Общество как система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 21:51, лекция

Краткое описание

- Понятие общества.
- Признаки общества и его структура.
- Общество как социетальная система.
- Механизмы функционирования общества.
- Теория аномии.
- Типология обществ.

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsii_po_sotsiologii.docx

— 79.04 Кб (Скачать файл)

Ч. Кули и Дж. Мид – представители школы символического интеракционизма. Они также известны как основатели теории «зеркального Я», согласно которой люди – это те зеркала, в которых формируется образ «Я» человека. «Я» включает в себя:

1) представление о том,  «каким я кажусь другому человеку»,

2) представление о том,  «как этот другой оценивает  мой образ»,

3) вытекающее из этого  специфическое «чувство» гордости  или унижения («самоуважение»).

По мнению Дж. Мида, сознательное «Я» вырастает в социальном процессе. Маленький ребенок обнаруживает свое «Я» как существо, обладающее определенными намерениями только во взаимодействии с другими. Если ребенок общается только с одним человеком, его развитие как индивидуальности будет сравнительно прямолинейным и одномерным. Ребенку требуется несколько взрослых, которые по-разному реагируют на мир.

Главная роль в процессе социализации, по мнению Мида, принадлежит  детским играм, в процессе которых  развиваются разум и способности  ребенка, усваиваются роли сразу  нескольких лиц.

Одним из первых выделил  механизмы социализации ребенка  основатель психоанализа З. Фрейд. По Фрейду личность состоит из трех основных компонентов: «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно» - примитивный компонент, иррациональный и бессознательный, носитель инстинктов, подчиняющийся принципу удовольствия. Инстанция «Я» осуществляет контроль личности, учитывая особенности внешнего мира. «Сверх-Я» - носитель моральных норм, выполняющий оценочные функции.

Социализация понимается Фрейдом как процесс «развертывания»  врожденных свойств человека, в результате которого происходит становление этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделил 5 стадий, связанных с определенными участками тела: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная.

Из практики психоанализа возникла теория развития личности Эрика Эриксона, который выдвинул три новых и важных положения.

Во-первых, он предположил, что наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития, в ходе которого меняется направленность влечения от аутоэротизма к внешнему объекту, существуют и психологические стадии развития «Я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.

Во-вторых, Эриксон утверждал, что становление личности растягивается на весь жизненный цикл, а не заканчивается в подростковом возрасте.

И, в-третьих, каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, которые могут быть положительными и отрицательными.

Швейцарский психолог Ж. Пиаже, выделяя различные стадии в развитии личности, делает акцент на интеллектуальном развитии ребенка и подростка в зависимости от опыта и социального взаимодействия. В интеллектуальном развитии Пиаже выделяет несколько больших этапов, сменяющих друг друга в определенной последовательности.

Социализацией Пиаже называет социальные отношения между самими детьми (отношения кооперации) и между ребенком и взрослым (отношения принуждения). Ребенок социален с самого рождения, но социализируется только постепенно, по мере формирования соответствующего интеллектуального аппарата и моральных принципов.

В отечественной социологии процесс социализации принято разделять  на три периода: дотрудовой, трудовой и послетрудовой. Многие авторы подчеркивают, что социализация никогда не бывает полной и никогда не завершается. В процессе социализации индивиды также играют активную роль в изменении своего окружения.

 

- Статусно-ролевая  концепция личности

Организационно-регулирующим механизмом социализации является система  социальных ролей и статусов.

Социальная роль – совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенную социальную позицию.

В рамках теории социальных ролей существуют два основных подхода  к пониманию роли. Впервые понятие социальной роли было систематически представлено в 1934 году Дж. Г. Мидом. Роли трактовались им как результат опытного и созидательного процесса взаимодействия. Согласно Миду, каждая роль предполагает взаимодействие с другими ролями: например, роль «родителей» невозможно представить без роли «ребенка», она может быть определена как ожидаемое поведение только относительно ожидаемого поведения последнего.

От концепции Мида отталкивался в своих работах Дж. Морено – основоположник социометрии. Морено описывал следующие типы ролей:

    1. «психосоматические роли», в которых поведение связано с основными биологическими потребностями, а проигрывание роли носит бессознательный характер;
    2. «психодраматические роли», когда поведение личности строится в соответствии с конкретными требованиями социального окружения;
    3. «социальные роли», когда личность ведет себя так, как того ожидают от представителя той или иной социальной категории (рабочего, прихожанина церкви, матери и т.п.).

Другой подход – функционалистский – был предложен Р. Линтоном. Сторонники этого подхода отвергают как идею принятия роли в качестве характерной формы взаимодействия, так и идею построения роли в качестве его результата.

Они рассматривают роли на основе существования предписанных и статичных ожиданий в отношении  поведения и как безусловные  предписания, свойственные определенным позициям. Эти предписания исходят  из культуры общества, которая в  рамках функционалистских концепций  обычно рассматривается как унифицированная  культурная система, и выражаются в  социальных нормах, определяющих поведение  в пределах той или иной роли.

Роль дает образец, показывающий, как действовать индивиду в конкретной ситуации. Разные роли в обществе, как  и в театре, не в равной степени  требуют точного следования инструкциям, т.е. роли различаются по степени формализации. Некоторые роли определены очень четко, например, в военной организации, но в обществе есть много ролей, которые определены весьма расплывчато.

Взрослея и выходя за пределы  своей семьи, ребенок узнает, что  в обществе существует своего рода дифференциация индивидов по рангу. Каждый ребенок определяет свое место  в обществе в зависимости от социального  статуса.

Социальным статусом называется каждая из социальных позиций  индивида, связанная с определенными  правами и обязанностями.

Человек может иметь ряд  статусов, но лишь один из них главный статус – определяет его положение в обществе. Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг общения, манеру одеваться и т.д. Статусы делятся на «приписанные» (аскриптивные) и «достигнутые» (приобретенные). В примитивных обществах статусы чаще всего являются предписанными, а в современных индустриальных – достигаемыми.

Таким образом, статусно-ролевая  концепция личности подчеркивает, что  общество способствует становлению  личности индивида, формирует идентичность, поддерживает и трансформирует ее.

- Социальные типы  личности в современной социологии

Социальный  тип личности – продукт взаимодействия историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей.

В социологии предлагаются различные варианты типологии личности: типология М. Вебера, К. Маркса, Э. Фромма.

В современной социологии типы личности выделяются в зависимости от их ценностных ориентаций:

- традиционалисты – ориентированы на ценности долга, дисциплины, законопослушания; уровень самостоятельности, креативности, самореализации  низкий;

- идеалисты – критически относятся к традиционным нормам; твердая установка на саморазвитие;

- фрустрированный тип личности – характеризуется низкой самооценкой, угнетенным самочувствием;

- реалисты – сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга, скептицизм с самоконтролем;

- гедонистические материалисты – ориентированы на удовлетворение потребительских желаний.

В условиях тоталитарных или  близких к ним режимов вырабатывается ряд устойчивых поведенческих стереотипов:

- эффект выученной беспомощности  – человек, неоднократно убеждаясь  в неподконтрольности событий,  становится исполнительным, но безынициативным  («человек-винтик»);

- пролонгированный инфантилизм  (затянувшееся детство) – проявляется  в боязни ответственности и  в стремлении переложить ее  на других;

- паразитическая новация  – основана на стремлении получить  компенсацию за понесенные потери  и восстановить социальную справедливость  незаконными способами.

 

- Девиация и  социальный контроль.

Тема: Экономическая  социология и экономическое поведение.

  • Традиции социологического анализа экономического поведения.
  • Предметная область экономической социологии.
  • Типы и виды экономического поведения, и их особенности.
  • Модели экономического поведения.

 

  • Традиции социологического анализа экономического поведения.

Экономическая социология – это отрасль социологии, предметом которой являются главным образом проблемы социальной эффективности экономической деятельности людей, мотивация этой деятельности, экономическое поведение классов и групп, характер возникающих при этом социальных отношений и форм организации трудовой деятельности, влияние социальных норм и социальных ценностей на повышение производительности общественного труда.

Классический  этап становления экономической социологии приходится на середину 19 – начало 20-х годов 20 века. Это этап теоретической подготовки, формирования исходной методологии, наиболее яркими представителями которого являются К. Маркс, М. Вебер и Т. Веблен.

Согласно экономической теории К. Маркса, в результате развития капитализма на место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоречиями придет ассоциация, в которой свободное развитие каждого станет условием свободного развития всех. В Марксовой концепции «Капитала», рассмотрены два основных способа повышения прибавочной стоимости за счет наемных рабочих, один из которых сводится к увеличению продолжительности рабочего времени, а другой – к максимальному сокращению продолжительности необходимого труда за счет роста его производительности.

Традиция социологического анализа экономических процессов  общества базируется на поведенческом подходе. В центре исследовательской деятельности находится категория «экономическое поведение» (проблема «homo economicus»), являющаяся основой как социологического, так и экономического анализа.

Основоположником поведенческого подхода в области экономической  социологии по праву считается М. Вебер. Его теория социального действия является фундаментальной базой социологического анализа экономических процессов общества. М. Вебер подробно исследовал одну из важнейших модификаций рационального действия (целерационального), т.е. поведения экономического, поставив перед социологией задачу изучить «внутренние» элементы рационального действия: цель, средства, результат, планирование, калькуляция (расчет), максимизация выгоды (пользы), альтернативность и свобода выбора и ресурсно-функциональные условия (деньги, контракт, конкуренция), которые специализируют экономическое действие и делают его возможным в рамках определенной социокультурной матрицы («Протестантская этика и дух капитализма»).

Для Вебера, построившего типологию экономического действия, был характерен рационалистический подход, который давал возможность сконструировать идеальный, феноменологически «чистый» образец экономического поведения, характерный для определенной экономической культуры («дух капитализма»).

У Т. Веблена «эволюция  социального устройства» предстает  как реализация процесса «естественного отбора» разнообразных институтов. Развитие социальных институтов и природы  человека сводится в общих чертах, к естественному отбору наиболее приспособленных с т.з. образа мыслей и типа поведения. Сферой своих исследований Т. Веблен сделал потребительское поведение разных социальных групп, сосредоточив свое внимание на проблеме мотивации основных типов этого поведения.

Следующим выдающимся аналитиком экономического поведения является В. Парето, который предложил иную парадигму исследования этого феномена. Относя экономическое действие к категории рационального (логического), он «вывел» целый класс нелогических моделей и форм социального поведения, который базируется на социальных стандартах, привычках, стереотипах и традициях. Анализ явлений и факторов «нелогического» поведения, обозначаемых Парето терминами «осадки» и «деривации», открыл для социологов существенную роль иррациональных и эмоциональных компонентов экономического поведения, разного рода предрасположений, установок, предрассудков, стереотипов, сознательно или бессознательно маскируемых и реализуемых в «идеологиях», «теориях» и верованиях.

Информация о работе Общество как система