Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 19:15, курсовая работа
Актуальность исследований социального государства определяют не только вытекающие из них важные политические последствия, но и их значение для теории и практики. Разработка российской модели социального государства, конкретной государственной социальной политики, механизмов защиты и социальной поддержки – все это должно обеспечиваться объективными научными знаниями.
Цель данной работы - проанализировать конституционно-правовые основы становления социального государства в России.
4. Задуманная властями реформа ЖКХ имела своей целью не столько исправить плачевное состояние этого сектора, сколько получить в свое распоряжение фонд жилищных субсидий, который по своему размеру приближается к пенсионному, а его использование будет еще менее прозрачным.
5. Реформа в сфере образования во главе с единым государственным экзаменом (ЕГЭ). В условиях сегодняшней России, где треть школ не имеет не только комплекта преподавателей, но в них отсутствуют водопровод, канализация, а зимой тепло и электричество, школьники не получают стандарта знания, а качество их обучения на порядок ниже того, что требует ЕГЭ. ЕГЭ оказывается гарантией привилегий детям, обучающимся ближе к «центру» со всеми современными удобствами и компьютерными классами.
6. Внедрение адресной социальной помощи, эффективность которой близка к нулевой отметке. И для этого есть две причины, когда речь идет о денежных трансфертах: а) пособия в доходах населения составляют сегодня лишь 1,3 %; б) административные расходы при определении права на социальную помощь существенно перекрывают их сумму, превращаясь в новый источник для коррупции чиновников.
Можно сделать вывод о том, что государство озабочено лишь экономическим положением крупного бизнеса, фактически пренебрегая условиями выживания основной части населения, что не могло не разрушить народного потенциала страны и увеличить протестный ресурс. В то же время состояние «износа» и «усталости» населения приводит к тому, что поколение детей не воспроизводит поколение родителей не только количественно, но и качественно. Это снижает численность граждан в стране, разрушает человеческий капитал, представляя угрозу национальной безопасности. Наблюдается распад социальных связей и ослабление социального потенциала, что сравнимо с процессом истощения природы при отсутствии деятельности по ее восстановлению.
Для того чтобы социальное государство функционировало в реальной жизни со всеми соответствующими социальными последствиями для населения, нужны адекватные практические механизмы его развития и реализации. Нужна активная социальная политика всех его субъектов на национальном, региональном, муниципальном и корпоративном уровнях, которая занимает особое решающее место в социальном государстве.
Как
обосновывается в Концепции социального
государства Российской Федерации,
подготовленной по заказу Федеральных
органов власти и представленной
Президенту России В.В. Путину для обсуждения
на заседании Государственного совета
РФ, важнейшим инструментарием
Во-первых, социальное партнерство как особый тип общественных, в частности, социально-трудовых отношений, при котором обеспечивается баланс реализации социально-экономических интересов всех основных социальных групп общества, выражает саму сущность социального государства, основу социальных отношений, свойственных социальному государству, важнейший принцип и ключевую задачу его социальной политики.
Во-вторых,
социальное партнерство как специфический
социально-политический механизм регулирования
социальных отношений в целом, социально-трудовых
и связанных с ними экономических
отношений, основанный на принципе равноправных
переговоров, достижения компромисса,
консенсуса между государственной
властью, работодателями и работниками,
предотвращения социальных конфликтов,
составляет базу общественного механизма
регулирования социально-
В-третьих, социальное партнерство выражает важнейшую, характерную черту идеологии, соответствующей целям и общественной востребованности социального государства, идеологии, составляющей важный фактор его развития и совершенствования. Для социального государства как представителя общественных интересов социальное партнерство – это социальный мир и сплоченность общества, условие его политической стабильности, экономического прогресса.
Таким образом, социальное партнерство, его формирование и развитие, служит важнейшим фактором и показателем социальной, политической, нравственной и идеологической зрелости самого социального государства, общества в целом.
В стране сложилась такая ситуация, когда наступил предельный порог. Принцип социальной справедливости может абсолютно уйти из жизни, если и далее не ограничивать наступление принципа «экономической целесообразности».
Понятия
"социальное государство" и "социальное
правовое государство" как политическое
и государственно-правовое установление
впервые в мировой
Во-вторых,
такое конституционное
В-третьих, приведенные факты, по нашему мнению, свидетельствуют об эволюции не только государства и права, но и об эволюции взаимодействия общества и государства. Причем оно осуществляется таким образом, что не только общество влияет на изменение государства, но и государство активно воздействует на состояние общества, регулируя различные виды общественных отношений, зачастую превращая их из частных, партикулярных (например, частную благотворительность) в публичные, общеобязательные. Вследствие такого взаимодействия и общество, и государство приобретают новые социальные качества при сохранении таких качеств и свойств, которые со временем становятся архаическими. Этот сложный и противоречивый процесс социально-политического развития находит свое отражение и в политической теории, концепции которой также оказывают обратное воздействие на принятие соответствующих установлений.
Большинство исследователей - и зарубежных, и российских - связывают появление идей о формировании социального государства с теориями Т. Гоббса и Дж. Локка, являвшимися результатом осмысления Английской революции 1648 г. и Славной революции 1688 г. Но в наиболее развитом виде эти идеи и политические требования начали проявляться с 30-40-х гг. XIX века. Некоторые исследователи полагают, что Гоббс анализом отношений индивида и государства заложил предпосылки для развития свободного целеполагания и атомизации общества, составляющих основу частной конкуренции и рынка.
Дж. Локк как выразитель политического компромисса, осуществленного в ходе Славной революции 1688 г., основу политических договоров и политики видел в консенсусе, в согласовании интересов индивидов, отводя государству прежде всего функцию охраны собственности и свободы договоров.
В свою очередь, Ж.Ж. Руссо считал одной из задач государства устранение несправедливого и нестерпимого для общества деления людей на богачей и нищих, но не настаивал на устранении богатства вообще и тем более богатых.
Теоретики,
жившие в условиях XIX века, модифицировали
и трансформировали идеи XVII-XVIII вв. в
соответствии с новыми историческими
условиями. Практические же меры в области
взаимодействия общества и государства
носили, с одной стороны, насильственный
репрессивный характер, а с другой
- выражали объективную потребность
в смягчении социальных контрастов
и антагонизмов. В политической теории
возник ряд новых концепций: либерализм
с его апологией частной
Ряд
российских авторов полагают, что
родоначальником термина "социальное
государство" является Лоренц фон
Штейн, определивший его как государство,
которое поддерживает абсолютное равенство
в правах для всех различных общественных
классов и для отдельной
Итак,
социальное государство - организация
политической власти общества, деятельность
которой всецело направлена на удовлетворение
интересов человека, создания всех
условий для его процветания
и развития. В настоящее время
социально ориентированное
Теперь можно назвать некоторые проблемы создания социального государства в России:
И,
тем не менее, несмотря на перечисленные
трудности, развитие социальной государственности
— единственно возможный путь
для свободного общества, которым
хочет стать Россия.
Социальное
государство – это более
В нашей работе мы рассмотрели Российскую Федерацию как социальное государство. В данной работе были рассмотрены три основные вопросы, составляющие основу нашей работы:
Информация о работе Основные проблемы развития и создания социального российского государства