Основные проблемы развития и создания социального российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследований социального государства определяют не только вытекающие из них важные политические последствия, но и их значение для теории и практики. Разработка российской модели социального государства, конкретной государственной социальной политики, механизмов защиты и социальной поддержки – все это должно обеспечиваться объективными научными знаниями.
Цель данной работы - проанализировать конституционно-правовые основы становления социального государства в России.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО МИТСИ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.docx

— 79.88 Кб (Скачать файл)

     1.2 Конституционно-правовые характеристики

     социального государства. 

     Для того чтобы уяснить природу социального  государства, необходимо, с одной  стороны, вычленить его основные признаки с учетом того, как они  отражаются в законодательстве (прежде всего в конституциях), а с другой - посмотреть на реализацию этих признаков  на практике, к чему мы и обратимся. Одним из первых положений, относящихся  к современной концепции социального  государства и включенных в конституции, было, видимо, положение о социальной функции частной собственности. Впервые оно прозвучало в немецких конституциях - Веймарской 1919 г. и ФРГ (Западной Германии) 1949 г. В Конституции  РФ положений о социальной функции  частной собственности нет.

     Второе  положение, которое вошло в конституции  в связи с концепцией социального  государства, - социальное партнерство. Такая формулировка есть в некоторых конституциях, в том числе в упоминавшийся Конституции Египта. Социальное партнерство распространяют прежде всего на отношения труда и капитала, работников и работодателей. В Конституции России нет подобного положения, но оно содержится в Трудовом кодексе 2001 г. В нем говорится: "Социальное партнерство осуществляется в формах: коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению; взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства; участия работников, их представителей в управлении организацией; участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров"

     Третий  конституционный постулат социального  государства - социально-экономическое  равноправие индивидов и социальных, национальных, иных общностей, вносящих свой вклад в прогрессивное развитие общества. Абсолютное равенство всех людей и различных общностей  вряд ли достижимо, по крайней мере в обозримом будущем. Физическое равенство просто невозможно (каждый человек имеет свои особенности, например один сильнее, другой слабее, и никакое государство не в состоянии уравнять их). Это положение закреплено в Конституции РФ.

     Четвертый постулат - социальная справедливость. В Конституции РФ о ней не упоминается, но она названа в российских законах  об общественных объединениях, о политических партиях.

     Следующий правовой индикатор социального  государства - социальная ответственность. Такой прямой формулировки нет в  конституциях, да и социальная ответственность  понимается неодинаково. В России она  толкуется прежде всего как моральная обязанность бизнеса помогать экономическому и культурному развитию страны, ее различных регионов, создавать благоприятные условия для работников, помогать низкооплачиваемым и обездоленным людям и т.д.

     Наконец, видимо, нужно отметить, что современное  социальное государство - это технократическое и технологическое государство, а теперь во все большей степени  и инновационное государство. Влияние, власть профессионалов (технических  и иных специалистов) связаны прежде всего с тем, что государству, его органам в результате возросшей регуляционной активности приходится решать такие технические, социальные и иные задачи, с которыми ранее не сталкивались. Решение этих задач следует оценивать, просчитывать, прогнозировать возможные последствия, а для этого необходимы специалисты. Их экспертная роль, влияние на принятие властных решений возрастает. Отсюда возникает необходимость особой подготовки государственных (и муниципальных) «управленцев", развития технологичности государственного аппарата, хотя последнее слово при принятии решений остается и должно оставаться за правительствами и парламентами.

     Итак, мы рассмотрели в данной главе  понятие социального государства  и его конституционно-правовые характеристики. Многие из них не содержатся в Конституции  РФ, но отражаются в Федеральных  конституционных законах и Федеральных  законах, тем самым вводя правовое поле для построения социального  государства. 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА.

     2.1 Социальная политика российского государства.

     Наиболее  характерные черты социального  государства отражаются  в его  социальной политике, которая в соответствии с Конституцией  Российской Федерации (ст. 7) направлена «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека».

     Социальная  политика представляет собой часть  общей политики государства, которая  касается отношений между социальными  группами, между обществом в целом  и его членами, связанных с  изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.

     Выделение социальной сферы не означает, что  она полностью отграничена от других сфер общественной жизни. Все  они так переплетены, что во многих случаях можно с полным основанием говорить не столько о социальных, сколько о социально-экономических, социально-политических и иных подобных явлениях и процессах.

     Демократическое преобразование российского общества заключается в переустройстве условий  и образа жизни людей и в  коренном изменении социальной структуры, в ходе которых должно быть преодолено резкое имущественное расслоение общества и утверждаться все более полное социальное равенство между людьми. Этим и определяется содержание социальной политики Российской Федерации на всех этапах ее осуществления.

     Разумеется, в ходе демократических преобразований в России содержание социальной политики претерпевает существенные изменения. Те или иные конкретные задачи решаются или утрачивают свое значение, появляются новые задачи, новые направления  социальной политики, обогащающие ее содержание. Однако главные задачи, главные цели социальной политики всегда неизменны.

     Ряд важных вопросов, связанных с содержанием  и осуществлением социальной политики России, решается Конституцией Российской Федерации, которая создала правовую основу для проведения этой политики.

     Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Эта задача социальной политики Российского государства должна решаться в тесном единстве с его экономической политикой.

     Главная задача социального  развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в Российской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

  1. Охрана труда и здоровья людей.

         Труд – основа жизни любого  общества, решающая сфера применения человеческих сил и способностей. Однако в демократическом обществе труд не может быть принудительным. Гражданин сам распоряжается своими способностями к труду самостоятельно или на основе договора.

       Труд граждан, как правило,  организуется на базе таких  ячеек экономической системы,  как предприятие, учреждение, организация.  Работники предприятий, учреждений, организаций объединены совместным  трудом, общностью интересов, связанных  с условиями их труда, быта, и т.д. 

       Деятельность граждан, связанную  с удовлетворением личных и  общественных потребностей, не противоречащую  законодательству Российской Федерации  и приносящую им заработок,  принято называть занятостью.

     Занятыми  считаются граждане: работающие по найму, в том числе выполняющие  работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу); временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой  производства, вызванной забастовкой  или иными причинами; самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том  числе предприниматели, лица, занятые  индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также членов производственных кооперативов; избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие службу в Вооруженных Силах, внутренних, железнодорожных и пограничных  войсках, органах безопасности и  внутренних дел; обучающиеся в общеобразовательных  школах, профессионально-технических  училищах, а также проходящие очный  курс обучения в высших, средних  специальных и других учебных  заведениях.

     Российская  Федерация стремится к созданию условий для полной занятости  населения: обеспечение равных возможностей всем гражданам, проживающим на территории Федерации, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения  к религии, в реализации права  на свободный труд и свободный  выбор занятий; поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному и творческому  труду; социальная защита в области  занятости, проведение специальных  мероприятий, способствующих занятости  граждан, испытывающих трудности в  поиске работы; сочетание самостоятельности  республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов в обеспечении занятости населения с согласованностью действий при проведении централизованных мероприятий в этой области; координация деятельности в области занятости с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, регулирование роста и распределения доходов, предупреждение инфляции поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, их организаций, ассоциаций (союзов) предпринимателей в разработке, реализации мер, касающихся занятости населения и контроле за их выполнением, обеспечение занятости в местах проживания малочисленных народов и народностей Российской Федерации с учетом национальных особенностей их хозяйственной и культурной деятельности, а также исторически сложившихся видов занятости; международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за рубежом и иностранных граждан на территории Российской Федерации.

     Государство осуществляет программы подготовки, профессионального обучения и переквалификации работников. Программы для работников, зарегистрированных в службе занятости населения в качестве ищущих работу, могут осуществляться по направлению службы занятости в случаях, если: невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; нужно изменить профессию (квалификацию) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности); гражданин желает получить другую профессию (специальность).

     Государство гарантирует выплату пособий  по безработице и по переквалификации. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка (за исключением оплаты за выполнение общественных работ по направлению государственной службы занятости населения), зарегистрированы в службе занятости для поиска подходящей работы и готовы приступить к ней.

     Государство предоставляет гражданам, потерявшим работу, высвобождаемым с предприятий, из организаций и учреждений, а  также гражданам, впервые ищущим работу или желающим возобновить  трудовую деятельность после длительного  перерыва, компенсацию, выплачивает  стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения  квалификации; выплачивает пособия  по безработице; создает возможности  для участия в оплачиваемых общественных работах; осуществляет компенсацию  затрат в связи с добровольным переездом в другую местность  по предложению службы занятости. Реализовать  право на получение пособия по безработице или компенсации  может каждый гражданин, достигший 16-летнего возраста и имеющий  статус безработного. Это право утрачивается по достижении гражданином пенсионного  возраста.

     Разрешение  коллективных трудовых споров регулируется законом.

     Закон РСФСР от 19 апреля 1991 г. «О занятости  населения в РСФСР»* определяет правовые, экономические и организационные  условия, а также гарантии государства  по трудоустройству постоянно проживающим  на территории Российской Федерации.

     2. Установление гарантированного  минимального размера  оплаты труда.

     Одной из характерных черт социального  государства является его ответственность  за предоставление каждому гражданину достойного человека прожиточного минимума. Однако эта ответственность вторична. Социальное государство должно руководствоваться прежде всего тем, что каждый взрослый и трудоспособный гражданин должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Ответственность же государства за предоставление гражданину прожиточного минимума наступает лишь в том случае, когда он, работая, не может себя обеспечить.

Информация о работе Основные проблемы развития и создания социального российского государства