Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 10:44, курсовая работа
Цель курсовой – выявить структурно-функциональные характеристики досуговой сферы жизнедеятельности современной молодежи в сфере хореографии. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить структуру и функции досуговой сферы жизнедеятельности.
2. Рассмотреть современную молодежь как субъект досуговой деятельности.
3. Выявить основные направления проведения досуга современной молодёжью на основании социологических исследований.
4. рассмотреть хореографическое искусство как форму организации досуговой деятельности молодежи.
Четвертый тип молодёжи можно определить как “СОЦИАЛЬНО-АКТИВНЫЙ”. Он объединяет около 25% молодых людей, сконцентрированных скорее на развивающих формах общения и досуга (посещение спортклубов, музеев, выставок, занятия в кружках, объединениях по интересам, дополнительные занятия с целью самообразования и т.д.), чем на простом отдыхе и встречах с друзьями, а отношение к свободному времени здесь становится более избирательным. Подобный образ жизни невозможен без социально-рекреационных затрат (материального, физического и интеллектуального плана), что придает ему активность и организованность, тем самым дисциплинируя его последователей. “Социально-активный” тип — один из наиболее богатых с точки зрения социального участия, и это сближает его со стилем жизни молодежи, принятым на Западе (речь идет о представителях среднего класса).
Пятый тип — “ОДУХОТВОРЁННЫЙ” — живет как бы в стороне от социума, ограничиваясь устоявшимися семейно-родственными связями. Именно здесь проявляет себя тенденция изоляции от собственно молодежной среды с неизбежным обеднением досуга, а сама эта среда заменяется кругом духовных или мировоззренческих единомышленников, наставников и т.п. Представители этого типа, как правило, регулярно посещают церковь, другие религиозные собрания или принимают активное участие в работе каких-либо политических объединений. Однако, отметим, что религиозное или политическое участие молодежи 90-х крайне незначительно. “Одухотворённые” насчитывают в общей сложности менее 5% респондентов.
Шестой тип — “ГАРМОНИЧНЫЙ” — означает полноценность социальных связей и охватывает около 4% молодёжи. Наряду с “социально-активным” типом, он предполагает разносторонний образ жизни, который максимально задействует все формы социального общения и досуга, характерные для представителей других вышеупомянутых типов.
Молодежь в большей степени ориентирована на друзей, чем на семью. В этом её главное отличие от старшего поколения. Отклонения в распространенности разных типов общения по отдельным регионам (см. табл. 1) связаны как с социально-экономическими факторами (состояние местной экономики, материальное положение и доходы населения), так и с культурными (традиции, взгляды, предпочтения). В динамично развивающихся районах страны шансов и возможностей для обогащения социальной жизни у молодежи существенно больше, чем в депрессивных и кризисных зонах.
В сфере досуга молодёжь более открыта для влияния и воздействия на неё самых социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, обучение нормам поведения в обществе. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми.
Жизнедеятельность молодёжи предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне досуг помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция.
Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга.
Примечательной особенностью досуговой деятельности молодежи стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности:
в эмоциональном контакте, сопереживании;
в информации;
в объединении усилий для совместных действий.
Потребность в сопереживании удовлетворяется, как правило, в малых, первичных группах (семья, группа друзей, молодежное неформальное объединение). Потребность в информации образует второй тип молодежного общения.
Общение в информационной группе организуется, как правило, вокруг «эрудитов», лиц, обладающих определенной информацией, которой нет у других, и которая имеет ценность для этих других.
Общение ради совместных согласованных
действий молодежи возникает не только
в производственно –
по содержанию (познавательные, развлекательные);
по времени (кратковременные, периодические, систематические);
по характеру (пассивные, активные);
по направленности контактов ( непосредственные и опосредованные).
В сегодняшней социально-
Молодежный досуг
Несомненно, досуг должен
быть разнообразным, интересным, носить
развлекательный и ненавязчивый
характер. Такой досуг можно обеспечить
предоставлением возможности
В современных культурно-
Молодежный досуг, как бы перехватывая эстафету подросткового досуга, закрепляет, а во многом и закладывает в молодом человеке такие привычки и умения, которые затем будут всецело определять его отношение к свободному времени. Именно на этом этапе жизни человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, накапливается первый опыт организации свободного времени, возникает привязанность к тем или иным занятиям. В молодые годы определяется и сам принцип организации и проведения свободного времени – творческий или нетворческий. Одного поманят странствия, другого – рыбалка, третьего – изобретательство, четвертого – легкие развлечения…
Исходя из этого, сформулируем требования к организации и проведению досуга молодежи. Прежде всего необходимо подходить к нему как к средству воспитания и самовоспитания человека, формирования всесторонне, гармонически развитой личности. При выборе и организации тех или иных занятий, форм досуговой деятельности необходимо учитывать их воспитательное значение, четко представлять, какие качества личности они помогут сформировать или закрепить в человеке.
Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в не физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.
Предпочтения молодежи по проведению досуга
Виды досуга |
Доля опрошенных | |
Дома |
Чтение книг, журналов |
54,0 |
Просмотр телепередач, видеофильмов; прослушивание радиопередач, аудиокассет |
77,6 | |
Народные промыслы (вязание, шитье, плетение, вышивание) |
10,5 | |
Художественные промыслы (рисование, лепка, фитодизайн, роспись по различным материалам и др.) |
11,1 | |
Сочинение (стихи, проза) |
9,7 | |
Компьютер (игры) |
39,7 | |
Компьютер (программирование, отладка) |
19,4 | |
Спорт, здоровый образ жизни |
44,2 | |
Уход за домашними животными |
28,2 | |
Общение с друзьями |
73,6 | |
Другое |
2,8 | |
Затруднились ответить |
1,2 | |
Вне дома |
Клубы по интересам (кинологи, любители бардовой песни, экологи, любители бега, футбола) |
9,1 |
Спортивные секции |
27,4 | |
Посещение катка, бассейна, спортплощадок самостоятельно |
33,1 | |
Курсы иностранных языков |
19,6 | |
Секции и кружки технического творчества |
1,2 | |
Секции и кружки народных промыслов |
0,8 | |
Обучение музыки, танцам, рисованию и т.п. |
14,7 | |
Факультативы при учебных |
6,5 | |
Посещение библиотеки, читальных залов |
14,5 | |
Посещение кинотеатров |
30,0 | |
Посещение театров |
32,3 | |
Дискотеки |
57,3 | |
Посещение кафе-баров |
40,9 | |
Дача, приусадебное хозяйство |
24,2 | |
Массовые праздники, гулянья |
37,1 | |
Профессиональная ассоциация |
3,6 | |
Политические объединения |
2,4 | |
Общение со сверстниками в клубах свободного посещения |
46,4 | |
Другое |
2,6 | |
Затруднились ответить |
2 |
Хореография играет немаловажную роль в организации досуга молодежи. Это связано с многогранностью танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, этического и художественно-эстетического развития и образования. Конечно, в процессе обучения все эти средства взаимосвязаны, взаимообусловлены. Остановимся на краткой характеристике каждого из них.
Как известно, музыка
является ритмической основой любого
танца, но далеко не ритмом ограничивается
ее роль. Если бы это было так, то танцевали
бы только под счет и удары. Музыка
создает эмоциональную основу, определяет
характер танца, его развитие. Связь
музыки и жеста, музыки и движения
органична для природы
В написании танцевальной музыки имеются
богатые традиции. Многие народные и бальные
танцы получили отражение в творчестве
ведущих композиторов и даже композиторов-классиков.
Это придало танцевальной музыке художественную
ценность. На протяжении веков танцевальные
мелодии культивировались целым рядом
поколений музыкантов. Так накопились
определенные традиции в создании музыки
для хореографии.
Освоение любых видов танцев связано с
определенной тренировкой тела. Поэтому
обучение предполагает специальные тренировочные
занятия, построенные на основных хореографических
положениях, позициях и элементах. Эти
тренировочные занятия и собственно исполнение
танца дают значительную спортивно-физическую
нагрузку.
Не случайно еще
в Древней Греции отмечались большие
возможности танца в физическом
развитии молодых людей. Особенностью
танца является гармоническое развитие
тела, без гипертрофии тех или
иных мышц. Систематические занятия
танцем соразмерно развивают фигуру,
способствуют устранению ряда физических
недостатков, вырабатывают правильную
и красивую осанку, придают внешнему
облику человека, собранность, элегантность.
Танец учит логическому, целесообразно
организованному, а потому грациозному
движению. Эти качества танца поднимают
значение преподавания хореографии
в системе воспитания.
Хореография оказывает также большое
влияние и на формирование внутренней
культуры человека. Занятия хореографией
органически связаны с усвоением норм
этики, немыслимы без выработки высокой
культуры общения между людьми. Выдержка,
безупречная вежливость, чувство меры,
простота, скромность, внимание к окружающим,
их настроению, доброжелательность, приветливость
— вот те черты, которые воспитываются
у учащихся в процессе занятий танцем
и становятся неотъемлемыми в повседневной
жизни. Так занятия танцем помогают воспитывать
характер человека.