Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 10:59, реферат
Процесс перехода от традиционного к современному обществу весьма сложен. Общей особенностью всех значительных социально-экономических преобразований является их болезненность. Модернизационные изменения XX века, как впрочем, и все предшествующие социокультурные трансформации, были неожиданны для человека. В России они отличались тотальным, всеобщим характером, распространяясь практически на все сферы человеческой жизни, включая систему ценностей, модели поведения, адаптационные стратегии личности. Интенсивность динамики социокультурной среды превышала исторические аналоги, требуя новых адаптационных стратегий, превращая в «музейные экспонаты» бессмысленные на новых отрезках исторической динамики нормы, ценности, социальные позиции, модели повседневного существования.
Менталитет восточнославянских народов, более того, народов православных, близок российскому менталитету. Европейский Союз и НАТО создают единое информационное, экономическое, а впоследствии, возможно, и культурное пространство от Великобритании до западных границ России. Логичным, исторически неизбежным представляется процесс воссоединения России и Европы, вхождения России в Единую Европу.
Для такого воссоединения
есть объективные предпосылки. Главной
исторической предпосылкой является принадлежность
России к христианскому миру. Отход
от архаического синкретизма, который,
собственно, и обуславливает характеристики
российской социокультурной традиции,
изложенные Кирдиной, видится на путях
поликонфессиональности, предполагающей
создание равных рыночных, конкурентных
условий для различных
За годы постсоветских
реформ сформировалось первое свободное
поколение россиян, первичная социализация
которых прошла в условиях свободы,
преимущественно
По свидетельству Р. Инглехарта, занимавшегося исследованиями ценностных структур стран, переживавших в XX веке бурные модернизационные процессы, система ценностей 18-24-летних становится доминирующей спустя 15-18 лет. Р. Инглехарт анализировал изменения ценностной системы в послевоенной Германии, Испании, Южной Корее, Японии .
В то же время некоторая
адаптация к национальной социокультурной
традиции является важным условием усвоения
имплантированного
Вызов западной технологической цивилизации модерна породил разрыв в скорости процессов социокультурной динамики, радикального ее ускорения в пределах Западной Европы и столь же радикального отставания в других регионах Земли. Возникла колоссальная разность в потенциалах, уровнях экономического, социального развития, технологиях, энергетическом потенциале западной и незападных цивилизаций. Модерность характеризуется универсальными ценностями, которые находят свое выражение в социокультурных институтах.
Для успешной российской модернизации
в течение ближайшей
Исторические катастрофы
в течение последних нескольких
столетий случались в России из-за
слишком долгого и упорного стремления
сохранить историческую, политическую,
экономическую и культурную самобытность.
Стремительность
Для успешной российской
модернизации в течение
Попытка замедления
динамики, тем более консервация,
стремление к которой находит
свое выражение в русском
Успех в рамках большого скачка
– явление весьма стохастичное,
куда более позитивна модернизация
в виде открытой эволюционной формы,
когда перемены происходят постоянно.
Возможность успешной модернизации
заключается в поддержании
Известный российский философ,
культуролог А.С. Ахиезер полагает,
что «российское общество - это
общество промежуточной цивилизации.
Оно вышло за рамки традиционности,
но так пока и не смогло перешагнуть
границы либеральной
Информация о работе Особенности процесса модернизации современного российского общества