Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 08:01, курсовая работа
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть феномен подростковой беременности и юного материнства;
дать характеристику социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства как целостного технологического процесса;
определить субъектов, включенных в социальную профилактику подростковой беременности и юного материнства;
рассмотреть профессиональное взаимодействие субъектов как интегрирующий фактор социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства;
разработать и описать модель профессионального взаимодействия субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства;
Стр.
Введение
3
Глава 1. Подростковая беременность и юное материнство как социальное явление
6
1.1. Современное состояние проблемы подростковой беременности и юного материнства
6
1.2. Факторы риска подростковой беременности и юного материнства
11
1.3. Социально – психологические особенности подросткового и юношеского возраста как фактор риска подростковой беременности
16
Глава 2. Характеристика социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства как комплексного полисубъектного технологического процесса
20
2.1 Основные направления и технология социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства
20
2.2. Субъекты социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства
28
2.3. Характеристика профессионального взаимодействия субъектов как интегрирующего фактора социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства
33
Глава 3. Модель профессионального взаимодействия субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства (на примере деятельности специалиста по социальной работе ЦСПС и Д
38
Заключение
46
Литература
Характер связей: непосредственное взаимодействие, опосредованное взаимодействие субъектов социальной профилактики и подростковой беременности и юного материнства.
Субъекты взаимодействия: индивидуальные, групповые, социальные. Взаимодействие индивидуальное – это система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных с циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.
К индивидуальному взаимодействию субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства относится взаимодействие специалиста по социальной работе с социальным педагогом, с психологом, с гинекологом, объединенных единой целью – предупреждение подростковой беременности и юного материнства.
Процесс индивидуального взаимодействия происходит в различных цепочках. Таких как: «Специалист по социальной работе - Социальный педагог», «Специалист по социальной работе - Психолог», «Специалист по социальной работе - Гинеколог», «Специалист по социальной работе - Педагоги», «Специалист по социальной работе - Родители», «Специалист по социальной работе - Семья»
Взаимодействие групповое
– процесс непосредственного
или опосредованного
К групповому взаимодействию субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства относится, например, взаимодействие специалиста по социальной работе с комиссией по делам несовершеннолетних. Это возможная ситуация, так как специалист работает и с подростками «группы риска».
Взаимодействие социальное
– процесс воздействия
К социальному взаимодействию
субъектов социальной профилактики
подростковой беременности и юного
материнства относится
Различают два варианта взаимодействия:
Средствами функционально-
В данной выпускной квалификационной работе преобладающее место занимает функционально-ролевое взаимодействие. Это обусловлено тем, что социальная профилактика подростковой беременности и юного материнства направлена в целом на определенную категорию населения (подростков). При этом между всеми субъектами, включенными в профилактический процесс распределяются роли, и каждый отвечает за свои функции.
Выделяют два типа взаимодействия: кооперация, или кооперативное взаимодействие подразумевает под собой то, что каждый партнер достигает своей цели тогда, когда ее достигают все партнеры, т.е. при координации индивидуальных усилий участников; конкуренция, или конкурентное взаимодействие предполагает достижение цели другими участниками, в результате чего возникает конфликт.
В данной работе взаимодействие субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства осуществляется на основе кооперации, следовательно, достижение цели предполагает заинтересованность в результате и скоординированость действий всех субъектов, которые участвуют в профилактической работе.
Основным стилем такого взаимодействия является сотрудничество, при котором его участники приходят к некоторому общему решению, удовлетворяющему интересы всех сторон.
В практике деятельности специалиста по социальной работе взаимодействие с другими субъектами, включенными в решение многих проблем (в том числе и исследуемой) довольно частое явление. Причем, чаще всего это взаимодействие межведомственное. При понимании целей и характера деятельности у разных специалистов иногда возникает напряжение в выстраивании межкомандных связей и распределении зон ответственности и полномочий в совместной работе. В качестве варианта для разрешения этого противоречия нами разработана модель профессионального взаимодействия субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства, которая может быть представлена как попытка рассмотрения оснований для согласованной, командной работы с подростками. Модель профессионального взаимодействия будет представлена с позиции деятельности специалиста по социальной работе отделения дневного пребывания центра социальной помощи семье и детям как одного из субъектов социальной профилактики исследуемой проблемы. Этот факт обусловлен тем, что данные специалисты работают в социуме непосредственно по месту жительства клиента (семьи группы риска с несовершеннолетними детьми), самостоятельно выходя на контакт с семьей, вникают в отношения, условия жизни подростков группы риска, в характер проблем, к решению которых затем при необходимости подключаются другие специалисты.
Глава 3. Модель профессионального взаимодействия субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства (на примере деятельности специалиста по социальной работе ЦСПС и Д)
В современной науке под моделью понимается мысленно представляемая система, которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте [Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский Центр «Академия», 2001. ].
Моделирование помогает
лучше представить систему
В данной работе в формате схем и таблицы мы попытаемся представить основные характеристики модели профессионального взаимодействия субъектов, включенных в социальную профилактику подростковой беременности и юного материнства.
Чтобы понять на каких основаниях строится работа различных специалистов, взаимодействующих между собой, мы обратились к основным признакам согласованной, или совместной деятельности: единая цель, общая мотивация к деятельности; объединение и совмещение индивидуальных деятельностей; разделение единого процесса деятельности на отдельные, функционально связанные операции и их распределение между участниками; согласование индивидуальных деятельностей участников, соблюдение определенной последовательности операций в соответствии с заранее определенной программой; единый конечный совокупный результат; единое пространство выполнения индивидуальных деятельностей разными людьми. Описанные компоненты, выделены нами на основе признаков согласованной, или совместной деятельности, выделенных Мудриком А. В. Данные компоненты были модифицированы в соответствии с исследуемой проблемой.
Изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме позволил нам определить круг профессиональных субъектов, включенных в процесс социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства.
Ниже, схематично представлено внутреннее (внутри учреждения) и внешнее (с внешними субъектами) взаимодействие специалиста по социальной работе отделения дневного пребывания несовершеннолетних центра социальной помощи семье и детям с другими субъектами означенного процесса.
Схема внутреннего взаимодействия специалиста по социальной работе отделения дневного пребывания несовершеннолетних ЦСПС и Д
Схема внешнего взаимодействия специалиста по социальной работе отделения дневного пребывания несовершеннолетних ЦСПС и Д
Деятельность всех перечисленных субъектов объединяет единая цель – профилактика подростковой беременности и юного материнства и связанных с ними последствий. Общими мотивами деятельности являются снижение уровня беременностей и абортов у несовершеннолетних, раннего социального сиротства, вследствие отказа от новорожденных несовершеннолетними матерями, сохранение репродуктивного здоровья молодежи.
Единым пространством выполнени
Разделение единого процесса деятельности на отдельные, функционально связанные операции и их распределение между участниками представлено ниже в таблице.
В основу составления данной таблицы взяты направления деятельности, отраженные в Положениях о деятельности соответствующих служб.
Основные направления деятельности и функции профессиональных субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства
Субъект профилактики |
Основные направления деятельности |
Основные функции |
Специалист по социальной работе отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних Центра социальной помощи семье и детям |
Профилактика безнадзорности и дезадаптации и девиантного поведения несовершеннолетних Предупреждение алкоголизма, наркомании среди несовершеннолетних |
Участие в работе по выявлению и анализу факторов, обусловивших социальную дезадаптацию несовершеннолетних, форм и степени дезадаптации Разработка индивидуальных и групповых профилактических программ (в том числе и программ социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства, как отдельных, так и как части общих профилактических программ) и программ социальной реабилитации дезадаптированных подростков Определение субъектов социальной профилактики, согласование и координация действий всех участников процесса социальной профилактики Осуществление социального патронажа семей с детьми группы социального риска |
Специалист по социальной работе отделения первичного приема граждан |
Выявление семей и детей, нуждающихся в социальной защите, причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, их потребности в социальной помощи Информирование населения о
предоставляемых Центром |
Первичный прием граждан Диагностика проблем Определение субъектов социальной помощи информационная работа |
Социальный педагог отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних Социальный педагог отделения психолого-педагогической помощи |
Помощь гражданам в воспитании детей, обучении детей и родителей здоровому образу жизни Помощь родителям в воспитании детей и подростков, преодолении педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми и подростками |
Патронаж семей, имеющих неблагоприятные социально-педагогические условия; Индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми и подростками, включение детей и подростков в разнообразные виды деятельности в учреждении и за его пределами Работа с родителями по преодолению педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми и подростками |
Психолог отделения психолого-педагогической помощи |
Повышение психологической устойчивости и формирования психологической культуры в сферах межличностного, семейного и родительского общения, благоприятного микроклимата; Предотвращение возможного эмоционального и психического кризиса семей с детьми |
Диагностика психофизического, интеллектуального и эмоционального развития несовершеннолетнего, изучение его склонностей и способностей Психологическое обследование личности и анализ поведения несовершеннолетних Тестирование для определения оптимального варианта психолого-педагогической помощи; Психологические тренинги по снятию состояний тревожности, нервно-психической напряженности, преодолению неадекватных форм поведения и другим направлениям Консультирование по психолого-педагогическим
вопросам Психологическая коррекция
конфликтных взаимоотношений ро оказание экстренной психологической помощи по "телефону доверия" |
Школьный социальный педагог, психолог, классный руководитель, |
Организация воспитательной работы в классе, группе, общежитии, на курсе, потоке, образовательных учреждений направленной на формирование общей культуры личности, адаптацию е к жизни в обществе Участвует в разработке,
утверждении и реализации |
Изучает психолого-педагогические особенности личности и ее микросреды, условия жизни Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении Своевременно оказывает Ведет пропаганду здорового образа жизни. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб в оказании помощи обучающимся, попавшим в трудную жизненную ситуацию |
Специалисты Центра медико-психологической и социальной помощи подросткам и молодежи |
Просветительская деятельность, направлена на сохранение репродуктивного здоровья Консультативная деятельность |
Проведение лекционных занятий по сохранению репродуктивного здоровья в образовательных учреждениях по физиологическому взрослению и гигиене, профилактике венерических заболеваний и нежелательной беременности. Телефонное консультирование «Горячая» линия по вопросам контрацепции, нежелательной беременности, заражения инфекциями, передающимися половым путем. Юридические консультации: очные и по телефону Очное психологическое консультирование Социальное консультирование, осуществляемое специалистами по социальной работе: Проведение акций «Любовь − это ответственность» День отца День матери Проведение Круглых столов по профилактике ВИЧ в образовательных учреждениях |
Координаторы, гинекологи, психологи, венерологи Краевого центра планирования семьи и репродукции, подростковый гинеколог
|
Социально-психологическая помощь несовершеннолетним, направленная на сохранение и укрепление репродуктивного здоровья Подготовка к семейной жизни, ориентация на здоровую семью |
Организация и проведение профилактических мероприятия по выявлению, предупреждению и снижению гинекологических и онкологических заболеваний, патологии молочных желез, инфекций, передаваемых половым путем, ВИЧ-инфекции, в том числе передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку Консультирование по медико-социальным вопросам контрацепции, избавления от вредных привычек Проведение лекций и просмотров в видеозале видеофильмов по проблеме сохранения репродуктивного здоровья. |
Врачи Краевого наркологического диспансера |
Профилактическая антиалкогольная работа Специализированная помощь лицам, злоупотребляющим алкогольными напитками, пьянствующим, страдающим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями |
Организация и проведение лекций, семинаров Оказание специализированной реабилитационной помощи лицам, зависимым от алкоголя и наркотиков Организация отделений и кабинетов, фельдшерских на территории предприятий и учреждений. |
Инспектор по делам несовершеннолетних КДН, инспектор по делам несовершеннолетних школы |
Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, суицидов, алкоголизма и наркомании несовершеннолетних Выявление причин и условий, этому способствующих Принятие мер по их устранению |
Содействие несовершеннолетним в реализации, защите и восстановлении прав и законных Осуществление их защиты от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации; Выявление фактов жестокого обращения с несовершеннолетними, предупреждение преступлений против семьи и несовершеннолетних; Координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и обеспечение взаимодействия органов и учреждений, занимающихся проблемами семьи и детства в вопросах профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий |
Таким образом, из всего вышеизложенного стало возможным сделать следующие выводы:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изменения в образе жизни современной молодежи, «сексуальная революция» - снижение возраста начала сексуальной жизни, происходящее на фоне более терпимого отношения общества к добрачным интимным связям и вытекающим отсюда последствиям, - приобретают особую социальную значимость из-за всевозрастающего из года в год числа беременностей и родов у несовершеннолетних.
Необходима профилактическая работа не только по предупреждению ранней беременности и юного материнства (первичная профилактика), но и направленная на оказание помощи подросткам, уже попавшим в сложную ситуацию, то есть профилактика негативных последствий подростковой беременности и юного материнства (вторичная профилактика). Помимо лечебно-профилактических мер (пропаганда средств контрацепции, своевременное обследование и др.), жизненно важными для работы специалиста по социальной работе становятся вопросы организации гигиенического и, особенно, сексуального воспитания детей и подростков. В разряд первоочередных социальных мер следует включать формирование установки будущей женщины на здоровую семью и деторождение, повышение уровня гигиенических навыков и знаний об основных закономерностях становления и функционирования репродуктивной у будущих родителей. Профилактика является одним из основных и перспективных направлений решения многих социальных проблем, в том числе и исследуемой в данной выпускной квалификационной работе.