Особенности социальной защиты воспитанников детских домов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы провести всесторонний анализ состояния и перспектив развития института социальной защиты воспитанников детских домов в современном российском обществе. Задачи исследования вытекают из поставленной цели и состоят в следующем: 1. выявить основное социальное содержание феномена сиротства его особенности и профилактика современной России; 2. рассмотреть функции государства и общественных организаций в системе социальной защиты воспитанников детских домов; 3 рассмотреть процесс адаптации и социализации воспитанников детских домов.

Содержание

Введение
Глава 1. Основное социальное содержание феномена сиротства его особенности и профилактика в современной России;
1.1 Проблемы социального сиротства
1.2 Профилактика современного сиротства
Глава 2. Функции государства и общественных организаций в системе социальной защиты воспитанников детских домов
2.1 Функции государства
2.2 Функции общественных организаций
Глава 3. Адаптация и социализация воспитанников детских домов
3.1 Адаптация воспитанников детских домов в современных социально-экономических в условиях
3. 2 Социализация воспитанников детских домов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 3 курс срб (1).doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, результаты психологического обследования свидетельствуют  о проблемах развития личности воспитанников  детских домов во всех возрастных группах. Большие трудности и  отклонения от нормального становления  личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении целеустремленности, что приводит к ослаблению «силы личности». В старшей возрастной группе проявляется в снижении профессиональной пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия.

 

Для ребёнка, который  воспитывается вне семьи, агенты социализации (коллектив, сверстники, воспитатели детского дома). При  этом должно происходить социальное самоопределение – выбор детьми-сиротами своей роли в социальных отношениях.

 

Очень важен процесс  формирования представлений ребёнка  о социальной роли. Такие представления  у детей-сирот часто бывают искажены. Отсутствие нормальных для ребёнка  контактов (семья, друзья, соседи) приводит к тому, что образ роли создаётся на основе противоречивой информации, получаемой ребёнком из разных источников. Чаще всего источником информации для ребёнка о социальных ролях являются средства массовой информации и мнение сверстников. Формируется ложное представление о своей социальной роли как сироты.

 

В связи с ограничением социальных контактов детей-сирот  процесс их социализации затруднён. Он зависит от тех норм, принятых в социальном окружении ребёнка, которые регулируют требования к  нему и обеспечивают формирование его личности. Воспитанник детского дома воспринимает складывающиеся отношения между детьми и взрослыми как эталонные нормы отношений, при этом в качестве такой нормы выступает особое положение детей-сирот в обществе, что создаёт трудности для адекватного социального развития.

 

Трудности социализации детей-сирот. В процессе социализации решаются три группы задач: адаптация, автоматизация, активизация личности.

 

Решение этих задач, противоречивых и единых, существенно зависит  от многих внешних и внутренних факторов.

 

Социальная адаптация  предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автоматизация –  реализацию совокупности установок  на себя; устойчивость в поведении  и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, её самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автоматизации регулируется противоречивыми мотивами «Быть со всеми» и «Оставаться самим собой».

 

В условиях воспитания в  детском доме трудности, с которыми сталкивается ребёнок в процессе социализации, удваивается. Это происходит потому, что сама организация жизнеспособности детей в детском доме устроена таким образом, что у ребёнка формируется только одна ролевая позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль удерживает ребёнка в инфантильной иждивенческой позиции и блокирует проявление потенциальных возможностей.

 

Воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют  «быть сиротой», т.е. надеяться на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая о том, что можно опереться на собственные внутренние ресурсы.

 

У детей нет собственного личного пространства, где ребёнок  мог бы уединиться. В редких случаях  личным пространством может считаться  стены над кроватью, которую ребёнок может украсить по собственному усмотрению, и тумбочка с личными вещами, порядок и содержимое которой контролируется воспитателем. Жизнь в детском доме задаёт вынужденную публичность проживания.

 

В детском доме жестоко  регламентирован режим проживания (когда вставать, принимать пищу, играть, учиться, гулять, спать), не позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребёнка.

 

Условия организации  жизнедеятельности детей в детских  домах создают внешние трудности  для успешной социализации, у данной группы детей существуют внутренние трудности, которые связаны с особенностями их психического развития.

 

Наиболее серьёзным  следствием сиротства является утрата «базового доверия к миру», без  которого становится невозможно развитие таких важнейших новообразований личности как: автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде.

 

Без этих новообразований  ребёнок не может стать субъектом  межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность. Утрата «базового  доверия к миру» проявляется и в подозрительности, недоверчивости, агрессивности ребёнка и формировании невротического механизма.

 

Трудности социализации порождают гипертрофированную адаптированность к социальным процесса, т.е. непринятие норм отношений, складывающихся в социуме.

 

Вследствие последствий  аномальной социализации необходимо назвать  такие явления, как социальный аутизм (отстранение от окружающего мира), отставание в развитии.

 

Причины возникновения  трудностей вхождения ребёнка в  систему социальных отношений могут быть самые различные, но, прежде всего они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые предъявляет социум.

 

Критерии преодоления  трудностей социализации:

 

1) социальная адаптированность – способность адаптироваться к существующей системе отношений, овладеть социально-ролевым поведением;

2) устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям (автономность), сохранение своих индивидуальных качеств;

3) готовность к социальным действиям, саморазвитие и самореализация в возникающих трудных ситуациях (социальная активность), способность к самоопределению.

В основу организации  жизнедеятельности детского дома положены следующие принципы:

1) социализация: передача жизненного опыта при минимальном давлении на ребёнка со стороны воспитателя;

2) индивидуализация: учёт индивидуальных особенностей ребёнка, создание дифференцированных программ развития и саморазвития личности, основанной на результатах психолого-педагогического диагностирования;

3) оздоровление: восстановление психосоматического здоровья и профилактики заболеваний детей.

 

Таким образом, социализация – это процесс и результат  усвоения и активного воспроизводства  социального опыта, осуществляемого  в общение и деятельности.

 

Социальная адаптация  является одной из важнейшей сторон процесса социализации. Но если социализация представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает активное освоение человеком или группой новой социальной среды в относительно короткий промежуток времени.

 

Воспитанник становится полноценным членом общества, усваивающим  социальные нормы и культурные ценности.

 

Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию  человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации.

 

Социальный педагог  создает условия для адаптации  детей к новым условиям жизни, его позитивной социализации и последующей  социальной интеграции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подготовка детей-сирот  к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Федеральные законы гарантируют  права сирот на материальное обеспечение, на образование, на профессиональную подготовку. Сложилась система содержания, воспитания и обучения сирот в детских учреждениях интернатного типа, в частности, в детском доме. Разработаны механизмы выявления детей, нуждающихся в попечении государства, механизмы защиты их прав и законных интересов. Даже в нынешнее сложное время на нужды детей-сирот выделяются необходимые средства. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создаёт материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к самостоятельной жизни. Однако трудности перехода воспитанников государственного учреждения из специфического полуизолированного мира в самостоятельную жизнь существовали всегда, во всех странах, где преобладала интернатная система содержания детей-сирот.

 

Выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, чаще теряют работу или жильё, с трудом создают семью, легче становятся жертвами суицида. То есть, вхождение в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно.

 

Особенности социально-психологического статуса воспитанника детского дома обусловлены ситуацией развития, для которой характерно возникновение  психических дериваций (включающий в свою сложную структуру материнскую, когнитивную, эмоциональную и социальную), плюс ко всему они усугубляются специфическими условиями жизнедеятельности воспитанников в детском доме.

 

Особенности жизни детского дома: полузакрытый характер, коллективное содержание, вынужденный круг общения, избыточное педагогическое воздействие, ограничение свободы выбора принятия решения ограничивают возможности социализации.

 

Невозможность обеспечения  полноценных условий в детском  доме приводит к нарушению процесса социализации ребёнка-сироты, формированию в его психике таких черт, которые серьёзно затрудняют дальнейшую адаптацию к реальной жизни в социуме.

 

Подводя итоги хотелось бы еще раз отменить, что:

1. Эффективная социальная  защита детей-сирот, воспитывающихся  в детском доме, возможна только  при взаимодействии в работе  социального педагога, социального работника с государственными  учреждениями и общественными организациями, педагогами и специалистами детского дома по социализации воспитанников.

 

2. Профилактику социальных  проблем надо проводить постоянно  во все время пребывания воспитанников в детском доме.

 

3. Социализация, адаптация и социальная защита детей-сирот, воспитывающихся в детском доме, должна быть одним из главных направлений работы социального педагога и социального работника.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М.: Академия, 2001.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2003.

3. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: 4.Учебное пособие для студентов высших пед. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2000.

5. Дементьева И. Социальная адаптация детей-сирот // Социальная педагогика. - 2003. - №2. .

6. Дубровина И.Ю., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. - М., 2003.

7.Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004

8 .Катюхин В.Н. Дома-интернаты. - СПб, 2007.

9. Куликова А.А. Защита прав ребенка. - М.: ЭКСМО, 2005.

10. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство. - М., 2004.

11. Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под ред. Сластенина В.А. - М., 2000.

12. Немов Р.С. Психология. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 1994.

13. Нечаева A.M. Охрана детей-сирот в России (История и современность) -   М.: Дом, 1994.

14. Журавлёва Н. Зона безопасности для сирот//Социальная защита № 5, 2000.

15. Платонова А.А.Половое воспитание и подготовка к семейной жизни воспитанников детских домов и школ-интернатов//Вестник №4, 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Особенности социальной защиты воспитанников детских домов