Особенности интервью как разновидности метода опроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 11:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является введение в особенности исследование и анализа методологии и технологий интервью.
Объектом исследования является - интервью и способы его применения.
Предметом исследования - область применения интервью.
Задачами являются
Дефиниция и особенности интервью;
Интервью в качественной и количественной социологии;
Актуальность написания данной курсовой состоит в том что, все чаще применяется метод интервьюирования для сбора какой либо информации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Методология и технология интервью………………………………….5
1.1 Дефиниция и особенности интервью………………………………………..5
1.2 Интервью в качественной и количественной социологии…………….….17
Глава 2.Инструкция проведения интервью………………………………….…22
2.1 Подготовка к интервью……………………………………………………...22
2.2 Выбор места и времени интервью……………………………………….…26
2.3 Психологическая подготовка…………………………….…………………26
2.4 Вопросы в интервью…………………………………………..…………….27
2.5 Подготовка к интервью…………………………………………….………..31
2.6 Развертывание беседы и заключение…………………………...………….33
2.7 Заключение беседы……………………………………………………..……34
Глава 3. Виды и типы интервью………………………………………………...35
3.1 Типология интервью………………………………………………………...35
3.2 Формализованное интервью………………………………………………...42
3.3 Свободное интервью……………….………………………………………..44
Глава 4. Примеры интервью…………………………………………………….48
Заключение……………………………………………………………………….50
Список литературы………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 127.07 Кб (Скачать файл)

Интервью является не массовым, а индивидуальным методом. обследования. Оно применяется в дополнение к анкете, служит средством углубления или детализации полученной с ее помощью информации.

Свободное интервью применяется  в тех случаях, когда социолог только приступает к определению  проблемы исследования, уточняет ее содержание в конкретных условиях того района или предприятия, где будет проходить  опрос. Например, планируя исследование читательских интересов (к прессе), исследователь может провести серию  свободных интервью, чтобы выяснить, какая пресса издается либо завозится в город, каковы условия ее приобретения, каковы традиции ее чтения и др.

Такое интервью по своей  научно-познавательной функции следует  назвать предварительным или  подготовительным. Подготовительное интервью используется для изучения словаря  респондентов, типов реакции на вопросы, типов противодействий, которые  оказывают респонденты при тех  или иных вопросах, и т.д.

На свободное интервью очень похож метод беседы. И тот и другой методы являются беседами как таковыми, но между ними нужно видеть различия. Во время проведения опроса методом беседы собеседники находятся в равном положении. Активность исследователя не обязательна, он может не задавать вопросов, а только слушать. Различие между методом свободного интервью и беседы может быть раскрыто следующим образом: интервью в большей мере ориентировано на субъект-объектный подход (субъектом является интервьюер, а объектом - респонденты), беседа же - субъект-субъектное взаимодействие.

Цель беседы - получить представление об интересах респондента, его взглядах или трудностях и проблемах. Совместное обсуждение обозначенных в ходе беседы вопросов позволяет понять, чем они вызваны, как они переживаются, видится ли путь их решения и если видится, то какой именно.

Достоинства и  недостатки метода беседы.

Метод беседы позволяет:

  1) проводить исследование без заранее сформулированного сценария;

2) общаться с респондентом, используя привычную для его  слуха лексику; 

3) получать глубоко индивидуальную  информацию; выявлять субъективное  отношение к чему-либо;

4) предоставлять респонденту  возможность стать экспертом  и сотрудничать, что не всегда  возможно при традиционном интервью;

5) получать качественную  информацию по широкому кругу  вопросов.

Однако у него множество  недостатков: он

1) громоздкий и трудоемкий;

2) требует длительной  подготовки и обучения;

3) применяется лишь на  небольшой выборке (200—300 человек);

4) сопряжен со значительными трудностями на этапе обработки полученных данных, при их формализации;

5) предполагает глубокое  знание интервьюером обсуждаемых  вопросов.

Беседа применяется, прежде всего, на этапе ознакомления с объектом при поисковых исследованиях. Ее использование полезно при апробации других методов и методик, так как позволяет оценить их надежность и валидность. Метод беседы незаменим, когда речь идет об интимных отношениях, деликатных вопросах и т.п. Специалисты советуют: повсюду, где главной чертой выступает уникальность объекта исследования, предпочтение надо отдавать гибким, неформализованным приемам, в том числе методу беседы. Этот метод активно используется представителями качественной социологии.

Глава 4. Примеры интервью

Общие вопросы

    • По каким критериям, признакам, вы определите, что добились успеха? Приведите конкретные примеры вашего успеха в профессиональной деятельности.
    • Какими тремя характеристиками вы себя охарактеризуете?

Какими тремя характеристиками охарактеризуют вас ваши подчиненные  или коллеги?

    • Какую потребность вы удовлетворяете, соглашаясь на эту должность?
    • Получали ли вы премии (бонусы) по итогам предыдущего года?
    • Приходилось ли вам увольнять подчиненных? Если да, то по каким причинам?
    • Когда вы кого-нибудь увольняете, то в чем состоит ваша главная цель?
    • Что вы будете делать, если обнаружите, что равный вам по должности коллега подделывает отчет о расходах?

Нам всем иногда приходится, как говорится, "лгать во спасение". Приведите три примера из вашего собственного профессионального опыта.

Опишите самого хорошего и  самого плохого начальника, с которыми вам доводилось работать.

    • Какого типа люди чаще всего разочаровывают вас? Почему?

Вопросы для руководителей

    • За что Вас критиковали за последние четыре года?
    • Соглашаетесь ли Вы с критикой или спорите и почему?
    • Каким Вы представляете себя через несколько лет и как этого добиться?
    • Что следует изменить в Вашей работе, чтобы она стала идеальной?
    • Какие должностные обязанности Вы выполняете с наибольшим удовольствием?
    • Как бы Вы или Ваши подчиненные оценили Вас с помощью трех прилагательных?
    • Считаете ли Вы, что достаточно хвалите других?
    • Что бы Вы сделали, если бы фирма, где Вы начали работать, предоставила Вам на расходы очень крупную сумму?
    • Назовите три ситуации, где Вам удалось добиться успеха?
    • Если бы Вам предоставили выбор составлять планы или осуществлять их, что бы Вы предпочли?
    • Какую причину Вы бы привели человеку как основу увольнения?
    • Какую цель Вы преследуете, принимая должность?
    • Можете ли Вы солгать? Приведите три примера.

Пример 2.

— Как вас зовут? —  Катя.

— Вы работаете? — Нет, учусь  на первом курсе юридического факультета.

— А почему вы выбрали  именно эту специальность? — Она  престижная, даст мне возможность  сделать карьеру. На другие варианты я не согласна.

— Много ли у тебя увлечений в свободное время? — Увлечений много, они часто меняются.

— Быстро ли ты знакомишься? — Да, у меня много знакомств.

— Часто ли ты мечтаешь? —  Конечно.

— Наводишь ли ты порядок  в своей комнате? — Один и тот  же порядок мне не нужен Я и  так быстро найду необходимую  мне вещь.

— Приходилось ли тебе руководить людьми? — Мне ничего не стоит  проявить инициативу, уговорить друзей пойти куда-нибудь.

(вырезка из статьи «Соционика, ментология и психология личности». – 2002. – № 2. www.socioniko.net )

Заключение

Интервью относится к  опросным методам социологии и представляет собой устную беседу между двумя  индивидами, выполняющими разные роли, преследующими разные цели и придерживающимися  разных сценариев поведения.

Процедура интервью предполагает: а) выбор объекта (т.е. лица, с которым  следует проводить интервью); б) определение  места и времени проведения интервью; в) запись ответов и окончательное  оформление материалов.

Метод интервью незаменим  в тех случаях, когда изучаемая  проблема требует использования  при формулировке вопросов таких  терминов, которые могут представлять какие-либо языковые, смысловые или  логические трудности для респондентов. В таких ситуациях без интервьюера  не обойтись.

Основной целью написания  курсового проекта было введение в особенности исследование и  анализа методологии и технологий интервью

В ходе написания курсовой работы были изучены и раскрыты этапы  проведения интервью, показаны какие  виды и типы интервью существуют.

Во второй части курсового  проекта был изложен не только материал, но и приведены конкретные примеры проведения интервью.

В ходе написания курсового  проекта было выявлено, что интервью является не массовым, а индивидуальным или групповым методом обследования. Оно применяется в дополнение к анкете, служит средством углубления или детализации полученной с ее помощью информации.

     Применяя метод интервьюирования, расширяются возможности повышения надежности собираемых данных за счет уменьшения числа не ответивших и ошибок при заполнении вопросников.

 

 

 

Список литературы

  1. www.socioniko.net 
  2. Бутенко И.А. Стандартизированное интервью и новые технологии // Социологические исследования. – 2007г. - №11. -105с.
  3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. - 3-е изд. - М.: КДУ, 2003. - 296 с. 
  4. Ильин В.И. Драматургия качественного исследования: ситуации глубокого интервью. // Журнал социологии и социальной антропологии, 2005г.- том 7.- №4.- с.166-189
  5. Лаба Л.Я. Способы интеграции качественных и количественных методов // Социологические исследования. – 2004г. - №2. - С.120-123.
  6. Латышев, В. В. Основы социологии и политологии : учебник / В. В. Латышев. – М.: Гардарики, 2005
  7. Метод интервью в социологии и маркетинге: М. В. Семина — Москва, КДУ, 2010 г.- 308 с.
  8. Орехов, А. Н. Методы экономических исследований : учебник / А. Н. Орехов. – М.: ИНФРА-М, 2006
  9. Потусторонние миры. Интервью (+ DVD-ROM): Шамиль Аляутдинов — Санкт-Петербург, Диля, 2010 г.- 336 с
  10. Циркулярное интервью. Системная терапия на примерах: Фритц Б. Симон, Кристель Рех-Симон — Санкт-Петербург, Институт консультирования и системных решений, 2009 г.- 288 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности интервью как разновидности метода опроса