Международный опыт социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы».
Целью данной работы является усвоить технологию международного опыта социальной работы с населением.

Вложенные файлы: 1 файл

муждународный опыт социальной работы.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

Создание и развитие системы управления социально-экономическими процессами связаны не только с необходимостью удовлетворения растущих потребностей населения, но и с управлением процессом развития социальной сферы на рациональной основе, а также эффективным функционированием соответствующих учреждений и организационно-правовых структур.

Действенное управление социально-экономическими процессами может быть реализовано на основе единого социального пространства, в рамках которого возможно использование критериев оценки социальной услуги, ее эффективного потребления.

В современном индустриальном обществе огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная социальная сфера – важнейший фактор развития производительных сил. Социальная инфраструктура, в которую входят учреждения народного образования, здравоохранения, культуры, искусства, социального обеспечения, занимает видное место в народнохозяйственном комплексе государства. В России в отраслях социальной инфраструктуры трудится примерно 25% работников, основные фонды учреждений социальной инфраструктуры составляют примерно 30% основных фондов народного хозяйства. На содержание и развитие этих учреждений из консолидированного бюджета РФ ежегодно выделяется около 25% всех бюджетных ассигнований.

В настоящее время социальная сфера включает отрасли, подотрасли и виды деятельности, результатом  функционирования которых является удовлетворение, в первую очередь, потребностей населения в здравоохранении, образовании, обеспечении жильем, а также духовных и культурных потребностей. При этом объем и качество потребляемых социально-культурных услуг и оценка состояния соответствующих отраслей рассматриваются как один из важнейших показателей благосостояния, образа жизни населения, а такие показатели, как состояние здоровья, общеобразовательный, культурный и профессиональный уровень населения, являются, в свою очередь, одним из основных индикаторов, характеризующих степень развитости общества.

Развитие социальной сферы  зависит от уровня развития материального  производства, объема созданного здесь  национального дохода и его распределение  между производственной и непроизводственной сферами. Социальная сфера оказывает всестороннее влияние на производительные силы. В условиях все усиливающегося процесса общественного разделения труда практически невозможно функционирование отраслей материального производства без социальной инфраструктуры. Материальные и духовные блага, предоставляемые предприятиями и учреждениями социальной сферы, удовлетворяя личные потребности людей, являются важнейшим фактором воспроизводства рабочей силы и интенсификации производства. Инфраструктура все в большей степени становится социальным ускорителем экономического развития.

Под понятием «социальная  сфера муниципальных структур»  понимается система взаимосвязанных  элементов, включающих:

  • общедоступные учреждения социальной сферы, расположенные на территории муниципальных структур,
  • потребителей социальных услуг (жителей муниципальных структур) и
  • обслуживающую их инфраструктуру (состоящую из специализированного транспорта, информационных, рекламных, сервисных центров и т.п.), направленную на удовлетворение потребностей населения муниципальных структур в социальных услугах.

Социальная  сфера муниципальной структуры  ограничена геогра-фически масштабами территории и имеет целью удовлетворение потребностей местного населения в социальных услугах (здравоохранения, образования, культуре, спорте). В результате достижения данной цели повышается уровень качества жизни населения муниципальной структуры, а предприятия социальной сферы получают прибыль, позволяющую им развиваться.

Возникновение и развитие теории управления развитием социальной сферой обусловлены рядом причин:

  • во-первых, качественные сдвиги в экономике ставят перед объектами социальной сферы новые сложные задачи по наиболее полному удовлетворению постоянно возрастающих потребностей населения в социальных услугах;
  • во-вторых, рост масштабов деятельности социальной сферы, развитие и усложнение ее связей с другими отраслями народного хозяйства, ускорение научно-технического прогресса, интенсификация отрасли, переход к цивилизованной, социально ориентированной рыночной экономике выдвигают крупные теоретические проблемы, решение которых невозможно без управления, основанного на научных знаниях.

Управление  социальной сферой муниципальных структур должно быть ориентировано на стратегические цели развития социальных услуг города. Какими бы выгодными ни казались те или иные проекты управленческих решений в текущем периоде, они, на наш взгляд, должны быть отклонены, если вступают в противоречие с миссией, стратегическими направлениями развития муниципальных структур или ведут к снижению эффективности их развития в перспективном периоде.

Решение концептуальных и методических проблем определения перспективных направлений программно-целевого развития системы управления, формирования и воплощения основных принципов и факторов, влияющих на создание эффективной системы управления социально-экономическими процессами, конструирования и использования механизма многоуровневого и многоканального финансирования, повышения мобильности, гибкости и адаптивности систем управления учреждениями социально-экономической сферы к изменяющимся потребностям рынков социальных услуг также ждут своего решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные функции социальной работы

Поле деятельности специалиста по социальной работе обширно. Эта работа разноуровневая, неоднородная. Уже в силу этого она является многофункциональной.

Понятие “функция”  пришло в русский язык из латыни и означает «обязанность, круг деятельности, назначение, роль». Специалисты выделяют следующие основные функции этой работы:

-диагностическая - изучение  особенностей личности клиента,  семьи, группы лиц, степени и направленности влияния микросреды, постановка социального диагноза;

-прогностическая - программирование, прогнозирование, проектирование  процесса социального развития  конкретного индивида, семьи, микросоциума, деятельности различных институтов, участвующих в социальном формировании личности;

-предупредительно-профилактическая (превентивная) и социально-терапевтическая  - приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических и  других механизмов предупреждения  и преодоления негативных явлений, оказание необходимой помощи нуждающимся, обеспечение защиты прав семьи, женщин, подростков, детей, молодежи, пенсионеров, инвалидов и др. в обществе;

-организационно-коммуникативная  - содействие включению общественности, специалистов различных ведомств, учреждений и организаций в социальную службу, привлечение их к оказанию различных видов помощи конкретному человеку семье, группе лиц, сбор информации и налаживание взаимодействия между различными социальными институтами в их работе с клиентами;

-охранно-защитная - использование  всего арсенала правовых норм  для защиты прав и интересов  клиента, содействия в применении  мер государственного принуждения  и реализации юридической ответственности  в отношении лиц, допускающих  противоправные воздействия на клиента;

-социально-медицинская  - организация работы по планированию  семьи, формированию общественного  отношения к репродуктивному  и сексуальному поведению, содействие  подготовке молодежи к семейной  жизни, овладению основами оказания  первой медицинской помощи, культуры питания, санитарно-гигиенических правил, правил безопасности жизнедеятельности;

-социально-педагогическая - выявление интересов и потребностей  семей, отдельных лиц и их  групп в различных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, технического и художественного творчества, семейного туризма и т.д., привлечение к этой работе различных учреждений, организаций, общественно-творческих союзов, специалистов, тренеров, организаторов культурно-досуговой деятельности;

-организаторская - организация той или иной деятельности, влияние на содержание досуга, помощь в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координация деятельности различного рода объединений и клубов, работа по взаимодействию клиента, семьи, группы лиц с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, обществами и благотворительными организациями;

-социально-бытовая - содействие  в получении нуждающимися клиентами  и семьями материальной и другой  помощи, улучшении их жилищных условий;

-психологическая - обеспечение  допустимого и целесообразного  вмешательства в дела клиента,  семьи, в процесс социализации, оказание помощи традиционным  институтам воспитания, обеспечение  связи между клиентом, семьей  и микросредой, личностью и обществом, выполнение роли доверенного лица клиента, семьи.

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Управление и цели социальной работы

Социальная  работы немыслима без такого компонента, как управление. Оно включает в себя оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учёт и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров социальной работы. Все эти управленческие действия выполняют абсолютно все социальные работники, независимо от того, относятся ли они к управленческим или практическим социальным работникам.

Чтобы управление социальной работой шло успешно, социальным работникам надо много знать, причём не только в сфере своей непосредственной деятельности, но и во многих других областях общественной жизни, зачастую далеко отстоящих от социальной работы. Нужно хорошо представлять социальную структуру общества, систему управление страной и конкретно социальной работой, свои собственные права и обязанности и своих клиентов, всё законодательство по вопросам социального обеспечения и помощи, основы социологии, социальной психологии, педагогики, социальной работы. Нужно знать и уметь многое.

При этом необходимо особо  подчеркнуть, что управление социальной работой имеет дело с особой категорией людей нуждающихся в поддержке, не способных зачастую жить без посторонней помощи. Если в случае со здоровым человеком решение вопроса можно отложить, то в отношении больного, инвалида, человека, перенесшего тяжёлый стресс, откладывание недопустимо, так как оно может стать причиной непоправимого последствия.

Перечисленные компоненты (объект, субъект, содержание, средства, управление) составляют структуру социальной работы. Но структура - это ещё не система. Деятельность становится системой, когда её компоненты связываются в единое целое с помощью функций и целей.

Что представляют собой  цели? Цель - образ предмета, который  человек хочет получить в результате своей деятельности. Можно ещё  сказать, что цель - это желательное для человека состояние предмета его деятельности.

Общая цель социального  работника - удовлетворить потребности  своих клиентов. Этой цели подчиняется  вся деятельность субъекта, в соответствии с ней складывается содержание, организуется управление, подбираются адекватные средства, формы и методы социальной работы. Цель, как видно, связывает компоненты социальной работы в единое целое, делает единой системой.

К основным целям социальной работы можно отнести:

-увеличение степени  самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

-создание условий, в  которых клиенты могут в максимальной  мере проявить свои возможности  и получить все, что им положено  по закону;

-адаптация или реадаптация людей в обществе;

-создание условий, при  которых человек , несмотря на  физическое увечье, душевный срыв  или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного  достоинства и уважение к себе  со стороны окружающих;

И как конечная цель - достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у пациента “отпадает”.

 

 

 

 

 

 

Зарубежный опыт оказания социальных услуг

Проведем исследование программ реализации социальных услуг, а также разграничения полномочий и ответственности между различными уровнями власти в социальной сфере на международном уровне. Увязка этих двух аспектов систем социальной защиты не случайна. Децентрализация ответственности за решения в области социальной политики, предоставляющая региональному и муниципальному уровням высокую степень свободы в области выбора и организации программ при сохранении общего методического руководства и ответственности за формирование федерального законодательства на федеральном уровне, значительно расширяет возможности по внедрению социальных инноваций, оптимизации механизмов оказания социальных услуг с точки зрения как бюджетной, так и социальной эффективности.

 Анализируя опыт разных стран, рассмотрим, как ставится вопрос разграничений полномочий в социальной сфере, основные достоинства и недостатки каждой описываемой программы или механизма.

В Скандинавии программы  помощи семьям, имеющим детей, являются частью программ государства всеобщего благосостояния. Они носят универсальный характер (независимо от дохода семьи), направлены на поддержку среднего класса (а не бедных) и в настоящее время имеют ярко выраженный ценностной компонент - это ликвидация тендерного неравенства, поддержка ответственного отцовства.

Информация о работе Международный опыт социальной работы