Методы социальной работы с семьями воспитывающих детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Сложившиеся в ходе трансформации российской экономики хозяйственные отношения вызвали изменение устоявшихся моделей социально-экономического поведения населения страны. Выбрать стратегии успешной экономической деятельности смогла лишь небольшая часть граждан, остальные оказались неспособными адаптироваться к новым условиям. К числу наиболее уязвимых категорий населения относятся семьи, воспитывающие детей-инвалидов.

Существовавшая ранее система помощи детям-инвалидам нередко рассматривалась только с позиции медицинского аспекта, что не всегда давало возможность этим детям адаптироваться к нормальной жизни. Улучшение положения детей-инвалидов, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучение и интеграция в общество сегодня очень актуальны и требуют новых подходов в отношении к таким детям.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………

1 Социальная работа с семей, воспитывающей ребенка-инвалида ……

1.1 Социальные проблемы семей, имеющих в составе ребенка-инвалида………

1.2 Содержание социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов в системе социального обслуживания………………………………..

2 Методы социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида…………………………………………………………………………….

2.1 Социально-психологическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями…………………………………………………..

2.2 Территориальная социальная работа с семьями детей-инвалидов……………...

Заключение………………………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ!!!!!!.docx

— 88.52 Кб (Скачать файл)

На удовлетворение тех же нужд направлен  закон “О правах ребенка” (1993 г.). Он определяет правовой статус этой категории детей, как самостоятельных субъектов, и направлен на обеспечение его физического и нравственного здоровья, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Особое внимание и социальная защита гарантируются детям–инвалидам, с особенностями психофизического развития и оказавшимся в других неблагоприятных ситуациях.

Как и все другие дети, ребенок  со специфическими потребностями имеет  право жить и воспитываться в  семье, которое закрепляется “Кодексом о браке и семье”. Родители, соответственно, должны принять на себя обязанности по содержанию своего ребенка до 16 лет и далее, если ребенок в этом нуждается. Однако, особое внимание уделяется и людям, воспитывающим ребенка–инвалида (его родителям, опекунам). Государством выплачивается пособие по уходу за такими детьми, независящие от дохода семьи. Время ухода за ребенком со специфическими нуждами зачисляется одному из родителей (который осуществляет уход) в стаж работы для получения трудовой пенсии. Матери, воспитывающие ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, ежемесячно получают оплачиваемый свободный день (Постановление Совета Министров РФ №533 от 27.05.1997г.). Кроме того, родители инвалидов с детства имеют право на более ранний срок ухода на пенсию (Закон РФ “О пенсионном обеспечении”).

Важным документом в сфере организации  помощи детям с ограниченными  способностями являются “Основные направления в государственной семейной политике” (1998 г.). Одной из ее целей является создание условий для воспитания в семье детей-инвалидов с последующей интеграцией их в общество. Для реализации этой цели предлагаются следующие меры:

- предоставление нуждающимся семьям  с детьми дополнительной финансовой  и натуральной помощи, услуг;

- развитие сети дошкольных учреждений  различных форм собственности  с гибким режимом работы, различного  типа и назначения (в том числе  и для детей с особенностями  развития);

- предоставление возможностей  для обучения и воспитания  детей с особенностями психофизического  развития в учебно–воспитательных  учреждениях общего типа;

- развитие сети специализированных  учреждений, предназначенных для  содержания детей-инвалидов;

- формирование системного подхода  к решению проблем этой категории  детей и созданию условий для  их реабилитации и интеграции  в общество;

- совершенствование системы социальной  защиты семей, воспитывающих детей–инвалидов.

Социальная защита этой категории  населения осуществляется по следующим  направлениям: пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и социальная помощь. Действия органов государственной  власти российской Федерации и местного самоуправления в первую очередь  будут направлены на защиту пожилых  граждан, инвалидов, семей с детьми и других малообеспеченных категорий  населения.

По мере развития законодательной, нормативной, материально-технической, финансовой, кадровой, научной и  информационной составляющих системы  социальной защиты предусматривается  расширение видов и числа учреждений и предприятий отрасли с соответствующим  увеличением расходов на реализацию социальных гарантий нетрудоспособным и социально уязвимым группам  населения.

Будет продолжена реализация федеральных  и региональных социальных программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Планирование  семьи», «Дети Чернобыля», «Дети  Севера», «Развитие индустрии детского питания», а также целевые программы: «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных  переселенцев». Получит дальнейшее развитие практика заключения договоров  с субъектами Российской Федерации  о разграничении полномочий и  предметов ведения по вопросам социальной защиты.

Предстоит разработать комплексную  программу социальной защиты населения  как на федеральном уровне, так  и на уровне субъектов Российской Федерации, которая должна стать  основой бюджетных заявок на соответствующих  уровнях финансирования.

Таким образом, можно сказать, что  законодательство Российской Федерации  направлено на создание условий, обеспечивающих жизнь семьи с ребенком – инвалидом. Однако инвалиды и их семьи относятся  к наиболее малообеспеченным категориям населения, так как, в силу сложившейся  в стране ситуации, пенсии и пособия  на детей инвалидов не могут обеспечить такому ребенку и его семье  достойную жизнь. Следует также  учесть, что забота о таких детях  отнимает много сил, времени, внимания, терпения и родители не могут работать “в полную силу”, что так же создает  определенные материальные трудности. Также хотелось бы отметить, что  законодательство не предусматривается  архитектурной нормой, необходимые  для свободного передвижения инвалидов. По нашему мнению, социальной политикой  в сфере оказания помощи инвалидам  мало внимания уделяется изменению  общественного мнения относительно этой категории населения, что немаловажно.

         Эффективная социальная помощь семьям с детьми-инвалидами достигается, прежде всего, от профессиональной работы специалистов разных центров. Они понимают необходимость создания климата общего дома не только для детей, но и для родителей. И поэтому, основные направления совместных усилий и важнейшие принципы взаимодействия специалистов с семьей (родителями) ребенка-инвалида следующие:

  1. Помощь со стороны специалистов в формировании ответственной родительской позиции за судьбу ребенка. Ясное понимание того, что без участия родителей в создании условий развития прогресса не будет. Задача родителя – сопровождение процесса развития: обеспечение безопасности и предугадывание потребностей и желаний ребенка.
  2. Принятие ребенка таким, какой он есть – важное условие успешности реабилитационных мероприятий. Ребенок родился и потому уже имеет право на жизнь. Задача взрослых – повышать качество его жизни, создавая условия его развития.
  3. Помощь родителям со стороны специалистов увидеть позитивы в ребенке, получить информацию об особенностях ребенка и перспективах его развития, потребностях такого типа детей. Помощь в принятии осмысленного решения об участии в реабилитационном процессе, принятии такой позиции – не превращать свою жизнь в трагедию. Радоваться каждому шажку  в развитии ребенка.
  4. Совместными усилиями специалистов и родителей – просвещение и подготовка социума к принятию детей с особенностями в развитии. Отстаивание важности естественного окружения ребенка, жизни его в реальной среде совместно со сверстниками. Один из важных способов – открытая демонстрация своего личного отношения к проблеме.
  5. Всемерное способствование объединению усилий родителей и специалистов в повышении качества жизни детей-инвалидов и эффективности их социальной реабилитации (и абилитации).

     Одной из важнейших  задач социальной работы является  также изменение в общественном  сознании негативных установок  по отношению к инвалидам и  борьбе с их дискриминацией  в обществе [56].

 

2 Методы социальной работы с  семьей, воспитывающей ребенка-инвалида

2.1 Социально-психологическое  сопровождение семей, имеющих  детей с ограниченными возможностями 

      Как показывает психолого-социальная  характеристика семей, имеющих  детей инвалидов, они закрыты  в еще большей степени, чем  семьи других категорий групп  «риска». В этих семьях роли, как правило, изменены. Интересы  семьи сосредоточены на инвалиде. Мать, занятая его воспитанием,  зачастую становится формальным  лидером. В то же время сам  особый ребенок обладает значительно  меньшей свободой и социальной  значимостью, чем обычные дети. Все решения относительно его  проблем принимает мать. Она и  остальные члены семьи диктуют  ему его поведение. Его низкий  социальный статус иллюстрируется  тем, что члены семьи, в особенности  мать, часто говорят о нем от  его имени в его присутствии,  лишая возможности выразить собственное  мнение.

     Описанный семейный стереотип  приводит к своеобразию формирования  личности инвалида с детства,  что отражается в высокой степени  зависимости от семьи; отсутствии  или ограниченности навыков внешних  социальных взаимодействий; элементах  аутичного поведения в семье;  гиперкомпенсации (самоутверждении)  в подростковом возрасте через неадекватные реакции, - немотивированные отказы, негативизм, истерические эмоциональные реакции, преувеличение  своих недостатков, уход в сверхценные увлечения (рисование, музыкальные записи, компьютерные игры и т.д.); развитии страхов, боязни активных действий и т.д.

     Такое поведение является признаком  искажения формирования личности. Его бессознательная цель –  заявить о себе, о своей социальной  значимости. Развиваясь в процессе  взросления эти особенности могут  привести к таким личностным  отклонениям, которые по своим   последствиям значительнее, чем  основное заболевание, ибо формируется  «личность дефицитарная, недостаточная  в социальном аспекте. В ряде  случаев к ее недостаточности  присоединяется деформация, которая  впоследствии может привести  к психическим расстройствам» [16].

Как правило, родители детей-инвалидов  в отзывах о своих детях существенно преуменьшают их возможности. Демонстрация педагогами реальных возможностей и достижений детей, их самостоятельной социально-бытовой или социально средовой активности встречает скрытый или открытый про тест («Что вы, что вы, как я могу это ему поручить дома? Он все испортит», «Как я могу его послать одного? Он заблудится»). Дети эти выполняют минимум домашних обязанностей или совсем их не выполняют. Более настойчивые рекомендации дать детям возможность самостоятельно действовать приводят к неадекватным реакциям родителей, - обиде («Я лучше знаю своего ребенка. Это может повредить его здоровью»), отторжению («Что с ними, так называемыми специалистами разговаривать? Вмешиваются, куда не надо»), вплоть до перевода ребенка  в  другую школу или реабилитационный центр.

Семьям со взрослыми  инвалидами в ряде случаев свойственны аналогичные изменения структуры, но они выражены в значительно более слабой степени. Тем не менее, для них также характерна тенденция к отторжению вмешательства специалистов. Выделенные особенности обуславливают ведущую роль щадящих методов в стратегии и тактике социальной реабилитации семей с инвалидами, которые направлены на постепенные подвижки деформированных внутрисемейных  взаимодействий без прямого вмешательства.

Среди таких методов - лечение обстановкой. Этот метод наиболее адекватен для семей, в составе которых - тяжелые инвалиды, требующие постоянного повседневного ухода. Лечение обстановкой практикуется в Санкт-Петербурге с 1993 г. Как правило, это программы оздоровительного отдыха семей с детьми-инвалидами, финансируемые городской администрацией за счет регионального бюджета. Ежегодно этими реабилитационными услугами, пользуются около 5 тысяч семей. Особое внимание уделяется семьям, в составе которых - дети и инвалиды с детства с тяжелыми поражениями органов движения, вынужденные пользоваться креслами-колясками или инвалиды с глубокой умственной отсталостью. Для них оздоровительный отдых сочетается со специальными реабилитационными программами, включающими консультативные семинары и различные формы терапевтических групп.

     Применение метода восстановительных терапевтических групп для семей с инвалидами наиболее результативно в форме   восстановительной   терапевтической  межсемейной группы. Ее задачи заключаются в исправлении деформированной семейной иерархии и нормализация социального статуса членов семей. В пределах терапевтической группы, объединяющей несколько семей, появляются новые неформальные лидеры. Инвалиды в таких коллективах играют значительно более весомые роли, чем в своих семьях, поскольку для членов других семей они являются социально значимыми партнерами, и их возможности не преуменьшаются. Объединение семей в такие группы должно совершаться наименее навязчивым способом, под предлогом какой-либо совместной творческой,   исследовательской,   спортивно-оздоровительной   или; трудовой деятельности в соответствии с проявленными интересами.   Соответственно  эти  группы  будут  выглядеть  как группы здорового образа жизни, поисковые группы по дорогам  войны,  любительские  хоры,  оркестры,  драматические труппы, артели по изготовлению каких-либо изделий или оказанию каких-либо услуг [45, 16, 32].

     Развитие навыков  социальных контактов семей с инвалидами осуществляется также в форме терапевтических групп с «завуалированными целями». Целевые группы могут создаваться при центрах социальной реабилитации инвалидов или отделениях реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, при комплексных центрах социального обслужившим населения и др. Частое проведение в этих учреждениях праздников, концертов самодеятельности с участием семей создает благоприятный фон для такой реабилитационной работы. Особенно большое значение этот метод приобретает во время оздоровительного отдыха семей с инвалидами. В реабилитационных программах, проводимых в местах оздоровительного отдыха, можно использовать все методологические направления, развитие на основе этого подхода.

Характеризуя опыт, накопленный  при использовании этих методологических направлений, следует отметить, что метод совместной режиссуры в группе применяется значительно реже, чем другие, хотя в практике он показывает высокую эффективность. Этот метод впервые был апробирован на трех базах отдыха семей с инвалидами в Ленинградской области в 1995-2000 гг.. Неизменно в процессе репетиций количество добровольных режиссеров быстро возрастало, и к генеральной репетиции ими становились практически все отдыхающие семьи. Роль специалиста по социальной работе при совместной режиссуре состоит в организации репетиций и упорядочении их течения.

   Метод развития социального поля используется чаще. Его модификации, адаптированные для реабилитационной работы с семьями инвалидов, неоднократно включались в виде последовательных программ в деятельность баз отдыха и реабилитационных центров г. Санкт-Петербурга с неизменно положительными результатами

Информация о работе Методы социальной работы с семьями воспитывающих детей-инвалидов