Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 23:10, шпаргалка
Социология - (социо-общество, логос-учение) – наука об обществе. Сформировалась в 30-е годы 19 в. В научный оборот термин вводит фр. Философ в 1839 г. Огюст Конт. Объектом социологии явл. общество в целом, общ. явл., их функционирование и развитие. Таким обр. объектами явл.: микро группа – семья, дружеская компания; макро группа - население, города, посёлки, общность (рабочие, предприниматели, врачи и т.д и общество в целом). Предметом явл. взаимодействие личностей и соц. групп, социальной жизни людей в конкретной соц.- эк. Обстановке.
5. По Ориентации на потребителя:
- Массовая культура - форма культуры повседневной жизни, продукты которой распространяются с помощью Средств массовой коммуникации среди широкой публики, без учета региональных, религиозных или классовых особенностей.
- Элитарная культура - рассчитана на узкий круг потребителей, элиту, претендуя на утонченность и изысканность.
6. По Отношению к господствующей культуре (культуре общества в целом):
- Субкультура - это культура отдельной социальной группы, отличающаяся оп культуры общества в целом, но не вступающая с ней в конфликт. Любая субкультура имеет свои ценности, несколько отличные от общепринятых, особые правила и образцы поведения, стиль одежды, манеру общения. К субкультурам можно отнести национальные культуры, культуры различных профессиональных, территориальных и др. групп.
- Контркультура - Субкультура, которая находится в состоянии Конфликта, явной конфронтации по отношению к господствующей культуре (хиппи, панки)
7. По своему
характеру и «целевому
- религиозной
- светской.
Социологи выделяют несколько основных закономерностей в развитии культуры.
1. Зависимость типа культуры от природных и искусственных условий жизни общества и ее обратное влияние на их изменение.
2. Преемственность в развитии
культуры. Она может быть временной(
вертикальной) и пространственной (горизонтальной),
позитивной ( продолжение той или
иной культурной традиции) и негативной
(отрицание прежнего
3. Неравномерность развития
культуры, которая выражается в
двух аспектах: а) расцвет и упадок
культуры не совпадают с
Большое значение для развития
и функционирования культуры
имеют качественные изменения
в науке и технологии, открывающие
новые возможности для
- появление письменности,
позволившее сохранять многие
произведения культуры и
- изобретение книгопечатания,
благодаря которому резко
- современные достижения науки и техники (телевидение, видео- и звукозапись, голография, новые материалы в архитектуре и пр.).
Техническое
оснащение поначалу рождало
12. Массовая культура и субкультура.
Выделяют различные формы культуры.
По характеру творений можно выделить культуру, представленную в:
1. Единичных образцах
Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — “искусство для искусства”.
2. Массовую культуру.
По отношению к господствующей культуре выделяются:
А) Субкультура — это культура какой-либо социальной группы: конфессиональная, профессиональная, корпоративная и т. п. Она, как правило, не отрицает общечеловеческой культуры, но имеет специфические особенности. Признаками субкультуры становятся особые правила поведения, язык, символика. Каждое общество имеет свой набор субкультур: молодежной, профессиональной, этнической, религиозной, диссидентской и т. д.
Типология субкультур:
- по возрастному признаку
- по территориальному
- по профессиональному
- по классовому
-по месту в обществе
Каждая субкультура
сохраняет в себе присущее культуре ядро
(менталитет, ценности, ККМ). В то же время субкультуры
отличаются друг от друга:
- нормами, регулирующими
отношения между людьми
- особенностями жизнедеятельности,
истории, быта
- идеологическими
различиями
Наиболее разнообразными
и многочисленными субкультурами являются
молодежные.Выделяют следующие
молодежные субкультуры:
- рокеры
- скинхеды
- панки
- хиппи
Доминантная культура — ценности, традиции, взгляды и т. п., разделяемые лишь частью общества. Но эта часть имеет возможность навязывать их всему обществу либо в силу тою, что она составляет этническое большинство, либо в силу того, что располагает механизмом принуждения. Субкультура, которая противостоит доминантной культуре, называется контркультурой. Социальной основой контркультуры являются люди, в определенной мере отчужденные от остального общества. Исследование контркультуры позволяет понять культурную динамику, становление и распространение новых ценностей.
Б) Контркультура – это комплекс, набор норм и ценностей какой-либо социальной группы (субкультура), которые резко противоречат нормам и ценностям, господствующим в обществе, частью которого эта группа является.
На сегодняшний день контркультура – это: а) тип протестующего мироощущения; б) альтернативный стиль жизни, оппозиционный господствующему; в) антитрадиционные формы художественного творчества.
13. Проблема культуры в современной Беларуси.
Культурные ценности, обладая признаками уникальности, эталонности, невосполнимости, всегда являются свидетельством богатого духовного развития каждого народа и его исторической памятью. Отрыв культурных ценностей от своих национальных корней — это тяжелейший удар по национальному самосознанию народа, а также его культуре.
За годы советской власти белорусы утратили культурно-национальные достижения нескольких столетий. Поэтому в 1991 году нам пришлось заново начать движение по пути осознания своего национального единства и избавления от российского регионализма, так же, как свыше ста лет назад мы начали избавляться от польского регионализма.
Демократизация общественной жизни, провозглашение суверенитета Беларуси оказали сильное влияние на содержание и направления развития культуры и науки. Национальный суверенитет невозможен без его национально-культурного наполнения. Это было тем более важно, что, начиная с 1930-х годов, шла денационализация белорусской культуры. Национальный нигилизм, безразличие к своей исторической памяти охватил широкие общественные слои общества. Неслучайно поэтому, что общественно-политический подъем сопровождался движением за возрождение белорусской культуры. На первый план выдвигались проблемы белорусского языка и его роли в обществе, национальной культуры и истории.
В соответствии с
законом в 1991 г. правительство Беларуси
приняло Государственную
Существенные изменения происходят в сфере образования. Сделаны определенные шаги по созданию и совершенствованию национальной системы образования. Происходит ее демократизация, ориентация на общечеловеческие ценности, повышение качества и эффективности образования. Возникли новые формы учебных заведений.
В 1991 г. начал работать Фонд фундаментальных исследований при Кабинете Министров РБ. Основной функцией Фонда является поддержка творческих коллективов и отдельных ученых при решении актуальных научных проблем.
Значительные успехи сделаны в белорусистике. Опубликованы или переизданы десятки исследований по истории и культуре Беларуси.
Процесс возрождения особенно ощутимо отразился на литературе. Появились публицистические произведения М. Ермоловича "Старажытная Беларусь", В. Чаропки "Имя в летописи", К. Тарасова "Ефросинья Полоцкая". Большинство писателей направили свои творческие поиски на осмысление сложного социально-экономического и духовного развития Беларуси.
Увеличилось количество
театральных постановок по
Традиционным стало
проведение музыкальных
Культурно-просветительные
учреждения направили свои
14. Типы социальной адаптации в обществе.
Одной из сторон социализации является социальная адаптация. Слово "адаптация" происходит от латинского adapto - приспособляю.
Социальная адаптация - это процесс приспособления
человека к меняющейся социальной среде
с помощью различных социальных средств; вид взаимодействия
личности или социальной группы с социальной
средой.
Типы социальной
адаптации:
1) "раки-отшельники"- Люди, которые стремятся уйти
от контактов с действительностью, замыкаются
в себе, погружаются в мир собственных
переживаний. Узкий круг предметов занимает
их внимание; выбирая виды деятельности,
они предпочитают те, которые не требуют
согласованного, совместного труда.
Однако большинство
людей стремится органично
Главное состоит в том, что принимаются ценности определенного социального окружения. Адаптация носит непрерывный характер, особенно активно она происходит при смене социального окружения, видов деятельности. Показателями степени адаптации может служить успешное осуществление человеком своих социальных ролей, его высокий социальный статус, а также общая психологическая удовлетворенность социальной средой в целом.
2) Активное воздействие на социальную среду - Характеризуется активным воздействием на социальную среду: человек не только осваивает сложившиеся формы взаимодействия людей, устоявшиеся нормы, ценности, но и в какой-то мере стремится изменить те, которые представляются ему несовершенными или устаревшими.
3) Пассивное (Комфортное) восприятие целей и ценностей группы, окружения. - Поведение человека в данном случае называют конформным (в переводе с латинского - подобный, сообразный). Внешним выражением конформности нередко служит послушность, когда безропотно выполняются все предписания. При этом, однако, внутренне человек может быть не согласен с групповыми нормами и ценностями.