Модель профессионального взаимодействия субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 08:01, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть феномен подростковой беременности и юного материнства;
дать характеристику социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства как целостного технологического процесса;
определить субъектов, включенных в социальную профилактику подростковой беременности и юного материнства;
рассмотреть профессиональное взаимодействие субъектов как интегрирующий фактор социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства;
разработать и описать модель профессионального взаимодействия субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства;

Содержание

Стр.
Введение
3
Глава 1. Подростковая беременность и юное материнство как социальное явление
6
1.1. Современное состояние проблемы подростковой беременности и юного материнства
6
1.2. Факторы риска подростковой беременности и юного материнства
11
1.3. Социально – психологические особенности подросткового и юношеского возраста как фактор риска подростковой беременности
16
Глава 2. Характеристика социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства как комплексного полисубъектного технологического процесса
20
2.1 Основные направления и технология социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства
20
2.2. Субъекты социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства
28
2.3. Характеристика профессионального взаимодействия субъектов как интегрирующего фактора социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства
33
Глава 3. Модель профессионального взаимодействия субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства (на примере деятельности специалиста по социальной работе ЦСПС и Д
38
Заключение
46
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

взаимодействие.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

«Технология» - искусство, наука, знание. В широком смысле под  технологией понимают совокупность и даже систему средств организации и упорядочивания целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой и даже логикой процесса преобразования и трансформации того или иного объекта. [12]

Социальная профилактика, как и любая технология, включает в себя несколько основных этапов.

Первый этап – диагностический. Он включает сбор и анализ информации о клиенте, (в нашем случае о  подростке) и его ближайшем окружении, наличии факторов риска и их характере. На основании полученной информации ставится социальный диагноз, прогнозируется  развитие проблемы и результаты ее решения.

Следующий этап предполагает выбор наиболее оптимального варианта, средств  и способов  профилактической работы с конкретным подростком или  группой подростков. На этом этапе определяется также круг субъектов социальной профилактики.

Далее следует этап организация воздействия, на котором осуществляются операции по реализации выбранного варианта, в том числе распределение и реализация в соответствии с главной целью и функциями субъектов конкретных задач; координация их усилий; коррекция применяемых способов воздействия на клиента.

На заключительном этапе  всеми субъектами социальной профилактики проводится оценка и анализ результатов воздействия: сопоставление прогнозируемых и достигнутых результатов; выявление положительных и отрицательных моментов в организации, обеспечении и осуществлении намеченных мер; формирование выводов и рекомендаций для последующей деятельности.

Результат социальной профилактики будет зависеть от того, насколько  согласованно и скоординировано будут  действовать все участники процесса профилактики, насколько четко они представляют, каковы их функции в реализации мер социальной профилактики, насколько удастся всем ее  участникам договориться, преодолеть межведомственные барьеры.

Специалист по социальной работе может выступать здесь в качестве посредника и координатора профессионального взаимодействия субъектов, включенных в процесс социальной профилактики.

Деятельности субъектов  социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства посвящен следующий раздел выпускной квалификационной работы.

 

2.2 Субъекты социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства

 

Как уже было сказано  выше социальная профилактика подростковой беременности и юного материнства включает в себя образовательный, психологический и социальный компоненты.

Каждый из названных  компонентов реализуется на разных уровнях конкретными субъектами профилактической работы. В качестве субъектов выступают как определенные социальные институты, так и конкретные специалисты, осуществляющие профилактическую деятельность.

В качестве социальных институтов выступают учреждения и организации  разной ведомственной принадлежности, деятельность которых осуществляется на основе документов разработанных на государственном уровне. Как уже было сказано, активность работы в этом направлении отмечается с начала перестройки.

Но одно государство с проблемами, связанными с ростом подростковых беременностей справиться не могло и советская общественность в конце 1980-х годов начала создавать для этой цели независимые фонды и организации. В январе 1989 г. была создана Международная ассоциация "Семья и здоровье" во главе с известным гинекологом и эндокринологом И.А. Мануиловой. В 1991 г., после распада Советского Союза, была создана Российская ассоциация планирования семьи (РАПС) под председательством академика медицины В.И. Кулакова (генеральный директор И.И. Гребешева). При помощи Международной Федерации планирования семьи, РАПС проводит большую пропагандистскую и просветительскую работу. С 1993 г. она издает международный медицинский журнал "Планирование семьи", проводит семинары по подготовке социальных работников, выпустила несколько книг для социальных работников и популярных брошюр для подростков. Переводимый ею журнал "Выбор" (с 1997 г., раньше он назывался "Планирование семьи в Европе") дает ценную информацию о состоянии сексуального здоровья, в том числе и подростков, и планирования семьи в Европе. Там же опубликована и собственная концепция РАПС (Гребешева, Камсюк, Алесина, 1997). Очень много делают и местные отделения РАПС.

В ряде городов России успешно работают медико-педагогические центры для подростков. В результате их усилий отмечено снижение числа абортов у несовершеннолетних девушек. В работе Национальной конференции РАПС на тему "Репродуктивное здоровье и сексуальное воспитание молодежи" (1994) участвовали ряд парламентских комиссий, министерств и ведомств.

В последние годы на территории России получает все большее признание организация медицинских молодежных центров (ММЦ), что подтверждено эффективностью деятельности территориальных ММЦ: 56% подростков обращаются в ММЦ за медицинской помощью (обследование и лечение), 30% - надеются получить информацию по репродуктивному здоровью, 28% – нуждаются в помощи психолога, 4% - хотят научиться нести необходимые знания, касающиеся  возрастных проблем, своим сверстникам, т. е. работать волонтерами, 1% - обращаются за правовой защитой. Получают широкое развитие новые организационные формы медицинской и социальной помощи молодежи, на основе которых будет строиться медико-консультативная работа центров по охране репродуктивного здоровья юного населения.

Деятельность подобных служб должна формироваться таким  образом, чтобы каждый подросток имел возможность как индивидуального получения консультаций у специалистов, так и коллективного обсуждения своих проблем со сверстниками. Важно, чтобы подростки имели возможность получать в ММЦ бесплатные средства контрацепции и исчерпывающую информацию по их применению. [30]

Прислушавшись к мнению специалистов, государство начало в 1994 году специальную президентскую  программу "Планирование семьи", целями которой является содействие реализации прав каждой семьи, каждого  человека, мужчины и женщины, свободно и без принуждения решать, сколько и когда они хотели бы иметь детей; охрана репродуктивного здоровья населения, в том числе и молодого; профилактика абортов, болезней, передаваемых половым путем, и СПИДа.

На территории города Красноярска для реализации программ профилактики названных проблем функционируют следующие учреждения: центры планирования семьи, центры социальной помощи семье и детям, женские консультации и поликлиники. В большинстве своем эти учреждения и ведомства занимаются профилактикой подростковой беременности и юного материнства как социального явления. Специалисты данных органов и учреждений помогают девушкам справиться с трудной жизненной ситуацией, оказывают им специализированную помощь в сохранении репродуктивного здоровья, в подготовке к семейной жизни, проводят профилактику ранней и нежелательной беременности, а также профилактику заболеваний, передающихся половым путем.

В профильных учреждениях юные девушки могут рассчитывать на консультации специалистов, беседы, групповые лекции, видео - тренинги, психологическую помощь и поддержку. Эти учреждения ведут работу не только с самими подростками, но и с родителями, с семьями в целом, помогая им в решении сложных вопросов. И это не случайно, так как семья один из основных социальных институтов воспитания и социализации подростков.

Профилактическая  работа ведется в Краевом центре планирования семьи и репродукции (КЦПСиР). КЦПСиР в своей работе преследует такие цели как: сохранение репродуктивного  здоровья молодежи; подготовку к семейной жизни; профилактику нежелательной беременности и венерических заболеваний среди этой категории населения; рождение желанных и здоровых детей; достижение гармонии в психо - сексуальных отношениях в семье.

В Краевом  центре планирования семьи и репродукции учащиеся школ, техникумов и высших учебных заведений обслуживаются бесплатно. При необходимости им выдаются низкодозированные гормональные контрацептивы. Специалисты данного центра занимаются консультированием по медико-социальным вопросам контрацепции, избавления от вредных привычек, проводят психологическое обследование личности. В видеозале проводятся лекции и проходят просмотры видеофильмов по проблеме сохранения репродуктивного здоровья. В КЦПСиР для подростков и юных матерей оказываются консультационные услуги следующих специалистов: подростковых гинекологов, венеролога, психолога. Конфиденциальность при этом гарантируется.

Еще одним субъектом социальной профилактики подростковой беременности (как и реализации целевой программы «Планирование семьи») является женская консультация. Практически в каждой женской консультации работает подростковый гинеколог. Это специалист, владеющий знанием подростковой психологии, учитывающий особенности подросткового возраста. Во многих женских консультациях есть психологи. Профилактика подростковой беременности и юного материнства ведется и в Психолого-медико-педагогическом центре. Одной из задач центра является психологическая поддержка семей подростков с проблемными ситуациями.

Выше изложенное позволяет рассматривать в качестве субъекта социальной профилактики ранней беременности и юного материнства такого специалиста как психолог, который будет полезен не только самому подростку, но и тем специалистам, которые также заинтересованы в решении исследуемой проблемы.

Выше рассматривались  учреждения, которые специально занимаются решением проблем сохранения репродуктивного  здоровья всех групп населения, в  том числе и подростков. И это  их основная задача.

Но в качестве субъектов  профилактики подростковой беременности и юного материнства выступают также учреждения, объектами деятельности которых, являются подростки. Это в первую очередь образовательные учреждения всех уровней. Если говорить о субъектах специалистах, то это вероятнее всего социальные педагоги, психологи и медицинские работники.

Из учреждений сферы  социальной защиты населения следует  говорить о социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, так как именно эти учреждения работают с подростками риск-группы, о которых говорилась выше. Субъекты – специалисты: социальные педагоги, психологи, специалисты по социальной работе, медицинские работники.

И, наконец, в качестве субъекта профилактической работы в исследуемом направлении можно рассматривать специалистов Центров социальной помощи семье и детям. Это те учреждения, которые очень тесно работают с семьей, детьми. Объектами деятельности специалистов Центра являются проблемные семьи, семьи с детьми, дезадаптированные подростки, то есть те категории клиентов, которые можно отнести к группе социального риска и с которыми должна вестись целенаправленная профилактическая работа.

Таким образом, круг субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного  материнства достаточно широк. Но положительный  результат профилактической работы возможен только тогда, когда специалисты будут взаимодействовать на основе сотрудничества, преодолевая межведомственные барьеры, реализуя соответствующее направление профилактики. Во многом результат будет зависеть от того, насколько конструктивно будет это взаимодействие.

 

 

2.3. Характеристика профессионального взаимодействия субъектов как интегрирующего фактора социальной профилактики

подростковой  беременности и юного материнства

Главным условием решения  проблем молодежи, улучшения репродуктивного  здоровья подростков, снижения числа подростковой беременности, является взаимодействие и скоординированность действий различных государственных и общественных учреждений, организаций и специалистов, а также полноценное финансирование молодежных программ. [30]

Существует несколько определений взаимодействия.

Взаимодействие - связь явлений; система отношений связи, взаимозависимости между людьми и общественными группами; взаимная поддержка и согласованность действий для достижения единой цели, решения общих задач. В этом определении Евладовой Е.Б.взаимодействие утверждается только в качестве внешней, объективной закономерности социальной жизни.

Мардахаев Л. В. рассматривает взаимодействие как процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур.

По мнению Мудрика А. В., взаимодействие – это процесс, происходящий между несколькими субъектами.

Если обобщить данные понятия, можно рассматривать  взаимодействие как согласованную деятельность людей в достижении совместных целей, в решении всеми участниками (субъектами) задач, проблем, имеющих значение для всех.

К основным признакам  согласованной, или совместной деятельности относится наличие:

    • единой цели для участников, включенных в деятельность;
    • общей мотивации к деятельности;
    • объединения и совмещения индивидуальных деятельностей;
    • разделения единого процесса деятельности на отдельные, функционально связанные операции и их распределения между участниками;
    • согласования индивидуальных деятельностей участников, соблюдение строгой последовательности операций в соответствии с заранее определенной программой;
    • единого конечного совокупного результата;
    • единого пространства и одновременности выполнения индивидуальных деятельностей разными людьми. 

Среди названных признаков  единая цель совместной деятельности  является центральным компонентом. Именно к цели как идеально представленному  общему результату стремится общность индивидов.

Информация о работе Модель профессионального взаимодействия субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства