Особенности интервью как разновидности метода опроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 11:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является введение в особенности исследование и анализа методологии и технологий интервью.
Объектом исследования является - интервью и способы его применения.
Предметом исследования - область применения интервью.
Задачами являются
Дефиниция и особенности интервью;
Интервью в качественной и количественной социологии;
Актуальность написания данной курсовой состоит в том что, все чаще применяется метод интервьюирования для сбора какой либо информации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Методология и технология интервью………………………………….5
1.1 Дефиниция и особенности интервью………………………………………..5
1.2 Интервью в качественной и количественной социологии…………….….17
Глава 2.Инструкция проведения интервью………………………………….…22
2.1 Подготовка к интервью……………………………………………………...22
2.2 Выбор места и времени интервью……………………………………….…26
2.3 Психологическая подготовка…………………………….…………………26
2.4 Вопросы в интервью…………………………………………..…………….27
2.5 Подготовка к интервью…………………………………………….………..31
2.6 Развертывание беседы и заключение…………………………...………….33
2.7 Заключение беседы……………………………………………………..……34
Глава 3. Виды и типы интервью………………………………………………...35
3.1 Типология интервью………………………………………………………...35
3.2 Формализованное интервью………………………………………………...42
3.3 Свободное интервью……………….………………………………………..44
Глава 4. Примеры интервью…………………………………………………….48
Заключение……………………………………………………………………….50
Список литературы………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 127.07 Кб (Скачать файл)

1. Вот как рассказывает  о своей работе золыцик кожевенного цеха фабрики «Скороход» (29 лет, образование - 5 классов): «Я работаю золыциком около 12 лет. До этого 2 года работал слесарем. Специальность пришлось переменить, во-первых, по семейным обстоятельствам, во-вторых, из-за жилья (было очень далеко ездить и чтобы больше получать, так как умер отец, а мать получала мало). Устроился на «Скороход». Пошел в зольный цех. Здесь работа, конечно, очень трудная и вредная, но заработок хороший».

2. Обрубщик металлического  завода имени XXII съезда КПСС (28 лет, образование - 7 классов): «Я молодой, могу много работать. А вот если кому за 50, то уже на нашей работе не выдержать. Но я тоже очень устаю. Рубка - это такая тяжелая специальность, что нет никакой другой, похожей на нее».

3. Вот мнение обрубщика  Невского машиностроительного завода  имени В.И. Ленина (25 лет, образование  - 4 класса): «Я четвертый год работаю, нет ни одного выговора, ни замечания, ни нарушений. Два раза премию давали. Но еще и грамоты нужны, чтобы человек старался. А то заинтересованности нет никакой».

4. Вот что говорит швейница (25 лет, образование - 10 классов): «Хотела бы, конечно, перейти на другую работу. Надоело здесь. Хочется, чтобы было разнообразие. Готова была бы даже сменить специальность, отношусь к ней посредственно. Тянет меня к технике. А к нынешней работе интереса большого нет. Но надо пока работать здесь. В основном из-за материальных условий. Потом уйду - это твердое решение».

5. «Хочется чего-то большего. Стоять в наше время на одном месте просто нет смысла, потому что сейчас все движется вперед. И каждый из нас должен стараться сделать что-то новое, а не рассматривать свою работу как способ существования. Иногда целый год идет одна и та же модель тапочек или туфель, а ведь надо придумывать что-то новое. Тогда и работать будет интересно...» - говорит одна из работниц фабрики (26 лет, образование - 8 классов).

Приведенные тексты интервью с рабочими не являются дословной  записью беседы. Первоначально они  были совершенно иными, такими, какие  они предстают в реальных интервью современных качественных социологов -корявыми, полуграмотными, литературно необработанными. Публиковать их в таком виде, особенно в 1960-е гг., было практически невозможно. Кроме того, подлинные тексты были не нужны ленинградским социологам, поскольку для них, ориентированных на естественно-научный метод, важно было обосновать выдвинутые гипотезы, а не донести до читателя подлинную народную речь.

Социологов интересовало отношение к труду различных  категорий рабочих, а не их жизненный  мир, образ мыслей или манера разговаривать. Ни один малоквалифицированный и малообразованный рабочий не станет употреблять в своей беседе выражения типа: специальность пришлось переменить: по семейным обстоятельствам; рубка - это такая тяжелая специальность, что нет никакой другой, похожей на нее; я четвертый год работаю, нет ни одного выговора, ни замечания, ни нарушений; работа у меня однообразная и малоквалифицированная, но очень важная; каждый из нас находится в зависимости друг от друга по работе; готова была бы даже сменить специальность, отношусь к ней посредственно; каждый из нас должен стараться сделать что-то новое, а не рассматривать свою работу как способ существования и т.п. Эти выражения пришли из научного лексикона и отражают сложившийся к тому времени научный жаргон.

В заключение своей подборки выдержек из интервью рабочих ленинградские  социологи решили привести самое  характерное, на их взгляд, высказывание представителей низшего слоя рабочего класса: «Наконец, приведем высказывание еще одной работницы, весьма показательное  тем, что в нем как бы собраны  все основные характеристики, свойственные психологии работниц конвейерного труда. Обувщица (28 лет, образование - 7 классов): «Работа моя хоть и несложная, но нужная. Сознание того, что ты делаешь хоть небольшую, но полезную и нужную работу, помогает переносить неприятные моменты. У нас часто смеются, когда об этом говоришь. Но ведь нельзя же работать только ради одних денег. Не всем же удается работать там, где хочется. Но часто администрация уделяет внимание только тем, кто занят на очень ответственных операциях. Как будто от них одних зависит выполнение плана и хорошее качество».

Никаких характеристик, свойственных психологии работниц конвейерного труда, здесь нет. Подобный текст напоминает выступление на трибуне очередного партийного съезда ударника коммунистического  труда. Но и те в повседневной обстановке, в быту или на работе, высказывались  совершенно иначе. А речь для парадных выступлений им готовили специальные  спичрайтеры.

Итак, приведенные фрагменты  интервью нельзя считать подлинными по стилю (форме изложения). Но, может  быть, их следует называть типичными? Во всяком случае, таковыми их считают  ленинградские социологи. Они пишут: «Приведем типичный рассказ рабочего этой группы о своем труде. Машинист паровой турбины 14-й ТЭЦ (27 лет, образование  - 10 классов, окончил тех училище): «Работа нравится тем, что чувствуешь пользу, которую приносишь. Моя турбина дает 50 мегаватт. И если я не досмотрю, и придется ее отключить, - «сядет» Кировский район. Я даю производственный пар также на Кировский завод. Звонят тебе, например, говорят: «Кировский завод просит прибавить пол атмосферы». Это приятно. Вот что еще хорошо: у нас масса схем, которые можно изучать в рабочее время. Это разрешается. Физического труда у нас нет. Но однообразие утомительно. Плохо и то, что трехсменная работа. Выбивает из режима. Свою специальность менять не собираюсь. «Прописался» здесь постоянно. Только иногда приходят апатичные мысли. Например, наступает Новый год, а надо две смены работать».

Характеризуя представителей этой специальности, ленинградские  социологи отмечают, что среди  них немало вдумчивых и инициативных рабочих (по уровню инициативы эта группа занимает абсолютное первое место в  выборке, среди опрошенных в контрольном  интервью половина -рационализаторы и изобретатели). Для рабочих группы характерно стремление к повышению знаний, продолжению образования: каждый четвертый учится в техникуме или институте по своей основной специальности, треть опрошенных в контрольном интервью, высказала желание в ближайшее время поступить в вуз. Иными словами, доказательством типичности такой манеры выражаться для пультовиков-наладчиков является относительно высокий уровень образования и инициативность. Однако к речевым характеристикам указанные качества не имеют прямого отношения. Нецензурная лексика, нескладность речи, неумение четко и ясно формулировать свои мысли присущи выпускникам вузов, кандидатам наук, а также как сегодня нам стало ясно, и политическим деятелям. Что же говорить о так называемых пэтэушниках!

Даже стараясь выглядеть  лучше, в интервью социологам они  вряд ли высказали тот текст, который  помещен в книге. Дело даже не в  уровне образования, а в том, что  социологический сленг тогда  и теперь присущ очень ограниченному  кругу людей. Даже социологи, общаясь  между собой, не прибегают к книжной  лексике. Такими образом, приведенные  в книге классиков количественной методологии фрагменты «живой беседы»  не являются ни подлинными, ни типичными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Инструкция проведения интервью

2.1 Подготовка к интервью

Подготовка к интервью - обязательный элемент интервьюирования независимо от типа беседы, ее содержания и продолжительности. Подготовка заключается в следующих неразрывно связанных и неотделимых на практике типах работы:

    • общая подготовка
    • конкретная подготовка
    • психологическая подготовка

Общая подготовка.

Она состоит из общей идеологической и интеллектуальной подготовки, общепрофессиональной, в том числе из углубленного изучения какой-то определенной области знаний и специализации интервьюера.

Интервью - это вопросный метод поиска знаний Правильная постановка вопросов требует, прежде всего, истинности их предпосылок, а это в первую очередь обеспечивается исходными позициями автора, его мировоззрением. Во всяком интервью происходит процесс восприятия и оценки собеседниками друг друга. Психологи установили. Что воспринимающий субъект делает заключения о познаваемости личности на основании собственного опыта, имеющихся знаний, вот почему интеллектуальное развитие интервьюера, накопление им разносторонних познаний в самых различных областях человеческой культуры – профессиональное требование.

Интервью - это один из важнейших моментов журналистской деятельности. И поэтому вполне естественно, что подготовкой к нему можно рассматривать специальные знания, навыки, умение. Весьма актуальны для журналиста знания аудитории: ее структура, интересы, потребности, информационный уровень. Установки. Стереотипы. При этом особенно важно иметь четкое представление о «своей» аудитории. Ее обобщенный образ нередко присутствует в сознании журналиста в интервью. Наконец особый вопрос представляет специализация журналиста. Нужна ли интервьюеру специализация, совершенствование знаний в какой-то области. … На этот вопрос нет однозначного ответа. Одни журналисты говорят, что «Не всегда. Иногда мы разговариваем с людьми в кадре не для получения информации, а для передачи настроения. Кто такой человек на улице? Может быть, спортсмен, инженер, мэр Венеции. Это экономика или политика? Как тут говорить о специализации – это журналистская работа. Но большинство журналистов, опрошенных по проблемам интервью, высказались за необходимость специализации, по причинам такого рода: выше противопоставлялось интервью для получения информации и для передачи настроения (последнее тоже можно отнести к получению информации, только о настроении), поэтому суть этого замечания сводится к тому. Что журналист может не иметь специального знания, которое необходимо в той или иной ситуации. Такие случаи редки, поэтому. Когда журналиста интересует не специальность, а психология собеседника, необходимо знание тех жизненных условий, которые эту психологию создают. Я думаю, что журналисту, по сравнению со специалистом, нужны знания иного качества, более широкие, на основании которых он бы мог заметить изменения, появление нового, тенденцию развития происходящие в данной области, понимать психологию работающих в ней людей, но в тоже время, журналиста не должны называть дилетантом.

Конкретная подготовка к интервью.

Конкретная подготовка к интервью складывается из следующих моментов:

- определение цели интервью  и характера необходимых сведений

- изучение предмета интервью  и собеседника

- предварительное обдумывание  хода беседы, составление вопросов

- договоренность о встречи, месте, времени интервью

1. Интервью может использоваться для получения любых сведений -как фактических, вплоть до справочных, так и субъективных фактов сознания человека - мнений. Всякого рода оценок.

Решая вопрос о выборе метода, следует  подумать о том, какие сведения нужны. Как их можно добыть, является ли в данном случае интервью наиболее быстрым и, главное, надежным способом их получения.

Изучение предмета интервью и собеседника.

Интервьюер должен быть человеком эрудированным, обладать развитыми интеллектуальными знаниями в той области, в которой он специализируется, однако это не освобождает его от необходимости каждый раз изучать тот предмет, по поводу которого он собирается беседовать. Чем больше интервьюер будет знать о предмете интервью, тем больше он получит в самом интервью, не только потому, что знания позволят ему проникнуть вглубь проблемы, но и потому, что и сам он будет чувствовать себя увереннее и собеседник отнесется к нему с большим уважением и серьезностью.

Характер изучения предмета при  подготовке к интервью зависит, конечно, от его целей. Во время опроса журналистов задавался вопрос, читают ли они материалы своих коллег, написанные на ту же тему или о том же человеке, до проведения беседы. Мнения разделились. Одни говорили, что это делать нужно, дабы не трать времени на то, что уже известно, и не задавать глупых вопросов. Так же необходимо читать материал о человеке, будущем собеседнике, поскольку это помогает журналисту вызвать интервьюируемого на разговор. На мой взгляд, читать стоит, так как есть риск повторения вопросов, ставших банальными в отношении данной темы, данного собеседника, трафаретного повторения беседы и при этом стоит, проглядывая материалы, сохранять самостоятельность взглядов. Вместе с изучением темы и предмета беседы интервьюер стремится выяснить все, что возможно, о будущем собеседнике:

- его взгляды, позицию, занимаемую  им по проблемам беседы

- факты его биографии

- его личные качества. Привычки, особенности характера, которые  могут повлиять на ход беседы

Таким образом, интервьюеру важно знать не только индивидуальную психологию будущего собеседника, но и психологию социальную, психологию той группы, к которой он принадлежит, тех ценностей, которые ею разделяются, того типа поведения, которые ею принимаются за подобающее.

Предварительное обдумывание  хода беседы, составление вопросов.

Уже в ходе изучения материала у интервьюера складывается план будущей беседы. Каким он будет - с заранее сформулированными, четко продуманными вопросами или только в виде схемы, наброска тех главных проблем, которые можно решить, зависит, во-первых, от целей интервью, от вкусов и привычек самого интервьюера. Иногда наличие строгого списка вопросов обязательно. Например, когда интервьюер идет к официальному лицу беседовать по какой-то четко определенной программе. Заранее подготовленные вопросы нужно иметь и для беседы по телефону, а так же, если она проходит в условиях ограниченного времени. Таким образом, если интервьюер не составляет вопросов, он продумывает ход беседы, мысленно выстраивает ее план.

2.2 Выбор места и времени интервью

Готовясь к интервью, интервьюер должен позаботиться о том, чтобы обстановка была психологически благоприятна. Интервьюер должен выбрать место встречи обдуманно, решить вопрос о присутствии посторонних. Место встречи, прежде всего должно быть удобно интервьюируемому. Если речь идет о длительной беседе, в которой интервьюер будет интересовать главным образом личность собеседника, хорошо договориться о встречи у него дома. В привычной обстановке, как известно, человек чувствует себя естественнее.

Присутствие же посторонних неизбежно  влияет на результаты беседы, но оно  не всегда вредно для журналистского интервью. Застенчивого собеседника может успокаивать присутствие при разговоре кого-то из близких, так же присутствие других людей порой останавливает от желания прихвастнуть, солгать.

Договариваясь о встречи, журналисту следует уточнить, каким временем располагает собеседник и в зависимости  от этого планировать интервью.

2.3 Психологическая подготовка

Психологическая подготовка осуществляется как в общей, так и в конкретной подготовке к интервью. Журналистский  труд требует хорошей памяти, внимания. Наблюдательности, воображения, впечатлительности, настойчивости, любознательности.

В любом интервью происходит процесс  восприятия и оценки собеседниками  друг друга, он начинается в момент первого контакта интервьюера и  собеседника и действует в  течение всей беседы. В этом процессе есть закономерности, знание которых  дает возможность контролировать его: два из которых - стереотипизация, обобщение.

Так же при подготовке у интервьюера начинает складываться мнение о человеке, с которым ему предстоит беседовать: о соц. группе, к которой он принадлежит, о его характере, о возможном отношении к беседе. Однако все это не должно мешать объективности восприятия интервьюера. Всякая предубежденность препятствует получению достоверных знаний. Чтобы предвзятость и стереотип не мешали восприятию, интервьюер должен настраивать себя на то, что реальность может не походить на представление, создавшееся у него во время подготовки. Конечный же результат интервью в значительной степени зависит от взаимоотношений между участниками беседы. В связи с этим уже в период подготовки интервьюер должен обдумать, на сколько охотно интервьюируемый будет сотрудничать с ним. Так же интервьюеру  необходимо прикинуть, не будет ли в интервью вопросов или тем, которые вызовут раздражение, смущение интервьюируемого, а может быть какие-то другие реакции, неблагоприятные для психологической атмосферы беседы. Без умения психологически настраиваться (а интервью отличается большим внутренним напряжением), мобилизоваться, нельзя обойтись в искусстве интервьюирования.

Информация о работе Особенности интервью как разновидности метода опроса