Особенности социальной защиты воспитанников детских домов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы провести всесторонний анализ состояния и перспектив развития института социальной защиты воспитанников детских домов в современном российском обществе. Задачи исследования вытекают из поставленной цели и состоят в следующем: 1. выявить основное социальное содержание феномена сиротства его особенности и профилактика современной России; 2. рассмотреть функции государства и общественных организаций в системе социальной защиты воспитанников детских домов; 3 рассмотреть процесс адаптации и социализации воспитанников детских домов.

Содержание

Введение
Глава 1. Основное социальное содержание феномена сиротства его особенности и профилактика в современной России;
1.1 Проблемы социального сиротства
1.2 Профилактика современного сиротства
Глава 2. Функции государства и общественных организаций в системе социальной защиты воспитанников детских домов
2.1 Функции государства
2.2 Функции общественных организаций
Глава 3. Адаптация и социализация воспитанников детских домов
3.1 Адаптация воспитанников детских домов в современных социально-экономических в условиях
3. 2 Социализация воспитанников детских домов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 3 курс срб (1).doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

 

В силу несовершенства системы учёта, высокой динамики роста численности детей, утративших попечение родителей, точно количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране вряд ли возможно определить. По некоторым подсчётам, оно составляет от 500 до 700 тысяч.

 

В последние сто лет  нарастающий темп общественных преобразований захватил и сферу семейных отношений, традиционные формы которых стали  меняться: огромные патриархальные семьи  распадаются, количество детей в  семье неуклонно сокращается, тесные связи между её членами становятся ломкими и непрочными. В нашем веке семья, помимо всего прочего ещё и перестала быть той единственной средой, где воспитывается и развивается ребёнок.

 

Возникли разнообразные  типы детских учреждений - от прогулочных групп до детских домов. Одни учреждения дети посещают только днём, в других они живут пять дней в неделю, возвращаясь к родителям на субботу и воскресенье. В учреждениях третьего типа дети пребывают постоянно, лишь к некоторым из них изредка и ненадолго приходят родственники. Эти учреждения называются закрытыми.

 

Появление детских учреждений (институтов) вызвало весьма неоднозначное  отношение и стремление разобраться  в том, как они влияют на психическое  развитие детей, а также породило проблему «институализации», т. е. вопрос об особенностях формирования личности и поведение ребёнка, посещающего общественные детские учреждения. За рубежом долгое время широко бытовало убеждение, что развитие детей в таких учреждениях сильно отстаёт. Многие учёные подчёркивали губительное и необратимое негативное действие «институтов» на психику детей.

 

В настоящее время  приходится констатировать, что ко всему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения  родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют род качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.

 

Исследования показывают, что лишение детей материнской  заботы с последующей психической  депривацией в сиротских учреждениях, катастрофически сказываются на их социальном, психическом и физическом здоровье.

 

Большинству брошенных  детей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования необходимого для развития. Наблюдая у таких  детей тяжелые повреждения личности, самосознания и интеллектуального развития, ученые высказывали предположение о том, что эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам «момент отторжения». Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь. Дети, изолированные с рождения до шести месяцев навсегда, остаются менее разговорчивы, чем их сверстники из семей. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Разлука с матерью, начиная со второго года жизни, также ведет к печальным последствиям, не поддающимся реабилитации, хотя их интеллектуальное развитие может нормализироваться.

 

Сравнение особенностей адаптационных реакций детей, поступающих  в детские дошкольные учреждения и дошкольные детские дома показывает, что неблагоприятное течение адаптации в детских домах имеют 55% детей, а в детских садах - 3,4%[ Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. - г. Ростов-на-Дону: «Феникс»,2000. - 576с.]. Неблагоприятное течение адаптации проявляется в выраженных изменениях психоэмоциональной сферы, вегетативной регуляции, в формировании глубоких нервно - психологических расстройств, нарастании отрицательных эмоций, сложении функциональных возможностей и перенапряжении регуляторных механизмов.

 

Таким образом, проблема социально-психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без родителей требует объединения  усилий социальных работников, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы с каждым ребёнком, оказавшимся в детском доме, приюте, социальной гостинице, после интерната.

 

Сиротство - это перманентная социальная проблема, решить ее раз  и навсегда не возможно. Поэтому  социальная политика государства должна осуществляться в двух направлениях: профилактика социального сиротства (эффективная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям, половое просвещения и т.д.) и развитие системы социальной защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей[ Социальные науки и социальное образование (научная школа члена-корреспондента РАН В.И. Жукова). - М., 2004. 187 с. (Сер.: Научные школы МГСУ).].

 

Нестабильность социально-экономической  и политической ситуации в стране значительно обострила проблемы социального сиротства. Кризис семьи, нарушение ее структуры и функций, падение жизненного уровня, обесценивание морально- нравственных идеалов, изменение ориентиров ведут к значительному росту социальной дезадаптации детей, которая, прежде всего, проявляется в утрате социальных связей с семьей, ведет к обострению проблем социального сиротства, росту числа несовершеннолетних бродяг, подростков "группы риска".

 

Так из-за безответственных родителей, которые ведут аморальный образ жизни, их дети без должного присмотра и недостатка положительного общения и воспитания попадают в «группу риска». Дети переживают, как правило моральные травмы, в связи с потерей родителей. Им не хватает общения со взрослыми, с близкими родственниками. Для того чтобы компенсировать этот недостаток, дети-сироты приобщаются к «уличной жизни», где приобретают негативные связи. В результате этого общения у них формируется социально негативный тип личности. Состояние здоровья ухудшается, происходит отставание в развитие и образовании.

 

Изучая факторы или  причины, определившие в сознании детей установку на бродячий образ жизни, прежде всего, тяжелое материальное положение семей, в которых родители не способны осуществлять нормальный воспитательный процесс. Материальный фактор напрямую влияет на общий моральный климат в семье и поведение старших членов семьи. Конфликты с родителями, пьянство, ссоры и наркомания последних, жестокое обращение с детьми - вторая основная детерминанта. Если она сопровождается неудачами в школе, создается комплекс причин, который предопределяет решение ребенка бежать из дома.

 

Беспризорный - несовершеннолетний, находящийся в социально опасном  положении, лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в  обстановке, представляющей опасность  для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия[ ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года № 120 - ФЗ. ].

 

Обобщенный портрет московского беспризорного: это юноша или девушка в возрасте 13-17 лет, в большинстве случаев иногородний, постоянно курящий, не упускающий случая выпить, если предоставляется такая возможность. В большинстве нынешний московский бродяга - это вчерашний школьник. Проблемы питания, пристанища, одежды вытесняют у него все прочие заботы[ Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности: Научно-методическое пособие для работников социальных приютов / Под общ. ред. Г.М. Иващенко; М-во труда и соц. развития РФ - М.: Просвещение, 2002. - 224с. ].

 

Криминальный способ добычи средств к существованию  во все времена был и остается сегодня одним из основных в среде  бродяг. Это карманные воры, воры «на доверии» и т.п. Часто они  действуют в компании со взрослыми «учителями». Беспризорники специализируются на воровстве имущества, выслеживают и обворовывают нетрезвых граждан, специализируется на обворовывании подмосковных дачных кооперативов. Уличные дети регулярно занимается попрошайничеством, сбором и реализацией стеклопосуды, время от времени работают. Они убирают мусор, либо работают грузчиками на рынках, в магазинах, занимаются мойкой автомобилей, промышляют на помойках, в мусорных баках, регулярно навещают загородные городские свалки. Летом часть бродяг занимаются сбором грибов и ягод, которые затем продают, некоторые из них ловят и продают рыбу.

 

Но и те, кто будто  бы не нарушает закон, в ряде случаев, по сути, проходят курсы организованной преступности. Есть и те, кто тем  или иным путем добывает средства к существованию, объединены в «бригады», платят дань «бригадиру» и, таким образом, на практике усваиваю понятия «общак», подчинение «авторитетам» и др.

 

Как подростки решают проблемы ночлега? Метрополитен и его  коммуникации пользуются популярностью у бродяг, затем следуют автобусные и железнодорожные вокзалы, ночлежки и притоны, заброшенные строения. Подвалы зданий, чердаки, коммуникации теплотрасс особенно привлекают зимой, а летом - городские парки, скверы служат местом временного обитания бродяг. Московские беспризорные являются постоянными потребителями наркотиков.

 

Права несовершеннолетних у нас в стране нарушаются повсеместно  и ежечасно. Общество озабочено, прежде всего, тем, чтобы защитить себя от малолетних правонарушителей, вот, и прячет их... за решетку. Куда меньше сил и внимания тратится на то, чтобы уберечь детей от преступного мира и вернут оступившихся к нормальной жизни. Существует ли в сегодняшней России политика, направленная на интересы детей, и почему не работает Конвенция о правах ребенка, ратифицированная десять лет назад.. Нарушение прав ребенка начинается в семье: 70% всех детских травм носят семейно-бытовой характер. В четверти всех семей в той или иной мере практикуется насилие над детьми. Однако жестокое обращение с ребенком в семье до сих пор не воспринимается обществом как проблема, требующая немедленного и квалифицированного вмешательства. Научно обоснованной системы предупреждения жестокости и насилия в семье не выработано. Побеги детей из воспитательных учреждений - массовое явление. Не менее 10% беглецов погибают. 17% проституток - несовершеннолетние девочки[ Комплексное социолого-криминалистическое исследование причин роста беспризорности среди несовершеннолетних и распространение наркомании в среде беспризорных в г. Москве //Дети улиц: Информационно-консультативный вестник. Выпуск № 1; Москва, 2002.]. Укореняется идея, что дети из неблагополучных семей независимо от их реальных способностей обречены заниматься лишь неквалифицированным трудом. Система помощи таким детям не только не налажена, но не существует в принципе. В отношении несовершеннолетних не исполняется трудовое законодательство: им чрезвычайно трудно найти работу, а установленные законодательством льготы при трудоустройстве лишь усугубляют их неконкурентоспособность на рынке труда. Если подросткам все же удается трудоустроиться, их зачастую используют на тяжелых и опасных низкооплачиваемых производствах, подвергают беспощадной эксплуатации. Статьи 18, 39 КЗоТ РФ, требующие оформления трудовых книжек и трудовых договоров, нарушаются, так что даже трудоустроенный подросток остается социально незащищенным. Положение усугубляется и тем, что подростки совершенно не представляют своих прав, не знают, куда обратиться за помощью, и даже в самых тяжелых обстоятельствах остаются предоставленными самим себе. Состояния дел с подростковой преступностью, с беспризорностью и безнадзорностью детей сегодня в действительности не знает никто, и милиция тоже. Независимые эксперты считают данные официальной статистики по этому вопросу крайне заниженными. Численность беспризорных детей в России, по данным МВД, составляет 2,5 млн. человек, а по данным независимых экспертов, превышает четыре миллиона. Безнадзорность и незанятость общественно полезным трудом приводит к неуклонному росту числа правонарушений среди несовершеннолетних, однако ювенильная юстиция - специальная система правосудия для несовершеннолетних - в нашей стране до сих пор не существует.

 

Такая мера пресечения, как  арест, применяется к несовершеннолетним необоснованно часто. Сроки содержания подростков в следственном изоляторе (до вынесения приговора, который может быть и оправдательным) недопустимо велики - от шести месяцев до трех лет. Эти дети формально вроде бы не поражены в правах, ведь суд еще не вынес им приговор, они только подозреваемые, но фактически уже наказаны. Лишены необходимой медицинской и юридической помощи, возможности учиться. Анализ детерминант детской беспризорности настоятельно требует смены стратегических приоритетов. Материальные трудности многих российских семей, выступающие основной причиной детской беспризорности и наркомании, есть следствие глубинных общественных процессов, и решить их путем предоставления дополнительной материальной помощи семьям не удастся. Поэтому главным объектом приложения усилий должны стать дети, попавшие в трудные условия, а не семьи их проживания. Такие дети должны выводиться из среды и обстоятельств, препятствующих их нормальной социализации, вовлекаться в формы деятельности и общения, формирующие у них качества полноценных членов общества, изолироваться от действия асоциальных и криминальных факторов...

 

Гражданская активность в деле защиты прав детей - сегодня  насущная необходимость. Без коренного  перелома в настроениях общества, которому давно пора повернуться лицом к детям, разрешить эти трагические проблемы не удастся.

 

     1.2Профиактика современного сиротства

Процессы реформирования всех областей социальной жизни и  поиски современных путей решения  основных социальных проблем, происходящие в нашей стране, болезненно отражаются на наименее социально защищенных категориях граждан.

 

В сфере социальной защиты детства ключевой проблемой стало  социальное сиротство. Неблагоприятная  демографическая ситуация в России усугубляется за счет того, что с  каждым годом при общей рождаемости относительно большее количество детей рождается в неблагополучных семьях. Не случайно семейная и демографическая политика, защита прав детей объявлены одними из стратегических приоритетов государственной политики. По официальным данным, на фоне сокращения общей численности детей число детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, продолжает увеличиваться. Основная причина роста социального сиротства объясняется сложной социально-экономической ситуацией в стране и, как следствие, широким распространением семейного неблагополучия, а также отсутствием механизмов выявления «трудных» семей на ранней стадии, недостаточной профилактикой данной проблемы.

Информация о работе Особенности социальной защиты воспитанников детских домов