Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 19:15, курсовая работа
Актуальность исследований социального государства определяют не только вытекающие из них важные политические последствия, но и их значение для теории и практики. Разработка российской модели социального государства, конкретной государственной социальной политики, механизмов защиты и социальной поддержки – все это должно обеспечиваться объективными научными знаниями.
Цель данной работы - проанализировать конституционно-правовые основы становления социального государства в России.
Актуальность исследований социального государства определяют не только вытекающие из них важные политические последствия, но и их значение для теории и практики. Разработка российской модели социального государства, конкретной государственной социальной политики, механизмов защиты и социальной поддержки – все это должно обеспечиваться объективными научными знаниями.
В начале 90-х гг. ХХ в. в России проблематика социального государства начала постепенно входить в научный оборот. Теоретическая разработка проблем социального государства в отечественной науке в настоящее время только начинается. Поэтому еще нечетко зафиксированы предметные границы исследований.
Политические аспекты феномена социального государства еще недостаточно изучены. Среди активно исследующих данную проблему авторов следует назвать: М.П. Бочарова, В.Д. Дзодзиева, В.Д. Роика, В.А. Торлопова, В.П. Милецкого, С.В. Калашникова, В.П. Пугачева, А.И. Соловьева, А.Ф. Храмцова и др.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) Российская Федерация - социальное государство.
Социальное
обеспечение является средством, которое
использует социальное государство, чтобы
противостоять таким
Ст. 7 Конституции РФ провозглашает, что социальная политика Российской Федерации «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Социальная политика Российского государства не исчерпывается названными в статье 7 Конституции РФ направлениями, а включает и другие виды социальной помощи, в том числе бесплатное предоставление малоимущим жилой площади, компенсационные выплаты и т. д.
Цель данной работы - проанализировать конституционно-правовые основы становления социального государства в России.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие, сущность, конституционно-правовые основы социального государства;
2. Дать характеристику Российской Федерации как социальному государству;
3. Исследовать проблемы совершенствования законодательства о социальном партнерстве.
Объект исследования - Российская Федерация как государство социальное.
Предмет
исследования – проблемы расцвета
российского социального
Социальное
государство - характеристика (принцип),
относящаяся к конституционно-
а) охранять труд и здоровье людей;
б) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда;
в) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам;
г) развивать систему
д) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Разработка широкого круга проблем, связанных с исследованием теории и практики социального государства, выявление и показ особенностей и проблем его формирования в современной России приобретают несомненную научную актуальность.
Сущностью социального типа государства является соединение всех социальных групп населения, наций и народностей в единое целое, объединенное в понятие «гражданское общество». Основной целью социального государства является обеспечение защиты и обслуживание интересов всего общества в целом, а не определенной его части. Такое государство построено на признании прав, свобод и законных интересов человека в качестве высшей ценности.
Современное социальное государство – это институт, направленный на организацию достойной жизни и развития всего обществ в целом, защиту прав, свобод и интересов всех его граждан и народов, орудие решения споров и конфликтов как внутри страны, так и за ее пределами[2].
Социальным может стать только уже правовое государство, т.е. такое, в котором механизмы господства права уже достаточно развиты.
С
середины 90-х годов ХХ в. в ситуации,
с одной стороны, наступления
либеральных идей, а с другой,
повышения социальной роли государства
и выдвигаемых обществом
В
отличие от государства всеобщего
благоденствия современное
Начавшийся в середине 90-х этап развития социального государства можно обозначить как этап либерального социального государства.
Таким
образом, анализ представлений о
социальном государстве позволяет
представить следующую
- первый этап (с 70-х гг. ХIХ в. до 30-х гг. ХХ в.) - социалистический;
- второй этап (с 30-х гг. ХХ в. до конца 40-х гг.) - правового социального государства;
- третий этап (с конца 40-х гг. по 60-е гг. ХХ в.) - государство социальных услуг;
- четвертый этап (с конца 50-х гг. до середины 80-х гг.) - государство всеобщего благоденствия;
- пятый этап (с начала 80-х гг. по середину 90-х гг.) - деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия;
- шестой этап (с середины 90-х гг. ХХ в. по настоящее время) - либеральное социальное государство.
На
современном этапе развития российского
общества фундаментальными предпосылками
формирования социального государства
являются: наличие мощного
Становление социального государства - это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.
Выделяют следующие признаки социального государства:
- Демократическая организация государственной власти.
- Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц государства.
- Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.
- Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.
- Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.
- Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.
- Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.
- Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:
а) достойных условий существования;
б) социальной защищенности;
в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.
- Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).
- Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.
В последнее время многие авторы в качестве устойчивого признака социального государства называют наличие в нем институтов гражданского общества. Представляется, что данные признаки являются видовыми, позволяющими дифференцировать социальные государства от иных государственных образований в любых условиях, в динамике развития и обобщить его рядовые свойства.
Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:
а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;
б)
на содержание всех функций социального
государства налагает отпечаток
его общее социальное назначение,
то есть традиционные функции как
бы преломляются через призму целей
и задач социального
в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства - специфические функции.
К последним, в частности, относятся:
1.
поддержка социально
2. охрана труда и здоровья людей;
3. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
4.
сглаживание социального
5.
поощрение благотворительной
6.
финансирование и поддержка
7.
борьба с безработицей, обеспечение
трудовой занятости населения,
выплата пособий по
8. поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;
9.
участие в реализации
10. забота о сохранении мира в обществе.
Конституция
Российской Федерации в ст. 7 закрепляет
принцип социальности государства:
«1. Российская Федерация -- социальное
государство, политика которого направлена
на создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд
и здоровье людей, устанавливается гарантированный
минимальный размер оплаты труда, обеспечивается
государственная поддержка семьи, материнства,
отцовства и детства, инвалидов и пожилых
граждан, развивается система социальных
служб, устанавливаются государственные
пенсии, пособия и иные гарантии социальной
защиты». Однако пока Россию можно назвать
лишь страной, находящейся на переходной
стадии к социальному государству, а приведенное
выше положение Конституции - расценивать
как программную установку.
Информация о работе Основные проблемы развития и создания социального российского государства