Экстравертированные матери, как
правило, винят в случившемся
себя. Они впадают в отчаяние
и проявляют депрессивные реакции.
Настроение их преисполнено печалью,
а в сознании доминирует мысль
о случившемся горе. С течением
времени матери становятся более
замкнутыми, теряют интерес к
окружающим людям, прежние привязанности.
В эмоциональной сфере отмечается
обидчивость, раздражительность,
несдержанность аффектов, слабодушие
и слезливость при разговорах
о детях. Интровертированные матери,
напротив, склонны обвинять медицинский
персонал в недосмотре, некачественной
работе и т.д. они неадекватно
воспринимают болезнь ребенка,
считая, что она вполне излечима,
- так проявляется механизм психологической
защиты от травмирующих переживаний.
С годами настроение матерей
претерпевает значительные изменения,
проявляются приступы отчаяния.
Изменяются и их личностные
особенности. Неуверенность, застенчивость
сменяются упорством, теплота
привязанности к близким замещается
суховатостью и педантизмом, доброта
– некоторым бессердечием.
В большинстве случаев из-за
различных физических, эмоциональных
и социальных нагрузок, обусловленных
нарушениями развития у детей,
матери страдают и переживают
гораздо сильнее и острее, чем отцы. У некоторых
из них возникают суицидальные мысли.
Негативные тенденции в психическом
состоянии родителей (матерей)
характеризуются невротической
симптоматикой: высоким уровнем
тревожности, неуверенностью в
собственных силах, сниженным
фоном настроения, низкой активностью,
обидчивостью, ранимостью, подавленностью.
Нередко отмечается неадекватность
поведения – агрессивность, раздражительность,
несдержанность, ворчливость, недоброжелательность,
настороженность. Часто встречаются
соматические нарушения – вегетативные
дистонии, повышенная подверженность
простудным заболеваниям, функциональные
нарушения со стороны сердечно-сосудистой
системы и желудочно-кишечного
тракта [32].
Обвинения родителями себя и
других в случившемся, агрессивные
проявления и периоды упадка
жизненных сил перемежаются повседневными
заботами о ребенке. Никакое
описание заболевания ребенка
не дает полного представления
о тех переживаниях и трудностях,
с которыми сталкиваются родители,
воспитывая своего малыша и
обеспечивая его необходимым
лечением. Понимание того, что процесс
лечения и специального обучения
(в связи с физическими или
интеллектуальными нарушениями)
будет длительным, приходит не
сразу. Осознание этого факта
– сильнейший стресс для родителей
и других членов семьи (бабушек
и дедушек, братьев и сестер),
который переживается на протяжении
всей жизни и нередко проявляется
в изоляции семьи от общества
(сужается круг знакомых, ограничивается
общение с родственниками). Проблемы
и заботы, связанные с заболеванием
ребенка, становятся преградой
для полноценной жизни каждого
члена семьи. Зачастую семья
оказывается своеобразной замкнутой
микросредой со специфической
деформированной системой отношений
между родственниками.
Часто семья оказывается не
в состоянии принять сложившуюся
ситуацию. Родители испытывают страх
за будущее своего ребенка.
Перспектива собственного будущего
(планы родителей по поводу
учебы, работы, друзей) связывается
с возможными изменениями состояния
здоровья ребенка. Нередко больной
ребенок становится причиной
семейных конфликтов и разводов
родителей.
Как правило, с ребенком остается
мать. В неполной семье формируется
замкнутая система «ребенок-родитель»,
которая функционирует как единое
целое. Эффективность реабилитационных
мероприятий (медицинских, психологических,
психотерапевтических и др.) во
многом зависит от участия
и матери, и ребенка. Стресс
матери-одиночки мешает адекватно
воспринимать и правильно оценивать
всю ситуацию развития ребенка-инвалида,
его скрытые ресурсы и возможности
их реализации. Оставшись наедине
с больным ребенком, без поддержки
супруга, мать пытается компенсировать
отсутствие отца повышенным вниманием
и заботой о своем малыше.
Итак, можно выделить два основных
типа отношений родителей к
больному ребенку – это максимальная
самоотдача, когда жизнь семьи
строится в полном соответствии
с потребностями ребенка, и
отстраненность родителей, полная
или частичная передача ответственности
за него государственным учебным
и медицинским учреждениям.
Вопросы трудовой и медико-социальной
реабилитации невозможно решать
без участия социального работника.
В его функции входят оказание
юридической, медицинской, психологической,
педагогической и других видов
консультационной помощи, организация
медицинской поддержки и т.п.
Он должен оказывать помощь
ребенку в преодолении восприятия
себя как ущербного. Известно,
что инвалиды с положительной
«Я - концепцией», уверенные в
себе, «психологически благополучные»
чаще воспринимаются и окружающими положительно.
С другой стороны, в работе с родственниками
ребенка-инвалида необходимо преодолевать
устойчивые стереотипы отношения к нему
как к существу неполноценному, второсортному.
Именно в семье ребенок нередко особенно
остро ощущает гиперопеку как следствие
жалости, которая делает его неспособным
к самостоятельным действиям, или, наоборот,
отчужденное со стороны окружающих.
Как правило, семья, в которой появляется
ребенок-инвалид, нестабильна, угнетена,
нередко чувствует отрицательное
отношение к себе со стороны окружающих.
Специальные исследования показывают,
что среди анкетированных женщин 15,7% разведены,
в том числе у 13.3% женщин причиной ухода
мужа из семьи явилось рождение ребенка-инвалида;
в 12,3% случаев в семьях сложилась конфликтная
ситуация. Из числа других детей в семье
5,3% избегают общения с ребенком-инвалидом
или психически угнетены из-за негативного отношения окружающих
к семье, где воспитывается ребенок-инвалид
или подавлены из-за мнимой опасности
иметь в будущем своего ребенка-инвалида
[24]. В тоже время большинство матерей,
сестер и братьев жалеют ребенка-инвалида,
стараются делать все возможное для его
лечения и воспитания. Многое в этом случае
зависит от психологических умений социальных
работников создать настрой в семье, от
его помощи в объединении семей, имеющих
детей-инвалидов.
Психологическая помощь семьям, имеющим
детей-инвалидов, осуществляется по следующим
направлениям:
- устранение конфликтной ситуации между родителями и детьми;
- воспитание правильного отношения у родителей и других детей к ребенку-инвалиду как равноценному члену семьи;
- организация обществ семей, имеющих детей-инвалидов, активное участие в их деятельности и др.
Недостаточно решений остается
проблема обучения детей-инвалидов,
в то время как их обучение
с учетом последующей профориентации
является важным направлением
в «выравнивании возможностей»
инвалидов с другими членами
общества, восстановлении утраченных
ими способностей для приобретения
экономической независимости. Многие
родители не имеют достаточно
полной информации о профессиях,
рекомендуемых больными теми
или иными заболеваниями, половина
семей не получает регулярной
помощи в воспитании, обучении
и профориентации их детей-инвалидов.
Особенно неудовлетворительно организовано
обучение на дому детей, нуждающихся
в нем по состоянию здоровья.
В связи с этим важное место
занимает выявление детей, нуждающихся
в особых условиях воспитания
и обучения, а также устройство
их в специализированные учреждения.
Социальные службы совместно
с органами народного образования
и коллективами школ помогает
семье организовать обучение
ребенка-инвалида, в том числе
на дому, помогает направить ребенка
на психолого-медико-педагогическую
консультацию.
В реальной российской практике
дети-инвалиды нередко становятся
сиротами, в силу отсутствия в
обществе развитой системы услуг
для семей с ребенком-инвалидом.
В особенно трудном положении
оказываются семьи детей с
серьезными нарушениями в интеллектуальном
развитии, так как эти дети
считаются в нашей стране необучаемыми
и для их реабилитации и
обучения не существует служб.
Их судьба жить – от рождения
до смерти в интернатных учреждениях,
так как самостоятельно без
поддержки и помощи других
они не смогут выжить. Тяжелое
положение семьи, решившей оставить
ребенка-инвалида в семье, усугубляется
отношением окружающих. В обществе
господствуют предрассудки по
отношению к родителям детей-инвалидов,
и в особенности детей с
выраженной умственной отсталостью. Таких
родителей не жалеют, а обвиняют, считают
людьми предосудительного поведения,
виновными в болезни ребенка. Семья
больного ребенка оказывается в социальной
изоляции, один на один с бедой. К тому
же часто семья распадается, т.к. часто
отец из нее уходит. В результате ребенка
отдают в дом-интернат или отказываются
от него. В основу существующей системы
помощи этой группе семей, положены два
принципа:
- изоляция детей-инвалидов от остальной части общества;
- оказание услуг детям-инвалидам в системе интернатных учреждений.
Трудно назвать нормальным подобное
положение дел. При таком
подходе нарушаются права детей-инвалидов,
и в первую очередь – их
право на то, чтобы воспитываться
в родной семье.
Проблемное
поле ребенка-инвалида и его
семьи очень широко. У ребенка
возникают сложности в общении
со сверстниками, в проведении
досуга (недоступность посещения
музеев, кружков), психологические проблемы
(фобии, неврозы, агрессия, подавленность),
необходимость посещения медицинских
учреждений, бытовые проблемы (навыки
домашнего труда и самообслуживания),
адаптация в условиях массовой
школы (обучение), профориентация
и трудоустройство.
Проблемы инвалидности не могут
быть понятны и решены вне
социального окружения человека
– семьи. У родителей возникают
психоэмоциональные расстройства (раздражительность),
у многих отсутствуют навыки
ухода за больным ребенком, сокращаются
контакты с окружающими, имеется
недостаток информации о специализированных
социальных и медицинских учреждениях,
работающих с детьми-инвалидами
и их родителями.
Одна из проблем – получение
образования детьми-инвалидами. В
нашем обществе в течение длительного
времени доминировала установка
на воспитание и образование
детей с ограниченными возможностями
только в рамках государственной
системы специальных школ и
учреждений интернатного типа. Это,
по мнению специалистов, привело
к созданию кризисной ситуации,
которая характеризуется следующими
обстоятельствами:
- социальная «маркировка» ребенка с особыми нуждами как ребенка с дефектом (неполноценного);
- искусственная изоляция ребенка в особом социуме, часто не способствующая его последующей адаптации в обществе;
- жесткость и безвариантность форм получения образования и обучения и системы специальных учреждений;
- почти полное исключение семьи из процесса воспитания и образования ребенка с особыми потребностями.
В семьях, где кроме ребенка
с ограниченными возможностями
есть и другие, обычные дети, у
родителей возникают особые трудности.
Им приходиться использовать
различающиеся методы воспитания
и поведения по отношению к
здоровым и больным детям. Из
опыта известно, что отношение
обычного ребенка к своему
брату или сестре, имеющему какие-либо
нарушения, в огромной степени
зависит от установки родителей.
Если их поведение разумно
и ясно, то именно в здоровых
детях они найдут старательных
помощников. А неосознанные и
неразрешенные конфликты по поводу
больного ребенка могут подействовать
на других детей негативно.
Чаще всего к больному брату
или сестре дети относятся
не агрессивно, а скорее отстраненно.
Иногда их поведение регрессирует,
у них бывают эмоциональные
срывы, складываются невротические
состояния.
Если ребенок с ограниченными
возможностями единственный в
семье, то и в этом случае
возникают сложности.
Итак, можно выделить два основных
типа отношений родителей к
больному ребенку – это максимальная
самоотдача, когда жизнь семьи
строится в полном соответствии
с потребностями ребенка, и
отстраненность родителей, полная
или частичная передача ответственности
за него государственным учебным
и медицинским учреждениям.
Многие родители придают главное
значение медицинским воздействиям,
а последовательный процесс воспитания
зачастую подменяют отдельными
повелительными указаниями и
назидательными беседами.
Тяжелое заболевание ребенка
обедняет личную жизнь родителей,
как правило, ограничивает их
профессиональную деятельность. Матери
(чаще, чем отцы) вынуждены бросить
работу, перейти на неполный рабочий
детнь или работать не по
специальности. У родителей больных
детей практически не остается
свободного времени; они редко
посещают театры и музеи; домашний
досуг также сведен к минимуму.
Решение проблемы детской
инвалидности в современном обществе
должно происходить одновременно
как бы в двух плоскостях. Во-первых
– это профилактика детской
инвалидности, т.е., комплекс мер,
направленных на ее снижение
за счет повышения качества
оказания медицинской помощи
беременным женщинам, роженицам
и новорожденным, расширение сети
медико-генетических учреждений, в
задачу которых бы входили
как консультации, так и диагностика,
особенно дородовая.
Во-вторых, - это социальная реабилитация
детей-инвалидов, а именно развитие
сети центров реабилитации детей
и подростков с ОВ, а также
коррекционных детских дошкольных
учреждений, приведение существующей
системы учебных и воспитательных
заведений для детей с нарушениями
в развитии в соответствие
с объективной необходимостью
и международными нормативами
с учетом накопленного опыта.
Если общество не смогло предупредить
рождение ребенка с тяжелым
недугом, оно обязано обеспечить
ему достойную жизнь [48].
1.2
Содержание социальной работы
с семьями, воспитывающими
детей-инвалидов в системе социального
обслуживания
В
современных социально-экономических
условиях падает престиж семьи
как института, обеспечивающего
воспитание и первичную социализацию
подрастающего поколения. Отмечается
рост общей заболеваемости детей,
детской инвалидности и т.д.