Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 21:51, лекция
- Понятие общества.
- Признаки общества и его структура.
- Общество как социетальная система.
- Механизмы функционирования общества.
- Теория аномии.
- Типология обществ.
Важный вклад в прояснение социальной сущности и природы экономического поведения, характерного периоду развивающегося капитализма, внес Г. Зиммель. Он дал фундаментальный анализ социального института денег как рационально-калькулируемой основы большинства человеческих действий, которая координирует их и приводит к общему знаменателю На Зиммеля оказала глубокое влияние Марксова концепция отчуждения при капитализме. Свои идеи на этот счет он развил в книге «Философия денег» (объем книги составил 600 страниц), которую считают его самой «социологической» работой. Это произведение, изданное на рубеже двух веков и двух тысячелетий (1900 г.), по существу открыла серию трудов о капитализме, его «духе», кризисе, будущем; вслед за ней были опубликованы работы В. Зомбарта «Современный капитализм», М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», чуть позже – О. Шпенглера «Закат Европы» и др.
Формирование и развитие
капитализма сопряжено с
Выделенный Зиммелем денежный
тип рационализации социальной жизни
позволил ему раскрыть противоречивую
природу универсальных
Российский ученый Н. Кондратьев
в рамках своей вероятностно-
Поведенческий анализ экономических
процессов современного общества получил
продуктивное продолжение в структурно-
Социологический анализ экономического поведения, начатый классиками социологии, получил продолжение в ряде концепций зарубежных и отечественных специалистов середины и конца ХХ века.
Новая экономическая социология также известная как неоинституциональная экономика представлена такими именами, как Рональд Коуз, Джон Коулман, Вадим Радаев, Дуглас Норт, Джордж Стиглер и другими. Ее главные черты – ориентация на сравнительные исследования между странами; проблемы мировой экологии, развития технологий, организации экономических связей, инновационных процессов в экономике и социальной сфере, демографии.
На сегодня выделяются
следующие течения новой
- Предметная область экономической социологии
Анализируя различные точки зрения на предметную область экономической социологии, можно констатировать, что базовым предметом социологического анализа является категория «экономическое поведение», которая, получив различную интерпретацию у разных исследователей, у большинства из них занимает ведущее место.
Можно дать следующее определение данному понятию: экономическое поведение – это система социальных действий, которые, во-первых, связаны с использованием различных по функциям и по назначению экономических ценностей (ресурсов), и, во-вторых, ориентированы на получение пользы (выгоды, вознаграждения, прибыли) от их обращения.
Социология акцентирует свое внимание на факторах, условиях, социальных институтах, ситуациях, а также на действующих в их контексте различных социальных субъектах, которые реализуют свои конкретные, в том числе экономические, интересы. Иначе говоря, предметом внимания социолога являются модели социального поведения в связи с применением и объяснением принципа максимизации результатов и минимизации затрат, а также те социокультурные институты и сопутствующие им социальные стимуляторы или ограничители, которые делают возможным или существенно лимитируют рациональное использование различных экономических ресурсов (личностных, технологических, организационных, финансовых, информационных и др.).
Основу социального поведения экономического типа составляет многообразная система норм и правил, отражающих функциональные и иные характеристики различных рыночных элементов. Эти нормы и правила являются обязательными для всех легально действующих субъектов экономического поведения и закреплены юридически на государственном уровне, в различных соглашениях между людьми, в традициях и нормах обыденной жизни, а также в функциональной программе экономических ресурсов (например, правила и нормы общения с деньгами, купли-продажи, инвестирования, кредитования, собственности и т.п.).
Совокупность указанных норм и правил в одних случаях может быть в полной мере закреплена в специальных законодательных актах, а в других случаях – в обычном, естественном праве, традициях, обычаях, социальных привычках или стереотипах. Однако независимо от этого она определяет исходный порядок и допустимые пределы социального поведения для абсолютного большинства действующих субъектов, желающих добиться реально возможных и легально допустимых выгод.
Универсальным ядром мотивации субъектов экономического поведения является формула «максимум вознаграждения путем минимума затрат». Однако известно, что воплотить в жизнь эту формулу полностью невозможно. Тем не менее абсолютное большинство субъектов экономического поведения базируются в своих действиях на ее реализации, правда, часто с непредсказуемым и неясным исходом. Это объясняется тем, что любой из субъектов действует в определенной системе ограничений (лимитов), которые вносят существенные коррективы в их планы и намерения – как в начале, так и в процессе реализации поставленных целей.
Отсюда и специализация
субъектов экономического поведения
варьируется громадном
В социологии отсутствует
строгая классификация
Тем не менее, можно выделить следующие основные виды экономического поведения, реализуемые в различных фазах воспроизводственного цикла: дистрибутивное (распределительное), производственное, обменное и потребительское. В чистом виде эти виды экономического поведения практически не встречаются, однако по данной схеме легче всего проводить социологический анализ экономического поведения.
Рассмотрим перечисленные нами виды экономического поведения более подробно.
- Дистрибутивное (распределительное) поведение. Рынок можно понимать как бесконечный процесс перераспределения (редистрибуции) огромной массы экономических ресурсов по сети обмена и обращения, где множество субъектов перманентно получают и теряют право контроля над теми или иными благами.
Фактически дистрибутивные модели – поведенческие элементы многоликого института собственности, которые демонстрируют множество вариантов доступа к экономическим ресурсам, права контроля над ними. Все экономические ресурсы, находящиеся в обращении (рабочая сила, информация, капитал в различной форме, ноу-хау и др.), могут эффективно использоваться в том случае, если кому-то принадлежат. В то же время они существуют и функционируют не абсолютно автономно, а приобретают определенный смысл, значение (ценность), если для кого-то являются предметом интереса.
Гарантом того, что экономические ресурсы различного назначения будут сохранены и приумножены, является институт собственности, который обеспечивает соединение субъектов с экономическими ресурсами и защиту их прав.
В соответствии с мерой доступа к ресурсам и степенью контроля за получением выгоды от их оборота можно выделить три основные модели дистрибутивного поведения: хозяйственную, агентскую, функциональную.
Хозяйственная модель характеризует экономическое поведение субъектов, являющихся собственниками тех или иных экономических ресурсов. Она требует от собственника наличие: во-первых, компетентности функционально-технологической; во-вторых, компетентности правовой; в-третьих, компетентности экономической, т.е. способность преумножить товарную стоимость ресурсов.
Агентская модель дистрибутивного поведения реализуется различными субъектами экономического поведения, которые по поручению владельцев обеспечивают правовой, экономический и организационный контроль над действиями лиц, имеющих доступ к объекту чужой собственности с целью реализации, прежде всего хозяйского интереса и, соответственно, эффективного оборота экономических ресурсов. Примером являются менеджеры.
Функциональная модель дистрибутивного поведения свойственна субъектам, использующим и извлекающим на договорной или иной основе выгоду из полезных свойств экономических ресурсов, находящихся в собственности других лиц. Наиболее типичные, массовые модели дистрибутивного поведения подобного рода характерны для лиц, занятых по найму, и арендаторов.
Следующим видом экономического
поведения выступает
Производственное поведение связано, прежде всего, с накоплением, концентрацией материальных, технологических, интеллектуальных, организационных и других ресурсов, их соединением и комбинированием с целью получения благ с фиксированными потребительскими свойствами и прибыли (дохода) от их обращения на рынке.
Процесс изучения производственного поведения в социологии делится на два важнейших аспекта его реализации: первый аспект касается объединения человеческих ресурсов и проявляется в функционировании институциональных механизмов их интеграции (эта проблематика рассматривается социологией организаций); второй аспект касается специфики профессиональных действий множества людей, включенных в производственный процесс и демонстрирующих различные модели трудового поведения (эта проблематика рассматривается социологией труда, индустриальной социологией и др.).
Очевидно, что реальное применение профессиональных способностей работников возможно именно в тех случаях, когда они видят или предполагают конкретную пользу или выгоду от этого. В этой связи в зависимости от качества вознаграждения, его гарантированности и адекватности могут быть реализованы:
- форсированная модель затрат профессиональных способностей, т.е. интенсивное их использование в надежде на максимальное (в настоящем или будущем) вознаграждение;
- оптимально-равновесная модель затрат профессиональных способностей, т.е. регуляция работником своих затрат в соответствии с ожидаемой долей вознаграждения;
- минимизационная модель затрат, которая выполняется «на пороге» минимальной доли вознаграждения, за которым затраты теряют всякий смысл;
- незатратная (нулевая) модель, при которой затраты профессиональных способностей нецелесообразны и неприемлемы для их носителя.