Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 10:59, реферат
Процесс перехода от традиционного к современному обществу весьма сложен. Общей особенностью всех значительных социально-экономических преобразований является их болезненность. Модернизационные изменения XX века, как впрочем, и все предшествующие социокультурные трансформации, были неожиданны для человека. В России они отличались тотальным, всеобщим характером, распространяясь практически на все сферы человеческой жизни, включая систему ценностей, модели поведения, адаптационные стратегии личности. Интенсивность динамики социокультурной среды превышала исторические аналоги, требуя новых адаптационных стратегий, превращая в «музейные экспонаты» бессмысленные на новых отрезках исторической динамики нормы, ценности, социальные позиции, модели повседневного существования.
Процесс перехода от традиционного
к современному обществу весьма сложен.
Общей особенностью всех значительных
социально-экономических
Для традиционных обществ модернизация крайне болезненна. Социокультурная традиция, на которой построена вся их жизнь, легитимизирует примат коллектива (общины) над личностью, закрытое общество, отсутствие демократии, кроме некоторых низовых народных форм. Пассивность общества и личности сопровождается отношениями подданства, временной ориентацией на «сегодня», т.е. жизнь сегодняшним днем, невозможность работать ради «отложенного спроса», воспроизводство традиций («что всегда было, то всегда будет»), господство мировоззрения над технологией. Все это может вызывать в обществе серьезное сопротивление модернизационным процессам. Параллельно в обществе происходит осознание цивилизационных преимуществ, важности новых технологий, что скорее всего осознается в области военного строительства.
Модернизация усиливает
существующие различия в политической
национальной культуре элиты и неэлиты,
в национальной политической культуре
исчезает консенсус по поводу основ
жизни и целей данного народа.
Таким образом, в течение длительного
времени остается открытым вопрос,
в какую сторону будет
Политическая организация
современных обществ долгое время
рассматривалась в традиционных
обществах как нечто
Стремление к трансвременной культурной идентичности вплоть до начала Нового времени в Европе выражалось в религиозных чувствах, дающих ощущение личностного бессмертия.
Религиозная Реформация была
первой трещиной в сакральном восприятии
мира; в результате вызванных ею
религиозных войн Европа понесла
огромные человеческие потери, только
в Германии погибло более половины
населения. Результатом этого этапа
стало появление некоторой
В процессе становления модерности
в Европе происходит разрушение простых,
теплых, личностных человеческих связей.
Человек традиционных обществ, европейского
средневековья, не знал одиночества, имел
смутные представления о
Другой причиной разрушения сакрального восприятия мира было возникновение книгопечатного капитализма, перводвигателя экономических, политических реформ, изменения социокультурной традиции.
В результате Реформации и буржуазных революций в Европе начался процесс перехода от традиционного общества к обществу раннего модерна.
Религиозная коллективная идентичность ослабла, на ее место пришла идентичность национальная. Человек стал отождествлять себя с нацией, которая отчасти удовлетворяла тягу человека к бессмертию путем ассоциирования себя с этой трансвременной сущностью. Процессы трансформации, переживаемые культурой, ассоциируются с тем, что происходило в Европе при становлении модерности (первые буржуазные революции, начало Нового времени). Тогда речь шла о замещении национальным чувством религиозного, «десакрализации» мира. В эпоху модерна происходит все более радикальный разрыв между христианскими, по своей генеалогии, структурами и их новым, секулярным содержанием.
Характерная для модерна
интенсивность социокультурной
динамики дестабилизирует и существенно
модифицирует чувство онтологической
безопасности, свойственное личности
в европейские Средние века. Стереотипизация
социокультурной практики во все
меньшей степени достигается
посредством механизмов традиции, во
все большей степени-
В Европе Нового Времени возникают новые формы общественной жизни. Их идеологически обосновывает убеждение о приоритетности свободного общественного дискурса. Вновь предложенные формы общественной организации долгое время не соответствовали реальной социальной практике. Модерность в ее политической сфере окончательно воплотилась в Западной Европе лишь после окончания второй мировой войны, когда в орбиту Евро-Атлантического мира вошла Западная Германия.
«В современном мире картину изменений в жизни стран и народов, человечества в целом невозможно понять, игнорируя рассмотрение современного мира через дуальную оппозицию «традиционная - либеральная суперцивилизация». Место любой страны в мире, ее важнейшие процессы могут и должны осмысляться через эту дуальную оппозицию» .
Переход от традиционного
к современному обществу весьма драматичен
как для общества в целом, так
и для отдельного человека. Меняются
почти все жизненные
Объем и глубина требуемых перемен столь велики и революционны, что процессы аутентичного переноса ценностей, отношения к миру, типа рациональности, политических и культурных институтов от современных к традиционным обществам протекают достаточно сложно.
«В XX веке стало очевидным,
что в глобальном масштабе распространяются
определенные социокультурные тенденции,
зародившиеся в развитых странах
и определившие их лидирующую геополитическую
позицию. Они проявляются на уровне
социальной организации общества. В
хозяйственной сфере – как
движение от индустриализма к постиндустриализму;
в политической - от авторитарных режимов
к демократическим; в правовой - от
обычного к юридическому праву. Им соответствуют
изменения в области социально
значимого знания и мировоззрения:
в религиозной сфере заметен
сдвиг от священного к более светскому
обоснованию миропорядка; в философии
- от монистического к плюралистичному
миропониманию; в искусстве - от стремления
к стилистическому единству к
полистилистике; в науке - от объективизма
к антропному принципу. Совокупность
этих общих социокультурных
Наиболее распространенными в мировых практиках являются два типа модернизации.
Первый тип модернизационных процессов, получивших название «догоняющей модернизации» характеризуется использованием части инокультурного опыта, прежде всего в сфере промышленных, военных технологий, восприятия уровня цивилизованности и комфорта для элиты. По этому пути развития Россия двигалась, начиная с петровских преобразований, когда, собственно, и были осознаны как проблема недостаточность экономического, военного, управленческого (бюрократического), образовательного потенциала, в целом уровня цивилизованности в сравнении со странами Западной Европы.
Великий российский реформатор Петр I использовал труд крепостных крестьян для развития мануфактур. И царское правительство, и славянофилы, и социалисты считали благом для России сохранение крестьянской общины, т.е. пытались использовать особенности традиционного общества для разных целей, в том числе и для нужд модернизации.
Коммуникации российского
общества, связывающие страну с внешней
средой, каковой на протяжении Нового
времени являлась, прежде всего, западная
цивилизация, долгое время находились
под контролем и
Модернизация означает несколько
больший или меньший разрыв с
социокультурной национальной традицией.
Изменение культурной идентичности
рассматривается теоретиками
Д. Бергер дает свое определение основным принципам, на которых базируется теория модернизации:
1. Модернизация
представляет собой, прежде
2. Модернизационные
процессы, протекающие в различных
частях социокультурной сферы,
отличаются комплиментарным
3. Страны, лидирующие в модернизационном процессе, не мешают тем, кто находится на более ранних этапах.
4. Процессы
модернизации имеют общую
Теории модернизации, ставшие популярными в Западной Европе и Северной Америке в последние десятилетия ХХ века, сходятся, в основном, в следующем:
1. «Модернизацию
можно рассматривать как
2. Общества
ищут новые пути развития в
соответствии с их целями. Но
решающим для успеха развития
является не соответствие
3. Модернизация
- не однородный процесс
4. Просвещение
и наука - базовые силы модернизации,
но религия (церкви, секты, системы
верования) не должна
5. Развитие социального обеспечения - главный критерий модернизации.
6. Исторически центры модерности менялись, появились новые центры. Сегодня это опять может быть Юго-Восточная Азия.
7. Модернизация - не однородный поступательный процесс. Она содержит и циклы колебаний, периоды кризиса и стагнации» .
В процессе модернизации происходит
радикальное изменение
Для традиционных обществ модернизация крайне болезненна. Социокультурная традиция легитимизирует примат коллектива (общины) над личностью, закрытое общество, отсутствие демократии, кроме некоторых низовых народных форм. Пассивность общества и личности сопровождается отношениями подданства, временной ориентацией на «сегодня», т.е. жизнь сегодняшним днем, невозможность работать ради «отложенного спроса», воспроизводство традиций («что всегда было, то всегда будет»), господство мировоззрения над технологией. Все это может вызывать в обществе серьезное сопротивление модернизационным процессам. Параллельно в обществе происходит осознание цивилизационных преимуществ, важности новых технологий, что, скорее всего, осознается в области военного строительства.
Процесс превращения «новация-
Эндогенный фактор перемен
господствовал над экзогенным: в
значительной мере традиционное общество
было самодостаточным. Это одна из причин
замедленности перемен, замедленности
превращений в цепочке «
Информация о работе Особенности процесса модернизации современного российского общества