Методы и функции социологиии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 23:10, шпаргалка

Краткое описание

Социология - (социо-общество, логос-учение) – наука об обществе. Сформировалась в 30-е годы 19 в. В научный оборот термин вводит фр. Философ в 1839 г. Огюст Конт. Объектом социологии явл. общество в целом, общ. явл., их функционирование и развитие. Таким обр. объектами явл.: микро группа – семья, дружеская компания; макро группа - население, города, посёлки, общность (рабочие, предприниматели, врачи и т.д и общество в целом). Предметом явл. взаимодействие личностей и соц. групп, социальной жизни людей в конкретной соц.- эк. Обстановке.

Вложенные файлы: 1 файл

шпора по социологии.doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)

Семья - важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.

Государство — основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).

Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.

Церковь - религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.

Наука — особый социально - культурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки — познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).

Право — социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).

 

9. Социальные общности и группы: значение и их классификация.

         Люди в процессе своей жизнедеятельности объединяются, и человеческое общество представляет собой множество различных социальных общностей и групп.

     Одним  из важнейших типов социальных  подсистем являются социальные общности. Как правило, в общности объединяются люди, имеющие схожие интересы, цели, функции и обусловленные ими статусы, социальные роли, культурные запросы.

Социальная общность — это совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности, ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни.

   Социальные общности  отличаются необычным разнообразием конкретных форм и видов. Они могут варьироваться:     

1.     по количественному составу: от нескольких лиц до многочисленных масс;    

2.     по продолжительности существования: от минут и часов (например, пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (например, этносы (от гр.ethnos — народ, нация);   

3.      по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайных образований (например, очередь, толпа, аудитория слушателей, болельщики футбольных команд), которые называют «квазигруппами» (лат. quasi — якобы, мнимый), или «социальными агрегациями». Для них характерна непрочность взаимосвязей между контактирующими людьми.

      Социальное  общности подразделяются на устойчивые (например, нация) и кратковременные (например, пассажиры в автобусе).

Виды социальных общностей

•           Классовые общности и слои.

•           Исторические формы общности.

•           Социально-демографические общности.

•           Корпоративные общности.

•           Этнические и территориальные общности.

•           Общности, сложившиеся в зависимости от интереса индивидов.

В целом все множество реальных социальных общностей можно разделить на два больших подкласса: массовые и групповые (социальные группы).

Социальные группы — устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Появление социальных групп, во-первых, связано с общественным разделением труда и специализацией деятельности, во-вторых, вызвано исторически сложившимся разнообразием условий быта, культуры, социальных норм и ценностей.

Виды социальных групп:

1. ПО ЧИСЛЕННОСТИ:

           А) Малая группа - Небольшое число людей (от 2-3 до 20-30 человек), которые хорошо знают друг друга, заняты каким-либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях между собой. Характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности. Представляет собой элементарную ячейку общества ( пример: экипаж самолета, компания друзей )

          Б) Большая группа - Многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы ( пример: нация, класс)

2. ПО ХАРАКТЕРУ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:

          А) Первичная группа - Группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку ( пример: Группа друзей, сверстников, соседей)

          Б) Вторичная группа – Группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формально-деловой характер ( пример: Производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, политические партии)

3. ПО ФАКТУ СУЩЕСТВОВАНИЯ:

           А) Номинальная группа (социальная  категория) - Искусственно сконструированная группа, которая выделяется для целей статистического учета населения ( пример: Пассажиры пригородных поездов, покупатели стирального порошка «Аист», проживающие в отдельных и коммунальных квартирах)

           Б) Реальная группа - Группа, критерием выделения которой служат осознаваемые людьми реальные признаки (пол, возраст, национальность, доход, профессия, место жительства) ( пример: Мужчины, женщины, русские, дети, учителя, горожане)

4. ПО СПОСОБУ  ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:

          А) Формальная (официальная) группа - Группа, создающаяся и существующая лишь в рамках официально признанных организаций ( пример: Школьный класс, футбольная команда «Спартак»)

          Б) Неформальная (неофициальная) группа - Группа, обычно возникающая и существующая на базе личных интересов ее участников, которые могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций ( пример: Поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, организация болельщиков футбольного клуба «Зенит») 

 

В совокупности социальные группы образуют социальную структуру общества.

   Социальная структура общества — это внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченное определенными нормами взаимодействия частей. Социальная структура организует общество в единое целое. 

  Организация — это большая ассоциация людей, действующих на основании неличных связей, созданная для достижения специфических целей (больницы, учебные заведения, фирмы, финансовые компании, банки, правительственные учреждения и т. д.). Организации по большей части «спроектированы» — учреждены с определенными целями, располагаются в зданиях или на физических пространствах, специально сконструированных, чтобы помочь в достижении этих целей.

   Группы и организации  непосредственно влияют на поведение  человека. Это влияние может быть  как положительным, так и отрицательным.

 

10.Понятие  культуры в социологии.

Термином «культура» в социологии обозначается жизненный уклад общества, под которым понимаются все достижения и нравы народа, включая язык, обычаи, особенности одежды, созданные людьми символы и объекты материальной культуры.

Основные элементы культуры классифицируются следующим образом:

1.      Материальные:

а) простые — инструменты, посуда, мебель и т.п.,

б) сложные — компьютеры, здания, заводы и т.д.;

2.    Нематериальные:

а) нормы→привычки→обычаи (манеры, этикет)→традиции→нравственные нормы→институциональные нормы→законы

б) символы←жесты←язык←письменность

в)  ценности←знания←убеждения←верования Функции культуры.

Преобразовательная функция. Человек преобразовывает природу исходя из физической потребности в средствах существования (еда, одежда, жилье), а также под влиянием социальной потребности в жизненном пространстве, т.е. территории, служащей полем его деятельности и культурного творчества. Изменяя природу, приспосабливая ее к своим потребностям, человек в то же время преобразует себя. 

Познавательная (гносеологическая) функция. В рамках культуры осуществляется накопление и углубление знаний о свойствах вещей, явлениях внешнего мира и законах его развития. Без этих знаний невозможно преобразование и освоение природы человеком. Культура включает в себя не только научное, но и художественное, религиозное, нравственное познание. Она дает целостную картину познания и освоения мира. 

Сигнификативная функция. В процессе освоения природы человек устанавливает смысл и значение явлений, ставших объектами культуры, с целью определения их места в контексте общего человеческого опыта. Для любой культуры характерно стремление к выработке осмысленной, целостной картины мира и отыскание человеком ориентиров в нем. Все вышеперечисленное — сфера сигнификативной функции культуры. Данную функцию культура реализует посредством системы знаков, символов и образов, звуков, слов, жестов и т.д. Тем самым происходит фиксация значения различных свойств, сторон жизни общества.

Функция исторической преемственности, передачи социального опыта. Культура сохраняет и передает социальный опыт от одного поколения другому, а также между странами и народами. Таким образом, культура представляет собой коллективную форму человеческой памяти.

Коммуникативная функция. Культура обеспечивает духовное общение людей как на межличностном уровне, так и между поколениями, представителями разных культурных общностей.

Ценностно-ориентационная функция. Являясь системой материальных и духовных ценностей, культура дает человеку представление о содержании таких ценностей, как благо, истина, добро, красота, справедливость и др.

Социализирующая функция. Благодаря культуре осуществляется социализация личности. Усвоение ценностей культуры дает личности необходимые для осуществления социальной деятельности знания, умения, навыки, а также моральные принципы и др.

 

11. Социологическая классификация  культуры и закономерность её  развития.

Социология культуры занимается исследованием социальных закономерностей развития культуры и форм их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой.

При социологических исследованиях культуры необходимо решить следующие задачи: а) определить репрезентативные идеи; б) установить их производителя; в) выяснить каналы и средства их распространения; г) оценить влияние идей на формирование и распад социальных групп, институтов и движений.

В социологии существуют несколько традиционных плоскостей деления и эмпирического анализа культурных явлений.

1. По субъекту – носителю культуры выделяются:

- общество в целом,

- нация, класс, другие социальные группы

- отдельная личность.

Отношения между этими блоками культуры далеко не всегда складываются гармонично.

2. По функциональной роли:

- общую ( актуальную), необходимую  каждому члену того или иного  общества

- специальную (профессиональную) , необходимую людям той или иной профессии.

3. По происхождению (генезису):

- народную культуру (фольклор), возникающую в определенной мере  стихийно и не имеющую конкретного  «персонифицированного» автора

- специализированную культуру, создаваемую интеллигенцией, профессионалами. 

4. По видам:

- материальную культуру 

- духовную культуру.

 Деление на материальную  и духовную культуру очень  условно, поскольку материальная  культура есть следствие развития Идей, а любое явление духовной культуры имеет определенный Материальный носитель и вне его существовать не может.

Информация о работе Методы и функции социологиии