Основные школы и направления в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 01:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть основные направления и школы в социологии.
Задачи работы:
1) рассмотреть особенности биологического, психологического направления и фрейдизма;
2) рассмотреть особенности марксизма;
3) рассмотреть особенности чикагской, колумбийской, немецкой, эмпирической социологических школ;
4) обозначить характерные черты развития социологии в России.
Объектом социологического изучения являются направления и основные школы в социологии, предметом - особенности структуры и методов социологического знания различных школ и направлений социологии.
Метод работы: анализ литературных источников впоследствии сбора информации. Структура работы: введение, заключение, 2 главы, 4 пункта, список литературы, глоссарий.

Содержание

Введение
Глава 1. Основные направления в развитии социологии во 2 половине ХIХ- начале ХХ века.
1.1 Социологические направления: биологическое, психологическое, фрейдизм.
1.2 Современные социологические школы: чикагская, колумбийская, немецкая, эмпирическая
Глава 2. Основные направления современной социологии.
2.1 Современные социологические направления : функционализм, марксизм, структурализм , символический интеракционизм.
2.2 Социология в России.
Заключение
Список используемой литературы.
6.Глоссарий

Вложенные файлы: 1 файл

Волкодав Ксения 10бх1 Курсовая.docx

— 244.78 Кб (Скачать файл)

Другим крупным представителем направления  был французский социолог Г. Тард, считавший основным законом социологии подражание людей друг другу (мода, традиция). Рассматривая подражание как универсальное социальное явление, он пытался объяснить при помощи подражания всю общественную жизнь, в том числе и политическую. Подражание выполняет функции воспроизведения, распространения и унификации изобретений и открытий, обеспечивая тем самым как прогресс, так и одновременно стабильность социальных отношений. Процесс подражания подчинен ряду законов: во-первых, подражание идет от внутреннего к внешнему, во-вторых, низшие всегда подражают высшим. Подражание лежит в основе практически всех социальных феноменов: общественное мнение, обычаи традиции, мода, религия и т.п. Не обошел вниманием Г. Тард и такое явление как толпа, он назвал ее самой «старинной» социальной группой после семьи. Он определяет ее как множество лиц, собравшихся в одно и то же время в определенном месте и объединяемых чувством, верой и действием. Анализируя психологию толпы, Г. Тард проводил различие между бессознательной толпой, движимой силой темных и разрушительных импульсов, и сознательной публикой, создающей общественное мнение. Таким образом, по Тарду, стихийное настроение - это особенность народных низов, а сознательное мнение - это свойство «публики» или интеллектуальных привилегированных социальных групп.

Густав Лебон - французский социолог. Центральная тема его работ - социально-психологические факторы коллективного поведения. Он пытался найти универсальный социально-психологический закон, объединяющий тенденцию возрастания иррациональности поведения индивида в массе. Этот закон «духовного единства толпы» Г. Лебон усматривал в заразительности коллективных форм поведения, внушаемости масс и в утрате личностью своей индивидуальности в толпе. Г. Лебон выделяет отличительные признаки поведения человека в массе: обезличенность; резкое преобладание чувств; утрата интеллекта; утрата личной ответственности. Знание психологии масс - важнейшее средство в руках политиков, подчеркивает Г. Лебон. Г. Лебон решающим фактором всех социальных процессов считал не разум, а эмоции. Общественная жизнь, по его мнению, во многом детерминирована поведением толпы, которая всегда представляет разрушительную силу.

Вильгельм Вундт - немецкий социопсихолог. Один из первых поставил вопрос о структуре больших социально-психологических образований. В центре его исследований - психология народов. Он подробно изучал продукты духовной деятельности, которые в совокупности составляют лицо нации: мифы, традиции, язык, обычаи, художественное творчество, религиозные верования, нравственные ценности и жизненные установки. В. Вундт предпринял попытку объединить разнообразные положения психологии народов в психологическую теорию, центральным пунктом которой являлась идея о «сверхиндивидуальной психике», «народном или групповом духе», «душе народа». Суть его теории может быть сведена к утверждению: «коллективистское» больше чем «индивидуальное» (целое больше, чем сумма его частей). Итак, главный вклад В. Вундта в социальную психологию - постановка и разработка проблем национальной психологии.[6, стр. 688]

Фрейдизм( психоаналитическая теория личности).

Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной психологии и социологии классического периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс доктрин З.Фрейда, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль.

Наиболее существенная часть психоаналитической социологии Фрейда - учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях.

По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческое организму.

Недооценивая сознание и социальное окружение в процессе формирования и бытия человека, Фрейд утверждал, что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода биологические механизмы. В частности, он полагал, что в каждом человеке от рождения заложены влечения инцеста (кровосмешения), каннибализма и жажда убийства, которые оказывают большое влияние на всю психическую деятельность человека и его поведение. Фрейд настаивал на том, что духовное развитие индивидуума вкратце повторив ход развития человечества в силу того, что в своих психических структурах каждый человек несет бремя переживаний отдаленных предков.

По Фрейду, особо важную роль в формировании человека в его жизни играют два всеобщих космических инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт деструкции).

Представляя человеческую жизнедеятельность как результат борьбы двух вечных сил Эроса и Танатоса, Фрейд считал, что эти инстинкты являются основными двигателями прогресса. Единство и борьба Эроса и Танатоса не только обуславливают конечность бытия индивида, но и весьма существенно определяют деятельность различных социальных групп, народов и государств. Согласно концепции Фрейда, носителем полового инстинкта является всеобщая психическая энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо), которая иногда трактовалась им как энергия сексуального влечения или половой голод.

Концепции либидо принадлежит весьма важная роль. Вместе с тем, Фрейд не сумел выработать однозначной трактовки либидо и в зависимости от тех или иных поворотов теоретических изысканий истолковывал либидо то в одном, то в другом смысле.

В одних случаях он говорил о либидо как о меняющейся количественно силе и заявлял, что это либидо мы отличаем от энергии, которую следует положить вообще в основу душевных процессов. В других утверждал, что либидо в глубочайшей основе своей и в конечном результате составляет только продукт дифференциации энергии, действующей вообще в психике.

Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трехуровневое образование: низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и “родовыми воспоминаниями” , средний слой (Я, или Эго) и верхний слой (Сверх-Я, или Супер-Эго) - нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жесткие, агрессивные и воинственные слои - Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон атакуют психику человека, порождая невротический тип поведения. Поскольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжелым, то и вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

Раскрывая сущность концепции Фрейда, следует отметить, что ученый считал, - наиболее важная роль в формировании и жизнедеятельности человека играет также комплекс Эдипа. Исследуя сновидения своих пациентов, Фрейд обратил внимание на то, что значительная часть их с возмущением и негодованием сообщали ему о сновидениях, основным мотивом которых была половая связь с матерью (инцест). Усмотрев в этом определенную тенденцию, Фрейд приходит к выводу, что первое социальное побуждение человека направлено на мать, в то время как первое насильственное желание и ненависть направлены на отца.

В комплексе Эдипа, как полагал Фрейд, “завершается инфантильная сексуальность, оказывающая решающее влияние своим действием на сексуальность взрослых. Каждому новорожденному предстоит задача одолеть Эдипов комплекс, кто не в состоянии это сделать, заболевает неврозом”.

Таким образом, Эдипов комплекс является, по Фрейду, базисом человеческого бытия, в то время как три сферы личности находятся в постоянном взаимодействии и оказывают влияние на функциональную деятельность друг друга. Одно из важнейших отношений такого рода - взаимоотношение “Оно” и “Я”.

Постоянное противоборство трех сфер личности в значительной мере смягчается специальными “защитными механизмами” (“механизмами защиты”), образовавшимися в результате эволюции человека. Важнейшими из неосознаваемых “защитных механизмов”, призванных обеспечить известную целостность и стабильность личности в условиях конфликта противоречивых импульсов и установок, Фрейд считал “сублимацию”, “вытеснение” (бессознательное устранение индивидом мотивов своих действий из сферы сознания), “регрессию” (переход на более примитивный уровень мышления и поведения), “проекцию” (неосознанное перенесение, “приписывание” собственных ощущений, представлений, желаний, мыслей, влечений и зачастую “постыдных”, бессознательных стремлений другим людям), “рационализацию” (бессознательное стремление индивида к рациональному обоснованию своих идей и поведения даже в тех случаях, когда они иррациональны), “реактивное образование” (изменение неприемлемой для сознания тенденции на более приемлемую или противоположную), “фиксацию поведения” (тенденцию “Я” к сохранению апробированных, эффективных стереотипов поведения, известное изменение которых может привести к патологическому навязчивое стремлению к повторениям) и др.

Настаивая на изначальной противоречивости и конфликтности сфер личности, Фрейд особенно акцентировал динамические моменты бытия личности, что явилось сильной стороной его концепции. Придавая важное значение всем сферам личности и механизму их взаимодействия, Фрейд вместе с тем стремился увязать с теорией личности многие свои гипотезы и концепции. Примером тому могут служить его концепции творчества и учение о характерах, которые действительно согласуются с его конструкцией личности и дополняют ее.

Анализ свободных ассоциаций пациентов привел 3. Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по 3. Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т.п. 3. Фрейд считал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние на последующее поведение взрослого, а также играет определяющую роль в развитии личности.[7, стр. 371] 

1.2 Современные социологические школы: чикагская, колумбийская, немецкая, эмпирическая .

Чикагская социологическая школа

Подготовительный период в развитии Чикагской школы связан с длительностью в университете так называемой «большой четверки»: А. Смолла, Дж. Винсента, Ч. Хендерсона и У. Томаса. Принципиальный новый период в развитии Чикагской школы начался с приходом туда Р. Парка и Э. Берджесса. Увлечение расовыми и этническими проблемами было популярно в то время в Чикаго, особенно с приходом Р. Парка.

Успех школы во многом был обеспечен органичным соединением эмпирических исследований с теоретическими обобщениями, выдвижение гипотез в рамках единой организованной и направленной на конкретные практические цели  социально – реформистской программы. Такое сочетание теории и прикладных исследований стало возможным благодаря сотрудничеству Парка и Берджесса, в котором приоритетом Парка было в основном теоретическое общение, а Берджесс был особенно изобретателен  в организации и методическом обеспечении исследовательных программ.     

Основными темами были расовые отношения и город как социальная среда. Фундаментальным результатом работы Парка и Берджесса по формированию школы, которое представлялось как соединение усилий по созданию оригинальной теории с делом её распространения среди студентов, превращения её в основу усвоения социологических знаний в целом, стал знаменитый учебник «Введение в науку социологию. Первый образец совместного творчества Парка и Берджесса - готовился очень тщательно. Сначала все теоретические положения оговаривались в деталях, затем Берджесс переносил их на бумагу, этот первый набросок Парк затем рецензировал, переписывал порой целые страницы, после чего Берджесс отшлифовывал полученный текст в окончательном варианте. Берджесс не раз отмечал, что ему «очень повезло, когда он получил возможность приобщиться к творческому процессу вместе с Р. Парком», который не оставлял исследование ни на минуту. «Я никогда не знал, - пишет Берджесс, - смогу ли уйти пообедать: мы проводили целые дни за дискуссиями как по теоретическим, так и по практическим аспектам социологии и социологических исследований». Учебник Парка и Берджесса, представляющий собой внушительный том на тысячу страниц, собравший сто девяносто отрывков из работ различных авторов. В предисловии Парк подчёркивает, что этот учебник «задуман не просто», как набор материалов, но как систематическое изложение основ социологии. Основной замысел совокупности, помимо изложения определенного взгляда на предмет и метод социологии в современном обществе. В этом учебнике выделены основные типы социологических методов, как они представлялись в то время чикагским социологам: монографическое исследование исторический метод, статистические методы. Заключительная глава учебника посвящена подробному рассмотрению исследовательских методик и техники монографического исследования, среди которых: наблюдение, интервью, личные документы и социальное картографирование.          

Главное чему должен учить учебник – наблюдать, творчески относится к своим наблюдениям. Своеобразие Чикагской школы заключается в широкой теоретической ориентации, соединения различных подходов и методов, среди которых нет определённого доминирующего.

Информация о работе Основные школы и направления в социологии