Основные проблемы развития и создания социального российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследований социального государства определяют не только вытекающие из них важные политические последствия, но и их значение для теории и практики. Разработка российской модели социального государства, конкретной государственной социальной политики, механизмов защиты и социальной поддержки – все это должно обеспечиваться объективными научными знаниями.
Цель данной работы - проанализировать конституционно-правовые основы становления социального государства в России.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО МИТСИ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.docx

— 79.88 Кб (Скачать файл)

     Понятие и признаки социального государства  – данный вопрос дает основу нашей  работе.

     Характеристика  России как социального государства  – здесь мы привели ряд характеристик, по которым делается вывод, что Россия является социальным государством.

     Проблемы  становления России как социального  государства – ни для кого не секрет, что Россия является молодым  социальным государством и социальность ее проходит лишь очередной этап становления, разобрать проблемы данного становления  былы заложена в задачах нашей работы.

     В ходе работы над данной темой были сделаны следующие выводы:

     Высокий уровень удовлетворения людьми своих  потребностей – многие помнят советские  времена, когда в карманах у людей  были деньги, но на них практически  ничего нельзя было купить. Нельзя сбрасывать со счета потребности духовные, которые  способна реализовать развитая сеть культурных учреждений.

     Мощная  социальная защита нетрудоспособных слоев  населения – имеются в виду пенсионеры, инвалиды, дети, учащиеся, безработные, переселенцы, беженцы. Они  должны получать пенсии и пособия  в таком размере, чтобы не чувствовать  себя ущербными членами общества и иметь возможность на достойном  уровне удовлетворять свои потребности.

     Необходима  хорошая система образования, здравоохранения  и других социальных услуг. Образование  – важный фактор продвижения личности вперед, здравоохранение – залог ее комфортного существования, удобство дорог и транспортного обслуживания повышает динамизм личности.

     Минимизация социальных различия – в обществе существуют различные страты, в пределах которых имеются также различия возрастные, половые, профессиональные. Считается допустимым, если доход  высшего и низшего слоев общества различается примерно в шесть  раз.

     Реализация  социальной справедливости – социальная справедливость определяется как соответствие того, что человек дает обществу, тому, что он от него получает.

     Воплощение  в жизнь нравственных предписаний  общества – благотворительность, милосердие, альтруизм и другие явления бескорыстной помощи людей друг другу становятся нормой жизни, а не экзотическим явлением, не говоря уже о неукоснительном  и привычном соблюдении всеми  норм морали в своем поведении.

     России  предстоит пройти нелегкий путь превращения  концептуальной модели, основанной на нормативах, в практическую модель социального государства. Для этого  необходимо широко использовать опыт стран, добившихся значительных результатов  на пути строительства правового  демократического социального государства, основанного на социально-ориентированном  рыночном хозяйстве.

     Едва  ли правильно назвать нынешнюю Россию социальным государством – она пока еще только намерена стать таковой. Правильнее было бы назвать Россию страной, ставшей на путь строительства  социального государства.

     Путь  этот можно спрогнозировать по трем этапам. Учитывая специфику России, осуществляющей переход от социалистического через ранний капиталистический к социальному государству, первый этап – начальный – ориентировочно может проходить пять лет. На этом этапе должна быть создана научная концепция социального государства и с ее учетом обновления или вновь создана правовая основа на всех уровнях власти, управления, местного самоуправления системы социального партнерства и гражданского общества. За этот период должны быть подготовлены структуры и механизмы, выработаны основные направления социальной и экономической политики для функционирования социального государства с социальным рыночным хозяйством.

     Второй  этап – переходный – может занимать до десяти лет. На этом этапе должны быть апробированы законы, подзаконные  акты, эффективность работы органов  власти, местного самоуправления, социального  партнерства, после чего соответствующие  коррективы вносятся во всю законодательную  базу, в структуры органов руководства  и в государственные образовательные  стандарты.

     Третий  этап включает период стабильного функционирования развития социального государства  – после 10-15 лет становления социального  государства.

     Выработка и реализация именно российской модели социального государства являются оптимальным вариантом общественного  развития нашей страны в современных  условиях. Сегодня осуществляется формирование такой модели объединенными усилиями специалистов самых разных общественных наук, в т.ч. и юридических, представителей политических партий, профсоюзных и других общественных организаций, всех ветвей государственной власти.

     Хочется отметить, что данная тема очень  обширна и затрагивает намного  больше проблем, чем были приведены  в данной работе, многие из проблем  будут решены в ближайшее время, но некоторые будут решаться еще  очень долго. Наше общество недостаточно хорошо представляет себе, что такое  социальное государство и каких  социальных гарантий нужно требовать  от государства. В свою очередь правительство  и чиновники на местах, пользуясь  политической и социальной безграмотностью  населения своей страны, под час не выполняя всех требований социального характера, которые они обязаны выполнять.

     В данной работе мною были рассмотрены  понятие социального государства, его сущность, история развития, функции, а так же проблемы его  развития на современном этапе. При  написании работы были использованы следующие методы:

     Сравнительно-правовой и исторический методы. Были использованы для сопоставления социального государства на различных этапах.

     Формально-юридический  метод. С помощью этого метода были описано, обобщено, систематизировано  социальное государство.

     Метод анализа. Был использован для  оценки социального государства  на современном этапе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 
     
  1. Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (ред. от 27.12.2009)
  2. Конституция Российской Федерации. (Принята на Всенародном референдуме) (поправки от 30.12.2008)
  3. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 25.11.2009)
  4. Федеральный закон РФ от 11.03.2008 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг».
  5. Федеральный закон РФ от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изм. от 27.12.2009)
  6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. – М.: Норма, 2007. – 784 с.
  7. Бочаров М.П. От социальных ценностей к социальному государству. – М.: Луч, 2002. – 212 с.
  8. Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Основы социального государства: учебник. – М.: Социальные отношения, 2004. – 416 с.
  9. Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии: очерк истории и теории. – М.: Наука – 2000 г.-153с.
  10. Калашников С.В. Становление социального государства в России. – М.: Экономика, 2003. – 159 с
  11. Калашников С.В., Основные проблемы социального развития России - 78/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2004. -№ 15. -150с.
  12. Карпов А.В. Конституционное (государственное) право России: учеб. пособие. – М.: Дашков и К, 2008. – 180 с.
  13. Кашанина Т.В., Кашанина А.В. Основы российского права: учебник. – М.: НОРМА, 2003. – 784 с.
  14. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 608 с.
  15. Конституционное право России / Под ред. Г.Н. Комковой. – М.: Юристъ, 2006. – 399 с.
  16. Конституционное право России: учебник / А.Е. Постников, В.Д. Мазаев, Е.Е. Никитина. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 504 с.
  17. Конституционное право России: учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И.Кукушкин. – М.: НОРМА, 2008. – 544 с.
  18. Методы социологического исследования Под ред. Кравченко А.П.—М.: Наука – 2003 г.-405с.
  19. Нечаев Д.Н., Половнева Л.С. К поиску оптимальной модели социального государства в условиях современной России // Среднерусский вестник общественных наук. 2007. № 3(4).-450с.
  20. Основы прикладной социологии / Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова -М.: Эврика – 1999 г.-180с.
  21. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию.– М,: Аспект-пресс, 2008. – 488 с.
  22. Роик В.Д. Социальное государство: от декларации к реальному построению // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2009. № 1.-256с.
  23. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: учебник. – М.: МарТ, 2008. – 224 с.
  24. Социальное государство: мировой опыт и реалии России // Материалы ежегодн. конф. юрфака, 19-20.12.2000 г. / Под ред. Г.А.Николаева. – М.: АТиСО, 2001. – 380 с.
  25. Сошникова Т.А. Проблемы совершенствования законодательства о социальном партнерстве // Трудовое право. 2008. № 12.
  26. Трудовое право России: учебник/ Под ред. А.Ф.Нуртдинова. – М.: ИНРА-М, 2008. – 608 с.
  27. Храмцов А.Ф. Социальное государство: Россия и европейский опыт . – М.: ИСП РАН, 2005. - 128 с.
  28. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник. – М.: Юрист, 2005. – 669 с.
  29. Шафранов - Куцев Г.Ф. Социология. Курс лекций - Тюмень - 2001.-665с.
  30. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы –Самара: Саморский университет – 2000 г.-455с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Пример  анкеты для проведения социологического исследования по теме: «Становление социального  государства». 

АНКЕТА.

Здравствуйте, уважаемые респонденты! Просим вас  принять участие в анкетировании  по теме: «Становление социального  государства». Заполнять анкету просто: нужно отметить те варианты ответов, которые соответствуют вашему мнению. Если ни один из них Вас не устраивает, напишите, пожалуйста, свой вариант.

Анкета  анонимная: Ф.И.О. указывать не нужно.

Благодарим  за участие!

1. Социальное государство имеет множество определений. Какое из них вы считаете наиболее правильным. Напишите свой вариант.

2. Существует ли на Ваш взгляд, социальное государство в России?

˜ Да;

˜ Нет;

˜ Затрудняюсь ответить. 

3. Считаете ли Вы социальную политику, проводимую государством, эффективной?

˜ Да;

˜ Нет;

˜ Затрудняюсь ответить. 

4.  Рассчитываете ли Вы на социальную защиту и поддержку со стороны государства?

˜ Да;

˜ Нет, я рассчитываю только на собственные силы. 

5. Выберите оптимальную для Вас модель отношений между государством и обществом.

˜ государство должно больше заботиться о людях

˜ За частную инициативу и принцип заботы граждан 

6. На Ваш взгляд, важнее ли права человека порядка в государстве?

˜ Да;

˜ Нет;

˜ Затрудняюсь ответить. 
 

7. Удовлетворены ли вы политикой, проводимой в Российском государстве?

˜ Да;

˜ Нет;

˜ Затрудняюсь ответить.

8. Какие проблемы Вы считаете основными на пути становления социального государства в России?

 

9. Справляется ли Российской государство со своей задачей и проведением социальной политики?

˜ Да;

˜ Нет;

˜ Затрудняюсь ответить. 

10.  Ваш пол?

˜ Мужской;

˜ Женский.

11.  Ваш возраст:

˜ от 14 до 17;

˜ от 18 до 20;

˜ от 20 до 25;

˜ старше 25.

12.  Образование:

˜ Среднее;

˜ Средне специальное;

˜ Высшее.

13 . Социальное положение:

˜ Учащийся в школе, колледже.

˜ Студент;

˜ Выпускник университета 

В ходе соц. исследования было опрошено 50 человек, из них 80% женщин, 20% мужчин. Возрастная категория опрошенных в среднем  составила 20-25 лет.

Проанализировав анкету можно сделать следующие  выводы:

Опрошенные  респонденты представляют социальное государство как политическая систему, перераспределяющую материальные блага  в соответствии с принципом социальной справедливости, ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и  помощи нуждающимся или социальное государство – это то, которое  берет на себя заботу обо всех гражданах.

Более 40% опрошенных считают социальную политику, проводимую Российским государством не эффективной.

79%  рассчитывают  на собственные силы и возможности  и лишь 20% – на социальную защиту  и поддержку со стороны государства.  Означает ли это, что в России  формируется новый тип самостоятельного, инициативного гражданина.

На вопрос об оптимальной модели отношений  между государством и гражданами 80% ответили, что государство должно больше заботиться о людях. За частную  инициативу и принцип заботы граждан  о себе высказались всего 13%.

Помимо  этого граждане,  поддерживают и  ряд политических установок правящей элиты и близких ей по духу политиков. При этом 53% опрошенных полагают, что  порядок в стране важнее прав человека.

Большинство участников анкетирования (более 70%) оказались  удовлетворены политикой Российского  государства. Меньшая часть граждан (55%) считают также, что государство  справляется со своей задачей  проведения социальной политики.

Информация о работе Основные проблемы развития и создания социального российского государства