Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 10:59, реферат
Процесс перехода от традиционного к современному обществу весьма сложен. Общей особенностью всех значительных социально-экономических преобразований является их болезненность. Модернизационные изменения XX века, как впрочем, и все предшествующие социокультурные трансформации, были неожиданны для человека. В России они отличались тотальным, всеобщим характером, распространяясь практически на все сферы человеческой жизни, включая систему ценностей, модели поведения, адаптационные стратегии личности. Интенсивность динамики социокультурной среды превышала исторические аналоги, требуя новых адаптационных стратегий, превращая в «музейные экспонаты» бессмысленные на новых отрезках исторической динамики нормы, ценности, социальные позиции, модели повседневного существования.
В отношении традиционного
общества можно говорить о столь
полной адаптации социокультурной
сферы к природному и инокультурному
окружению, обеспечивающей сохранение
и воспроизводство жизни
Если западноевропейские
общества «выросли» из своего «традиционного»
состояния и вступили в современность
благодаря эндогенным факторам, естественным
процессам социокультурной
Неэлита, т. е. низшие классы,
получали преимущества цивилизации
лишь отчасти, неся бремя издержек и
эксплуатации, связанное с ускорением
социокультурной динамики, процессами
модернизации. Неэлита опиралась
в данном случае на автохтонную социокультурную
традицию, нормативно-ценностную систему,
сложившуюся в рамках данной традиции.
Ей свойственна некоторая «
В целом весьма вероятна редукция,
т.е. упрощение, огрубление имплантированных
образцов. У.Ганнерс выдвинул теорию
«глобальной ойкумены». Он рассматривает
сценарий восприятия традиционными, незападными
обществами, трансплантированной западной
культуры. Наиболее распространенный
сценарий, заключающейся в
Модернизация усиливает существующие различия в политической национальной культуре элиты и неэлиты, в национальной политической культуре исчезает согласие по поводу основ жизни и целей данного народа. Таким образом, в течение длительного времени остается открытым вопрос: в какую сторону будет двигаться национальная культура в условиях, когда существует разновекторная направленность основных политических субкультур.
Политическая организация
современных обществ долгое время
рассматривалась в традиционных
обществах как нечто
Модернизация расширяет
спектр возможностей и общий потенциал
развития культуры и общества. Если
говорить о глобальной модернизации,
то она возможна только как восприятие,
интериоризация институциональной
сферы общества модерна. Модернизация
представляет собой периодический
и систематический процесс
Модернизация представляет
собой векторное изменение
В модернизированных обществах, представленных в большинстве своем странами, относящимися к западной цивилизации, и обществах, находящихся на заключительных стадиях модернизации, доминирует универсальное, локальное выполняет компенсаторную функцию. Универсальное воплощается, прежде всего, в рыночной экономике, характеризующейся частной собственностью, относительно низким уровнем перераспределения, обменом, конкуренцией, наемным трудом, прибылью. Универсальное включает в себя нормы, ценности, модели поведения. Движение к универсализму является движением к десакрализации мира, к разрушению архаического синкрезиса в культуре и обществе, приоритету прав личности. Приоритет личности в отношении любых общественных структур доминирует.
Движение к универсализму
во многом тождественно
В области государственного
строительства,
Социокультурную сферу российского
общества необходимо рассматривать
в процессе исторической динамики,
продолжающихся модернизационных процессов,
имеющую разновекторную направленность
на почву и цивилизацию. Российская
культура открыта воздействиям
как с Запада, так и с Востока.
Причем Запад и Восток понимаются
нами не в узко географическом смысле,
а как различные
Россия встала на путь «догоняющей
модернизации», когда заимствовались
технологические приемы, инструментальные
знания, относящиеся к сферам промышленности,
науки, военного дела. Авторитарный характер
государственной власти и политической
культуры сомнению практически не подвергался.
Петр I, посетив Европу, не заинтересовался
европейской демократией и
На этот, антимодернизационный
по своей сути, подход указывает
Г.Нодия, характеризуя опыт уже советский,
совсем недавний: «Посткоммунистическая
Россия более урбанизирована, индустриализирована
и грамотна, чем аграрная царская
Россия. Несмотря на это, остается верным,
что Россия в 1986 году была в значительно
большем расхождении с
Поскольку Россия не завершила
свой модернизационный проект, сопровождающийся
как движением вперед, так и
возвращением назад (за революцией до
сих пор следовала
Уникальность России, уникальность любого модернизирующегося общества не отменяет базовые парадигмы перемен. Каждое из них меняется, но флуктуации этих перемен не отменяют общей векторности развития. Россия не станет копией Франции или Германии, но станет более технологичным, информационным, открытым обществом. Основная, черная, модернизационная работа выполнена в России в рамках «консервативной советской модернизации». Ушла в прошлое Россия крестьянская, православная, общинная.
В рамках российского модернизационного проекта необходимы институциональные и ценностные трансформации. Такая большая страна, как Россия, не может делать ставку на эксплуатацию сохранившихся с домодернизационных времен природных и культурных объектов (например, на развитие туризма как локомотив национальной экономики), что, однако, возможно для менее обширных стран.
Позитивным, адаптационным выходом для российской социокультурной системы является снятие всех препятствий, ограничений на путях межкультурного взаимодействия между цивилизацией-донором, т.е. Западом, и цивилизацией-реципиентом, т.е. Россией, во всяком случае, в отношении институциональных форм организации социума, части ценностно-нормативной системы, технологий производства и потребления, моделей образа жизни. Минимум контроля над информационными потоками как внутри, так и на границах российской социокультурной системы, работа над созданием на всей территории России однородной, унифицированной с Единой Европой правовой среды - одна из актуальных задач нашей модернизации.
Естественными ограничителями на этом направлении являются национальная культура, язык и уровень экономического развития, уровень совокупной платежеспособности, способность оплатить инокультурные инновации.
Второй тип модернизации
часто отождествляют с
Российская социокультурная
традиция дихотомична начиная с
момента монголо-татарского нашествия,
до этого Киевская Русь развивалась
как европейское государство. Исторически
прослеживается противоборство демократической
и авторитарной традиции, взгляд на
Россию как на часть Европы и интерпретация
ее конфессиональных, политических, географических
особенностей в терминах авторитаризма,
этатизма, автаркии, характерных, скорее,
для социокультурной традиции восточных
деспотий. Отражением, квинтэссенцией
второго подхода стала
Известный российский ученый,
доктор философских наук Л. Поляков
к этой сдерживающей социокультурную
динамику триаде добавил фактор колонизации,
характерной переносом
Рассмотрим указанные базисные элементы торможения социокультурной динамики в России.
Христианство с момента своего возникновения несло в себе громадный творческий потенциал, именно с его возникновением начался долгий процесс освобождения личности от кровных, семейных, племенных, территориальных, языковых локальностей. Универсальный образ единого мира, которым впоследствии стал мир модерна, проистекает именно отсюда.
Родовые особенности Византийской империи, подчиненное, в отношении государственной власти, положение православной церкви оказали самое серьезное влияние на российскую государственность, религиозную традицию, все сферы социума и культуры.
А. Тойнби отмечает общую
негибкость византийской имперской
власти, выражающейся в жестком контроле,
противодействии разнообразию, экспериментированию
и творчеству, отсутствии минимальной
толерантности. «В православии в
период его роста мы не только не
обнаруживаем гильдебрандова папства;
нет здесь и самоуправляемых
университетов, подобных университетам
Болоньи и Парижа. Не видим мы
здесь и самоуправляемых
Византийская традиция предполагала противопоставление всему Западному миру, что во многом определяло оторванность российской культуры и социума от античности, культурных традиций и артефактов греко-римского нехристианского наследия.
В значительной мере русское
православие характеризуется
В своем отношении к
религии Россия во многом является
чистым листом, где на равных могут
конкурировать различные
Информация о работе Особенности процесса модернизации современного российского общества