Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:28, курсовая работа
Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы».
Целью данной работы является усвоить технологию международного опыта социальной работы с населением.
В Швеции пособие выплачивается как биологическим, так и приемным родителям. Они в течение года полностью защищены от потери работы, в случае увольнения им выплачивается 90% заработка (из фонда социального страхования) в течение девяти месяцев и с них взимается минимальная квартплата в течение месяца. Предусмотрены родительский отпуск по уходу за ребенком (его может взять любой из родителей), а также специальный отцовский отпуск.
Ежемесячная доплата осуществляется в расчете на каждого ребенка и соизмеряется с количеством детей в семье. Для неполной семьи предусмотрена также возможность получать пособие на содержание ребенка. Родители могут выбрать либо организованный коммуной дневной уход, либо получить пособие на семейное воспитание. Если родители считают нужным сократить свое рабочее время для ухода за ребенком, их заработок восполняет так называемое частичное пособие на семейное воспитание. При уходе за заболевшим ребенком потеря заработка родителям компенсируется ежесуточным пособием в пропорции к заработку.
С конца 80-х годов получили распространение выплаты, которые не являются ни собственно пособием, ни выплатами по системе социального страхования. Примером служит французская система минимального гарантированного дохода (МГД), введенная в 1988 г. Это особый тип права-контракта: система носит универсальный характер, это не адресная помощь, получение МГД доступно всем, но при одном условии — следует предпринимать усилия по возвращению на рынок труда. Учитывается индивидуальная ситуация (нужда в профессиональной подготовке, психологической поддержке, предоставлении возможности участвовать в общественных работах и т. д.).
В рамках МГД действуют программы по сближению экономики и социальной жизни:
1) содействие молодежи, попадающей на рынок труда,
2) помощь безработным в
3) трудоустройство лиц с низкой квалификацией,
4) меры по возвращению к труду
лиц, длительное время
В контрактах оговаривается работа на неполное рабочее время, оплата идет в размере половины РМД (растущего минимального дохода). Контракты заключаются преимущественно с организациями социального сектора - коммунами, общественными организациями и предприятиями - мелкими производителями товаров и услуг. При этом 65-85% вознаграждения за труд оплачивается государством. Работодатели освобождаются от выплаты взносов в систему социального страхования, что делает рабочие места рентабельными. Таким образом:
- на персональном уровне увязываются профессиональная интеграция, занятость, выполнение общественно полезных работ;
- на уровне города развивается социальная инфраструктура, и (через поддержку добровольных ассоциаций) граждане участвуют в решении социальных проблем.
Это одна из наиболее интересных современных моделей реализации социальных услуг. Развитая социальная сфера в Западной Европе (как и в США) предназначена не только для оказания помощи нуждающимся. Она обеспечивает также высококвалифицированные хорошо оплачиваемые рабочие места для значительной части среднего класса (последнее справедливо и для программ международной гуманитарной и технической помощи). Вместе с тем опыт развитых стран с рыночной экономикой показал, что хорошие социальные программы не бывают дешевыми, хотя могут иметь высокую экономическую эффективность.
Универсальные программы социальной защиты (социал-демократическая модель) не потеряли своей актуальности. Однако признано, что распределительные методы социальной помощи порождают иждивенчество, поэтому адресные программы для нуждающихся предусматривают стимулирование занятости. Наряду с адресными программами активно развиваются программы контрактного типа (например, МГД), которые еще в большей степени, чем трудовая помощь, направлены на интеграцию социальной сферы и экономики, переход к социальному инвестированию. Они также способствуют развитию сети некоммерческих социальных учреждений, что позволяет муниципалитетам и коммунам заключать договора на оказание услуг на конкурсной основе.
"Кирпичиками", из
которых слагаются системы
Практически во всех зарубежных странах главным направлением изменений в организации социального обеспечения населения является освобождение центральных государственных органов от значительной части социальных функций и их перенесение на местные органы само-управления. Финансирование социального обеспечения непосредственно из государственного бюджета в этих стpанах уступает место его финан-сированию из внебюджетных фондов и бюджетов местных органов самоуправления при частичном субсидировании их расходов по социальным статьям из централизованных финансовых источников. Сегодня вpяд ли является дискуссионным тот факт, что предпосылкой создания основ многоуровневой социальной деятельности на этапе трансформации является возрождение местного самоуправления, основанного на общественной инициативе, активизирующего семью и личность, добровольческие организации, группы взаимопомощи. В фоpмиpующейся новой модели социальной политики именно эти институты должны стать партнерами как государственной администрации, так и местного самоуправления в обеспечении и распределении средств для деятельности организаций социального обслуживания. Это предполагает множественность и разнородность субъектов социальной политики на местном уpовне и их тесную интеграцию в совместной деятельности.
Если определять социальную роль государства на этапе тpансфоpмации, то следует, видимо, говорить о формировании новой модели социальной политики, в которой, с одной стороны, не могут игнорироваться многие организационные формы, функционировавшие в условиях социализма (например, общественные фонды потребления, социальная деятельность предприятий и т.д.), а с другой - должны учитываться организационные и структурные изменения рыночного характера. Отрыв социальной деятельности государства от социально-экономических реалий на этапе трансформации, быстрая коммерциализация тех сфер деятельности, где раньше распределительные функции выполняло государство, ликвидация старой социальной инфраструктуры лишают государственную социальную политику социальных оpиентиpов, что в конечном итоге делает ее малоэффективной перед лицом нарастающих явлений социальной деградации.
Изменения институциональной
структуры социального
Эти пpоцессы яpко пpоявились в Польше: для трансформации сферы социального обслуживания которой характерны три основные тенденции: внутренние структурные изменения, коммерциализация и децентрализация. Так, напpимеp, в сфере защиты детства в Польше все еще преобладает публичный сектор, хотя значительно сокращенный и частично функционирующий на коммерческих принципах. Это не означает введения рыночных цен, а лишь увеличивает степень платности услуг для населения при одновременном росте затрат функционирования организаций, оказывающих услуги. Учреждения сферы защиты детства были переданы в основном в ведение местных органов власти (гмин), что привело к большой дифференциации условий их функционирования. При этом негосударственные детские учреждения в Польше имеют право на получение дотаций из местных бюджетов. Следует отметить, что плата за услуги в негосударственных детских учреждениях почти не отличается от платы в государственных.
Медицинские учреждения в Польше продолжают функционировать как госудаpственные (публичные) организации, финансируемые из государственного бюджета. Однако недостаточность этого финансирования заставляет их искать источники средств за счет введения, например, платности оказания нестандартных услуг и т.д. Нестационарное (амбулаторное) медицинское обслуживание все чаще осуществляется коммерческими и частными организациями, причем, выходя на рынок, они предлагают специализированные услуги высокого качества и удовлетворяют потребность в индивидуализации контактов между пациентом и врачом.
Осуществлявшиеся в последние годы в Польше многочисленные попытки разработки концепции ликвидации государственной монополии в сфере здравоохранения пока не увенчались успехом. Среди причин слабой эффективности попыток реформирования системы здравоохранения эксперты выделяют прежде всего отсутствие поставленных стратегических целей реформы, а также единой воли во властных структурах (здравоохранение зачастую используется политиками исключительно как компонент политической игры).
Очевидно, что при разработке
реформы системы
В сфере социальной помощи в Польше формируется разветвленная сеть учреждений во главе с публичными организациями, осуществляющими помощь и подчиняющимися как органам государственной администрации (воеводские центры), так и органам местного самоуправления (на уровне города, городского района и гмины). Они взаимодействуют с подчиненными им центрами стационарного или полустационарного обслуживания и оказывают соответствующие услуги на дому, используя для этого частные агентства, которые предоставляют сиделок и младший медицинский персонал. Главная из реализуемых в настоящее время основных функций публичных центров социальной помощи (на уровне гмины) - выплата денежных пособий и оказание материальной помощи в соответствии с законодательно определенными полномочиями и в рамках бюджетных возможностей. В рамках социальной помощи появились общественные организации с новым кругом подопечных - бездомными, наркоманами и одинокими матерями. Все более многочисленными становятся фонды и объединения, целью которых является сбор и зарабатывание денег в пользу, прежде всего, инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
Внутренние структурные изменения в сфере социального обслуживания населения связаны, таким образом, с уменьшением доли госудаpственного (публичного) сектора и расширением негосударственных, платных форм предоставления социальных услуг. Это обусловливает нарушение принципов обеспечения равных возможностей для физического, интеллектуального и культурного развития на этапе жизненного старта и замещение этих пpинципов кpитеpиями матеpиального положения субъекта. При этом специалисты, исследующие пpоблемы социального обслуживания в стpанах центральной восточной Европы отдают себе отчет, что подрыв принципа равных шансов, особенно в стpанах, где в течение длительного времени господствовала идея эгалитаризма, может серьезно угрожать общественному спокойствию.
. Системы обучения социальных работников за рубежом
В мире насчитывается несколько десятков сотен высших школ социальной работы и специализированных факультетов университетов, подготавливающих профессиональных социальных работников. Только в Европе насчитывается свыше 500 учебных заведений, дающих образование в области социальной работы. В большинстве стран это образование финансируется государст-
вом, однако, существует немало и частных учебных заведений, например, в Италии, Франции. В некоторых странах частный характер школ обусловлен их принадлежностью к определенной религиозной конфессии. Например, в Португалии, Испании и странах Латинской Америки число школ, принадлежащих Римской католической церкви, заметно превышает число светских учреждений.
Наибольшее число учебных заведений было открыто в 60-е годы, когда социальная работа развивалась особенно бурно. В это время были созданы многие национальные и международные ассоциации социальных работников, начали издаваться профессиональные журналы, специализированные издания, был разработан международный этический кодекс социального работника.
Большинство ученых считает,
что социальная работа как самостоятельная
профессия и академическая дисц
Обучение социальных работников отражает специфику национальных систем образования. Нет единого образца даже в пределах одной страны. Причем, различные модели мирно уживаются друг с другом. Так, в Японии существует достаточно широкий выбор программ: два года обучения в местном колледже, четыре года занятий в колледже или университете (самый распространенный вариант) и два года аспирантуры в университете с получением степени магистра. Два университета предлагают докторантуру. Хотя школы социальной работы существуют здесь в рамках высшего образования и зачастую предъявляют те же требования к приему, что и университеты, их нельзя
равнять с ними. Обучение продолжительностью 3-4 года рассматривается как узкотехническая, специализированная подготовка. Университеты предлагают широкое гуманитарное обучение. Выпускник школы получает диплом или степень социального работника.
Нет единого образца и в Соединенном Королевстве. Обучение социальной работе осуществляется в университетах, политехникумах, колледжах. Программы различные: четыре года обучения на степень бакалавра; один год обучения в аспирантуре; два года обучения для выпускников, закончивших другие факультеты; два или три года для тех студентов, которые не закончили