Основные школы и направления в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 01:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть основные направления и школы в социологии.
Задачи работы:
1) рассмотреть особенности биологического, психологического направления и фрейдизма;
2) рассмотреть особенности марксизма;
3) рассмотреть особенности чикагской, колумбийской, немецкой, эмпирической социологических школ;
4) обозначить характерные черты развития социологии в России.
Объектом социологического изучения являются направления и основные школы в социологии, предметом - особенности структуры и методов социологического знания различных школ и направлений социологии.
Метод работы: анализ литературных источников впоследствии сбора информации. Структура работы: введение, заключение, 2 главы, 4 пункта, список литературы, глоссарий.

Содержание

Введение
Глава 1. Основные направления в развитии социологии во 2 половине ХIХ- начале ХХ века.
1.1 Социологические направления: биологическое, психологическое, фрейдизм.
1.2 Современные социологические школы: чикагская, колумбийская, немецкая, эмпирическая
Глава 2. Основные направления современной социологии.
2.1 Современные социологические направления : функционализм, марксизм, структурализм , символический интеракционизм.
2.2 Социология в России.
Заключение
Список используемой литературы.
6.Глоссарий

Вложенные файлы: 1 файл

Волкодав Ксения 10бх1 Курсовая.docx

— 244.78 Кб (Скачать файл)

Человечество должно осознать тревожную ситуацию через современные формы философского мышления, духовной культуры в целом овладеть наукой разумного управления и регулирования социальными процессами в современном мире.

Итак, в заключении работы сделаем основные выводы.

Современная социология -- это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология.

Социология -- наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, о социальных процессах и социальных отношениях между общностями, между общностями и личностью, наука об обществе и общественных отношениях.

В современном мире существует большое разнообразие специальных социологических теорий. Конечно же, объектом социологического познания есть общество. Но не просто общество, а та сфера социальной действительности, на которую направлен процесс познания: социальные институты, социальные общности, слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. п.

Список литературы:

  1. Кон И. С., Сорокин П.А. « Позитивизм в социологии» , 2002г.
  2. Вольтман Л. « Политика, антропология: Исследование о влиянии эволюционной теории на учение о политике, развитии народов.» СПб., 2000г.  
  3. А.И. Кравченко «Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов.» - М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.
  4. Величко А. Н., Подмарков В.Г. «Социология на предприятии.» 2-е. изд. М.: Московский рабочий, 2003г.
  5. Кравченко А. И. «Социология: справочное пособие.» 3-е изд., испр. и доп.. М.: «Моск. лицей», 2001г.
  6. Ритцер Дж. «Современные социологические теории.» - СПб.: Питер, 2002.
  7. Громов И. А. «Западная социология: Учебное пособие.»  - СПб.: Ольга, 2005г.
  8. Давыдов Ю. Н. «Современная западная социология: Учебное пособие.» - М.: Политиздат, 2000г.
  9. Ритцер Дж. «Современные социологические теории.» - СПб.: Питер, 2002.
  10. Громов И. А. «Западная социология: Учебное пособие.»  - СПб.: Ольга, 2005г.
  11. Давыдов Ю. Н. «Современная западная социология: Учебное пособие.»- М.: Политиздат, 2000г.
  12. Курганов С.И., Кравченко А.И. «Социология для юристов: Учебное пособие для вузов.» - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2000.
  13. А.А.Радугин, К.А,Радугин. «Социология: курс лекций». - Москва: Центр, 2001.
  14. КондауровВ.И., Страданченков А.С. «Социология: курс лекций.» - М.: ИНФРА-М, 2001.
  15. Галактионов А. А. «Русская социология ХIХ - ХХ веков: Учебник.» - СПб.: Издательство «Лань», 2002.
  16. Миненков Г. Я. «Введение в историю российской социологии «/Рец. Ю. Н. Давыдов, В. В. Танчер. - Мн.: ЗАО «Экономпресс», 2000.
  17. Фролов С.С. «Социология.» - М., 2003г.
  18. «Социология» (под ред. акад. Осипова Г.В.). - М., 2004г.
 
 
 
 
 

Глоссарий:

1.Редукционизм -осознаваемая или неосознаваемая методологическая установка, направленная на сведение явлений одного порядка к явлениям качественно иного порядка (например, психического к физиологическому, биохимическому, биофизическому). Редукционизм игнорирует или прямо отрицает наличие собственно психологических закономерностей и механизмов, лишая тем самым психологию статуса самостоятельной науки. Психика трактуется при этом как некое побочное явление, эпифеномен. Редукционизм обезоруживает психологию перед лицом задач, предъявляемых ей социальной практикой, в частности связанных с разработкой основ формирования личности, ее сознания и поведения.

2.Позитивизм - парадигмальная гносео-методологическая установка, согласно которой позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания; программно-сциентистский пафос позитивизма заключается в отказе от философии ("метафизики") в качестве познавательной деятельности, обладающей в контексте развития конкретно-научного познания синтезирующим и прогностическим потенциалом.

3.Эклетика,эклектизм, эклектицизм - соединение разнородных взглядов, идей и теорий. Термин ввёл Потамон из Александрии (2 в.), который назвал свою школу эклектической. Истоки эклектизма в подмене одних логических оснований другими.

4.Эволюционизм -  система взглядов в изучении истории жизни, подразумевающая всеобщее постепенное (упорядоченное) и закономерное (последовательное) развитие. Основной принцип — развитие сложных организмов из предшествующих более простых с течением времени — предполагает описание динамики происходящих во времени изменений и определение ведущих к этому причин.

5.Детерминизм - философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определённых условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие).

6.Эпифеномен -  придаток к феномену , побочное явление , сопутствующее др. явлениям, но не оказывающее на них никакого влияния; термин , применяемый для истолкования сознания как совершенно пассивного, а потому не играющего никакой существенной роли, отражения материального (или идеального) содержания мира. Употребляется представителями естественнонаучного материализма (Т. Гексли, Ф. Ле-Дантек) и некоторыми философами-идеалистами (Э. Гартман, Ницше. Сантаяна), а также сторонниками бихевиоризма .

7.Сублимация - защитный механизм психики, представляющий собой способ снятия внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество. Впервые описан Фрейдом.

8.Антипозитивизм - негативная реакция на определенные тенденции внутреннего развития и институционализации социологической дисциплины, оцениваемые их критиками как результат влияния позитивистской методологии и позитивистских представлений о науке и научности.

Информация о работе Основные школы и направления в социологии