Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 11:30, курсовая работа
Целью данной работы является введение в особенности исследование и анализа методологии и технологий интервью.
Объектом исследования является - интервью и способы его применения.
Предметом исследования - область применения интервью.
Задачами являются
Дефиниция и особенности интервью;
Интервью в качественной и количественной социологии;
Актуальность написания данной курсовой состоит в том что, все чаще применяется метод интервьюирования для сбора какой либо информации.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Методология и технология интервью………………………………….5
1.1 Дефиниция и особенности интервью………………………………………..5
1.2 Интервью в качественной и количественной социологии…………….….17
Глава 2.Инструкция проведения интервью………………………………….…22
2.1 Подготовка к интервью……………………………………………………...22
2.2 Выбор места и времени интервью……………………………………….…26
2.3 Психологическая подготовка…………………………….…………………26
2.4 Вопросы в интервью…………………………………………..…………….27
2.5 Подготовка к интервью…………………………………………….………..31
2.6 Развертывание беседы и заключение…………………………...………….33
2.7 Заключение беседы……………………………………………………..……34
Глава 3. Виды и типы интервью………………………………………………...35
3.1 Типология интервью………………………………………………………...35
3.2 Формализованное интервью………………………………………………...42
3.3 Свободное интервью……………….………………………………………..44
Глава 4. Примеры интервью…………………………………………………….48
Заключение……………………………………………………………………….50
Список литературы………………………………………………
Наряду с неоспоримыми преимуществами описываемого метода существуют определенные его минусы.
Главные недостатки метода интервьюирования - его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость нанимать большое количество интервьюеров, невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов. Для начинающих социологов он представляет немало трудностей, так как требует специальной подготовки и солидного тренинга. К тому же разные виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений.
Международный стандарт техники исследования требует соблюдения следующего правила: «Вопросы следует задавать слово в слово так, как они сформулированы. Если респондент не понял вопроса, то хороший интервьюер не будет пояснять вопрос, а просто повторит его». Э. Ноэль использует такую формулу при определении идеального интервьюера: «общительный педант».
Нетерпеливость респондентов. Респонденты с трудом отвечают на большое количество вопросов, даже если их 20-25, включая вопросы по демографическим характеристикам. Интервьюер должен либо ускорить темп работы, либо уговорить отвечающего продолжить интервью, либо пожертвовать точностью формулировки вопросов. Помимо того, что нетерпеливость респондентов вынуждает исследователя жертвовать глубиной проработки изучаемых проблем, возникает еще и проблема неконтролируемых отклонений в процедуре сбора информации.
Достаточно четко обозначилась
проблема выбора респондентом ответа
на закрытые вопросы. Международный
стандарт требует, чтобы количество
выборов было небольшим. Но как показывает
практика, даже при выборе из пяти вариантов
респондент испытывает трудности в
восприятии вопросов и выборе ответов.
Он начинает отвечать, не дослушав варианты
ответов. Если интервьюер настаивает на
том, чтобы были услышаны все варианты,
респондент стремится выбрать из
крайних альтернатив, выпуская средние
значения. Здесь мы имеем дело с
национальными особенностями
Справедливости ради следует отметить, что вопросы, сформулированные в отечественных и зарубежных социологических анкетах, существенно отличаются. В зарубежной социологии формализованные варианты ответов очень просты.
Например, на вопрос: «Если бы это зависело от Вас: что было бы лучше - получить деньги за скот наличными или по переводу?», предлагались варианты ответов: «наличными; по переводу; не имеет значения». В других случаях мы встречаем такие шкалы ответов: «да, слышал - нет, не слышал», «наверняка; может быть; я не верю этому», «как первый - как второй - другой ответ». В отечественной социологии часто встречаются сложные варианты ответов, которые в совокупности раскрывают какой-то существенный аспект проблемы, фактически являясь лишь слегка завуалированной формой исследовательского вопроса. Например: «Как, на Ваш взгляд, необходимо распределять квартиры?». По данному вопросу предлагались следующие ответы:
♦ бесплатно;
♦ посредством выкупа своей квартиры через членство в ЖСК;
♦ то же самое, но предприятие оплачивает полностью или частично сумму первого взноса;
♦ квартиры, построенные за счет средств предприятия, предоставлять в долгосрочную аренду без права выкупа;
♦ другое;
♦ затрудняюсь ответить.
В последнем случае мы получаем замкнутый круг: опрашиваемый не хочет отвечать на большое количество вопросов, и социолог, сокращая число вопросов, увеличивает их сложность. Сложные же вопросы подталкивают респондента к прекращению интервью.
Страх респондента перед опросом. Степень скрытности респондентов в России гораздо выше, чем в других странах. Сказывается боязнь, что спрашивающий его человек может оказаться представителем власти и твой отказ отвечать может обернуться реакцией со стороны властей. Поэтому респондент старается скрыть свои взгляды, пристрастия, выбирая либо нейтральный ответ типа «еще не определился», «затрудняюсь ответить», либо ответ, который будет выглядеть «прилично» в глазах власти. Характерно, что такое поведение типично для образованных людей.
Еще одна проблема для интервьюера - когда респондент пытается дать тот ответ, который (как думает опрашиваемый) ожидает от него социолог. Непосредственное присутствие интервьюера усиливает и без того существующий дисбаланс в общении с респондентом - прямым «глаза-в-глаза» контактом, что еще более обнаруживает искусственность ситуации и неравноправность субъектов, а отсутствие анонимности - естественную склонность любого человека быть «на уровне» ожиданий собеседника.
В случае, когда респондент
неискренен, интервьюер не должен обнаруживать
своего отношения. Это уже задача
исследователя, формулирующего серии
вопросов таким образом, чтобы выявить
степень искренности
Эмоциональное поведение респондентов. Международный стандарт говорит о том, что респондент не должен состоять в эмоциональной связке с интервьюером. Но на деле эмоциональную отстраненность сохранять очень трудно, особенно в российских условиях. Это связано с особенностями нашего национального характера.
В некоторых случаях вопрос
воспринимается респондентом как приглашение
к изложению его мнения по самому
широкому кругу проблем. Люди начинают
не только объяснять как можно
более подробно свои ответы, но дают
своеобразный отчет о своей жизни.
Если в ходе таких объяснений ответ
на поставленный вопрос звучит неточно,
интервьюер может поступить
Семантические трудности. Международный стандарт требует, чтобы слова, употребляемые в анкете, были понятны респонденту, удобочитаемы и имели однозначное толкование. Поэтому в словесной формулировке вопроса следует избегать использования специальных терминов или сленга.
Международный стандарт также настаивает на том, что интервьюер не должен пояснять непонятные слова или условия задания. Результаты представленной выше практики фиксирования реакции на понятия подтверждают справедливость стандарта. Но в наших условиях, когда респондент нетерпелив, насторожен, импульсивен, отказ в объяснении непонятных слов воспринимается резко отрицательно и тоже влияет на результаты исследования. Можно сделать вывод, что каким бы ни был формат вопроса - открытым, полузакрытым или закрытым, - его словесная форма должна гарантировать возможность двусторонней коммуникации между исследователем и респондентом.
Таким образом, качество работы интервьюера во многом определяется качеством вопросника и инструкции к нему, разработанных исследователем. В наших условиях резко возрастает значение пилотажного исследования, в ходе которого должен быть не только апробирован опросный лист, но и создана сетка возможных вариантов собеседования с респондентом в предсказуемых ситуациях интервьюирования, а также правила поведения в непредусмотренных ситуациях. Данные варианты должны показать интервьюеру, как необходимо работать, чтобы нивелировать личностный, эмоциональный контекст во взаимодействии с респондентом.
Из вышеизложенных особенностей метода становится очевиден тот факт, что на качество получаемых в ходе интервью данных интервьюер оказывает существенное влияние. В таком случае стоит говорить об определенных требованиях к человеку, который собирает информацию. Чем больше существует трудностей, связанных с особенностями поведения респондента, тем более высоким должен быть профессиональный уровень интервьюера. Поэтому в практической социологии немало внимания уделяется организации работы интервьюеров.
Организацию работы с интервьюерами условно можно представить в виде неких ключевых пунктов, этапов. К ним относятся: подбор интервьюеров; тренинг; обеспечение документами для полевой работы; организация контроля над текущей работой интервьюеров; подготовка интервьюерами итоговых документов; проверка работы интервьюеров.
Поскольку установление контакта с респондентом - основа успешного интервью, существуют разные точки зрения на то, каким должен быть интервьюер. Считается, что самые добросовестные интервьюеры - это женщины старше 40 лет, часто - пенсионного или предпенсионного возраста. Эти женщины относительно свободны от домашних забот, имеют материальную заинтересованность, интерес (но не любопытство) к людям. К тому же сказываются поколенческие особенности - интервьюеры старше сорока, как правило, ответственны и честны в работе. Конечно, сказанное скорее относится к идеальному типу.
Одна из причин, по которой в современной социологии интервью используется реже, чем анкетирование, -неразвитость сетей постоянных интервьюеров, имеющих специальную подготовку. Каждый раз заново формировать и обучать коллектив интервьюеров не выгодно, так как это существенно увеличивает затраты времени на исследование. К тому же качество работы временных интервьюеров может оказаться более низким, нежели штатных работников. Часто бывает так, что людям необходим дополнительный заработок (к примеру, в летний период студентам) и вопрос о том, чтобы удержаться в одной социологической фирме, не стоит. Если интервьюера увольняют за некачественную работу, он обращается в другую фирму. Штатный же сотрудник дорожит постоянством и стабильностью своего рабочего места, поэтому он заинтересован работать качественно и профессионально.
Очень важным профессиональным качеством интервьюера является умение не влиять на качество получаемых в опросе результатов. Подобное влияние называется эффектом интервьюера. Чаще всего оно им не осознается и проявляется в различных формах неявного внушения или навязывания опрашиваемому своих установок.
С другой стороны, у интервьюера заранее может сформироваться стереотипный образ определенной группы людей. Ему начинает казаться, что он полностью «постиг» особенности опрашиваемых и может предвидеть возможные ответы. В результате слушает и отмечает в плане только то, что совпадает с его мнением. Долгое пребывание исследователя «внутри» изучаемой проблемы может привести к идентификации себя с респондентами и как следствие - к потере столь необходимой отстраненности.
Удивительно, как влияет образование интервьюера на получаемые ответы. В исследовании, которое проводилось в Казани, была выявлена следующая закономерность: чем выше образование интервьюера, тем чаще он отмечает в анкете вариант «затрудняюсь ответить». Возможно, это связано с тем, что люди с высшим образованием менее терпеливы или менее склонны навязывать свою позицию опрашиваемому.
Для того чтобы снизить
эффект интервьюера, с последним
проводится тщательный инструктаж: излагаются
правила поиска респондентов и замены
отсутствующих запасными
Диапазон требований к интервьюерам, работающим в столь разных ситуациях, естественно, весьма широк как в социологическом, так и в психологическом, педагогическом, конфликтологическом, журналистском и иных отношениях. Например, С.Белановский считает главным достоинством интервьюера умение создать для своего собеседника комфортную атмосферу, чтобы у него сложилось ощущение собственной значимости и чрезвычайной важности своих высказываний. И. Назарова полагает, что дружелюбие во многом способствует тому, чтобы респондент размышлял над вопросами и отвечал на них.
Для проведения разовых стандартизированных интервью межличностного характера можно не привлекать квалифицированных социологов (порой это даже желательно, чтобы повысить непредвзятость данных). Но без них невозможно получить достоверную информацию во всех иных разновидностях интервьюирования. Разведывательные, свободные, фокус-групповые и некоторые другие интервью под силу только социологам экстра-класса.
Интервью - универсальный метод социологии. Он широко используется социологами независимо от методологической ориентации. Однако в обоих методологиях - качественной и количественной - к нему подходят по-разному. В качественной социологии интервью является главным методом, а содержание высказываний интервьюируемого не препарируется, т.е. не изменяется ученым. В количественной социологии интервью - вспомогательный метод, а содержание высказываний препарируется, т.е. переводится ученым на общепринятый научный язык.
Приведем примеры.
В известной книге «Человек и его работа», выполненной по классическим канонам количественной методологии еще в середине 1960-х гг., помимо статистической информации приводится немало выдержек из якобы реальных интервью с рабочими:
Информация о работе Особенности интервью как разновидности метода опроса