Общая характеристика муниципальной системы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 10:06, доклад

Краткое описание

В Светлинском районе сформирована оптимальная сеть приближённых к месту проживания различных типов и видов образовательных учреждений. В 2008-2009 учебном году в районе функционировало 24 образовательных учреждения, из них 11средних общеобразовательных школ, 1 основная, 1 вечерняя (сменная) общеобразовательная школа, 8 дошкольных образовательных учреждений, 3 учреждения дополнительного образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Общая характеристика муниципальной системы образования.docx

— 68.47 Кб (Скачать файл)

 

Информационные технологии активно применяются в работе районного отдела образования. 100% специалистов УО и РМК используют ИКТ на уровне пользователя ПК (работают с приложениями Microsoft Word, Excel, электронная почта и др.). 100 % работников ЦБ УО владеют навыками пользователя ПК.

 

2.3. Дополнительное образование.

 

  При всей разности  задач и объемов образовательной  деятельности внеурочная работа  и дополнительное образование  тесно связаны друг с другом  и переплетаются тогда, когда  дело касается создания условий  для развития разнообразных способностей детей и включение их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность.

 

В школе ведется большая  по содержанию и многообразная по форме внеурочная работа, включающая почти каждого ученика физкультурно-оздоровительную, художественно-творческую, общественно  полезную деятельность.

 

Перспективной формой социально-педагогического  сотрудничества в районе является сотрудничество школ с учреждениями дополнительного  образования, так как в 114 объединениях (42 на базе школ) имеют возможность  заниматься и проводить досуг  до 1700 воспитанников. Из них более 500 в школах района и 111 в детских  садах.

 

С целью организации учета  занятости детей в системе  дополнительного образования создается  единый банк данных на основе базы данных обучающихся района.

 

Два учреждения – Дом  детского творчества и Центр дополнительного  образования детей являются многопрофильными. Их специфика позволяет детям  реализовать потребность в дополнительных образовательных услугах и развивать  свои способности и возможности. Имеют эту возможность и дети дошкольного возраста. От ДДТ в  ДОУ поселка работают кружки экологической, художественно-эстетической, культурологической направленности, а в ЦДОД работают объединения «Филиппок» для воспитанников  детских садов и «АБВГДейка» для детей, не посещающих детские дошкольные учреждения. В этих объединениях дети готовятся к обучению в школе, что особенно важно в выравнивании стартовых возможностей детей с различным уровнем развития и подготовленности к школьному обучению.

 

Большую роль в организации  внеурочной занятости подростков (особенно юношей) играют сортивно-технический клуб, в 4 объединениях которого занимаются 77 мальчиков-подростков старше 11 лет, и детско-юношеская спортивная школа, в которой занимаются более 400 учащихся.

 

Деятельность ДЮСШ направлена на популяризацию здорового образа жизни, а так же на вовлечение как  можно большего числа детей и  подростков в регулярные занятия  физической культурой и спортом. На базе ДЮСШ проводятся все календарные  районные спортивные соревнования, как  для детей, так и для взрослых. Кроме того, спортивная школа является методическим центром для учителей физической культуры и тренеров-преподавателей, так как завуч школы является руководителем районного методического  объединения учителей физической культуры.

 

Недостаточное бюджетное  финансирование учреждений дополнительного  образования негативно сказывается  на организации досуговой занятости несовершеннолетних и совершенствовании системы дополнительного образования.

 

Ресурсами системы дополнительного  образования района являются:

 

- формирование системы  развития и поддержки одаренных  школьников через создание очно-заочных школ, профильных смен, проектную деятельность, ученические семинары и конференции, олимпиады;

 

- организация работы с  детьми с ограниченными возможностями;

 

- развитие государственно-общественного  управления в УДОД с целью формирования инфраструктуры учреждения и популяризации услуг, оказываемых дополнительным образованием.

 

Несмотря на то, что на муниципальном уровне не принята  программа по поддержке системы  дополнительного образования (в  связи с большим дефицитом бюджета), на поддержание материально-технической базы учреждений дополнительного образования выделяются средства из местного бюджета. В 2009 году на ремонт МОУ ДОД «Дом детского творчества» было выделено 130 тысяч рублей, МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» - 93 тысячи рублей, МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» - 15 тысяч рублей.

 

Развития дополнительного  образования в районе строится на принципах взаимодополнения, целостности образовательного пространства и носит личностно-ориентированный характер.

 

Воспитательные цели и  задачи школ реализуются через содержание и форм следующих программ:

Название

 

программы 

Цель 

Формы организации

 

1. Здоровье 

программа направлена на сохранение и укрепления здоровья детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, формирование у детей, их родителей, учителей ответственного отношения  к здоровому образу жизни. 

Разработка системы мер  по внедрению, выполнению программы  «Здоровье»

 

Работа с семьями по проблемам сохранения и укрепления здоровья.

 

Организация обследования детей.

 

Беседы медицинских работников по профилактике предупреждения различных  заболеваний.

 

Профилактика утомляемости детей в течение учебного года (проведение физкульт минуток).

 

Организация подвижных игр  на спортчасах.

 

Соревнования, спортакиады, дни здоровья.

 

Мониторинг состояния  здоровья: оценка состояния здоровья детей (группы здоровья, физкультурные  группы)

 

Досуг 

Заполнить активно-деятельным эмоционально и психологическим  комфортным содержанием свободное  время ребенка. 

1.Игры (ролевые, спортивные, театральные).

 

2. Общение (классные огоньки).

 

3. Развлечения (школьные  дискотеки, балы, тематические вечера).

 

4. Хобби (выставки детского  творчества).

 

Семья и школа 

Взаимодействие с семьей с целью усиления ее роли в становлении  и развитии личности ребенка 

1.Семейные гостиные.

 

2.Праздник «Моя семья»

 

3. Концертные программы.

 

4. Досуговые программы («Мама, папа, я – спортивная семья», соревнования между учениками и родителями).

 

5. Знакомство родителей  с нормативными документами, программы  развития ОУ.

 

6. Анкетирование родителей.

 

7. Дискуссии по вопросам  воспитания.

 

8. Ознакомление родителей  с результатами детского творчества  на выставках, конкурсах.

 

9. Родительские собрания.

 

10. Занятия педагогического  всеобуча для родителей.

 

11. Библиотека для родителей.

 

Экология, туризм и краеведение 

Формирование экологической  культуры, широкое вовлечение детей  и подростков в природоохранную  деятельность. Воспитание ответственного и грамотного отношения к природным  богатствам. 

Экологические праздники.

 

Тематические классные часы.

 

Выставки газет, рисунков.

 

КВН

 

Экскурсии

 

Экологический месячник.

 

Пополнение и систематизация краеведческого материала

 

Сотрудничество с районным музеем

 

Личность и общество. 

Формировать в молодом  человеке, вступающим в жизнь следующие  качества: интеллигентность, высокий  уровень образованности и культуры, быструю адаптацию к непрерывным  социальным изменениям, инициативность и предприимчивость, трудолюбие, умение владеть собой в сложных жизненных  ситуациях. 

Классные часы.

 

Беседы психолога с  учащимися.

 

Ролевые игры.

 

Организация правового просвещения

 

Социально-проектная деятельность

 

Трудный подросток. 

Программа направлена на ведение  здорового образа жизни подростка. 

Тематические занятия: «Подросток и закон», «Взаимопонимание детей  и родителей», «Знаешь ли ты свои права», «Проблема наркомании среди  подростков», «Осторожно: коварные болезни» (о профилактике венерических заболеваний).

 

Тестирование трудных  подростков.

 

Анализ конкретных жизненных  ситуаций.

 

Встречи со специалистами  различных направлений: психологами, медиками, работниками правоохранительных служб, социальной защитой семьи  и детства.

 

Составление программ индивидуального  психолого-педагогического сопровождения  детей и подростков, оказавшихся  в трудной жизненной ситуации

 

Традиция 

Программа способствует взаимопознанию и взаимопониманию педагогов и воспитанников и ускоряет этот процесс. 

1.Торжественные линейки.

 

2. Осенний бал.

 

3. День дублера (день  учителя).

 

4. Осенняя выставка овощей, выращенных на пришкольном участке.

 

5. Новогодний бал.

 

6. Школьный театральный  сезон.

 

7. Защитникам Отечества  посвящается.

 

8. Выставка детского творчества.

 

9. Отчет классов о работе  за год (в художественной форме).

 

10.Школьные спортивные  соревнования

 

Программа по профориентации «Выбор»  

1.Проведение совместно  с ЦЗН традиционного месячника  профориентационной работы

 

2.Трудоустройство подростков

 

Программа по профилактике курения, злоупотребления ПАВ.  

 Выполнение совместного  с УФСКН плана работы

 

Программа по профилактике асоциальных явлений  

 Совместная работа  с КДНиЗП, УСЗН

 

 

  Задачи на 2009-2010 учебный  год:

 

- Усиление воспитательного  потенциала через обеспечение  индивидуализированного психолого-педагогического  сопровождения каждого обучающегося.

 

- Создание условий для  полноценного включения в воспитательное  пространство и успешную социализацию  детей с ограниченными возможностями  здоровья, детей с отклонениями  в поведении, детей, оставшихся  без попечения родителей, детей,  находящихся в трудной жизненной  ситуации через вовлечение их  в занятия по интересам, воспитательные  и спортивные мероприятия различной  направленности.

 

- Создать систему поддержки  талантливых детей, обеспечивающую  возможность самореализации учащимся  через расширение системы олимпиад, соревнований, конференций, очно-заочное обучение.

 

- Продолжить работу по  формированию здорового образа  жизни через вовлечение детей  и подростков в активные занятия  физической культурой и спортом,  систему мероприятий, направленных  на формирование заинтересованного отношения к своему здоровью всех участников образовательного и воспитательного процессов.

 

2.4. Воспитательная деятельность

 

  Основным смыслом  формирования системы воспитательной  работы было создание в школах  района условий для гармоничного  и полноценного развития личности  ученика и учителя. При этом  мы четко сформулировали цель  своей деятельности: «Формирование  школы такого типа, в котором  на основе реализации прогрессивных  педагогический технологий создается воспитательная система, основанная на принципах и методике коллективной творческой деятельности, создающая условия разностороннего развития личности ребенка».

 

Достижению этой цели должна была способствовать реализация программы  развития школ по мере целенаправленного  перевода их в качественно новое  состояние. На пути к этому наблюдаются  общие противоречия проблемы:

 между личностно-гуманным подходом к воспитанию, в основе которого лежит развитие каждого ребенка, и массовым подходом к воспитательной работе, где в основе лежит количественные показатели и формальное участие школьников в досуговой деятельности; между стремлением членов педколлектива внедрить основы индивидуально-творческого подхода в обучении и воспитании и недостаточно полной реализацией этого принципа, по причине незнания и неумения учителя работать в диагностическом режиме; влияние опасных тенденций на школьников.

 

ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛ РАЙОНА.

 

Развитие условий, симулирующих максимальную вовлеченность людей  в работу по развитию программы школы  и достижения ее максимальных результатов.

 

Совершенствование комплексно-целевой  программы «Здоровье».

 

Углубление работы с трудными учащимися и неблагополучными семьями.

 

Укрепление материально-технической  базы.

 

ЦЕЛЬ: Развитие нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.

 

Достижение этой цели определяет задачи школ, основными из которых  являются:

Информация о работе Общая характеристика муниципальной системы образования