Модель профессионального взаимодействия субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 08:01, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть феномен подростковой беременности и юного материнства;
дать характеристику социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства как целостного технологического процесса;
определить субъектов, включенных в социальную профилактику подростковой беременности и юного материнства;
рассмотреть профессиональное взаимодействие субъектов как интегрирующий фактор социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства;
разработать и описать модель профессионального взаимодействия субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства;

Содержание

Стр.
Введение
3
Глава 1. Подростковая беременность и юное материнство как социальное явление
6
1.1. Современное состояние проблемы подростковой беременности и юного материнства
6
1.2. Факторы риска подростковой беременности и юного материнства
11
1.3. Социально – психологические особенности подросткового и юношеского возраста как фактор риска подростковой беременности
16
Глава 2. Характеристика социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства как комплексного полисубъектного технологического процесса
20
2.1 Основные направления и технология социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства
20
2.2. Субъекты социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства
28
2.3. Характеристика профессионального взаимодействия субъектов как интегрирующего фактора социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства
33
Глава 3. Модель профессионального взаимодействия субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства (на примере деятельности специалиста по социальной работе ЦСПС и Д
38
Заключение
46
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

взаимодействие.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

Чтобы предотвратить  появление подростковой беременности и раннего материнства, работу с  подростками необходимо начинать задолго  до того, как они столкнутся с  данной проблемой.

Среди факторов, способствующих росту подростковых беременностей  наиболее представлены факторы социального  риска, что обусловливает необходимость  именно социальной профилактики исследуемой  проблемы. Но нельзя игнорировать и  такой фактор риска как  особенности подросткового и юношеского возраста, которые нужно учитывать при проведении профилактической работы.

Решать эту проблему целесообразно общими усилиями специалистов разных сфер деятельности, работающих с семьей, подростками и молодежью. 

Специалист  по социальной работе может выступать здесь в качестве посредника и координатора профессионального взаимодействия субъектов, включенных в процесс социальной профилактики. В изученной и проанализированной нами литературе по исследуемой проблеме представлена профилактическая работа в данном направлении, как деятельность отдельных субъектов, имеются ссылки на необходимость взаимодействия с другими специалистами. Но нам не удалось увидеть работ, посвященных  описанию механизмов такого взаимодействия.

В связи с этим данная работа, целью которой является разработка и описание модели профессионального взаимодействия субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства, может быть представлена как попытка рассмотрения оснований для создания такого рода работы с подростками. 

В современной науке  под моделью понимается мысленно представляемая система, которая, отражая  или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте.

Моделирование помогает лучше представить систему планируемой работы, спроектировать образ желаемого результата, определить оптимальный вариант достижения поставленных целей.

За основу разработанной  нами модели профессионального взаимодействия субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства мы взяли компоненты, выделенные нами на основе признаков согласованной, или совместной деятельности, выделенных Мудриком А. В.

В качестве центрального субъекта профилактики выступает специалист по социальной работе отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних Центра социальной помощи семье и детям.

В модели, представленной нами схематично и в таблице указаны как субъекты (институциональные и индивидуальные), включенные в процесс профилактики, так и отражены основные направления их деятельности и реализуемые ими функции.

Результаты исследования настоящей выпускной квалификационной работы могут быть полезны специалистам, работающим с подростками в данном направлении. Выпускная квалификационная работа может служить также учебно-методическим пособием при обучении студентов – будущих специалистов в области социальной и социально-медицинской работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Алексеева Л.С.  Психологическая служба семьи в системе социальной работы // Семья в России, № 3-4, 1996.
  2. Ардашкин И.Б. Методы и технология социальной работы. Учеб.                                                                пособие. -  Томск.  2000.
  3. Баранов А. А., Кучма В. Р. Современный подросток. – М.: Изд.-во НЦЗД РАМН, 2001.
  4. Бердникова Т. В. Демографический потенциал юного материнства. //Демографические исследования. – 2000. - № - 3
  5. Гэри Ф. Келли. Основы современной сексологии. – СПб.: Питер, 2000.
  6. Голод С И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. СПб.: Алетея, 1996.]
  7. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1998 году. – М., 1999.
  8. Демина Л.В.  Личность: проблемы психологического консультирования. – Барнаул, 1993.
  9. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
  10. Краснопольский В.И., Савельева И.С., Белохвостова Ю.Б., Соколова И.И., Ерофеева Л.В. Планирование семьи и репродуктивное здоровье девочек –подростков и молодых женщин//Вестник Росс. Ассоциации акуш. – гинек. 1998г. №1, с. 87–89.
  11. Марков В., Савельев И., Городничев Ж.  Формирование репродуктивного здоровья подростков: проблемы  сексуальной активности подростков.//Русский журнал, №3 (69),март 2002.
  12. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы. -  М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, "Московский государственный социальный университет", 2002.
  13. Каткова И.П., Лебединская О.И., Андрюшина Е.В. Медико-социальные проблемы юного материнства: программа социальной работы с юными матерями. - М, 1992.
  14. Кон И. С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. http://www.neuro.net.ru/sexology/book104.html
  15. Курбатов В.И. Социальная работа. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2000.
  16. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2003.
  17. Маркина Т.М.  Интерпретация тезауруса в области социальной педагогики и социальной работы  //Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. Вып.1. 1994.
  18. Материалы с сайта http://pms.orthodoxy.ru/semia/se/0071.htm
  19. Мир детства: Подросток. /Под ред. Хрипковой А. Г. – М.: Педагогика, 1989.
  20. Мудрик А.В.  Введение в социальную педагогику. – М.: Институт практической психологии, 1997.
  21. Мухарямова Л.М., Моренко И.Б., Петрова Р.Г., Салахатдинова Л.Н. Социальная политика в сфере укрепления репродуктивного здоровья несовершеннолетних девушек в Республике Татарстан //Социология медицины. - 2003. - №2
  22. Мухина В.С.. Возрастная психология. -  М., 2000.
  23. Новости медицины и фармации. Современные взгляды на ювенильное акушерство как проблему репродуктивного будущего поколения, №9(37). - Донецк, 2003. www.mif-ua.com
  24. Обухова Л.Ф., Возрастная психология. -  М., 2001.
  25. Проблемы родительства и планирования семьи. – М., 1990.
  26. Руководство по охране репродуктивного здоровья. – М., «Триада –Х», 2001.
  27. Савельева И. С. Репродуктивное здоровье и репродуктивное поведение современной молодежи: перспективы и пути оптимизации: – М., 2004.
  28. Серова О.Ф. Профилактика нарушений репродуктивной функции у подростков после аборта http://www.medkurs.ru/pediatr/care/section 3319/32123.html.
  29. Симанова, В.М. Особенности контрацепции у подростков //"Врач и аптека XXI века" , № 7-8,  2001.
  30. Уварова Е. В. Состояние репродуктивного здоровья девочек подростков и профилактические мероприятия, обеспечивающие сохранение // Рос. вестник. перинатологии и педиатрии. – 2002.
  31. Урологический медицинский сайт. Сексопатология. www.uroweb.ru
  32. Холостова Е.И.  Технологии социальной работы, учебник. – М., Инфра-М, 2001.
  33. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. – М.: Издательства ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.
  34. Шапиро Ю.Ю.  Психологические аспекты подготовки молодежи к семейной жизни. – М., 1983.

 

 


Информация о работе Модель профессионального взаимодействия субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства