Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 08:01, курсовая работа
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть феномен подростковой беременности и юного материнства;
дать характеристику социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства как целостного технологического процесса;
определить субъектов, включенных в социальную профилактику подростковой беременности и юного материнства;
рассмотреть профессиональное взаимодействие субъектов как интегрирующий фактор социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства;
разработать и описать модель профессионального взаимодействия субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства;
Стр.
Введение
3
Глава 1. Подростковая беременность и юное материнство как социальное явление
6
1.1. Современное состояние проблемы подростковой беременности и юного материнства
6
1.2. Факторы риска подростковой беременности и юного материнства
11
1.3. Социально – психологические особенности подросткового и юношеского возраста как фактор риска подростковой беременности
16
Глава 2. Характеристика социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства как комплексного полисубъектного технологического процесса
20
2.1 Основные направления и технология социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства
20
2.2. Субъекты социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства
28
2.3. Характеристика профессионального взаимодействия субъектов как интегрирующего фактора социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства
33
Глава 3. Модель профессионального взаимодействия субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства (на примере деятельности специалиста по социальной работе ЦСПС и Д
38
Заключение
46
Литература
До последнего времени матери-подростки никогда не выделялись в отдельную категорию социально незащищенных, никогда не выступали в качестве объекта специального внимания и воздействия с целью поддержки и реабилитации со стороны государственных органов. Тот факт, что эта проблематика приобретает особую актуальность в конце ХХ века, не случаен. Дело в том, что в современном мире, когда темпы общественного и технического развития приобрели невиданный размах, особую, с точки зрения социальной успешности, роль начинает играть уровень и качество образования, а также наличие так называемой активной жизненной позиции. А их, в силу ряда обстоятельств, юным мамам трудно сформировать. Между тем, с конца 60-х до настоящего времени наблюдается значительный рост количества беременностей и родов среди несовершеннолетних во всем мире.
Чтобы предотвратить появление подростковой беременности и раннего материнства, работу с подростками необходимо начинать задолго до того, как они столкнутся с данной проблемой. И эту деятельность можно разделить на 2 части. Первая часть (первичная профилактика) – это разъяснительная работа среди подростков по вопросам контрацепции, последствий абортов, планирования семьи, консультирование по вопросам интимных отношений. Вторая (вторичная профилактика, или профилактика последствий ранней беременности) - выявление и работа с юными беременными, а именно: психологическая и физическая подготовка к предстоящему материнству; помощь в решении кризисных социальных ситуаций, связанных с беременностью; подготовка к безопасным родам; обучение уходу за новорожденными и т.д.
Таким образом,
комплексная деятельность по оказанию
различных видов помощи несовершеннолетним
матерям и их детям поможет
решить проблему социальной адаптации
этой категории населения к
1.2.Факторы риска подростковой беременности и юного материнства
Воспитание подрастающего
поколения во все времена играло
немаловажную роль в развитии общества.
Характерная особенность этого
Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Нарушение отношений в семье, негармоничное семейное воспитание, психотравмирующее поведение некоторых членов семьи, искажает личностное развитие ребенка, ведет к инфантилизации, склонности к регрессивным формам реагирования в значимых ситуациях.
Особые опасения вызывают показатели развития тенденций асоциального поведения девочек - подростков.
Современная ситуация в целом по стране так и в отдельных ее регионах, в том числе и в Красноярском крае, порождает массовые антиобщественные модели поведения детей и подростков, вплоть до саморазрушающих: алкоголизм, наркомания и т.д. Самое страшное, что эти модели становятся привлекательными и доступными для все более широкого круга детей и подростков.
В социальном плане ранней беременностью принято называть факт ожидания ребенка несовершеннолетней девушкой. Но острота ситуации не столько в том, что будущая мама не достигла официального совершеннолетия, сколько в том, что такая беременность в большинстве случаев вызвана теми или иными проблемами самой девушки или той среды, в которой она живет. Она никоим образом не направлена на счастье будущего ребенка, а чаще всего даже на его рождение.
Раннее начало
сексуальной жизни среди
Риск факторы незапланированной беременности и абортов у подростков, по мнению О.Ф.Серовой, обусловлены особенностями репродуктивного поведения (раннее начало половой жизни, частая смена половых партнеров), недостаточными знаниями о последствиях раннего начала половой жизни и абортов, а также недостаточной информированностью о средствах контрацепции.
Социально-гигиеническая характеристика жизни и воспитания подростка показывает, что раннее начало сексуальной жизни связано с целым рядом факторов и, прежде всего с низкой сексуальной культурой, наличием вредных привычек, пренебрежением и неумением пользоваться контрацептивными средствами [28].
Особенностью современной социокультурной ситуации в России является снятие запретов на почти все виды эротической продукции в СМИ: демонстрации фильмов без возрастного регламента и цензуры, изобилие печатной продукции. Это усиливает интерес ко всем видам эротики у подростков. Следует вывод о том, что «взрыв» сексуальной активности в пубертатном возрасте обусловлен не только биологическими и психологическими, но и современными социокультурными факторами, социально-экономической нестабильностью, играет огромную роль утрата культурных и нравственных ориентиров.
Отмечается тот факт, что большинство будущих юных матерей воспитываются в неполных семьях, с низким образовательным уровнем, неблагополучным психологическим микроклиматом [3].
Все это, со всей очевидностью, приводит к раннему началу сексуальной жизни и зачатию ребенка матерью в возрасте до 18 лет, к увеличению числа нежелательных подростковых, чаще всего неожиданных беременностей.
Нельзя исключать и такой фактор риска подростковой беременности как сексуальное насилие. По данным зарубежных исследований, чем ниже возраст девушки при первом сексуальном контакте, тем вероятнее, что он был нежелательным. И это не всегда изнасилование как уголовно наказуемое деяние. Речь здесь идет и о принуждении к сексу со стороны партнера, связанным с унижением и подавлением девушек без признаков угроз и физического насилия. Причем девушки становятся жертвой насилия, поскольку заранее к этому предрасположены: росли в социально неблагополучных семьях, часто без отцов и с социально неуспешной матерью, самооценка занижена. По имеющимся данным, такие факты чаще всего с приемом алкоголя или наркотиков.
К факторам риска подростковой беременности можно отнести и протест против давления со стороны родителей, желание избежать одиночества в семье и удовлетворить эмоциональные потребности. Эта беременность «запланированная». Как правило, подросток стремится решить таким способом собственные психологические проблемы: выразить протест против безудержной сверхопеки родителей или утвердить собственную ценность, когда родители его психологически «не слышат».
Одной из причин, толкающих молодежь к интимной близости, является мнение окружающих сверстников. Подросток хочет выглядеть более взрослым и самостоятельным, и чтобы доказать это, не оказаться хуже других, подросток стремится идти на половые связи.
Не последнее место среди причин, ведущих молодежь к интимной близости, занимает простое любопытство. Ведь подростковый возраст – это тот период в жизни каждого человека, в который все хочется познать и испытать. Но опасно то, что каждый второй подросток идет к интимной близости через алкогольное опьянение.
Как известно, в процессе распространения среди молодежи употребления алкоголя большую роль играют социальные факторы и факторы внешнего окружения, при этом особенно важным является влияние родителей, семейная среда. Огромное значение для воспитания ребенка в семье имеет характер взаимоотношений между ее членами, уровень эмоциональных связей между ними. Психологическое неблагополучие в семье является одной из важнейших причин формирования девиантного поведения подростков. Это тяжелый психологический микроклимат в семье, пьянство, скандалы, сексуальная распущенность родителей.
«Рискованное поведение» - довольно частый фактор риска ранних сексуальных контактов и подростковой беременности. Часто беременеют те девушки, которые «связываются с плохой компанией». Но попадает подросток в такие компании опять, же оттого, что, став в семье и обществе одиноким и отвергнутым, начинает, во-первых, искать «понимания» где только можно, а во-вторых, бессознательно выбирать наиболее рискованный (или суицидально направленный) тип поведения. И девушке, проводящей время в таких компаниях, вроде бы уже и не до сохранения своего здоровья и своей жизни. Поэтому она особо не заботится о последствиях подобного общения.
Нередко даже в наш просвещенный век подростки не информированы или недостаточно информированы о методах контрацепции, отсюда – «беременность по неведению». Эти «упущенные» подростковые беременности – результат отсутствия качественного, продуманного сексуального воспитания, и в том числе возможности диалогов на эту тему в семье.
Принято считать, что трагедия подростковой беременности в том, что весь мир (и в первую очередь родители и общество) отворачивается от юной беременной. Но на самом деле этот «мир» отворачивается от девушки гораздо раньше, и беременность часто бывает следствием этого, а не причиной.
Таким образом, среди факторов, способствующих росту подростковых беременностей наиболее представлены факторы социального риска, что обусловливает необходимость именно социальной профилактики исследуемой проблемы. Но нельзя игнорировать и такой фактор риска как особенности подросткового и юношеского возраста. За более чем десятилетний период поменялись многие прежде унифицированные нормы
и практики. Социальное конструирование возраста явно просматривается на изменении понятий "ребенок" и "подросток" в постсоветский период. Причем, этот процесс связан не только с акселерацией. В следующем разделе рассматриваются социально-психологические особенности подросткового и юношеского возраста в контексте исследуемой проблемы.
1.3. Социально-психологические особенности подросткового и юношеского возраста как фактор риска подростковой беременности
Известно, что подростковый возраст является одним из наиболее кризисных возрастных периодов в жизни человека. Нестабильная ситуация в современном российском обществе объективно сложна для подрастающего поколения, поскольку дезориентирует его сознание, затрудняет формирование критериев оценки явление окружающей действительности. Вымывание социально значимых ценностей и нравственных норм привело к росту молодежи, употребляющей спиртное и наркотики, к росту проституции, беременности несовершеннолетних, рождению незапланированных, нежеланных детей у юной матери.
Половое влечение, сексуальный интерес являются вполне закономерными явлениями в подростковом возрасте. В этом периоде сталкиваются чувственно-эротические и романтически возвышенные проявления сексуальности. Какое из проявлений получит перевес в реальной жизни, зависит от многих причин и, прежде всего от воспитания в семье и школе, от уровня и качества подготовки девушек в вопросах пола, морали и т.д. Подростковый возраст Ш. Бюлер характеризует как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания.
Основные характеристики этого возрастного периода - это повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легковозбудимое состояние, а также физическое и душевное недомогание, которое находит своё выражение в драчливости и капризах. Подростки неудовлетворенны собой, их неудовлетворённость переносится на окружающий мир. К этому присоединяется ещё и ряд новых внутренних влечений ко всему тайному, запрещённому, необычному, к тому, что выходит за пределы привычной и упорядоченной повседневной жизни. Непослушание, занятие запрещенными делами обладают в этот период особой притягательной силой. Подросток чувствует себя одиноким, чужим и непонятым в окружающей его жизни взрослых и сверстников. К этому присовокупляются разочарования. Следствие всех этих явлений - общее снижение работоспособности, изоляция от окружающих или активно враждебное отношение к ним и различного рода асоциальные поступки. Все это отмечается у девочек в возрасте от 11 до 13 лет, у мальчиков от 14 до 16. Далее перед подростком открываются новые источники радости, к которым он до этого времени не был восприимчив. На первое место Ш. Бюлер ставит «переживание природы» - сознательное переживание чего-то прекрасного. При благоприятных условиях источниками радости служат искусство и наука. «Широкий мир ценностей, служащий для взрослого человека источником высокого счастья, раскрывается впервые на пороге юности».[23]
Проявляющееся в подростковом возрасте чувство взрослости толкает подростка к тому, чтобы освоить новые для себя «взрослые» виды взаимодействий. Этому, естественно, способствует бурное телесное развитие и, следовательно, идентификация подростка с взрослым.
Отмеченные факторы существенно влияют на изменение отношений между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу как к представителю другого пола. В этой связи подростку становится особенно важно, как относятся к нему другие. С этим, прежде всего, связывается собственная внешность: в какой мере лицо, прическа, фигура, манера держать себя и др. соответствуют половой идентификации: «Я как мужчина», «Я как женщина». Особое значение в этой же связи придается личной привлекательности – это имеет первостепенное значение в глазах сверстников.[21]