Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 23:10, шпаргалка
Социология - (социо-общество, логос-учение) – наука об обществе. Сформировалась в 30-е годы 19 в. В научный оборот термин вводит фр. Философ в 1839 г. Огюст Конт. Объектом социологии явл. общество в целом, общ. явл., их функционирование и развитие. Таким обр. объектами явл.: микро группа – семья, дружеская компания; макро группа - население, города, посёлки, общность (рабочие, предприниматели, врачи и т.д и общество в целом). Предметом явл. взаимодействие личностей и соц. групп, социальной жизни людей в конкретной соц.- эк. Обстановке.
Что касается Германии,
то в ней ситуация с преподаванием социологии выгля
В упомянутых выше
европейских странах и США возникали первые
центры социологических исследований:
Лондонское социологическое общество
- 1903 г., Немецкое социологическое общество
- 1909 г., Американское социологическое
общество - 1905 г. Это способствовало социологическому
сближению различных стран и созданию
способов и форм их международного сотрудничества.
В1894 г. в Париже состоялся первый конгресс
Международного института социологии,
на котором было провозглашено создание
этого учреждения (Международный институт
социологии существует и сейчас и, так
же как и раньше, проводит свои конгрессы).
На первом конгрессе присутствовали Ф.
Теннис, Г. Зиммель, Л. Уорд, Л. Гумплович,
Г. Тард, А. Смолл, Ф. Гиддингс, русский социолог
М. Ковалевский и др. У института былевой
печатный орган - "Международное социологическое
обозрение" ("Revue Internationale de Sociologie"),
впервые опубликовавшее свои материалы
в 1893 .
4. В рамках ассматриваемого этапа происход
Чтобы лучше понять
значение rлассического этапа социологич
Нечто похожее происходит
сегодня и в социологической науке, хотя,
к примеру. Конта по его значению для нее
трудно сравнить с Ньютоном и его местом
в физике, а, скажем, Вебера с этой же точки
зрения - с Эйнштейном. Конта в социологии
цитируют пока еще значительно чаще, чем
Ньютона - в физике, а без ссылок на Вебера
редко когда обходится серьезная социологическая
публикация. Но, вероятно, в социологии
наступит такое время (судя по тенденциям
ее развития, это
может произойти в первой половине XXI в.),
когда Конта, действительно, будут вспоминать
очень мало и редко. Однако его идеи, прежде
всего сформулированные им положения
и принципы позитивизма, навсегда останутся
неотъемлемой частью золотого запаса
науки, которой он посвятил всю свою жизнь.
19. Позитивистская социология Опоста Конта
Огюст Конт (1798–1857) – французский мыслитель, который считается основоположником социологии как самостоятельной науки. Главный труд Конта – шеститомный «Курс позитивной философии», где впервые давалось развернутое обоснование необходимости научного изучения общества, вводился сам термин «социология» и намечались общие контуры новой науки.
Ступени:
Конт изложил теоретические основы позитивного социально-политического порядка. Он поставил развитие государства, политической жизни и всего общества в зависимость от существования и смены трёх ступеней "состояния человеческих умов"
1. Теологическая ступень -- господствует религиозное мировоззрение, возникает теократия как политическая система (главенствуют жрецы). В политике всё основывается на войнах.
2. Метафизическая ступень -- духовная власть переходит в руки философов-метафизиков, в политике выдвигаются юристы, литераторы и публицисты. Оборонительный военный дух.
3. Позитивная (научная) ступень -- наступает "социократия", всё начинает осмысляться с точки зрения науки, войны сводятся на нет (и оборонительные, и агрессивные).
Социократия:
Происходит разделение:
Духовное руководство принадлежит философам-позитивистам (учёным), у них направляющая роль.
Управляющая роль достаётся банкирам, промышленникам и техническим специалистам под руководством первой группы.
При всём при этом обычные люди к политике не подпускаются.
Конт был сторонником авторитарной власти и противником всего остального. Отрицает свободу личности, т.к она мешает упрочнению солидарности.
Социология понималась Контом как фундаментальная наука, интегрирующая все знания об обществе. В классификации наук она занимает самое почетное место и призвана открывать и описывать единые, универсальные законы развития общества, неотделимые от законов природы. Социологический проект Конта основывался на позитивистской доктрине, ядро которой составляли следующие принципы:
Значительное внимание Конт уделял разработке методов социологического исследования. Он выделял четыре основных метода: наблюдение, эксперимент, сравнение и метод исторического анализа. При этом наблюдение оценивалось как главный метод, требующий использования математических процедур и замеров изменения состояния социальных объектов. Конт поставил проблему достоверности и точности наблюдений, разработки процедур этого метода, но не решил ее из-за недостатка опыта эмпирических социальных исследований.
Социологию в целом Конт подразделял на две части: социальную статику и социальную динамику. Первая призвана изучать строение общества, его структурные элементы, вторая – законы социального развития.
В рамках социальной статики Конт выделял три главных социальных института: семью, государство и религию. Семья образует ту простейшую единицу, которая лежит в основе общества. Ее важнейшая функция – воспитание молодого поколения в духе альтруизма, преодоления эгоистических наклонностей человека. Государство выступает как блюститель общественного порядка, согласующий интересы различных социальных групп. Религия выражает духовное, моральное единство общества. Она составляет основу социального порядка: рушится вера – распадаются и социальные связи. Последнее особенно проявляется в ходе революций с их «анархией умов».
Социальная динамика – это позитивная теория общественного развития. Первичным фактором социальной динамики является духовное, умственное развитие. Ко вторичным факторам Конт относил климат, расу, среднюю продолжительность жизни человека, рост народонаселения, общественное разделение труда.
Конт полагал, что социальные изменения носят закономерный характер. В развитии общества он выделил три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Теологическая стадия охватывает древность и раннее Средневековье вплоть до XIII в. Она характеризуется господством религиозного мировоззрения и распространением военно-авторитарных режимов. Метафизическая стадия включает период с XIV по XVIII в., в котором доминируют философско-мета-физические воззрения. Сыграв положительную роль в разрушении теологизма, эти воззрения породили другую крайность – революцию, «анархическую республику», социальную дезорганизацию.
Высшая, позитивная стадия начинается, по Конту в ХГХ в. и связана с утверждением научного, позитивного сознания. На этой стадии устанавливается социальная гармония, происходит быстрое развитие промышленности и науки, наступает расцвет культуры, достигается победа альтруизма над эгоизмом, полностью уходят в прошлое военный дух и милитаризм. В центр духовной жизни выдвигаются ученые-позитивисты, а на смену аристократии приходит социократия, основу которой составляют промышленники и специалисты в области управления.
В учении о социальной динамике Конт характеризовал развитие общества как прогрессивное. Он подчеркивал, что человечество беспрерывно совершенствуется в процессе развития цивилизации с физической, нравственной, умственной и политической точек зрения. Конт указывал на большую роль в этом процессе общественного разделения труда и, в частности, политической деятельности, исследованию которой он посвятил труд «Система позитивной политики».
Следует отметить, что Конт был убежденным эволюционистом и считал, что изменения в обществе должны носить постепенный, плавный, мирный характер. Он также признавал необходимость частной собственности, полагая, что неважно, кому принадлежат капиталы, лишь бы их использование приносило пользу всему обществу. Идеалом общественного устройства Конт считал социальный порядок, основанный на солидарности всех слоев и групп общества. По его мнению, в достижении социальной гармонии большую роль может сыграть социологическая наука, которая призвана найти нужный механизм взаимодействия между всеми частями общества.
Заслуга Конта состояла в том, что он обосновал необходимость научного изучения общества, выделил социологию в качестве самостоятельной науки, ввел само понятие «социология», показал важность социологической науки для решения социальных проблем.
Кетле (Quetelet) Ламбер Адольф Жак (22.02.1796,
Гент - 17.02.1874, Брюссель) - франко-бельгийский
ученый-математик, естествоиспытатель,
один из крупнейших статистиков 19 в., создатель
математических (в частности, вероятностных)
методов обработки социальной информации;
инициатор создания национальных статистических
обществ в Англии и Франции, Международной
статистической ассоциации, одну из задач
которой видел в мировом распространении
унифицированных методик, показателей.
Одновременно с Контом Кетле создал
свою социальную физику - науку об общественной
жизни, которая подобно другим формам
природы управляется законами помимо
воли человека. В отличие от Конта, считавшего,
что методами этой науки должны быть методы
естественных наук (Позитивизм в социологии),
Кетле развил концепцию специфического
метода науки об обществе - статистического.
По мнению Кетле, специфичность и неповторимость
составляют основополагающую характеристику
явлений этой области исследований. По
изучению одного факта нельзя судить о
ряде фактов, кажущихся однородными; необходим
статистический анализ возможно большего
количества данных.
Кетле пришел к идее создания
новой науки об обществе, отталкиваясь
от традиции социальных эмпирических
обследований (Арифметика политическая,
Статистика моральная. Гигиена социальная),
подняв их на качественно новый уровень.
С именем Кетле в истории науки связан
переход социальной статистики от сбора
и количественного описания данных к установлению
постоянных корреляций показателей, или
статистических закономерностей. Выявленные
им с помощью математического вероятностного
анализа постоянные соотношения показателей
Кетле трактовал как объективные социальные
законы.
Так, из статистического факта
устойчивых числовых корреляций между
видами преступлений, полом, происхождением,
возрастом, местом проживания и т. д. преступника
Кетле делал вывод о том, что определенное
число и определенные виды преступлений
сопровождают общество с необходимостью
закона природы. Описание общества в целом
достигается, по мнению Кетле, с помощью
обнаружения характеристик "среднего
человека". Человек понимался при этом
не в качестве конкретной личности, а как
член общества, как звено в статистической
последовательности. Искусственная единица
"среднего человека" (нечто от среднего
арифметического или центра тяжести) означала
среднестатистический показатель основных
физических и моральных качеств данной
нации. Высоко оценивая богатство статистических
материалов и методик Кетле, К. Маркс отмечал,
что социологическое объяснение установленных
им статистических связей ему не удавалось
в связи с тем, что оно проводилось с позиций
механистического детерминизма, а его
концепция "среднего человека" родственна
метафизическим концепциям универсальной
человеческой природы.
Книги: “Социальная система и законы, ею
управляющие” (1866); “Социальная физика,
или Опыт исследования о развитии человеческих
способностей” (1835, тт.1-2)
21.
Эволюционная социология
Герберт Спенсер (1820-1903)
— английский философ и
Спенсер видел сходство структуры общества с биологической организацией животных и развития общества с эволюцией.
Основные положения:
Индивидуализм -- основа его социально-политической теории.
Приоритет в соотношении "общество-государство-
Государство в идеале должно существовать ради достижения общих целей, в реальности интересы государства могут не совпадать с интересами общества, т.о государство -- необходимое зло".
Политический и экономический либерализм
Личная свобода
Свобода конкуренции
Социальная эволюция общества (об этом позже)
Два типа государства:
Военно-деспотическое -- личность поглощается обществом и государством, повсеместный милитаризм.
Промышленное -- ценится индивидуальность и свобода личности, преобладает дипломатия.
Социальная эволюция:
Эволюция по Спенсеру:
- Неорганическая
- Органическая
- Сверхорганическая
Социальная эволюция является частью сверхорганической эволюции и подразумевает взаимодействие и коллективную деятельность большого количества особей. Исходя из этого Спенсер классифицировал существующие общества по их сложности, утверждая, что чем выше сложность общества, тем более оно жизнеспособно.
В этом ключе формулируется "основной принцип жизни": отдельный человек должен постепенно приспосабливаться к общественной среде.
Написал такие труды как «Социология как предмет изучения, «Основы социологии» и др.
На основе изучения развития
органического мира Спенсер на семь лет раньше Дарвина пришел
к идее существования эволюции в биологическом
мире и сформировал принципы естественного
отбора и борьбы за выживание в мире природы.
Он много времени уделял взаимосвязи природы
и общества. Основываясь на научных фактах
и данных Спенсер распространил идею эволюции
на все без исключения явления и процессы
в природе и обществе — космические, химические,
биологические и социальные. Спенсер считал,
что даже психология и культура естественны
по происхождению и поэтому все естественное
и природное развивается по законам природы,
а следовательно— эволюции. Общество,
будучи формой природного бытия, подчиняется
тем же законам эволюции. Анализ органической
природы для Спенсера явился одной из
методологических основ исследования
общества и его процессов. Эти два начала:
описание структуры общества как особого
организма и идеи эволюции — определили
тот факт, что Спенсер считается основоположником
двух направлений в социологии: органицизма
и эволюционизма. Эволюционная теория
Герберта Спенсера — одна из популярнейших
теорий в 19 в.
Социологическая
система Спенсера базируется на трех основных
элементах:
. эволюционной теории,
. органицизме, (рассмотрение общества
как определенного рода организма),
. учении о социальной организации — структурных
механизмах и институтах.
По аналогии с биологическим организмом
Спенсер рассматривал общество как сложный
организм, исходным элементом, которого
выступает индивид. Правда соотношение
части и целого он трактовал особым образом.
Индивид, хотя и выступает частью целого
(общества), тем не менее это не обычная
часть органического целого, а такая, которая
характеризуется многими признаками целого,
но обладает относительной свободой в
рамках целостной структуры общественной
организации. Спенсер выделял черты сходства
биологического и социального организмов:
1. рост, увеличение в объеме,
2. усложнение структуры,
3. дифференциация функций,
4. рост взаимодействия структуры и функций,
5. возможность временного существования
частей при расстройстве жизни целого.
В тоже время он видел различия биологического
и социального организма: в первом — части
соединены неразрывно, вторые же — дискретное
целое, в котором части — люди — свободны
и рассеяны. В первом — способность чувствовать
сосредоточены в одной части, в обществе
же сознание разлито по всему организму.
В живом организме части существует ради
целого, в обществе же благо общества существует
для его членов — людей. По Спенсер, социальный
организм состоит из трех главных систем:
регулятивной системы—это
государство обеспечивающее подчинение
частей целому,
поддерживающей системы
— производящей средства для жизни,
распределительной
системы — связь органов.
Аналогия с биологическим организмом
сказалась и на трактовке идеи эволюции
Спенсера. В теории эволюции он выделил
две стороны: интеграцию и дифференциацию:
интеграция —
в объединении индивидов в группы (органы
по аналогии с биологическим организмом),
каждый из которых выполняет свойственные
ей функции. Общество возникает как объединение
индивидов в связи с ростом численности
или постепенным слиянием маленьких владений
в крупные феодальные, из которых вырастают
провинции, королевства, империи.
дифференциация
заключается в движении от однородного
к разнородному, в усложнении строения.
Первобытное общество — простое и однородное.
Но в последствии возникают новые социальные
функции, происходит разделение труда,
происходит дальнейшая разнородность
структуры и функций, что приводит к возникновению
другого более сложного типа общества.
Спенсер рассматривал эволюцию как единство
этих двух процессов. Так же преобразуя
однородное в неоднородное эволюция обуславливает
возникновение Солнечной системы, планет,
в частности Земли, и затем появление человека
и общества. Эволюция проходит три фазы:
неорганическую, органическую и сверхорганическую.
Фазы — это основные этапы эволюции, проходят
определенные периоды развития. Неорганическая
фаза — это возникновение и развитие космических
систем, органическая фаза — возникновение
и развитие растительного и животного
мира, сверхорганическая — возникновение
и развитие человека и общества. Самые
интересные элементы эволюционной теории
Спенсера связаны с анализом сверхорганической
эволюции. Так первобытное общество —
продукт неорганических, биологических
и психологических факторов эволюции,
возникает вследствие процессов интеграции
и дифференциации.
Каждый последующий этап эволюции словно
«снимает» самые существенные черты предыдущего
в измененной форме, сохраняет в себе.
Спенсер считал, что в истории осуществляется
переход от общества, в котором личность
целиком подчинена социальному целому
(«военный» тип), к обществу, в котором
социальный организм служит составляющим
его индивидам («промышленный» тип).
Главное занятие примитивного типа государства
— война. Поэтому там господствует деспотизм,
всепроникающее око правительства, дотошная
регламентация всей жизни общества. Люди
здесь низведены до уровня рабов, служителей
правительства. Высший тип государства
основан на мире, свободе, равноправии.
Здесь цель государства — благо индивида,
а государство лишь средство. Невмешательство
государства в соц.-экон. жизнь, свободная
конкуренция, частная инициатива во всех
сферах являются по Спенсеру условиями
и источниками общественного прогресса.
В своей работе «Основания социологии»
Спенсер так пишет о том, что в обществе
регресс имеется столь же часто, как и
прогресс — «Возможны случаи постепенного
упадка, который может перейти в вымирание.
Возможны случаи завоевания другими народами,
которые не обессилили себя выращиванием
слабейших, — народами, перед которыми
социалистическая организация распадется,
как карточный домик, как пало древнее
Перу перед горстью испанцев. Но если процесс
эволюции, не прекращавшийся в прошлые
века и вознесший жизнь на ее настоящую
высоту, будет продолжаться и в будущем,
— а этого обязательно следует ожидать,
— через все критические перевороты в
общественной жизни, через жизнь и смерть
наций и вытеснение одной нации другою,
человеческая природа будет постепенно
совершенствоваться».
Но с другой стороны — «Что относится
к типам организмов, должно относится
и к типам обществ. Социальная эволюция
шаг за шагом вырабатывая высшие общественные
формы, непременно будет оставлять нетронутыми
многие низшие. Но между тем, все общества,
взятые в совокупности, будут таким образом
выполнять закон эволюции посредством
увеличения разнородности».
Вероятно, аналогия с природными преобразованиями
повлияло на идеи Спенсера о том, что в
обществе регресс имеется столь же часто,
как и прогресс. А также объясняет склонность
Спенсера к эволюционным переменам и на
его скепсис по отношению к искусственным
преобразованиям общества. Хотя аналогия
с природным биологическим организмом
в теории Спенсера нередко вела к упрощению
в понимании общества, в то же время она
обнаружила огромный и плодотворный методологический
потенциал.
Спенсер сформулировал основные принципы
функционального подхода, которые затем
развил Парсонс. Эти принципы состояли
в следующем:
1. Общество рассматривается как целостная
структура, единый организм, состоящий
из множества частей: экономической, политической,
военной, религиозной и т.д.
2. Каждая часть может существовать только
в рамках целостной системы, где она выполняет
определенные функции.
3. Функции частей всегда означают удовлетворение
какой-либо общественной потребности.
Все вместе функции направлены на поддержание
устойчивости общества и его воспроизводство.
4. Поскольку каждая из частей выполняет
только ей присущую функцию, в случае нарушения
деятельности частей, выполняющих определенные
функции, чем больше эти функции отличаются,
тем труднее другим частям восполнить
нарушенные функции.
Спенсер придавал большое значение социальному
контролю. Социальные системы сохраняют
стабильность потому, что содержат в себе
элементы социального контроля. Это полит.
управление, органы правопорядка, религиозные
институты и моральные нормы.