Особенности процесса модернизации современного российского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 10:59, реферат

Краткое описание

Процесс перехода от традиционного к современному обществу весьма сложен. Общей особенностью всех значительных социально-экономических преобразований является их болезненность. Модернизационные изменения XX века, как впрочем, и все предшествующие социокультурные трансформации, были неожиданны для человека. В России они отличались тотальным, всеобщим характером, распространяясь практически на все сферы человеческой жизни, включая систему ценностей, модели поведения, адаптационные стратегии личности. Интенсивность динамики социокультурной среды превышала исторические аналоги, требуя новых адаптационных стратегий, превращая в «музейные экспонаты» бессмысленные на новых отрезках исторической динамики нормы, ценности, социальные позиции, модели повседневного существования.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 44.83 Кб (Скачать файл)

Менталитет восточнославянских народов, более того, народов православных, близок российскому менталитету. Европейский  Союз и НАТО создают единое информационное, экономическое, а впоследствии, возможно, и культурное пространство от Великобритании до западных границ России. Логичным, исторически  неизбежным представляется процесс  воссоединения России и Европы, вхождения  России в Единую Европу.

Для такого воссоединения  есть объективные предпосылки. Главной  исторической предпосылкой является принадлежность России к христианскому миру. Отход  от архаического синкретизма, который, собственно, и обуславливает характеристики российской социокультурной традиции, изложенные Кирдиной, видится на путях  поликонфессиональности, предполагающей создание равных рыночных, конкурентных условий для различных религиозных  конфессий, усложнение общественной стратификации, повышение общего уровня толерантности  в культуре и обществе.

За годы постсоветских  реформ сформировалось первое свободное  поколение россиян, первичная социализация которых прошла в условиях свободы, преимущественно ориентированное  на включение России в мировую, т.е. западную цивилизацию. По данным ВЦИОМ  поколение 18-23-летних ориентировано  на индивидуалистический жизненный  проект - общество успеха- (64%), в отличие  от традиционной ориентации на общество социальной справедливости, равенства (36%) .

По свидетельству Р. Инглехарта, занимавшегося исследованиями  ценностных структур стран, переживавших в XX веке бурные модернизационные процессы, система  ценностей 18-24-летних становится доминирующей спустя 15-18 лет. Р. Инглехарт анализировал изменения ценностной системы в  послевоенной Германии, Испании, Южной  Корее, Японии .

В то же время некоторая  адаптация к национальной социокультурной  традиции является важным условием усвоения имплантированного инокультурного опыта, в том числе ценностей, отношений, символических смыслов  и культурных кодов. Все это получило определенную ясность в последние  десятилетия. До этого классические модернизационные теории предполагали необходимым условием создания общества модерна перестройку традиционного  человека и его отношения к  себе и социуму. Успешность модернизационных процессов в Японии и «новых индустриальных странах» Азии показала наличие определенной вариативности социокультурного перехода к обществу модерна, во всяком случае на определенном этапе исторической и социокультурной динамики. В  то же время в Японии, стране, прошедшей  большой модернизационный путь, социокультурная  динамика начинает все больше синхронизироваться с социокультурной динамикой  западной цивилизации. Этот процесс  касается и изменения ценностной системы, моделей поведения, даже антропогенных  характеристик личности. Японцы, в  массе своей, стали гораздо более  рослыми, чем до второй мировой войны, что связано с увеличением  в пищевом рационе белковой пищи; стали ориентированными в большей  мере на индивидуальные стратегии достижения жизненного успеха. Так, в частности, японские корпорации отказались от пожизненного найма на работу. Любая социокультурная  традиция содержит консервативную и  креативную составляющие. Креативная составляющая традиции обусловливает  способность культуры генерировать новации, которые могут быть восприняты обществом на данном этапе своего развития. В странах, вставших на путь модернизации, но не завершивших модернизационный «проект», его успешное завершение в той мере, в какой оно вообще возможно, связано с использованием части собственной культурной традиции.

Вызов западной технологической  цивилизации модерна породил  разрыв в скорости процессов социокультурной  динамики, радикального ее ускорения  в пределах Западной Европы и столь  же радикального отставания в других регионах Земли. Возникла колоссальная разность в потенциалах, уровнях  экономического, социального развития, технологиях, энергетическом потенциале западной и незападных цивилизаций. Модерность характеризуется универсальными ценностями, которые находят свое выражение в социокультурных  институтах.

Для успешной российской модернизации в течение ближайшей исторической перспективы необходимо поддерживать более высокий темп социокультурной  динамики, чем темп, естественный для  западных обществ «позднего модерна».

Исторические катастрофы в течение последних нескольких столетий случались в России из-за слишком долгого и упорного стремления сохранить историческую, политическую, экономическую и культурную самобытность. Стремительность социокультурной  динамики в рамках западной цивилизации  требовала столь же стремительной  модерновой реакции. Российская власть и общество пытались найти рецепты ответа в традиции, в прошлом, использовать отжившие механизмы, приемы, социальные институты.

 Для успешной российской  модернизации в течение ближайшей  исторической перспективы необходимо  поддерживать более высокий темп  социокультурной динамики, чем темп, естественный для западных обществ  «позднего модерна».

 Попытка замедления  динамики, тем более консервация,  стремление к которой находит  свое выражение в русском самобытничестве,  славянофильстве и евразийстве  чревато взрывом, хаосом, революцией. После всякого торможения исторической  и социокультурной динамики наступает  период большого скачка, взрывного  ускорения динамических процессов.  Тогда то, что не находило своего  решения в течение двух-трех  сотен лет (например, вопрос отмены  крепостного права), надо решить  в ничтожные исторические сроки  – в пять, десять, двадцать лет.

Успех в рамках большого скачка – явление весьма стохастичное, куда более позитивна модернизация в виде открытой эволюционной формы, когда перемены происходят постоянно. Возможность успешной модернизации заключается в поддержании максимальной открытости российской социокультурной  системы в течение длительного  исторического периода. Актуальным становится вопрос о синхронизации  темпов исторической и социокультурной  динамики России с референтной цивилизацией модерности.

Известный российский философ, культуролог А.С. Ахиезер полагает, что «российское общество - это  общество промежуточной цивилизации. Оно вышло за рамки традиционности, но так пока и не смогло перешагнуть  границы либеральной цивилизации» .


Информация о работе Особенности процесса модернизации современного российского общества