Общество и культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 22:50, реферат

Краткое описание

Культура — органическая составная часть истории общества. Человечество и культура связаны как единое целое. Особенности развития и становления культуры следует искать и вне ее самой, прежде всего в развитии ее основы человеческого общества, материального производства, а также и всех иных подсистем и сфер общественной жизни — социальной и социально-политической.

Содержание

Введение……………………………………………………………..2
1 Общая характеристика культуры…………………………………6
2 Особенности развития культуры в системе общества………….8
3 Этнокультурная концепция Л.Н. Гумилева……………………..13
Заключение……………………………………………………………18
Список литературы…………………………………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО КСЕ.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

     Согласно  исследованиям другого известного культуролога Б. К. Малиновского, множество противоположных элементов культуры тормозило процесс национальной интеграции в этих обществах.. Культура колониальных держав, главным образом Великобритании, возникла в других условиях. Но когда европейские ценности были навязаны туземцам, произошло не объединение двух культур, а их неестественное, чреватое напряженностью смешение, культурами, которая не прекратится и после того, как колонии обретут независимость. Она будет поддерживаться стремлением африканцев преодолеть напряженность в своей культуре.  Таким образом, модели культуры формируются в ходе постоянной борьбы между противоположными тенденциями - к объединению и разъединению. Массовая культура может ли способствовать регрессу человеческой цивилизации? Так возникла массовая культура, которая не связана религиозными или классовыми субкультурами. Средства массовой информации и массовая культура неразрывно связаны между собой.  Культура становиться массовой, когда ее продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики.  Во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих культурные различные ценности и традиции.

     Мощный  рост пласта массовой культуры был  вызван, прежде всего, техногенными процессами в обществе, унификацией труда, ростом народонаселения высокая способность  массовой культуры к экспансии (доступность, демократичность, относительная дешевизна, высокая доходность), обуславливает ее напряженное состояние с высокой культурой. Поэтом развивающаяся цивилизация толкает на появление новых форм культуры, которые появились как раз благодаря искусству высоких технологий. И вот эти новшества в проявлении культурных ценностей-что это прогресс или регресс? 
 
 

     3  Этнокультурная концепция Л.Н. Гумилева

     Лев Гумилев, сын расстрелянного красными поэта и блестящей поэтессы Анны Ахматовой унаследовал от родителей талант, но не поэтический, а исторический и этнокультурный. Он известен, прежде всего, тем, что разработал теории этногегенеза, которая освещает все закономерности развития всех этнических систем на протяжении всей истории человечества. Он ввел такие культурологические понятия как, пассионарный толчок, пассионарии. По мнению Гумилева понятия культуры и этноса, как правило, не совпадают за исключением частных случаев. «Любым историческим событиям свойственна длительность, поэтому теория этногенеза Гумилева оперирует конкретными данными веками, промежутками исторического времени».9 Гумилев обосновывает свою концепцию как раз на основе цикличности природных явлений, через так называемую пульсацию климата, которая напрямую зависит от солнечной активности. «Сам этнос тоже цикличен, но внутри, а вот вспышки этногенеза, толчки, порождающие этнические процессы, возникают, беспорядочно чередуясь ».10Естественно, как русский ученый Гумилев рассматривает применение своей теории на примере конкретных исторических фактов собственного народа. Именно, с помощью воображения ученого мы открываем многие, незамеченные  нами прежде. Эта реконструкция, возможно и не 100 процентов достоверная, но все-таки имеет свое право на существование. Гумилев, сам по себе самобытный историк, и его работы занимают достойное место в русской культурологической работе. В истории человечества не все эпохи освещены равно. Там, где процессы социогенеза, этногенеза и ноогенеза (развития культуры) протекали без нарушений со стороны враждебных соседей, историкам было легко.

     При столкновениях этносов или государств, трагические последствия просто фиксировались, и одна из сторон объявлялась  виновной в бедствиях другой. Но там, где вся канва истории  проходила в зоне антагонистического контакта, уловить закономерность очень трудно; поэтому эти разделы истории остались либо ненаписанными, либо написанными крайне бегло и поверхностно. А жаль, ибо именно эти эпохи имели важное значение не только для их участников, но и для всемирной истории»11. По его мнение, очень важно изучать этногенез, так же, как необходимо изучать деятельность вулкана. Это обусловлено условиями сохранения собственного существования. Есть ли в этом практический смысл, оправдывающий затраты труда и материальные потери? Ответим примерами! Управлять землетрясениями или путями циклонов люди не умеют, но сейсмография и метеорология помогают спастись от стихийных бедствий и, наоборот, использовать благоприятные условия с наибольшим эффектом. Ведь не все равно при цунами, предотвратить которого мы не можем, уйти на ближнюю гору или дать океанской волне смыть себя на дно. Ради собственного спасения необходимо изучать вулканическую деятельность, такую же стихийную, как этногенез. Принцип этногенеза - угасание импульса вследствие энтропии, это Гумилев обосновал еще в предыдущих своих работах, в этой же книге он более полно развивает эту мысль, на конкретном примере развития славянского государства  автору, и, вероятно, читателю интересна история Древней Руси, которая, по мнению летописца, возникла как определенная целостность только в середине IX в. А что было до этого? Кто окружал эту новорожденную этническую систему? Кто был ей другом, а кто врагом? Почему об этом негде прочесть, хотя источники повествуют о хазарах и варягах и даже о западных славянах, тюрках и монголах?»12.

     Сами  вопросы, поставленные автором, свидетельствуют  о скрупулезности его исследования в данном вопросе. Для того чтобы  найти ответ, стоит постараться, говорит историк. Но не надо забывать, что в большую цель легче попасть, чем в маленькую. Поэтому рассмотрим наш сюжет на фоне обширного региона между Западной Европой и Китаем, ибо только такой подход поможет исследователям русской истории справиться с поставленной задачей. Это четко прослеживается во всех следующих главах его работы. Он выстраивает четкую систему, которая основывается на ряде обстоятельств Характера взаимодействия того и другого этноса с окружающей географической средой.

     1Соотношения  фаз этногенеза обоих компонентов.2 Перспективности контакта.3 Комплиментарности, проявляющейся при совмещении культурно-психологических доминант, которая может быть позитивной или негативной. Гумилев подробно рассматривает проблемы  развития этносов, под символическим названием: химера, ее рождение, развитие, разрастание, бросок и агония. Он рассматривает такие формы этнического контакта, как симбиоз между народами, но каждый, из которых находиться в своей собственной фазе гомеостаза по разным причинам. Рассуждает о становление в хазарских степях четырех ведущих каганатов. Это и Аварский каганат, и Болгарский, Хазарский, Норманнский. Именно, их он считает появившейся и  разраставшейся химерой. И уже более подробно повествует о наших с вами предков. «Совместная жизнь сплотила русов и славян в единый этнос, при этом процесс совместной ассимиляции был нелегким и занял больше ста лет».13И, рассуждает, насколько в этом случае, славянский этнос готов превратиться в суперэтнос. «Целостность этноса поддерживается уровнем пассионарного напряжения. Если оно спадает, то и этнос распадается»14Что касается славянского этноса, то здесь ситуация была следующей.  

     «Высокий  уровень пасиионарности дал славянам преимущества над балтийским соседями».15Кроме того, автор критикует так называемую норманнскую теорию о пришествии варягов на Русь. Но не откидывает напрочь, а только прочеркивает ее некоторые несоответствие. По его мнению, древние. Славяно-русы были пассионарным этносом, пассионарный генофонд в стране сохранился и развивался. А в Западной  Европе подъем пассионарности привел созданию могучего и хищного суперэтноса, с которым неизбежно было столкновение славянского суперэтноса. Итак, культура характеризует все время меняющееся человеческое общество. Она является как бы его лицом или зеркалом. Культуру рассматривают, как часть общества, наряду с экономикой, политикой, но, кроме того, она может стать частью других отраслей человеческого общества. Все мы слышали такие понятия как: культура речи, культура общение, культура беседы, и так далее. Понятие культура проникает во множество отраслей человеческого общества. И мы об этом иногда даже просто не подозреваем, настолько все кажется естественным. «Культурные традиции, ценности настолько вошли в нашу кровь, что мы их даже не замечаем, и считаем само собой разумеющимся. А ведь не надо забывать о том, что наши культурные традиции переданы нм нашими предками. И мы обязаны не только сохранить их, но и передать нашим потомкам. В этом и заключается главная особенность культуры как социального феномена».16Но и культурологи, и философы до сих пор сегодня спорят, насколько, сегодня стоит оценивать движение и развитие культуры. История предметных результатов человеческой деятельности, воплощающих культурные ценности, идет рядом и в синхронном взаимодействии со сменяющими друг друга поколениями людей, в которых сохраняет себя преемственность истории человечества.  

     При этом каждое ныне живущее поколение  как бы стягивает к себе прошлое  и будущее, как к центру, который  с течением времени сдвигается к  новым поколениям.  Наиболее устойчивой стороной культуры являются культурные традиции». Под ними понимаются элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений. «Традиции подразумевают, что наследовать и как наследовать. Каждое поколение осуществляет отбор тех или иных традиций и в этом смысле выбирает не только будущее, но и прошлое». 17 Современное поколение не может не опираться на созданные ранее ценности культуры, на традиции, так или иначе ему бы пришлось каждый раз все начинать на пустом месте, создавать все заново.  Однако культура — это не только традиции, процесс накопления и сохранения духовных ценностей предыдущих поколений, но и создание нового культурного богатства общества в процессе творчества. Новое поколение не только пассивно потребляет уже созданное культурное богатство, вместе с тем оно вносит и свой вклад в копилку мировой культуры в зависимости от того, что было унаследовано им от культуры прошлого. Люди, усваивая культуру, воспроизводят ее образцы, а если и вносят какие-либо изменения, то в рамках традиции. На ее основе происходит функционирование культуры. Она позволяет человеку, находясь в обществе, развить свой внутренний мир. Культура постоянно видоизменяется, реагируя на социальные процессы, изменения в обществе. Благодаря культуре, регулируется внутреннее поведение человека, у которого появляется внутренняя и внешняя культура. А в дальнейшем все это отразиться на его поведении. 
 
 
 

Заключение  

        Культура — это неотъемлемая часть человеческого общества. Культура организует человеческую жизнь. В каждой культуре обнаруживается ее ценностная природа, то есть наличие в ней стойких ценностных ориентаций.  В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение. Социальность, культурные стандарты диктуют человеку иные, нежели биологическая программа, образы поведения.   Экономические трудности, переживаемые человеческим обществом,  как правило, накладывают отпечаток и на духовный мир человека. Конформизм, презрение к законам и нравственным ценностям, равнодушие и жестокость — все это плоды безразличия к нравственному фундаменту общества, приводит  к широкому распространению бездуховности и Бурное отвержение традиционных ценностей, нарождение новых ориентаций усиливает меру ответственности человека за сохранение культурных ценностей в современном обществе. Поляризация ценностей ставит его в положение выбора собственных жизненных установок, вековых ценностных ориентаций. Процесс смены ценностей, как правило, длителен. К тому же ценностные ориентации могут возрождаться, обретать новое звучание в другую эпоху. С этой точки зрения культура человечества обладает неким фондом абсолютов и святынь. Культура во многом стереотипна, ибо она постоянно воспроизводит определенные жизненные ситуации, с которыми люди встречаются во все времена. Речь идет о проблемах долга, любви, жертвы, трагедии, героизма, смерти. Разумеется, поведение человека в этих ситуациях далеко не одинаково. Каждая культура несет на себе отпечаток ценностно-нравственного ядра.   Экономические трудности, переживаемые человеческим обществом,  как правило, накладывают отпечаток  и на духовный мир человека.  
 
 

     Список  литературы

     1.Артановский С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. М: Слово.1999.С 456.

     2.Баллер Э. А. Преемственность в развитии культуры. М: Искусство.2000.С.345

     3. Гумилев «Древняя Русь и Великая степь». М: Мысль.1989.С.623

     4. Культура в 20 веке./Словарь. М: Просвещение.2000.С.456.

     5.Момджян  К. Х.  Социум. Общество. Культура. М: Прогресс, 1994.С.378. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 

 


Информация о работе Общество и культура