Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:28, курсовая работа
Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы».
Целью данной работы является усвоить технологию международного опыта социальной работы с населением.
Создание и развитие системы управления социально-экономическими процессами связаны не только с необходимостью удовлетворения растущих потребностей населения, но и с управлением процессом развития социальной сферы на рациональной основе, а также эффективным функционированием соответствующих учреждений и организационно-правовых структур.
Действенное управление социально-экономическими процессами может быть реализовано на основе единого социального пространства, в рамках которого возможно использование критериев оценки социальной услуги, ее эффективного потребления.
В современном индустриальном обществе огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная социальная сфера – важнейший фактор развития производительных сил. Социальная инфраструктура, в которую входят учреждения народного образования, здравоохранения, культуры, искусства, социального обеспечения, занимает видное место в народнохозяйственном комплексе государства. В России в отраслях социальной инфраструктуры трудится примерно 25% работников, основные фонды учреждений социальной инфраструктуры составляют примерно 30% основных фондов народного хозяйства. На содержание и развитие этих учреждений из консолидированного бюджета РФ ежегодно выделяется около 25% всех бюджетных ассигнований.
В настоящее время социальная сфера включает отрасли, подотрасли и виды деятельности, результатом функционирования которых является удовлетворение, в первую очередь, потребностей населения в здравоохранении, образовании, обеспечении жильем, а также духовных и культурных потребностей. При этом объем и качество потребляемых социально-культурных услуг и оценка состояния соответствующих отраслей рассматриваются как один из важнейших показателей благосостояния, образа жизни населения, а такие показатели, как состояние здоровья, общеобразовательный, культурный и профессиональный уровень населения, являются, в свою очередь, одним из основных индикаторов, характеризующих степень развитости общества.
Развитие социальной сферы зависит от уровня развития материального производства, объема созданного здесь национального дохода и его распределение между производственной и непроизводственной сферами. Социальная сфера оказывает всестороннее влияние на производительные силы. В условиях все усиливающегося процесса общественного разделения труда практически невозможно функционирование отраслей материального производства без социальной инфраструктуры. Материальные и духовные блага, предоставляемые предприятиями и учреждениями социальной сферы, удовлетворяя личные потребности людей, являются важнейшим фактором воспроизводства рабочей силы и интенсификации производства. Инфраструктура все в большей степени становится социальным ускорителем экономического развития.
Под понятием «социальная сфера муниципальных структур» понимается система взаимосвязанных элементов, включающих:
Социальная сфера муниципальной структуры ограничена геогра-фически масштабами территории и имеет целью удовлетворение потребностей местного населения в социальных услугах (здравоохранения, образования, культуре, спорте). В результате достижения данной цели повышается уровень качества жизни населения муниципальной структуры, а предприятия социальной сферы получают прибыль, позволяющую им развиваться.
Возникновение и развитие теории управления развитием социальной сферой обусловлены рядом причин:
Управление социальной сферой муниципальных структур должно быть ориентировано на стратегические цели развития социальных услуг города. Какими бы выгодными ни казались те или иные проекты управленческих решений в текущем периоде, они, на наш взгляд, должны быть отклонены, если вступают в противоречие с миссией, стратегическими направлениями развития муниципальных структур или ведут к снижению эффективности их развития в перспективном периоде.
Решение концептуальных и методических проблем определения перспективных направлений программно-целевого развития системы управления, формирования и воплощения основных принципов и факторов, влияющих на создание эффективной системы управления социально-экономическими процессами, конструирования и использования механизма многоуровневого и многоканального финансирования, повышения мобильности, гибкости и адаптивности систем управления учреждениями социально-экономической сферы к изменяющимся потребностям рынков социальных услуг также ждут своего решения.
Основные функции социальной работы
Поле деятельности специалиста по социальной работе обширно. Эта работа разноуровневая, неоднородная. Уже в силу этого она является многофункциональной.
Понятие “функция” пришло в русский язык из латыни и означает «обязанность, круг деятельности, назначение, роль». Специалисты выделяют следующие основные функции этой работы:
-диагностическая - изучение
особенностей личности клиента,
-прогностическая - программирование,
прогнозирование,
-предупредительно-
-организационно-
-охранно-защитная - использование
всего арсенала правовых норм
для защиты прав и интересов
клиента, содействия в
-социально-медицинская
- организация работы по
-социально-педагогическая
- выявление интересов и
-организаторская - организация той или иной деятельности, влияние на содержание досуга, помощь в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координация деятельности различного рода объединений и клубов, работа по взаимодействию клиента, семьи, группы лиц с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, обществами и благотворительными организациями;
-социально-бытовая - содействие
в получении нуждающимися
-психологическая - обеспечение допустимого и целесообразного вмешательства в дела клиента, семьи, в процесс социализации, оказание помощи традиционным институтам воспитания, обеспечение связи между клиентом, семьей и микросредой, личностью и обществом, выполнение роли доверенного лица клиента, семьи.
Управление и цели социальной работы
Социальная работы немыслима без такого компонента, как управление. Оно включает в себя оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учёт и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров социальной работы. Все эти управленческие действия выполняют абсолютно все социальные работники, независимо от того, относятся ли они к управленческим или практическим социальным работникам.
Чтобы управление социальной работой шло успешно, социальным работникам надо много знать, причём не только в сфере своей непосредственной деятельности, но и во многих других областях общественной жизни, зачастую далеко отстоящих от социальной работы. Нужно хорошо представлять социальную структуру общества, систему управление страной и конкретно социальной работой, свои собственные права и обязанности и своих клиентов, всё законодательство по вопросам социального обеспечения и помощи, основы социологии, социальной психологии, педагогики, социальной работы. Нужно знать и уметь многое.
При этом необходимо особо подчеркнуть, что управление социальной работой имеет дело с особой категорией людей нуждающихся в поддержке, не способных зачастую жить без посторонней помощи. Если в случае со здоровым человеком решение вопроса можно отложить, то в отношении больного, инвалида, человека, перенесшего тяжёлый стресс, откладывание недопустимо, так как оно может стать причиной непоправимого последствия.
Перечисленные компоненты (объект, субъект, содержание, средства, управление) составляют структуру социальной работы. Но структура - это ещё не система. Деятельность становится системой, когда её компоненты связываются в единое целое с помощью функций и целей.
Что представляют собой цели? Цель - образ предмета, который человек хочет получить в результате своей деятельности. Можно ещё сказать, что цель - это желательное для человека состояние предмета его деятельности.
Общая цель социального работника - удовлетворить потребности своих клиентов. Этой цели подчиняется вся деятельность субъекта, в соответствии с ней складывается содержание, организуется управление, подбираются адекватные средства, формы и методы социальной работы. Цель, как видно, связывает компоненты социальной работы в единое целое, делает единой системой.
К основным целям социальной работы можно отнести:
-увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
-создание условий, в
которых клиенты могут в
-адаптация или реадаптация людей в обществе;
-создание условий, при которых человек , несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
И как конечная цель - достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у пациента “отпадает”.
Зарубежный опыт оказания социальных услуг
Проведем исследование
программ реализации социальных услуг,
а также разграничения
Анализируя опыт разных стран, рассмотрим, как ставится вопрос разграничений полномочий в социальной сфере, основные достоинства и недостатки каждой описываемой программы или механизма.
В Скандинавии программы помощи семьям, имеющим детей, являются частью программ государства всеобщего благосостояния. Они носят универсальный характер (независимо от дохода семьи), направлены на поддержку среднего класса (а не бедных) и в настоящее время имеют ярко выраженный ценностной компонент - это ликвидация тендерного неравенства, поддержка ответственного отцовства.