Международный опыт социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы».
Целью данной работы является усвоить технологию международного опыта социальной работы с населением.

Вложенные файлы: 1 файл

муждународный опыт социальной работы.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

В течение  первых десяти лет было создано 22 национальных общества Красного Креста в европейских  странах. Сегодня они есть почти  во всех государствах мира. Национальные общества очень быстро расширяли  свою деятельность, предлагая свою помощь в других сферах деятельности. Так, Красный Крест сыграл большую роль в строительстве больниц, подготовке медицинского персонала, просвещении в области гигиены, оказания помощи пожилым и инвалидам, проведении спасательных операций, осуществлении программ переливания крови. После второй мировой войны областью деятельности национальных организаций Красного Креста стала борьба с дет-

скими заболеваниями,  проведение массовых прививок,  очистка  воды,  работа с беженцами.  Это  далеко не полный перечень видов деятельности движения.

Толчком к  развитию Движения послужило создание Лиги обществ Красного Креста, объединяющей все национальные организации. С 1991 года она именуется как Международная  федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Ее штаб-квартира находится в Женеве.

Наглядной стороной ее деятельности является организация  мероприятий во время стихийных  бедствий, катастроф, эпидемий.

Итак, слова  «Международный Красный Крест» обозначают совокупность трех составных частей Движения, созданного Анри Дюнаном более века назад:

1. Международного  Комитета Красного Креста –  учредителя движения;

2. Национальных  обществ Красного Креста и  Красного Полумесяца;

3. Международной  Федерации обществ Красного Креста  и Красного полумесяца.

За время  своего существования Движение приобрело широкий размах, что обусловило необходимость создания структур и органов, координирующих его деятельность,  а также создания правовой и юридической базы. В 1928 году был принят Устав, кроме него – Постоянная комиссия Международного Красного Креста,  занимающаяся подготовкой Международных конференций.

Устав в последующие  годы изменялся с целью усовершенствования правовой базы Движения на Международном  уровне. В 1952 году название «Международный Красный Крест» было заменено названием «Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца», что, по мнению большинства, точнее отражает сегодняшние реальности.

В заключении перечислим основополагающие семь принципов  деятельности Международного Красного Креста и Красного Полумесяца.

Гуманность. Движение,  порожденное стремлением  оказывать помощь всем раненым на поле боя,  старается при любых  обстоятельствах,  как на международном,  так и на национальном уровне предотвращать  т облегчать страдания человека.

Беспристрастность. Движение не проводит никакого различия по признаку расы,  религии, класса или политических убеждений.

Нейтральность. Движение не может принимать чью-либо сторону в вооруженных конфликтах и вступать в споры политического, расового, религиозного или идеологического характера.

Независимость. Движение независимо. Национальные общества, оказывая помощь и подчиняясь законам  своей страны, должны, тем не менее, всегда сохранять автономию, чтобы  действовать в соответствии с  принципами Движения.

Добровольность. В своей добровольной деятельности по оказанию помощи Движение ни в коей мере не стремится к получению выгоды.

Единство. В  стране может быть только одно национальное общество Красного Креста или Красного Полумесяца.  Оно должно быть открытым для всех и должно осуществлять свою деятельность по всей территории страны.

Универсальность. Движение является всемирным. Все национальные общества пользуются равными правами  и обязаны оказывать помощь друг другу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные модели социальной поддержки населения 

в современном  мире

Принципы и  функции систем социальной защиты в  странах Западной        Европы

Практически все страны Западной Европы используют социальное страхование на случай социального  риска и оказывают социальную помощь людям, находящимся за чертой бедности. Однако системы социального страхования и социальной помощи в этих странах реализуются по разному, и в связи с этим они могут быть разделены на четыре группы:

1. страны,  где доминируют страховые принципы,  где размеры выплат и пособий связаны с индивидуальными страховыми взносами;

2. страны, где  страховые принципы социальной  защиты населения менее выражены, где размеры пособий и выплат  более соответствуют индивидуальным  потребностям, а финансирование  осуществляется в основном из налоговых фондов;

3. страны, занимающие  промежуточную позицию между  первыми двумя; 

4. страны,  где системы социальной защиты  населения,  как таковой,  пока  нет,  она только формируется. 

К первой группе относятся Германия,  Франция,  Бельгия и Люксембург. В этих странах системы защиты населения базируются на договорно-страховых принципах. Наемные трудящиеся выплачивают определенную часть своих доходов в страховой фонд, что дает им право воспользоваться услугами фонда, когда им понадобиться помощь в размерах, соответствующих накоплениям в страховом фонде. Одновременно работодатели от имени своих наемных рабочих также отчисляют определенные суммы в этот страховой фонд.

В большинстве  случаев сумма выплат из страхового фонда зависит от заработной платы и связана с той суммой, которая была накоплена за счет взносов работающего и работодателя. Исключение составляют расходы на медицинское обслуживание и семейные пособия. Основная цель этой системы – поддержать уровень жизни человека в случае его болезни, инвалидности и потери работы. Такая система позволяет перераспределить доходы человека на протяжении его физической жизни. Во всех европейских странах страховые отчисления являются основным источником финансирования социальной защиты. В некоторых случаях фонд может быть расширен за счет

больших или  меньших отчислений из общей расходной  статьи национального бюджета, за счет налоговых выплат.

Однако во всех странах этой группы государство  берет на себя обязательство перед  гражданами за то, чтобы доходы любого гражданина не опускались ниже гарантированного минимума, независимо от того, какой доход он получал ранее и сколько внес в страховой фонд. Этот вид выплат осуществляется из общенационального бюджета.

Здравоохранение в основном финансируется также  за счет страховых взносов, однако минимум медицинского обслуживания гарантирован за счет бюджета. Медицинское обслуживание восновном ложится на частный сектор с последующим возмещением расходов граждан за счет государства.

Вторая группа стран, к которой относятся Великобритания, Дания, Ирландия, отличается от первой тем, что социальная защита в меньшей степени связана со страховыми накоплениями. В этих странах большую роль в финансировании социальной сферы играет государственный бюджет.  Социальные выплаты и пособия распределяются более равномерно. В основе такого распределения лежит идея о том,  что люди в нужде равны,  поэтому социальная помощь должна быть оказана, исходя из потребностей человека, а не из его прежних доходов. Разница между выплатами и пособиями заключается в основном в том, что социальные выплаты обязательны, на них имеет право претендовать каждый гражданин по закону, а пособия даются далеко не всем, в зависимости от нуждаемости и характера социального риска.  В этих странах медицинское обслуживание сосредоточено в основном в общественном секторе.

К третьей  группе стран относятся Нидерланды и Италия, представляющие смешанную  систему социального обеспечения. Однако их системы более близки к  системам первой группы стран. Но есть и определенные отличия. В Италии, например, государство не берет на себя обязательства по выплате гарантированного социального минимума доходов.  Такие гарантии дают лишь некоторые местные власти в отдельных областях.  В Нидерландах,  наоборот,  социальное обеспечение находится на очень высокой ступени развития, и система охватывает каждого жителя страны.

К четвертой  группе стран относятся Испания, Португалия, Греция. Системы социальной защиты населения этих стран находятся  пока в зачаточном состоянии. В этих странах нет гарантированного минимального дохода,  и социальное обслуживание доступно далеко не всем гражданам.

Во всех европейских  странах социальная защита многофункциональна. Как правило, она выполняет 11 функций,  соответствующих основным социальным рискам,  которым подвергается человек в течение жизни.

Риск заболевания:  выплаты соответствуют полной или  частичной компенсации доходов, утрачиваемых в связи с невозможностью трудиться;  покрывают полностью  или частично медицинское обслуживание, как в общественном, так и в частном секторе.

Риск инвалидности:  выплата пенсий и пособий лицам,  полностью утратившим способность  трудиться и вести нормальную жизнь в социуме; медицинское  обслуживание,  связанное с инвалидностью; расходы по реабилитации.

Риск производственного травматизма и профессионального заболевания: выплата пенсий и пособий,  компенсаций и другие формы прямых выплат;  специфическая медицинская помощь; расходы, связанные с производственной реабилитацией и другие формы социального обслуживания.

Риск потери кормильца: пенсии и пособия в случае потери кормильца, посмертное пособие, ритуальные услуги.

Риск безработицы: пособие, связанное с полной или  частичной безработицей; оплата временного или эпизодического труда, организованного  властями, не заменяющей пособие.

Риск миграции: расходы, связанные с перемещением трудовых ресурсов, обучением, переквалификацией; пособия, связанные с переездом  на новое место жительства бывших безработных.

Риск потери жилья: субсидии на оплату жилья и  коммунальных услуг некоторым категория населения.

Риск материнства: расходы на выплату пособий по беременности и родам; расходы на медицинское обслуживание матери и  ребенка и другие формы обеспечения  беременных и рожениц.

Семейные  пособия: пособия на детей-иждивенцев, натуральная помощь в виде продовольственных товаров, оплаты путевок, помощь на дому и пр.

Другие виды социальной помощи:  дополнительное обслуживание бедняков,  расходы  на профилактику правонарушений несовершеннолетних, пособия жертвам военных действий и стихийных бедствий и пр.

Очевидно, что  расходы на те или иные выплаты  и пособия в разных странах, весьма, различны. Рассмотрим на примере оказания помощи семье.

Различия  среди европейских стран по этой статье расходов довольно значительны. Одна группа стран, среди которых Греция, Италия, Португалия и Испания, тратят менее 1% своего ВНП на эти цели. Другая группа стран – Германия и Нидерланды – от 12,5 до 2%, в то время как оставшиеся страны – более 2%. Большинство стран озабочены сокращением рождаемости.  В этой связи многие странывнесли существенные изменения в политику оказания помощи семье. Так,  во Франции в начале80-х гг.  были приняты законы в пользу многодетных семей.  Например,  семья с тремя и более

детьми стала  получать пособие в размере трети средней заработной платы.

Во всех странах  размеры пособий на детей возрастают с каждым новым ребенком. Исключение составляют Ирландия, Нидерланды, Португалия и Великобритания, где размер пособия  не меняется со вторым и третьим  ребенком. В Бельгии, Германии, Италии и, особенно, во Франции сумма выплат значительно возрастает, начиная со второго ребенка.

Во многих странах были увеличены пособия  по беременности и родам.  Такая  политика была направлена на то, чтобы  создать наилучшие условия для  сочетания работы, карьеры и заботы о доме и семье. В этой связи в течение последних пяти лет во многих странах была увеличена продолжительность отпуска по беременности и родам. Самый большой отпуск по беременности и родам в настоящее время в Дании (28 недель) и во Франции (26 недель). В остальных странах он варьируется от 13 до 20 недель.

Во многих странах для родителей, которые  бы хотели находиться с ребенком более  продолжительное время,  существуют социальные пособия, но они небольшие. Такие пособия есть в Германии, Бельгии, Италии. Например,  в Германии оно составляет 22%  от заработной платы по достижению ребенком возраста 2-х лет.  В Бельгии и Италии чуть больше,  но срок их выплат

меньше.

Проблема  неполных семей в Европе такая  же острая, как и в России. Практически во всех странах есть специальные пособия для таких семей, однако, условия выплаты разные. Например, в Греции пособие может получать только мать, но не одинокий отец. В Испании и Португалии лишь в отдельных провинциях местные власти выплачивают такие пособия. Во Франции сумма пособия составляет 50% средней заработной платы до 3-х летнего возраста. В других стран эта сумма значительно меньше.

  Социальная защита пожилых людей в странах Западной Европы

Серьезные демографические  изменения,  произошедшие за последние десятилетия, заставили многие страны пересмотреть систему помощи пожилым гражданам.

Прежде всего,  проблемы возникли в отношении пенсионного  обслуживания,  поскольку резко  возросло число пенсионеров по старости.  Положение во многих странах обострилось в связи с довольно высоким уровнем безработицы. Это заставило правительства многих стран изыскивать

возможности для организации преждевременного ухода на пенсию,  чтобы освободить рабочие места для молодых  работоспособных людей.

Программы преждевременного выхода на пенсию стали разрабатываться в середине 80-х гг.  и были приняты почти во всех странах Европейского Содружества. В разных странах были приняты два четко выраженных решения: 1) ранняя пенсия с правом работать; 2) ранняя пенсия33

без права  работать.  В наибольшей степени  программы были реализованы в  Бельгии,  Франции, Германии, в меньшей  – в Великобритании и Дании.

Так в Бельгии  на пенсию можно уходить уже в 50 лет. Если увольнение связано с  потребностями фирмы,  пожилые  люди получают пенсию в размере 80%  заработка.  Основная часть средств выплаты поступает за счет страхования по безработице, но некоторая доля может обеспечиваться работодателем.   Пенсионеру разрешается подрабатывать,  но в ограниченных размерах.

Информация о работе Международный опыт социальной работы