Особенности интервью как разновидности метода опроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 11:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является введение в особенности исследование и анализа методологии и технологий интервью.
Объектом исследования является - интервью и способы его применения.
Предметом исследования - область применения интервью.
Задачами являются
Дефиниция и особенности интервью;
Интервью в качественной и количественной социологии;
Актуальность написания данной курсовой состоит в том что, все чаще применяется метод интервьюирования для сбора какой либо информации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Методология и технология интервью………………………………….5
1.1 Дефиниция и особенности интервью………………………………………..5
1.2 Интервью в качественной и количественной социологии…………….….17
Глава 2.Инструкция проведения интервью………………………………….…22
2.1 Подготовка к интервью……………………………………………………...22
2.2 Выбор места и времени интервью……………………………………….…26
2.3 Психологическая подготовка…………………………….…………………26
2.4 Вопросы в интервью…………………………………………..…………….27
2.5 Подготовка к интервью…………………………………………….………..31
2.6 Развертывание беседы и заключение…………………………...………….33
2.7 Заключение беседы……………………………………………………..……34
Глава 3. Виды и типы интервью………………………………………………...35
3.1 Типология интервью………………………………………………………...35
3.2 Формализованное интервью………………………………………………...42
3.3 Свободное интервью……………….………………………………………..44
Глава 4. Примеры интервью…………………………………………………….48
Заключение……………………………………………………………………….50
Список литературы………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 127.07 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Методология  и методика Социологического исследования

На тему: «Особенности интервью как разновидности метода опроса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары 2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3

Глава 1. Методология и технология интервью………………………………….5

1.1 Дефиниция и особенности  интервью………………………………………..5

1.2 Интервью в качественной  и количественной социологии…………….….17

Глава 2.Инструкция проведения интервью………………………………….…22

2.1 Подготовка к интервью……………………………………………………...22

2.2 Выбор места и времени интервью……………………………………….…26

2.3 Психологическая подготовка…………………………….…………………26

2.4 Вопросы в интервью…………………………………………..…………….27

2.5 Подготовка к интервью…………………………………………….………..31

2.6 Развертывание беседы и заключение…………………………...………….33

2.7 Заключение беседы……………………………………………………..……34

Глава 3. Виды и типы интервью………………………………………………...35

3.1 Типология интервью………………………………………………………...35

3.2 Формализованное интервью………………………………………………...42

3.3 Свободное интервью……………….………………………………………..44

Глава 4. Примеры интервью…………………………………………………….48

Заключение……………………………………………………………………….50

Список литературы……………………………………………………………....51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Интервью относится к  опросным методам социологического исследования. Сущностная характеристика этого метода - целенаправленное, заданное социально-психологическое общение интервьюера с респондентом.

Метод интервью сегодня очень  популярен в социологической  практике. Это объясняется, прежде всего, его универсальностью: с его помощью  можно получить информацию о прошлом, настоящем и будущем изучаемых  людей, а также субъективную и  поведенческую информацию. Конечно, изучать поведение людей можно, и целенаправленно наблюдая за ними, т.е. используя метод наблюдения. Однако, наблюдая, очень трудно "проникнуть" в субъективный мир человека, мир его оценок, планов, мотивов тех или иных поступков, стереотипов. Только опросные методы, и прежде всего интервью, дают исследователю такой шанс.

В социологической практике используется самый разнообразный  спектр интервью, которые "укладываются" исследователями в десятки классификаций, сконструированных по самым разным основаниям.

В интервью социология в  полной мере проявляется как «искусство задавать вопросы», умение переводить исследовательские понятия и  категории на уровень понятий  меньшей общности, уровень индикаторов  и показателей, отраженных и используемых уже непосредственно в вопросах беседы.

 Целью данной работы является введение в особенности исследование и анализа методологии и технологий интервью.

Объектом исследования является - интервью и способы его применения.

Предметом исследования - область применения интервью.

Задачами  являются

Дефиниция и особенности  интервью;

Интервью в качественной и количественной социологии;

Актуальность написания данной  курсовой состоит в том что, все чаще применяется метод интервьюирования для сбора какой либо информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Методология и технология интервью

    1. Дефиниция и особенности интервью

Интервью относится к  опросным методам социологии и представляет собой устную беседу между двумя  индивидами, выполняющими разные роли, преследующими разные цели и придерживающимися  разных сценариев поведения. Первая роль - это интервьюер, функции которого выполняет профессионально подготовленный специалист, обладающий соответствующим опытом и наделенный коммуникативными навыками. Вторая роль - интервьюируемый или опрашиваемый. От него не требуется владения специальными навыками, особых знаний в какой-либо области человеческих знаний, умения непринужденно общаться или связно выражать свои мысли. Интервьюер занимает активную и воздействующую позицию, интервьюируемый, напротив, пассивную и выжидательную. Разные роли предполагают, что за каждой из них скрываются разные интересы, цели и задачи, разные модели поведения. Интервьюер должен хорошо знать цели и задачи предстоящей беседы, в общих чертах - тот проект или программу, в которую он включен, очень подробно - перечень вопросов, которые он собирается задавать.

 

1.1 Дефиниция и  особенности интервью

В словаре Ожегова по интересующему  нас вопросу сказано: «Интервью - предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом». Слово «интервью» происходит от английского inter-view и означает беседу, встречу, обмен мнениями. Действительно, вторая составляющая этого слова переводится как точка зрения, взгляд, мнение, а приставка «интер» обозначает нечто, происходящее «между» кем-то.

Однако обычную беседу считать «интервью» неверно - она протекает стихийно. Разговор на кухне или на улице - тоже не интервью, хотя он представляет собой обмен мнениями между двумя или более людьми. Интервью - это обязательно целенаправленная беседа. И не просто беседа, а как бы разведывание, выяснение важных сведений, новых данных. Иными словами, способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса.

С развитием социологии термин обрел дополнительное значение. Для  того чтобы дать определение интервью как методу в социологии, необходимо обозначить его отличие от других видов интервью.

Журналист, берущий интервью у звезды шоу-бизнеса, актера, политика и т.д., первым делом стремится  получить сенсационные факты. Часто  ими является информация о личной жизни знаменитости. Таким образом, в журналистике ценится такая  информация, которая обладает новостным, сенсационным или интригующим смыслом.

С интервью мы сталкиваемся и в нашей повседневной жизни. К примеру, врач опрашивает пациента, пытается установить причины недуга. И чем точнее будут ответы больного, тем доктору будет легче поставить  диагноз или прописать лекарство. В данном случае ценность полученной информации в ее точности. Сотрудник  уголовного розыска опрашивает свидетеля  или подозреваемого с целью получения  информации, необходимой для раскрытия  преступления. Полученные сыщиком данные должны быть правдивыми и максимально  полными.

Таким образом, интервью надо понимать в широком и узком  значении. Интервью - 1) жанр публицистики, беседа журналиста, с одним или несколькими лицами, которая проводится в свободной манере для выяснения новых сведений, установления недостающих подробностей, определения чьей-то позиции, взглядов на происходящее событие; 2) в науке - это способ научного познания с привлечением знаний посторонних людей, последующей статистической обработкой. Интервью в руках ученого - такой же точный и четко сконструированный инструмент, как радиотелескоп.

Итак, научное интервью, в  том числе социологическое, - это метод получения информации от человека в ходе живого диалога (очной беседы), согласно которому специально подготовленный исполнитель (интервьюер) задает вопросы, руководствуясь определенной целью и определенной коммуникативной тактикой (последовательность, форма постановки вопросов и т.п.). Человека, с которым беседует ученый, именуют опрашиваемым, интервьюируемым, респондентом. Поскольку социолога называют врачом общества, то интервью в социологии по целям и задачам ближе всего к интервью, протекающему между доктором и пациентом. Соответственно, главными качествами информации в социологии является ее точность и полнота.

Интервью - особый вид общения исследователя с респондентом, применяемый в качестве метода сбора информации. В основе интервью лежит беседа. Однако здесь роли собеседников закреплены, нормированы, а цели ее заданы программой и задачами социологического исследования. В свете этого интервью как исследовательское общение представляет собой мотивированное извне «псевдообщение», при котором возникает обычная межличностная мотивация. От характера общения, от тесноты контакта и взаимопонимания сторон во многом зависит успех интервью, качество получаемой информации.

Процедура интервью предполагает: а) выбор объекта (т.е. лица, с которым  следует проводить интервью); б) определение  места и времени проведения интервью; в) запись ответов и окончательное  оформление материалов.

Определение места и времени  проведения интервью либо задается предварительно социологом в программе исследования, либо осуществляется интервьюером «на  поле», исходя из конкретной ситуации. При этом очень важно, чтобы были обеспечены, по возможности, одинаковые условия места и времени проведения интервью для всех опрашиваемых.

Как правило, в беседе с  опрашиваемым, интервьюер сам записывает его ответы. В некоторых случаях, чтобы облегчить его работу, не отвлекать от беседы, прибегают к помощи ассистента интервьюера, который ведет подробную запись. Нередко запись беседы проводят с использованием технических средств (дикторов, магнитофонов), в частности при опросах общественного мнения и в журналистике.

Интервью специалисты  определяют еще как проводимую по заранее разработанному плану беседу, предполагающую прямой контакт интервьюера  с респондентом, в ходе которой первый тщательно регистрирует ответы второго.

Существуют ситуации, где  интервью просто незаменимо: 1) зон-дажные опросы экспертов на подготовительном этапе исследования, когда разрабатывается теоретическая модель предмета исследования и выдвигаются гипотезы; 2) пилотаж (пробное исследование), в котором проверяется качество методического инструментария. Метод интервью незаменим и в тех случаях, когда изучаемая проблема требует использования при формулировке вопросов таких терминов, которые могут представлять какие-либо языковые, смысловые или логические трудности для респондентов. В таких ситуациях без интервьюера не обойтись.

Применяя метод интервьюирования, расширяются возможности повышения  надежности собираемых данных за счет уменьшения числа не ответивших и ошибок при заполнении вопросников. При этом часто возрастает содержательность и глубина собираемой информации. Хотя она, как правило, не является репрезентативной для больших социальных групп людей. В случае непонимания респондентом смысла вопроса интервьюер всегда может прийти на помощь. В интервью более удобно, чем при анкетировании, использовать табличную форму ответов на вопросы, поскольку интервьюер задает респонденту отдельный вопрос по каждой строке таблицы и сам же фиксирует полученные ответы. В ходе интервью такой вопрос будет повторяться столько раз, сколько тем указано в таблице. Причем интервьюер при переходе от одной темы к другой может изменять формулировку вопроса, не меняя его основной направленности.

Если сравнивать два самых  популярных метода в социологии-анкетирование и интервьюирование, то можно обозначить некоторые преимущества последнего по отношению к анкетированию. Несмотря на то что интервьюирование уступает анкетированию по своей популярности (во всяком случае, в нашей стране, в зарубежных странах ситуация иная), оно обладает некоторыми преимуществами перед ним. В частности, интервью опережает своего конкурента по следующим параметрам:

♦ вопросов без ответов  в нем практически не бывает;

♦ неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены;

♦ имеется возможность  наблюдения за респондентом и фиксации не только его вербальных ответов, но и невербальных реакций;

♦ получаемая информация полнее, глубже и достовернее по сравнению  с анкетой.

Интервью является не массовым, а индивидуальным или групповым  методом обследования. Оно применяется  в дополнение к анкете, служит средством  углубления или детализации полученной с ее помощью информации. В то время как социологическая анкета в сжатые сроки может дать эскиз  общественного мнения нескольких тысяч  человек, интервью обеспечивает ученого  небольшой, но очень подробной информацией. В этом отношении правильнее называть интервью не массовым, а индивидуально-групповым  методом обследования. Оно применяется  в дополнение к анкете, служит средством  углубления или детализации полученной с ее помощью информации.

В отечественной практике интервью является вторым по популярности методом в социологии после анкетирования. Это обусловлено в первую очередь  недостаточным развитием сетей  постоянных интервьюеров, имеющих специальную  подготовку.

Главное различие между анкетированием и интервью состоит в форме  контакта исследователя и опрашиваемого. При анкетировании их общение  опосредуется анкетой. Содержащиеся в  ней вопросы, их смысл респондент интерпретирует самостоятельно, в пределах, имеющихся у него знаний. Во время интервью контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает сформулированные исследователем вопросы, организует и направляет беседу, фиксирует полученные ответы согласно инструкции.

Для получения одного и  того же объема информации при использовании  метода интервью исследователь должен затратить больше времени и средств, чем при анкетировании. Дополнительных затрат требуют здесь подбор и  обучение интервьюеров, контроль качества их работы. Вместе с тем расширяются  возможности повышения надежности собираемых данных за счет уменьшения числа не ответивших и ошибок при заполнении вопросников. Участие интервьюера позволяет максимально приспособить вопросы бланка-интервью к возможностям отвечающего. В случае непонимания респондентом смысла вопросов, затруднений, связанных с припоминанием событий, интервьюер может тактично прийти ему на помощь: пояснить формулировку, задать дополнительные вопросы.

Информация о работе Особенности интервью как разновидности метода опроса