Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 23:10, шпаргалка
Социология - (социо-общество, логос-учение) – наука об обществе. Сформировалась в 30-е годы 19 в. В научный оборот термин вводит фр. Философ в 1839 г. Огюст Конт. Объектом социологии явл. общество в целом, общ. явл., их функционирование и развитие. Таким обр. объектами явл.: микро группа – семья, дружеская компания; макро группа - население, города, посёлки, общность (рабочие, предприниматели, врачи и т.д и общество в целом). Предметом явл. взаимодействие личностей и соц. групп, социальной жизни людей в конкретной соц.- эк. Обстановке.
22. Социология Макса Вебера
Одним из самых влиятельных теоретиков социологии был Макс Вебер (1864 - 1920), немецкий социолог, социальный философ и историк, основоположник понимающей социологии.
В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно признание необходимости существования двух типов научного знания:
Социология же — пограничная наука, которая должна заимствовать у них лучшее.
У естественных наук
— приверженность к точным
фактам и причинно-
В качестве предмета социологии Вебер рассматривал не понятия «народ», «общество» т.д., а только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Вебер подчеркивал важность понимания социологом субъективного смысла, который вкладывается в действие самим индивидом. Наблюдая цепочку реальных действий индивида социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий
Важным вкладом Вебера в социологию было введение понятия “идеальный тип”. “Идеальный тип” – искусственно логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена. Например, идеально-типическое военное сражение должно включать в себя все основные компоненты, присущие реальному сражению. Идеальный тип возникает из реального мира, а не из абстрактных теоретических построений. По Веберу, это понятие динамическое. Поскольку общество и интересы его исследователей постоянно изменяются, постольку необходимо создавать новые типологии, соответствующие изменившейся реальности.
Вместе с тем, основа социологической теории Вебера заключается в том, что это теория социального действия, причем сознательного действия, ориентированного на действия других людей. Иначе говоря, Вебера интересовало действие, включающее мыслительные процессы и осуществляющее посредничество между стимулом и реакцией.
В трудах Вебера исследованы
феномены бюрократии и всеподавляющей
прогрессирующей бюрократизации общества.
Бюрократию (этот термин в социологии
носит нейтральный характер) Вебер рассматривает
через призму рациональности, высшим воплощением
которой бюрократия и является. Важная
категория, введенная Вебером в научную
терминологию, — «рациональность». Рационализ
Вебер предложил типологию социальных действий, типов государства и рациональности. Вебер рассматривал социальную структуру общества как многомерную систему, в которой наряду с классами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлежит статусу и власти.
Государство по
Веберу бывает нескольких
1. Легальный, в
которых господство
2. Традиционный,
он обуславливается просто
3. Харизматическое господство. Харизматические качества — это особые способности, не столько приобретенные, сколько дарованные свыше, которые выделяют лидера из среды современников. Ими обладали, по Веберу, Будда, Иисус, Магомет, Цезарь, Наполеон и другие великие субъекты. Здесь особенно велика роль авторитарности, по сути, отрицается традиция, право, рациональность, велика роль случайности.
Социология Вебера оказала решающее воздействие на западную социологию середины и второй половины XX в. Она до сих пор служит источником полемики по основным теоретико-методологическим проблемам социологического знания.
23. Социологическая концепция Эмиля Дюркгейма
Французский ученный Эмиль Дюркгейм (1858-1917) разработал четкую концепцию предмета социологии — считается классиком теории социологического метода (подход — "социальный реализм"). Принципы социологии:
Общество — часть объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы.
Общество первично по отношению к составляющим его людям.
Изучаемые социологией социальные факты объективны и не зависимы от человеческого произвола.
По его мнению, социология должна изучать социальную действительность, которая обладает специфическими качествами, и т.о. должна иметь свои специфические методы.
Социология
Предметом социологии являются социальные факты (составляют особую социальная реальность, имеющую свои собственные качества и законы), существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой. Задачи социологии — понять, что побуждает людей жить сообща, какие законы управляют межличностными отношениями; предложить правительству конкретные рекомендации по устройству современной жизни.
Общество
Архаическое (простое) общество или группа характеризуется механической солидарностью людей — индивидуальные сознания полностью растворены в коллективном сознании.
Индустриальное (сложное) общество характеризуется органической солидарностью людей — предполагается наличие разделения труда и специализации видов деятельности, порождающие функциональную зависимость индивидов, а также потребность и необходимость в совместном труде.
Чем примитивнее общество, чем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразия, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии. Общество — это реальность особого рода, элементарными «кирпичиками» которой выступают социальные факты — образцы поведения, оказывающие на индивида внешнее, принудительное воздействие и имеющие объективное существование.
Гражданское общество
На раннем этапе из коллективного единомыслия выделяется воля одной личности — вождя. Только он мог бросить вызов общественному мнению, заявив о начале новой исторической эпохи. Далее происходит формирование целого слоя людей — бигменов (племенная аристократия), располагавших значительными богатствами, политическим весом и собственными интересами.Гражданское общество закрепило историческое право народа иметь собственность и право личности выражать собственное мнение.
Социальная солидарность
Социальная солидарность — главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда, то есть социализации и распределения людей по профессиям. Разделение труда вносит разнообразия, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Договор — есть символ обмена, его юридическая форма. Обмен предполагает, что 2 человека берут на себя взаимные обязательства. Договор является формой социального взаимодействия; отношения людей на основе договора регламентируются правилами и законами, на которых покоятся социальные институты общества.
Теория строения и эволюции общества:
Механическая солидарность (доиндустриальное общество), или солидарность по сходным признакам, когда все индивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивидуальных черт.
Органическая солидарность (часть доиндустриального и всё индустриальное общество), когда люди все больше отличаются друг от друга и начинают взаимодополнять друг друга, по аналогии со взаимозависимостью и взаимодополняемостью частей тела в организме.
Чем органичнее общество, тем выше его склонность к демократии, потому что последняя основана на свободе выбора, уважении к личности, защите прав человека. И, напротив, чем более механичным является общество, тем более оно склоняется к тоталитаризму. Демократия — вершина общественного развития и самая сложная форма социальной организации общества. Сложность происходит от того, что индивиду предоставлен гораздо более широкий выбор моделей поведения, чем в авторитарном обществе; его поведение становится многовариантным. Тоталитарное общество — не является многовариантным, так как не только сужает диапазон свободы действий, но применяет к нарушителям чрезмерно узкий набор санкций, многие из них смещаются в сторону репрессивных мер. Такое общество держится только на том, что все люди, не зависимо от их желаний, жёстко выполняют одни и те же нормы. Работа: «Правила социологического метода» - 1895
24.
Социологические воззрения
Торстейн Веблен (1857 – 1929) – американский экономист, социолог, основоположник институционализма.
Являясь сторонником теории Ч. Дарвина, Веблен непрямую переносит закон естественного отбора на общественно-экономическое развитие (эволюцию социального устройства). То есть, сводит социально-экономический процесс к биологическим закономерностям.
Веблен аргументирует такой подход тем, что жизнь человека в обществе, как и жизнь других видов, состоит из борьбы за существование и процесса отбора, приспособления. При этом, идет процесс естественного отбора социальных институтов. Эволюцию в социально экономической сфере Т. Веблен представляет, как постоянный процесс приспосабливания человека и его мышления к меняющейся внешней среде. Вследствие этого идет постоянный естественный отбор наиболее соответствующих новому образу мышления социальных институтов
По мнению Веблена, главное, что движет поведением человека, это инстинкты (конечно, в гораздо более сложной форме, чем у животных). К основным человеческим инстинктам Веблен относил: родительский, «инстинкт мастерства» (стремление к результативным и эффективным действиям), инстинкт праздного любопытства, склонность к приобретательству, набор эгоистических склонностей и привычки.
На начальных периодах развития человеческой культуры инстинкты проявляются в чистом виде, а на более поздних – принимают завуалированные формы. Инстинкты формируют определенные типы поведения и привычки. Позднее, эти типы поведения становятся обычаями, а затем трансформируются в институты. Иначе говоря, институты – это исторически определенные формы социального поведения. В теории Веблена институты являлись основной единицей анализа культуры. Институты определяют экономические отношения и все социально-экономическое развитие общества.
Веблен утверждал, что в процессе развития возникают противоречия между институтами и внешней средой. Ведь по его теории, институты возникали в результате процессов, происходивших в прошлом. Поэтому они не могут полностью соответствовать требованиям настоящего времени. Такое несоответствие, противоречие существующих институтов и реальной внешней среды влечет за собой изменение институтов. В понимании Веблена, социальные формы (институты) изменяются таким же образом, как происходит в природе естественный отбор.
Торстен Веблен в 1899 г. в самой известной своей книге «Теория праздного класса» сформулировал основные принципы институционализма:
---- Экономическая наука должна
учитывать весь комплекс
-----Рынок не является
-----В современных
Иначе говоря, экономическая наука не должна быть только наукой о ценах и рынках. Предметом политэкономии является человеческая деятельность во всех ее проявлениях. На поведение людей оказывают влияние не только рациональные экономические мотивы, но и такие социальные факторы, как мотивы демонстративного престижного потребления, завистливого сравнения, инстинкт подражания, закон социального статуса.
Институты, являясь принятыми в настоящее время формами организации общества, управляют поведением людей, определяют их стиль и образ жизни.
Веблен противопоставляет два типа общественного устройства и два исторически противоположных типа экономического поведения: производительный (характерный для низших классов) и праздный (характерный для высших классов).