………………………………..……..…….16
2.1 Реализация международных нормативно-правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов детей в Республике Беларусь………………………………………………..16
2.2 Деятельность международных организаций по вопросам защиты прав и законных интересов детей………………………………………………………………………………………22

Заключение……………………………………………………………………………………….…...29
Список использованных источников…………………….………………………….…………….32
Приложение 1 ……………………………………………………………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

международная защита прав детей.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

В Законе регулируются права ребенка  в семье или в альтернативной окружающей обстановке и связанные  с этим правоотношения: право на проживание в семье (ст. 15), ответственность семьи за ребенка (ст.17), право на социальную защиту семьи государством (ст. 21), права ребенка, проживающего отдельно от родителей (ст. 16), оставшегося без попечения родителей (стст. 29, 30), право на жилище, на имущество (стст. 18, 19). Отдельно закреплены права детей на труд (ст. 24), отдых (ст. 25), образование (ст. 23), на приобщение к национальной и мировой культуре (ст. 22). Законом регламентируются также права ребенка в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях: права детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития (ст. 31), права детей, пострадавших от стихийных бедствий, аварий и катастроф (ст. 32), право на неучастие в вооруженных конфликтах (ст. 33), права детей-беженцев (ст. 34), права ребенка при привлечении его к ответственности (ст. 35), соблюдение прав ребенка в специальных воспитательных учреждениях (ст. 36), право на защиту от насильственного перемещения, похищения, торговли в любых целях и форме (ст. 37).

Особо следует отметить признание  за ребенком права самостоятельно выступать  в защиту своих прав. Согласно статье 13 в случае нарушения его прав ребенок имеет право обращаться с заявлениями в органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет — в суд с заявлением о защите своих прав и интересов, а также осуществлять защиту прав и интересов через своих законных представителей. Начиная с четырнадцатилетнего возраста, ребенок имеет право на получение юридической помощи для осуществления и защиты своих прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, других организациях и в отношениях с должностными лицами и гражданами без согласия родителей или лиц, их заменяющих[12, c.51].

В Законе закреплены и обязанности  детей, которые включают обязанность  соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности (ст. 14).

Так как принятие Закона "О правах ребенка" во многом явилось следствием ратификации Беларусью Конвенции  о правах ребенка, представляется обоснованным провести сравнительный анализ нормативных  положений этих документов. Общая характеристика Закона позволяет сделать вывод, что в нем закреплены основные положения Конвенции, хотя об абсолютном соответствии говорить нельзя[17, c.23].

 Прежде всего, как  справедливо  отмечает автор статьи «Имплементационные меры Республики Беларусь по реализации положений Конвенции о правах ребенка 1989 г.» О. Старовойтов, можно сказать, что в Законе не в полной мере отражен принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка, зафиксированный в статье 3 Конвенции. В нем также отсутствуют такие закрепленные в Конвенции права, как право на сохранение своей индивидуальности (ст. 8), право на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию (ст. 39), права ребенка, принадлежащего к этническим, религиозным, языковым меньшинствам или коренному населению (ст. 30). С другой стороны, в Законе предусмотрена защита прав детей, пострадавших от стихийных бедствий, аварий и катастроф (ст. 32), чего нет в Конвенции[23 c.28].

Кроме того, анализ содержания ряда статей Закона позволяет говорить о необходимости их развития и дополнения с целью более полного соответствия международно-правовым нормам, закрепленным в Конвенции. Так, представляется, что статью 5 Закона, касающуюся права на охрану и укрепление здоровья, следовало бы дополнить положением о праве ребенка, помещенного компетентными органами на попечение с целью ухода за ним,  на периодическую оценку такого лечения, как это предусмотрено статьей 25 Конвенции. Закон непосредственно не предоставляет ребенку право на социальное обеспечение, как это закреплено в Конвенции, а вместо этого говорит о социальной защите семьи со стороны государства (ст. 21). Вероятно, следовало бы отдельно зафиксировать данное право ребенка как субъекта правоотношений в этой области.

К недостаткам Закона можно отнести исключение из состава органов, обеспечивающих защиту прав и интересов ребенка, положения о создании специальных органов охраны детства (ст. 3 Закона). Формирование таких органов было предусмотрено статьей 4 Закона в редакции 1993 г. С 1999 г. формируется система органов охраны детства [5]. Их создание предусмотрено и в Национальном плане действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004—2010 гг. (пар. 26)[6].

Вышесказанное позволяет сделать  вывод о необходимости приведения Закона "О правах ребенка" в полное соответствие с Конвенцией и дополнить его рядом прав (таких, как право на сохранение своей индивидуальности, право на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию, права ребенка, принадлежащего к меньшинствам или коренному населению).

 Закон "О правах ребенка"  не является единственным документом, регламентирующим права детей  в Беларуси. Специальные нормы  по правам ребенка содержатся  в отраслевых нормативно-правовых  актах: Кодексе Республики Беларусь  о браке и семье, Уголовном, Уголовно-процессуальном, Гражданском кодексах и др. Отдельные права ребенка регулируются также специальными законами, такими, как Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 2003 г., Закон "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" 1992 г. (в редакции 2002 г.), Закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь" 1999 г. Помимо упомянутых законов, в сферу национального законодательства по правам ребенка входят положения из иных нормативно-правовых актов Республики Беларусь, например законов "Об образовании", "О здравоохранении", "О гражданстве", "О беженцах", "О социальной защите инвалидов" и др. Из достаточно большого количества подзаконных актов следует выделить Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004—2010 гг., принятый Советом Министров Республики Беларусь в 2003 г., а также президентскую программу "Дети Беларуси".[7]. В данных документах отражены основные направления государственной политики в отношении охраны детей и защиты их прав на ближайшие годы[5, c.27].

Международная защита прав ребенка  является составной частью международной  защиты прав человека, поэтому к  ней применимы практически все ее положения. При этом выделение вопросов, относящихся к правам ребенка, в самостоятельный предмет в рамках международной защиты прав человека вызвано прежде всего причинами объективного характера: во-первых, в результате целого ряда исторических условий социальный статус детей ниже, чем у взрослых, и международная защита прав ребенка направлена на обеспечение им равных прав и возможностей со взрослыми; во-вторых, в силу физической и умственной незрелости ребенку необходимо предоставление особых прав и дополнительной защиты.

Тем не менее, за последние годы многое удалось сделать в сфере социальной защиты и социального обеспечения  детей. Расширяется психологическая  помощь детям и молодежи. В частности, проводятся мероприятия, формирующие  устойчивость против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения.

2.2 Деятельность международных организаций по вопросам защиты прав и законных интересов ребёнка

Одним из самых важных достижений международной системы защиты прав человека является не только признание международным сообществом того факта, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения, но и признание детей самостоятельными субъектами права.

Наиболее перспективным в функционировании механизмов обеспечения защиты прав человека, является "не замыкание  прав человека на национальном уровне, а разработка более эффективных  мер по оптимизации взаимодействия международных, региональных и национальных усилий в деле поощрения и развития уважения к ним. Многоуровневое обеспечение и развитие прав человека будет содействовать их утверждению в качестве реального стержня современного миропорядка" [21, с.87].

Все международные органы по правам человека, но и участвующие в защите прав ребенка, действуют на универсальном уровне (т.е. в рамках ООН) и на региональном уровне (т.е. в пределах конкретного региона).

Универсальные органы в зависимости  от их юридической природы подразделяются, в свою очередь,на внедоговорные контрольные механизмы, созданные на основе Устава ООН, и договорные (конвенционные) контрольные органы, создание которых предусмотрено международными соглашениями по правам человека. С другой стороны, универсальные органы могут быть общей и специальной компетенции.

Внедоговорные механизмы - это органы ООН. Ее Устав 1945г. как документ не относится, строго говоря, к категории инструментов, напрямую посвященных правам человека. Тем не менее, выполняя роль "Конституции  ООН", он лежит в основе международного правопорядка. Так, согласно ст. 55 (с) Устава ООН призвана содействовать "всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии".

В целях реализации этой задачи ст. 57 Устава предусматривает создание различных вспомогательных специализированных учреждений ООН. Среди таких учреждений, которые занимаются и правами детей, можно назвать[18, c.36]:

а) Международную организацию труда (МОТ);

б) Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ);

в) Организацию ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);

г) Международный Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ);

д) Фонд ООН по народонаселению;

е) Программу Развития ООН;

ж) Управление Верховного Комиссара  ООН по делам беженцев (УВКБ).

Из внедоговорных органов ООН прямое отношение к вопросу о контроле за соблюдением прав ребенка имеют:

a)Генеральная Ассамблея ООН

b)Совет Безопасности ООН)Экономический  и Социальный совет (ЭКОСОС))Комиссия  ООН по правам человека[11, с  141-146].

Генеральная Ассамблея ООН  выполняет ряд функций в отношении прав человека. В частности, она организует исследования, дает рекомендации в целях содействия осуществлению прав человека, принимает по вопросам прав человека резолюции (декларации) и утверждает договоры. Так, в отношении прав ребенка она приняла Декларацию прав ребенка и Конвенцию о правах ребенка. Кроме того, Генеральная Ассамблея создает различные вспомогательные органы (например, ЮНИСЕФ), назначает специальных докладчиков в сфере защиты прав ребенка (в частности Специального докладчика по изучению прав ребенка в период вооруженных конфликтов).

Деятельность Совета Безопасности ООН имеет большое значение для  защиты детей в период вооруженных  конфликтов, так как он уполномочен  предпринимать действия по поддержанию  международного мира и безопасности.

ЭКОСОС по вопросам, входящим в  его компетенцию, может подготавливать для представления Генеральной  Ассамблее проекты резолюций  и конвенций, созывать международные  конференции по правам человека.

Комиссия ООН по правам человека полномочна принимать сообщения от любых лиц и изучать ситуации нарушений прав человека. Однако крайне политизированная природа этого органа и некоторые иные факторы не позволяют Комиссии осуществлять высокоэффективную защиту прав человека в целом и прав ребенка в частности.

Действующая в настоящее время  система договорных (конвенционных) органов, т.е. органов, учрежденных международными конвенциями, конкретными договорами по правам человека ради обеспечения  выполнения именно их положений, состоит из шести комитетов[11, c.97].

1)Комитет по правам человека, который создан в соответствии  с Международным пактом о гражданских  и политических правах 1966г. с  целью имплементации его норм;

2)Комитет по ликвидации расовой  дискриминации - Международной конвенцией  о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.;

)Комитет по ликвидации дискриминации  в отношении женщин - Конвенцией  о ликвидации всех форм дискриминации  в отношении женщин 1979 г.;

)Комитет против пыток - Конвенцией  против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.;

)Комитет по экономическим, социальным  и культурным правам - Международным  пактом об экономических, социальных  и культурных правах 1966 г.;

)Комитет по правам ребенка  - Конвенцией о правах ребенка 1989 г.

Особый интерес представляет Комитет  ООН по правам ребенка, поскольку  именно этот орган напрямую занимается защитой прав ребенка. Остальные  же пять комитетов могут осуществлять защиту прав ребенка лишь косвенно - посредством рассмотрения докладов в пределах своих мандатов, которые включают всех лиц или определенную группу лиц, которые, в свою очередь, могут включать или не включать в свое число детей.

Комитет по правам ребенка учрежден в 1989г. Конвенцией о правах ребенка. В соответствии со ст. 43 Конвенции Комитет состоит из десяти экспертов из числа граждан государств-участников, которые работают в индивидуальном качестве и избираются на четырехлетний срок. Все государства - участники Конвенции могут выдвигать кандидатов. Комитет заседает три раза в год (в январе, мае-июне и октябре) в Женеве. Он рассматривает прогресс, достигнутый государствами-участниками в исполнении обязательств, установленных Конвенцией 1989г.

Каждые два года Комитет представляет Генеральной Ассамблее доклад о  своей деятельности.

Государства-участники должны подавать в Комитет через Генерального секретаря доклады о мерах, предпринятых для реализации прав, признанных в  Конвенции, и о прогрессе, достигнутом  в использовании этих прав; первый доклад должен быть представлен не позже чем через два года после вступления в силу Конвенции соответствующим государством-участником, и далее каждые пять лет.

В периодических докладах об осуществлении  Конвенции должна содержаться информация за охватываемый период, включая меры, принятые государством-участником, в том числе заключение двусторонних и многосторонних соглашений в области прав ребенка и присоединение к ним, а также изменения в законодательстве и практике на национальном, региональном и местном уровнях, такие, как[14, c.123]:

Информация о работе Международная защита прав детей