Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 10:44, курсовая работа
Цель курсовой – выявить структурно-функциональные характеристики досуговой сферы жизнедеятельности современной молодежи в сфере хореографии. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить структуру и функции досуговой сферы жизнедеятельности.
2. Рассмотреть современную молодежь как субъект досуговой деятельности.
3. Выявить основные направления проведения досуга современной молодёжью на основании социологических исследований.
4. рассмотреть хореографическое искусство как форму организации досуговой деятельности молодежи.
Роль и значение танца достоверно отражены и показаны в тысячелетней истории человечества. При этом средствами танца решались многочисленные проблемы человека — от общения с окружающим миром до формирования социальных отношений, от развития физических качеств до воспитания художественно-эстетического вкуса.
Организация досуга молодежи в танцевальной деятельности является одной из социальных проблем, которая настойчиво требует обобщенного научного анализа и осмысления этого вопроса. Изучение танца становится особенно актуальным в наше время, когда к нему наметился активный интерес как к средству многофункционального воздействия на человека, в том числе на молодежь. Разработки и интерпретации танца разными авторами способствуют формированию знаний, показывают многофункциональную сущность танца, помогают его практическому внедрению. Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в нем физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. При этом зрелищному танцу как виду искусства в организации досуга должно быть отведено определенное место.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.
Танец нужен людям, и в этом причина его тысячелетнего существования. В танце отражается жизнь людей: их труд, мысли, настроения, чувства, умения и познания. Хореография нужна людям как вид искусства, создающий красоту очень своеобразными, выразительными средствами: пластическими и музыкальными, динамическими и ритмичными, зримыми и слышимыми. Этими средствами она служит человеку в жизни, помогая в труде и праздниках, в горе и радости. Музыкально-пластические образы танца всегда эмоциональны, заразительны, увлекательны. Это все вместе определяет особую поэтику танца, его связь с природой и народным музыкально-поэтическим складом любого национального искусства.
Цель курсовой – выявить структурно-функциональные характеристики досуговой сферы жизнедеятельности современной молодежи в сфере хореографии. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить структуру и
функции досуговой сферы
2. Рассмотреть современную
молодежь как субъект
3. Выявить основные направления
проведения досуга современной
молодёжью на основании
4. рассмотреть хореографическое
искусство как форму
В настоящее время все большее внимание ученых привлекают проблемы молодежного досуга. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. Становится возможным говорить о возрастающей роли досуга для молодежи и, как следствие, об увеличении его влияния на процесс социализации молодого поколения.
Досуг, часть внерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и др. виды бытового самообслуживания). Деятельность, входящую в сферу досуга, можно условно разделить на несколько взаимосвязанных групп. К первой из них относятся учёба и самообразование в широком смысле слова, т. е. различные формы индивидуального и коллективного освоения культуры: посещение публично-зрелищных мероприятий и музеев, чтение книг и периодики, слушание радио и просмотр телевизионных передач. Другую, наиболее интенсивно развивающуюся группу в структуре досуга представляют различные формы любительской и общественной деятельности: самодеятельные занятия и увлечения (хобби), физкультура и спорт, туризм и экскурсии и т.д. Важное место в сфере досуга занимает общение с другими людьми: занятия и игры с детьми, товарищеские встречи (дома, в кафе, на вечерах отдыха и т.д.). Часть досуга расходуется на пассивный отдых. Наше общество ведёт борьбу за вытеснение из сферы досуга различных явлений «антикультуры» (алкоголизм, антиобщественное поведение и др.).
Плодотворное использование досуга человеком – важная задача общества, т.к., когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески. Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.
Поскольку понятие «досуг» является исходным для характеристики досугового пространства жизнедеятельности молодежи, то возникает потребность в его детальном рассмотрении. Важно уточнить его содержательную сторону и те подходы, которые существуют к его определению.
Слово «досуг» в русском языке употреблялось уже в XV веке. Древне-славянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следовательно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь.1
Конкретные исторические условия придают особую специфику пониманию досуга. Для первобытного племени досуг означал одно, для греков – другое, для деятелей Ренессанса или Просвещения – третье, для нынешних белорусов – четвертое. Возможно, что первобытные люди и пуритане не проводили резкого различия между трудом и досугом, поскольку первые, удовлетворив элементарные потребности в пище, значительную часть времени проводили в отдыхе, играх, сакральных ритуалах и т.д., а вторые свободно избирали изнурительный труд в качестве главной добродетели.
Греки считали работу (скульптора или художника) функцией досуга, поскольку творчески работать мог только свободный гражданин, но не раб, а современная цивилизация понимает досуг как отсутствие работы. Это свидетельствует о диаметральности расстановки культурных акцентов двумя цивилизациями. В Афинах досуг был первичен, а труд – вторичен.
Под досугом современного
человека подразумевается время, которое
свободно от необходимого труда в
сфере общественного
Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени (24 часа) следует вычесть время, которое он затрачивает:
• на производственно-трудовые функции, включал дорогу к месту работы и обратно;
• физиологический отдых (ночной сон);
• оздоровительные и санитарно-
• покупку продуктов, их приготовление, прием пищи;
• приобретение необходимых вещей, товаров повседневного спроса и длительного пользования;
• воспитание малолетних детей, неотложную помощь близким людям (например, уход за больным) и др.
доля суток, которая остается в распоряжении человека после указанных вычислений, может быть определена как его досуг, или «чистое» свободное время в течение дневного бодрствования. Именно этой частью времени человек может распорядиться по своему усмотрению.
Как видим, понятия «досуг» и «свободное время» взаимозаменяемы. Однако они не идентичны по смыслу. Когда говорят о свободном времени, акцентируется потенциальная возможность вариативно использовать его на что угодно. Человек в этот период может заняться хозяйством, домашними делами. Некоторые люди проводят его неэффективно (в состоянии «ничегонеделания», или в ущерб собственному здоровью, или нарушал общественный порядок и досуг окружающих и др.).
Представление, которое формируется в любой культуре о назначении досуга, более конкретно, и главное, связано с позитивной его оценкой, с пониманием важности его конструктивного содержания. Общество исходит из того, что человек должен использовать это время, прежде всего на восстановление собственного здоровья и для внутреннего развития.
Чтобы рассмотреть проблемы молодёжи, необходимо представить себе, что же такое молодёжь, чем она отличается от других общественных групп.
В отечественном обществознании
долгое время молодёжь не рассматривалась
как самостоятельная социально-
Одно из первых определений
понятия “молодёжь” было дано в 1968
г. В.Т. Лисовским: “Молодёжь-поколение
людей, проходящих стадию социализации,
усваивающих, а в более зрелом
возрасте уже усвоивших, образовательные,
профессиональные, культурные и другие
социальные функции; в зависимости
от конкретных исторических условий
возрастные критерии молодёжи могут
колебаться от 16 до 30 лет”. Позднее
более полное определение было дано
И.С. Коном: “Молодёжь – это социально-
Сегодня учёные определяют
молодёжь как социально-демографическую
группу общества, выделяемую на основе
совокупности характеристик, особенностей
социального положения и
Молодость – это путь
в будущее, который выбирает сам
человек. Выбор будущего, его планирование
– это характерная черта
В возрастной психологии молодость
характеризуется как период формирования
устойчивой системы ценностей, становление
самосознания и формирования социального
статуса личности. Сознание молодого
человека обладает особой восприимчивостью,
способностью перерабатывать и усваивать
огромный поток информации. В этот
период развиваются критичность
мышления, стремление дать собственную
оценку разным явлениям, поиск аргументации,
оригинального мышления. Вместе с
тем в этом возрасте ещё сохраняются
некоторые установки и
Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей. Действие данных факторов не одновременно и не однозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым. Он может быть ответственным и серьёзным в одной сфера и чувствовать себя как подросток в другой.
Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархированной системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.