Общество как система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 21:51, лекция

Краткое описание

- Понятие общества.
- Признаки общества и его структура.
- Общество как социетальная система.
- Механизмы функционирования общества.
- Теория аномии.
- Типология обществ.

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsii_po_sotsiologii.docx

— 79.04 Кб (Скачать файл)

Очевидно, что когнитивно-смысловой  компонент этих моделей трудового  поведения зависит от критериев, положенных в их основу. Это могут быть:

- затратно-потребительские модели (натуральные), ориентированные на компенсацию в виде определенных средств жизнеобеспечения;

- затратно-экономические модели, связанные непосредственно с первыми, но при этом компенсация оценивается только в деньгах;

- затратно-стратификационные модели, предполагающие в качестве компенсации определенные привилегии и престиж, связанный с тем результирующим статусом, к которому стремится индивид;

- затратно-креативные модели, осуществляемые ради реализации творческих, инновационных целей;

- затратно-гедонистические модели, предполагающие вознаграждение в самом процессе затрат;

- затратно-безвозмездные, т.е. альтруистические, модели.

На различных стадиях  жизненного и профессионального  циклов индивидов могут доминировать различные приоритеты, влияющие на способ реализации этих моделей поведения, а также на смысл, вкладываемый в достижение конкретного результата. Эти модификации обусловливаются качеством ресурсов, накопленных индивидом, уровнем и характером его социальных и профессиональных притязаний, ожиданиями референтных групп, влиянием конкретной социальной среды и субкультуры.

Обменное  поведение. Оно обеспечивает движение различных экономических благ (товаров, услуг, информации) на рынке на основе учета и сравнения их ценности. Мера дефицитности обращающихся товаров проявляется в ценах. Она управляет действиями множества субъектов, являющихся по отношению друг к другу продавцами и покупателями.

Существуют разнообразные измерители социального обмена. Одни из них (например, деньги) универсальны и применимы в оценке множества ситуаций и действий, другие действуют только в определенных групповых, социокультурных и личностных контекстах. Некоторые формулы социального обмена вообще мало понятны наблюдателям со стороны, т.к. ориентируются на систему ценностей, приемлемых только для данной категории людей.

Методы  и способы обмена зависят от множества факторов: экономических ресурсов, находящихся в обороте; механизмов ценообразования; компетентности действующих субъектов, их умения предвидеть, учитывать рыночную конъюнктуру, принимать на этой основе рациональные решения и пр. Формы экономического обмена чрезвычайно разнообразны, а обмен есть универсальный элемент всякого экономического действия, независимо от его специализации.

Наиболее наглядные и  эмпирически обозримые элементы экономического обмена демонстрирует коммерция (торговля), которая относится к самому древнему классу экономических действий. Основой коммерческого поведения является формула: «интенсивность движения благ прямо пропорциональна выгоде от их оборота». Именно выгодность человеческой деятельности, по словам Ф. Хайека, побуждает многих избирать такой род занятий, при котором их усилия оказываются более продуктивными и соответствующим образом окупаются.

Перечислим объективные функции коммерческого поведения, включенного в процесс обмена экономическими ценностями:

- обеспечение поиска, координации  и коммуникации производителя  и потребителя, а также включение  новых благ и услуг в рыночный  оборот (коммуникативно-поисковая функция); (Ж. Бодрийяр «Общество потребления»)

- установление необходимых  пропорций производства и потребления  путем распределения ценовой  информации между производителями  и потребителями благ (регулятивно-информационная функция);

- формирование инфраструктуры  рыночного обмена, его специализации  и сегментации (конструктивная функция, т.е. создание и развитие рыночных структур);

- экономия средств и  ресурсов производителей и потребителей  в процессе взаимоприспособления  их экономических интересов (посредническо-спекулятивная функция);

- обеспечение сохранения  потребительских свойств экономических  ресурсов, их кондиций в процессе  их передачи (распределения) от  производителей к потребителям (консервационная функция, т.е. создание средств хранения товаров);

- передача прав собственности  на те или иные блага в  процессе их перемещения по  каналам рынка от одних пользователей  (собственников) к другим (распределительная функция);

- предоставление гарантий  и страхование рисков в процессе  движения товаров (страховая функция, т.е. защита прав собственности на товар, обращающийся на рынке).

Эти функции коммерческого  поведения достигают своего позитивного  апогея только в очень развитом, насыщенном рынке благ и услуг, т.е. в тех условиях, когда продавец находится в жесткой зависимости от покупателя.

Потребительское поведение. Оно обеспечивает извлечение экономических благ из товарного оборота и присвоение их полезных свойств с целью удовлетворения многочисленных потребностей человека.

Исходный баланс потребления определяется тремя составляющими: уровнем дохода, стандартом потребления и степенью компетентности субъектов калькулировать свои действия, не выходя за пределы тех ресурсов, которыми они обладают. Доход потребительских ячеек (домашних хозяйств), независимо от того, как он получается, есть основной фактор их обеспечения. Если учесть, что доход – переменная величина, то очевидно, что количественные и качественные характеристики процесса потребления могут изменяться в зависимости от их колебаний.

Если отбросить этнические, регионально-культурные и другие различия, то можно сказать, что доходы и  потребление растут в соответствии с ростом производительности труда  и ВНП. Существуют множество стран  с различным средним уровнем  дохода и потребления. Пропорционально  различаются в этих странах и реальные стандарты потребления различных социальных групп.

Говоря о специфике «потребительского поведения», можно выделить ряд факторов, которые существенно изменяют структуру (пропорции) потребления в сторону доминирования тех или иных потребительских предпочтений. Они демонстрируют объективные особенности функционирования домашних хозяйств и определяют конкретный баланс их потребления в зависимости от:

- образа жизни;

- стадии развития, на которой  находятся домохозяйства;

- демографических характеристик,  количества членов семьи;

- доминирующих социальных  стандартов, отражающих их социально-культурную  специфику.

Таким образом, конкретные стандарты  и соответствующие им структуры  потребления являются в большей  степени фактом социальных привычек, традиций и стереотипов, чем чисто рациональных действий.

  • Модели экономического поведения

Наряду с основными  видами экономического поведения можно  анализировать входящие в их структуру модели экономического поведения: монетарные (производное социального института денег), коммерческие, маркетинговые, посреднические, предпринимательские (инновационные) и др.

Особую роль в актуализации экономической активности играют инновационные модели экономического поведения – предпринимательские. Сущность предпринимательского поведения определяется, прежде всего, инновационным компонентом, позволяющим тому или иному агенту рыночного процесса реализовать такие решения и действия, которые обеспечивают так называемый предпринимательский доход.

Инновационный эффект предпринимательского поведения складывается как минимум  из трех составляющих:

  1. уникальные личностные качества и способности отдельных индивидов;
  2. соответствующая рыночная среда, насыщенная огромным разнообразием потенциальных и реальных комбинаций, являющихся многоальтернативным полем предпринимательского выбора;
  3. предпринимательская культура, включающая в себя определенный набор инструментальных и терминальных ценностей (по Рокичу), стандартов и образцов поведения, которые инициируют определенные социальные действия предпринимателей.

Причем постоянный риск неудачи, который является уделом значительного  большинства, компенсируется перманентно  появляющимися примерами уникальных результатов и достижений. Последние, как отмечал главный теоретик предпринимательского поведения Й. Шумпетер, в свою очередь, стимулируют  экономическую активность новых  поколений, а также инициативу многих не потерявших надежду неудачников  и банкротов.

Согласно Йозефу Шумпетеру, источник экономического развития – инновации (как технические, так и организационные), воплощенные в предпринимательской деятельности.

 

 

 

 


Информация о работе Общество как система