Особенности проведения досуга молодёжью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 10:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой – выявить структурно-функциональные характеристики досуговой сферы жизнедеятельности современной молодежи в сфере хореографии. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить структуру и функции досуговой сферы жизнедеятельности.
2. Рассмотреть современную молодежь как субъект досуговой деятельности.
3. Выявить основные направления проведения досуга современной молодёжью на основании социологических исследований.
4. рассмотреть хореографическое искусство как форму организации досуговой деятельности молодежи.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.64 Кб (Скачать файл)

Молодость – пора, когда каждый должен сам определить свою судьбу, найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности и дарования. Это период, сопряжённый с мучительно трудным процессом самопознания, обретения собственного “Я”. Человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, понять, на что он способен, утвердить себя в обществе. С другой стороны, в это же время ему необходимо сформировать максимально достоверное представление об окружающим мире, систематизировать ценностные ориентации, политические, нравственные, эстетические воззрения. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта. Выбор профессии, выбор спутника жизни, выбор друзей - вот далеко не полный перечень проблем, то или иное решение которых в значительной степени формирует образ последующей жизни.

 

1.3. Социальная природа хореографии

 

Танцевальные формы хореографии  оттачивались временем и приобретали  законченность и художественную ценность. Бесспорно, что в создание и развитие танцев вложило свою фантазию и талант не одно поколение нашего народа. Имея свою образную систему, танец в соответствии с ее закономерностями в условной, хореографической форме отражает реальные жизненные явления. Так, в нем проявляются принятые обществом этика, мораль, нормы взаимоотношения и поведения людей. Изменения, происходящие в экономическом, социальном, политическом укладах жизни, уровень общей культуры общества находят свое отражение в художественном творчестве народа, а, следовательно, и в хореографии. Таким образом, хореографическое искусство выступает специфической формой отражения действительности.

Каждая историческая эпоха, каждая социальная группа влияли на логику построения танца, отражались на его  стилистических особенностях, создавали  свои определенные музыкально-хореографические формы. 

Сфера современного танца  — бытовые жизненные ситуации (гуляния, праздники), где его главная  цель — способствовать общению людей  между собой. Однако социальная роль танца значительно шире. Она определяется теми многообразными эстетическими  и этическими задачами, с которыми в течение нескольких столетий было связано народное танцевальное искусство.

Передавая из поколения в  поколение традиции бытовых танцев, народ запечатлел в них нормы  поведения людей при общении, традиционные праздничные каноны и  живой кодекс морали. Изменения в  укладе жизни и нормах поведения  приводили к изменениям в характере  и манере исполнения одних и тех  же танцев, к появлению новых их форм.

Вместе с тем народная бытовая форма танца и танцы, исполняемые в великосветских салонах, соприкасались друг с другом. Между  ними происходил постоянный взаимообмен: не только народные танцы проникали на балы и праздники аристократии, но и многие из народных танцев, видоизмененные в салоне, снова возвращались в народ. Однако при этом как в народной, так и в салонной бытовой хореографии всегда сохранялись свои принципы и традиции.

Поскольку хореография является составной частью современной культуры, в ней также происходят процессы, отражающие эту борьбу. В наше время  развитых, средств информации, когда  можно широко и быстро внедрить в  быт те или иные новые танцы  или музыкальные ритмы, танец  нередко распространяется не по законам  логики, а в силу влияния стихии моды. 

Танец отражает объективную  действительность: безусловность реального  жизненного содержания выражается в  нем в условной форме. Главным выразительным средством является здесь пластика человеческого тела, обобщенная до символа. Движения танца организуются во времени и пространстве на основе музыки. Танец не только рассказывает о реальных явлениях, событиях или о конкретных предметах, но и является тем искусством, в котором отражаются, прежде всего, внутренний мир человека, его эмоциональное состояние, настроения, чувства, мысли.

Хореография имеет также  огромное значения для физического развития. Систематические занятия танцами соразмерно развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку, придают внешнему облику человека, собранность, элегантность. Танец учит логическому, целесообразно организованному, а потому грациозному движению. 

Хореография оказывает также  большое влияние и на формирование внутренней культуры человека. Занятия  танцами органически связаны  с усвоением норм народной этики, немыслимы без выработки высокой  культуры общения между людьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство  меры, простота, скромность, внимание к  окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость — вот те черты, которые воспитываются в процессе занятий танцем и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни. Так занятия танцем помогают воспитывать характер человека.

Поскольку танцевальный процесс  протекает в коллективе и носит  коллективный характер, занятия танцем развивают чувство ответственности  перед товарищами, умение считаться  с их интересами.

Хореография — одно из средств  эстетического воспитания и воспитания творческого начала в человеке. Как  и всякое искусство, танец способен приносить глубокое эстетическое удовлетворение. Человек, который хорошо танцует, испытывает неповторимые ощущения от свободы и легкости своих движений, от умения владеть своим телом, его радуют точность, красота, пластичность, с которыми он исполняет сложные танцевальные па и т. д. Все это само по себе уже служит источником эстетического удовлетворения.

В танцевальном искусстве  красота и совершенство формы  неразрывно связаны с красотой внутреннего  содержания танца. В этом единстве заключена  сила его воспитательного воздействия.

Танцующий стремится в красивой, эстетически совершенной форме танца выразить свое настроение, эмоции, проявляет свои внутренние качества, выражает свое мировоззрение.

Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, человек  не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определенные трудности, проделывает определенную немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях и в искусстве и в жизни. Его художественный вкус становится более тонким, эстетические оценки явлений жизни и искусства — более зрелыми.

Хореография является эффективным  средством организации досуга молодежи, культурной формой отдыха. Танцевальное искусство, давая выход энергии  молодежи, наполняет ее бодростью, удовлетворяет  потребность человека в празднике, в зрелище и игре.

Таким образом, хореография  выступает как средство для развития творческих способностей, внутренней культуры человека, массового общения  людей, дает возможность содержательно  провести время, познакомиться, подружиться, т. е. имеет ни с чем несравнимое  социальное значение.

 

1.4. Функции и принципы досуга молодёжи

 

Можно вывести следующие  основные характеристики досуга молодёжи:

- досуг имеет ярко выраженные  физиологические, психологические  и социальные аспекты;

- досуг основан на добровольности  при выборе рода занятий и  степени активности;

-досуг предполагает не  регламентированную, а свободную  творческую деятельность;

- досуг формирует и  развивает личность;

-досуг способствует самовыражению,  самоутверждению и саморазвитию  личности через свободно выбранные  действия;

- досуг стимулирует творческую  инициативу;

- досуг есть сфера удовлетворения  потребностей личности;

- досуг способствует формированию  ценностных ориентаций;

- досуг формирует позитивную  «Я - концепцию»;

-досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное  удовольствие;

- досуг способствует самовоспитанию  личности;

Таким образом, можно констатировать, что сущностью молодёжного досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) людей в свободном для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение). Студенты выросшие в малых городах не реализуются в перечисленных выше факторах.

Творческая деятельность есть «родовая сущность человека», реализуя которую «он преобразует мир» (К. Маркс)2. Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности студентов в контактах. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. В сфере досуга студенты более открыты для влияния и воздействия на них самых социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе. Жизнедеятельность студентов предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне досуг помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция. Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга.

Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.

К ним относятся:

1. Принцип всеобщности  и доступности – то есть  возможность приобщения, вовлеченности  всех людей в сферу деятельности  досуговых учреждений с целью  удовлетворения творческих потенций, их досуговых запросов и интересов.

2. Принцип самодеятельности  – реализуется на всех уровнях:  от любительского объединения  до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень  достижений в любой индивидуальной  и коллективной деятельности. Принцип  индивидуального подхода – предполагает  учет индивидуальных запросов, интересов,  склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей  при обеспечении их досуга. Дифференцированный  подход обеспечивает комфортное  состояние каждого участника  досуговой акции.

3. Принцип систематичности  и целенаправленности – предполагает  осуществление этой деятельности  на основе планомерного и последовательного  сочетания непрерывности и взаимозависимости  в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг  людей. Это процесс ограниченного  превращения человека в общественное  существо, в активную и творческую  личность, живущую полной жизнью  в согласии с самим собой  и обществом.

4. Принцип преемственности  – предполагает культурное взаимодействие  и взаимовлияние поколений. Реализация  принципов организации досуга  на практике по своим масштабам  воздействия на личность выходит  далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности человека.

 

Глава 2. Особенности проведения досуга молодёжью

 2.1. Досуговые предпочтения различных типов молодых людей

 

Все эти разновидности  общения присутствуют в повседневной жизни молодого человека, как в чистом виде, так и в форме взаимопроникновений. Поэтому, с учетом нарастания от типа к типу многообразия социальных связей, предлагаемая типология выглядит следующим образом.

Первый тип условно  назван нами “СЕМЬЯНИН”. Для молодых  людей этого типа характерен достаточно узкий и традиционный круг общения, ориентация в основном на устойчивые контакты с родственниками, соседями и знакомыми, в отдельных случаях  — с коллегами по работе (учебе), а также простые и “домашние” формы досуга (чтение, телевидение, радио, газеты, работа по дому и просто отдых). Среди нынешней молодежи этот тип не является широко распространенным и насчитывает порядка 12% респондентов.

Второй тип, распространенность которого несопоставимо шире (около 30% молодежи) —“ОБЩИТЕЛЬНЫЙ”, который, в отличие от более замкнутого “семьянина”, ориентируется прежде всего на контакты с широким кругом друзей. Представители этого типа используют более продвинутые формы досуга — компьютер, музыка, хобби. Обязательные и регулярные встречи с друзьями становятся здесь едва ли не доминирующей формой социальной жизни.

Третий тип (примерно 25% респондентов) подразумевает наличие в жизни  молодых людей регулярных социальных контактов вне устоявшегося семейно-дружеского круга и может быть назван “РАЗВЛЕКАЮЩИМСЯ”. Его представители не только пассивно общаются с друзьями, но и совместно посещают кино, театры, концерты, кафе, бары и молодежные клубы. Развлекательно-потребительский аспект общения и досуга становится для них очень значимым. Среди “развлекающихся” наиболее высока доля поклонников современной музыки.

Информация о работе Особенности проведения досуга молодёжью