Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 23:10, шпаргалка
Социология - (социо-общество, логос-учение) – наука об обществе. Сформировалась в 30-е годы 19 в. В научный оборот термин вводит фр. Философ в 1839 г. Огюст Конт. Объектом социологии явл. общество в целом, общ. явл., их функционирование и развитие. Таким обр. объектами явл.: микро группа – семья, дружеская компания; макро группа - население, города, посёлки, общность (рабочие, предприниматели, врачи и т.д и общество в целом). Предметом явл. взаимодействие личностей и соц. групп, социальной жизни людей в конкретной соц.- эк. Обстановке.
Семья - важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.
Государство — основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).
Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.
Церковь - религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.
Наука — особый социально - культурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки — познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).
Право — социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).
9. Социальные общности и группы: значение и их классификация.
Люди в процессе своей жизнедеятельности объединяются, и человеческое общество представляет собой множество различных социальных общностей и групп.
Одним из важнейших типов социальных подсистем являются социальные общности. Как правило, в общности объединяются люди, имеющие схожие интересы, цели, функции и обусловленные ими статусы, социальные роли, культурные запросы.
Социальная общность — это совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности, ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни.
Социальные общности отличаются необычным разнообразием конкретных форм и видов. Они могут варьироваться:
1. по количественному составу: от нескольких лиц до многочисленных масс;
2. по продолжительности существования: от минут и часов (например, пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (например, этносы (от гр.ethnos — народ, нация);
3. по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайных образований (например, очередь, толпа, аудитория слушателей, болельщики футбольных команд), которые называют «квазигруппами» (лат. quasi — якобы, мнимый), или «социальными агрегациями». Для них характерна непрочность взаимосвязей между контактирующими людьми.
Социальное
общности подразделяются на
Виды социальных общностей
• Классовые общности и слои.
• Исторические формы общности.
• Социально-
• Корпоративные общности.
• Этнические и территориальные общности.
• Общности, сложившиеся в зависимости от интереса индивидов.
В целом все множество реальных социальных общностей можно разделить на два больших подкласса: массовые и групповые (социальные группы).
Социальные группы — устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).
Появление социальных групп, во-первых, связано с общественным разделением труда и специализацией деятельности, во-вторых, вызвано исторически сложившимся разнообразием условий быта, культуры, социальных норм и ценностей.
Виды социальных групп:
1. ПО ЧИСЛЕННОСТИ:
А) Малая группа - Небольшое число людей (от 2-3 до 20-30 человек), которые хорошо знают друг друга, заняты каким-либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой. Характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности. Представляет собой элементарную ячейку общества ( пример: экипаж самолета, компания друзей )
Б) Большая группа - Многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы ( пример: нация, класс)
2. ПО ХАРАКТЕРУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
А) Первичная группа - Группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку ( пример: Группа друзей, сверстников, соседей)
Б) Вторичная группа – Группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер ( пример: Производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, политические партии)
3. ПО ФАКТУ СУЩЕСТВОВАНИЯ:
А) Номинальная группа (социальная категория) - Искусственно сконструированная группа, которая выделяется для целей статистического учета населения ( пример: Пассажиры пригородных поездов, покупатели стирального порошка «Аист», проживающие в отдельных и коммунальных квартирах)
Б) Реальная группа - Группа, критерием выделения которой служат осознаваемые людьми реальные признаки (пол, возраст, национальность, доход, профессия, место жительства) ( пример: Мужчины, женщины, русские, дети, учителя, горожане)
4. ПО СПОСОБУ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
А) Формальная (официальная) группа - Группа, создающаяся и существующая лишь в рамках официально признанных организаций ( пример: Школьный класс, футбольная команда «Спартак»)
Б) Неформальная (неофициальная) группа - Группа, обычно возникающая и существующая на базе личных интересов ее участников, которые могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций ( пример: Поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, организация болельщиков футбольного клуба «Зенит»)
В совокупности социальные группы образуют социальную структуру общества.
Социальная структура общества — это внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченное определенными нормами взаимодействия частей. Социальная структура организует общество в единое целое.
Организация — это большая ассоциация людей, действующих на основании неличных связей, созданная для достижения специфических целей (больницы, учебные заведения, фирмы, финансовые компании, банки, правительственные учреждения и т. д.). Организации по большей части «спроектированы» — учреждены с определенными целями, располагаются в зданиях или на физических пространствах, специально сконструированных, чтобы помочь в достижении этих целей.
Группы и организации
непосредственно влияют на
10.Понятие культуры в социологии.
Термином «культура» в социологии обозначается жизненный уклад общества, под которым понимаются все достижения и нравы народа, включая язык, обычаи, особенности одежды, созданные людьми символы и объекты материальной культуры.
Основные элементы культуры классифицируются следующим образом:
1. Материальные:
а) простые — инструменты, посуда, мебель и т.п.,
б) сложные — компьютеры, здания, заводы и т.д.;
2. Нематериальные:
а) нормы→привычки→обычаи (манеры, этикет)→традиции→нравственные нормы→институциональные нормы→законы
б) символы←жесты←язык←
в) ценности←знания←убеждения←
Преобразовательная функция. Человек преобразовывает природу исходя из физической потребности в средствах существования (еда, одежда, жилье), а также под влиянием социальной потребности в жизненном пространстве, т.е. территории, служащей полем его деятельности и культурного творчества. Изменяя природу, приспосабливая ее к своим потребностям, человек в то же время преобразует себя.
Познавательная (гносеологическая) функция. В рамках культуры осуществляется накопление и углубление знаний о свойствах вещей, явлениях внешнего мира и законах его развития. Без этих знаний невозможно преобразование и освоение природы человеком. Культура включает в себя не только научное, но и художественное, религиозное, нравственное познание. Она дает целостную картину познания и освоения мира.
Сигнификативная функция. В процессе освоения природы человек устанавливает смысл и значение явлений, ставших объектами культуры, с целью определения их места в контексте общего человеческого опыта. Для любой культуры характерно стремление к выработке осмысленной, целостной картины мира и отыскание человеком ориентиров в нем. Все вышеперечисленное — сфера сигнификативной функции культуры. Данную функцию культура реализует посредством системы знаков, символов и образов, звуков, слов, жестов и т.д. Тем самым происходит фиксация значения различных свойств, сторон жизни общества.
Функция исторической преемственности, передачи социального опыта. Культура сохраняет и передает социальный опыт от одного поколения другому, а также между странами и народами. Таким образом, культура представляет собой коллективную форму человеческой памяти.
Коммуникативная функция. Культура обеспечивает духовное общение людей как на межличностном уровне, так и между поколениями, представителями разных культурных общностей.
Ценностно-ориентационная функция. Являясь системой материальных и духовных ценностей, культура дает человеку представление о содержании таких ценностей, как благо, истина, добро, красота, справедливость и др.
Социализирующая функция. Благодаря культуре осуществляется социализация личности. Усвоение ценностей культуры дает личности необходимые для осуществления социальной деятельности знания, умения, навыки, а также моральные принципы и др.
11. Социологическая классификация культуры и закономерность её развития.
Социология культуры занимается исследованием социальных закономерностей развития культуры и форм их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой.
При социологических исследованиях культуры необходимо решить следующие задачи: а) определить репрезентативные идеи; б) установить их производителя; в) выяснить каналы и средства их распространения; г) оценить влияние идей на формирование и распад социальных групп, институтов и движений.
В социологии существуют несколько традиционных плоскостей деления и эмпирического анализа культурных явлений.
1. По субъекту – носителю культуры выделяются:
- общество в целом,
- нация, класс, другие социальные группы
- отдельная личность.
Отношения между этими блоками культуры далеко не всегда складываются гармонично.
2. По функциональной роли:
- общую ( актуальную), необходимую каждому члену того или иного общества
- специальную (профессиональную) , необходимую людям той или иной профессии.
3. По происхождению (генезису):
- народную культуру (фольклор),
возникающую в определенной
- специализированную культуру, создаваемую интеллигенцией, профессионалами.
4. По видам:
- материальную культуру
- духовную культуру.
Деление на материальную
и духовную культуру очень
условно, поскольку материальная
культура есть следствие