Общество как система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 21:51, лекция

Краткое описание

- Понятие общества.
- Признаки общества и его структура.
- Общество как социетальная система.
- Механизмы функционирования общества.
- Теория аномии.
- Типология обществ.

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsii_po_sotsiologii.docx

— 79.04 Кб (Скачать файл)

Биологическая эволюция человека длилась 2,5 млн. лет, хотя об этом до сих  пор идут жаркие споры. Все, что человек  приобрел в последние 40 тыс. лет связано  не с биологией, а с культурой  и обществом, т.е. не с естественной, а искусственной средой. С этого  момента в человеке, как биологическом  существе, формируется его индивидуальность, которая позднее вырастает в  личность.

Развитие представлений  о человеке как личности прошло несколько  этапов.

1 этап  – Древний Китай (6-1 века до н.э.). Здесь человек рассматривался как существо, занимаемое срединное положение в мире, соединяя в себе темное и светлое, мужское и женское, твердость и мягкость, покой и движение. Человек, в представлении древних китайских философов, не ощущает границ собственной личности.

2 этап  – Древняя Индия (7-4 века до н.э.). Буддизм устраняет индивидуальное своеобразие людей. Отвергая мысль о свободной воле, буддизм негативно относится к идее о том, что у человека есть душа. Следовательно, и личности как таковой тоже не существует, есть лишь космическая душа.

3 этап  – Древняя Греция (6-4 века до н.э.). Античные философы первыми осознали, что ценность жизни – в ее неповторимости. Поворот к антропологической теме осуществил Сократ. Его называют родоначальником философии человека. Знаменитое изречение «Познай самого себя» означало, что каждый человек обладает внутренним «Я», центром которого является разум, мышление. Человек рационален: он ставит себе цели и, достигая их, несет за них ответственность. Совершенствование человека есть результат его деятельности и воспитания.

4 этап  – Средневековье (4-14 века н.э.). Принципиально новый подход к человеку связан с христианством, что воплотилось в учении гуманизма. Древнекитайскую, древнеиндийскую и древнегреческую цивилизации относят к доличностным культурам. Христианство поместило человека в центр мироздания. Человек – это Храм, он создан по образу и подобию Бога. На человеке отпечаток абсолютной личности творца.

5 этап  – Возрождение (14-16 века). Складывающиеся в эпоху Европейского Возрождения взгляды на человека вобрали в себя все лучшее от античности и христианства и воплотились в учении гуманизма. Мыслители этой эпохи – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Данте – провозгласили свободу и суверенность человеческой личности. Она представлялась как гармония тела и духа, разума и чувств, земного и божественного. А капитализм, как социальное и экономическое явление, зарождающееся в эту эпоху, невозможен там, где нет индивида – свободного предпринимателя, купца, ремесленника, наемного работника. Они самостоятельные экономические агенты. Возрождение еще называют «веком разума», т.к. оно провозгласило разум высшим достоинством человека.

6 этап  – Просвещение (17-18 века). Просвещение продолжило начатую в эпоху Возрождения борьбу за установление «царства разума», политических свобод и гражданских прав человека. Конец эпохи Просвещения ознаменовался двумя важнейшими событиями – Великой промышленной революцией, которая утвердила капитализм, и Великой французской революцией (1789), провозгласившей те политические нравы и свободы, которые составляют основу современной демократии.

Свобода, разум, активность, подвижный стиль жизни, индивидуализм  и предпринимательский дух –  главные параметры формирующейся  личности. Историки утверждают, что  само слово «индивидуальность», как  и слово «личность», появилось  каких-то 200-300 лет назад, т.е. в эпоху  Просвещения.

7 этап  – Современность. И. Кант, Гегель, датский философ Сирен Кьеркегор, русские мыслители Вл. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский, С. Булгаков и американец Питер Друкер начинают рассматривать человеческое существование в двух перпендикулярных гиперплоскостях – в вечности и во времени.

Человек в вечности –  носитель вечных ценностей. Человек  во времени – всего лишь физическое явление: он рождается и умирает. Существование во времени – это наше бытие как граждан общества. Живя в обществе, мы не можем быть свободными от него как существа социальные. Однако сущность человека в другом – в человеческом бессмертии и человеческой свободе.

Наше существование –  всегда напряжение между временным и вечным. Поведение человека лежит в двух разных измерениях, поэтому он всегда противоречив. Существование во времени можно наблюдать, в вечности только переживать. Таковы две плоскости человеческого бытия, которые рассматривали философы.

В структуре личности можно  выделить три уровня: биологический, психический и социальный. Первый уровень представлен генетически детерминированными задатками, которые придают каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. наделяют ее неповторимыми, уникальными качествами. Второй уровень включает потребности, характер, темперамент, память, эмоции, субъективное «Я». При этом субъективное «Я» формируется на основе развития задатков и способностей индивида и выражается в его представлениях о самом себе.

С социологической точки  зрения самым существенным является третий уровень, собственно личностный. Здесь проявляются социальные свойства индивида, возникающие в процессе его деятельности и при участии в различных общностях и объединениях – совокупность знаний, навыков, привычек, ценностных ориентаций. Личность – это интегральное социальное качество, которое формируется у индивида в процессе его интеграции в систему общественных отношений.

В социологии рассматривается набор элементов внутренней структуры личности, определяющий готовность к тому или иному поведению: потребности, интересы, цели, мотивы, ценностные ориентации, установки, диспозиции.

Исходными источниками деятельности личности выступают потребности человека. Создателем иерархической теории потребностей считается американский психолог А. Маслоу, который разделил потребности на базисные (в пище, безопасности, крове и др.) и производные, или мета-потребности (в справедливости, порядке, благополучии). Мета-потребности не имеют иерархии, т.к. ценностно равны друг другу. Базисные же потребности расположены в восходящем порядке от «низших» материальных до «высших» духовных:

  1. Физиологические потребности;
  2. Экзистенциальные потребности (в безопасности, уверенности в завтрашнем дне);
  3. Социальные потребности (в привязанности, принадлежности к коллективу, в общении);
  4. Престижные потребности (в статусе, престиже, признании);
  5. Духовные потребности (в самовыражении через творчество).

Маслоу первые два типа потребностей в разработанной им иерархии назвал первичными (врожденными), три остальных – вторичными. При этом процесс возвышения потребностей выглядит как замена первичных потребностей вторичными.

Интересы являются реальной причиной деятельности социальных субъектов, направленной на удовлетворение определенных потребностей, лежащей в основе непосредственных побуждений, мотивов поведения.

Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида и регулирующие его поведение. Совокупность сложившихся ценностных ориентаций обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения, выраженную в направленности потребностей и интересов.

Диспозиция (от лат. dispositio – расположение) означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к поведению в этих условиях.

Диспозиционный механизм включает взаимодействие мотивов и стимулов, приводящее к появлению установок личности. Понятие установки связывается с состоянием психики индивида, под ней понимается предрасположенность к действию как некое состояние психики индивида.

Существует иерархия диспозиций:

- к низшему уровню диспозиционной структуры личности относятся элементарные установки, формирующиеся в простейших жизненных ситуациях (чистить зубы по утрам, пить кофе на завтрак и пр.).

- второй уровень диспозиционной структуры личности – социально фиксированные установки со сложной структурой, состоящей из трех основных компонентов: оценочного, рассудочного и собственно поведенческого.

- третий диспозиционный уровень образуют базовые социальные установки, обусловленные интересами личности в различных областях деятельности (в профессиональной сфере, проведение досуга, семейно-бытовые отношения и т.д.);

- высший диспозиционный уровень образуют ценностные ориентации.

Диспозиционная структура  характеризует свойства «модальной»  личности. «Модальная» личность обладает общими для данного общества чертами. Кроме того различают базисный тип личности, наилучшим образом отвечающий объективным условиям современного этапа развития общества и идеал личности – личность, которую общество провозглашает эталоном.

К анализу социологических  проблем личности полностью применимы  слова известного американского  социолога Ч.Р. Миллса, который писал, что «изучение социологии должно показать, как оценивать себя не как изолированную личность, а  как человека в море человечества; помочь расположить себя в историю  и перспективу, чтобы точнее понять и оценить те факторы, которые  влияют как на ваше поведение, так  и на поведение других людей».

- Понятие социализации личности

Итак, мы рассмотрели понятие, структуру личности, исходные источники ее деятельности и теперь следует обратиться к рассмотрению самого процесса вхождения личности в систему общественных отношений, ведь личность не может сформироваться в полном отрыве от общества.

Процесс усвоения личностных качеств на разных этапах физического  существования человека определяется в социологии термином «социализация».

Социализация - это  сложный процесс включения индивида в общественные отношения в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые  для успешного функционирования в данном обществе.

Социализация начинается с первых лет жизни и продолжается до самой смерти человека, т.е. она  означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом. Выделяют несколько этапов социализации личности.

Первичная социализация – это этап усвоения первых элементарных сведений, закладывающих основы сознания и поведения, которые человек получает в семье. При этом, роль агентов первичной социализации могут выполнять как родные родители ребенка, так и приемные родители, либо воспитатели детского дома.

Вторичная социализация (ресоциализация) – это последующий процесс усвоения социальных ролей, ценностей, знаний на каждом этапе жизни.

Люди и учреждения, с  помощью которых осуществляется социализация личности, называются агентами социализации. Ими выступают родители, братья, сестры, сверстники, учителя, врачи, тренеры, представители администрации школы, вуза, предприятия, сотрудники СМИ, партий, суда. Институты, осуществляющие выработку правил и законов становления личности в обществе, а также осуществляющих контроль за поведением личности, называются институтами социализации. Ими могут выступать семья, школа, суд, организация и пр.

Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации – печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная  обработка общественного мнения, его формирование.

Социализация личности предполагает, что объектом исследования становятся не одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты, физическую подготовку и т.д. Важное значение имеет преодоление стереотипов, атавизмов в сознании и поведении людей.

Вместе с тем, в какой  бы сфере не действовал человек, духовный момент всегда и во всем сопровождает его деятельность. Более того, человек  не пассивно воспроизводит то, что  диктует ему общество. Он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления. Особое значение для  социализации личности, обогащения ее духовного мира приобретает свободное время, которое, по словам К. Маркса, служит мерилом истинного богатства человека. Духовный компонент является определяющим в социализации человека, поэтому тему социализации личности следует рассматривать в тесной связи с проблемами культуры, образования, науки, литературы и искусства. Это ни в коей мере не преуменьшает роль и значение экономических, социальных и политических отношений. Но человека возвышает лишь уровень культуры, богатство и глубина его духовного мира, степень развитости гуманизма, милосердия и уважения к другим людям.

Социология личности как  специальная социологическая теория появилась на грани 19 и 20 веков. Многогранность процесса становления и развития личности породила различные теории социализации, которые по-разному  подчеркивали те или иные аспекты  этой проблемы.

Наибольшую известность  получили теории Ч. Кули и Дж. Мида, Р. Линтона, З. Фрейда, Ж. Пиаже.

Информация о работе Общество как система