Особенности социальной защиты воспитанников детских домов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы провести всесторонний анализ состояния и перспектив развития института социальной защиты воспитанников детских домов в современном российском обществе. Задачи исследования вытекают из поставленной цели и состоят в следующем: 1. выявить основное социальное содержание феномена сиротства его особенности и профилактика современной России; 2. рассмотреть функции государства и общественных организаций в системе социальной защиты воспитанников детских домов; 3 рассмотреть процесс адаптации и социализации воспитанников детских домов.

Содержание

Введение
Глава 1. Основное социальное содержание феномена сиротства его особенности и профилактика в современной России;
1.1 Проблемы социального сиротства
1.2 Профилактика современного сиротства
Глава 2. Функции государства и общественных организаций в системе социальной защиты воспитанников детских домов
2.1 Функции государства
2.2 Функции общественных организаций
Глава 3. Адаптация и социализация воспитанников детских домов
3.1 Адаптация воспитанников детских домов в современных социально-экономических в условиях
3. 2 Социализация воспитанников детских домов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 3 курс срб (1).doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

 

Приемная семья - это  форма устройства детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, на основании договора между  органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью), на срок, установленный договором. Согласно Положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в такой семье должно быть не более 8 детей. Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных, наследственных и других правоотношений, подобных отношениям между родителями и детьми, которые могут возникнуть в случае усыновления приемных детей. Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством. Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей.

 

Передача ребенка в  приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Запрещается, как и при усыновлении, разъединять братьев и сестер за исключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка. По разным подсчетам, в приемных семьях воспитывается от 5 до 10% детей-сирот.

 

Детская деревня «СОС - Киндердорф». Гуманной, личностно-ориентированной  формой учреждения для детей-сирот  можно считать детские деревни  «СОС - Киндердорф». В России уже  действуют три такие деревни - в пос. Томилино Московской области (на 100 детей), под Орлом и под Санкт-Петербургом[ Организация взаимодействия специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, с органами опеки и попечительства: Методические рекомендации. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2003. - 128].

 

Воспитание детей осуществляется в семье из 5 - 8 детей, которой руководит  одинокая женщина («мать»). Каждая семья  имеет дом, общее хозяйство («очаг»). В семье культивируются родственные  отношения и привязанности между  детьми. Двухэтажные коттеджи, которые занимают семьи, очень уютные, прекрасно оборудованы. В них есть все необходимое не только для хорошей жизни, но для развития детей. Такие условия уже сами по себе оказывают сильное реабилитационное воздействие. Дети ходят в школу и детский сад, находящиеся в поселке. После школы, в свободное от подготовки уроков время, с удовольствием помогают по хозяйству и на кухне.

 

Жизнь каждой семьи детской  деревни и обстановка в доме целиком  определяются желанием «мамы» и детей, их интересами и увлечениями. Семья как семья, дружная, многодетная, только без папы. До сих пор идут споры: хорошо ли для детей жить только с мамой? Несомненно, одно - для детей очень важно, что рядом с ними находится постоянный человек, взявший за них ответственность и стремящийся им помочь. В деревне «СОС - Киндердорф» детям возвращается семья, материнская забота, дом, а как самое важное - естественная нормальная детская жизнь, позволяющая каждому из них быть спокойным за будущее. К сожалению, обычный детский дом обеспечить этого в полной мере не может.

 

В России существуют три  типа учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей:

Дома ребенка для  детей в возрасте до 3 лет (до 4 лет - для детей-инвалидов), как для  детей, оставшихся без попечения  родителей, так и для обычных детей. Эти учреждения находятся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации.

 

Детские дома и школы-интернаты  различного типа для детей в возрасте от 3 до 18 лет, в основном оставшихся без попечения родителей; правда, такие учреждения могут принимать и прочих детей на временной основе из-за тяжелых семейных обстоятельств. Административно такие школы подчиняются Министерству образования Российской Федерации.

 

Специализированные детские  дома (интернаты) для детей-инвалидов  с тяжелыми нарушениями. Эти учреждения подчиняются Министерству труда и социального развития Российской Федерации.

 

С 1992 г. создание и финансирование детских учреждений возложены на региональные и местные органы власти (в большинстве случаев на последние). Федеральное правительство, через соответствующие министерства, устанавливает общие направления политики в области социальной защиты семьи и детства, обеспечивает методологическое руководство, нормы и инструкции для работы учреждений. Правительство также предоставляет частичное финансирование (в основном по линии президентской программы "Дети России") и средства для капитального ремонта и технического обслуживания детских учреждений.

 

Дома ребёнка. Дома ребенка  в России определяются как "медицинские  учреждения, созданные для воспитания и предоставления медицинской помощи детям, лишенным попечения родителей, а также детям с физическими и психическими нарушениями".[ Создание и функционирование домов ребенка регулируются несколькими документами, изданными Министерством здравоохранения СССР, куда входят приказ № 1525 «Об утверждении «Положения о доме ребенка» и «Инструкции о порядке приема детей в дом ребенка и выписке из него», а также Рабочая инструкция для медицинского персонала домов ребенка (все от 1986 года)». Дома ребенка бывают двух типов - общего и специализированного. Дома общего типа принимают детей до 3 лет, а специализированные дома (которые могут располагаться как в отдельном здании, так и занимать часть дома общего типа) принимают детей с различными нарушениями до 4 лет. ] Дети поступают в дома ребенка в двух основных случаях. Во-первых, это дети, от которых отказались родители, в основном незамужние матери подросткового возраста, которые не желают или не могут оставить ребенка. В большинстве случаев это происходит в роддоме и часто предлагается персоналом роддома. Родители более половины детей, содержащихся в домах ребенка, бросили их или отказались от них. Во-вторых, родители могут принять решение поместить своего ребенка в дом ребенка для диагностики и лечения, обычно когда ребенок страдает тяжелым врожденным или иным заболеванием. Все еще широко бытует убеждение, отнюдь не уникальное для России, что детей с нарушениями необходимо помещать в специализированный стационар. В случаях, когда ребенок поступает в дом ребенка по желанию родителей, подписывается контракт, в котором родители указывает срок, который ребенок проведет в доме малютки. Однако нередки случаи, когда в назначенный срок родители не забирают ребенка домой, таким образом, де-факто отказываясь от него. В некоторой степени это происходит из-за утери связи с ребенком, когда его оставляют в доме ребенка[ Tolfree ссылается на работу, проведенную Дартингтонским сектором социальных исследований Великобритании. В ней подчеркивается проблема «отмирающих связей», т.е. контакты между ребенком, находящимся на воспитании, и его семьей имеют тенденцию к ослаблению с течением времени. Во избежание этого явления или по крайней мере для снижения вероятности его проявления такие контакты необходимы и должны поощряться персоналом дома ребенка, т.е. родителей следует обязать участвовать в уходе за своим ребенком. ].

 

Из дома ребенка детей  либо возвращают родителям, усыновляют, устраивают под опеку или в  приемную семью, либо переводят в  детский дом или интернат по достижении ими 3 лет (или, как в случае с детьми-инвалидами, в специальное учреждение для таких детей, в возрасте 4 лет).

 

Дома ребёнка и развитие ребёнка на ранних этапах жизни. Невзирая на те усилия, которые были предприняты  в последние годы в России, чтобы  повысить качество ухода за детьми в домах ребенка, серьезные проблемы, связанные с недостаточным уровнем  ухода за детьми младенческого и младшего возраста в государственных учреждениях, остаются нерешенными.

 

Дома ребенка в состоянии  обеспечить лишь некоторые элементы ухода за ребенком в раннем возрасте, например те, что связаны с его  физической безопасностью и питанием. В то же самое время, в силу своих особенностей, они не могут создать такую обстановку, которая стимулировала бы в детях развитие познавательных способностей, двигательных навыков, социального поведения и речи, создавала бы возможности для развивающих игр и взаимодействия со взрослыми и другими детьми и обеспечивала бы непрерывную стимуляцию всех органов чувств. В домах ребенка дети распределяются по группам, существует неизменный распорядок дня, несколько воспитателей работают посменно, текучесть персонала может быть очень высокой и т.д. Даже лучшие из домов не могут дать младенцу той любви, привязанности и внимания, которые ему необходимы для нормального развития. Таким образом, никакого удивления не вызывает тот факт, что даже у детей, поступивших в такие учреждения совершенно здоровыми, впоследствии наблюдается задержка развития. Негативные последствия для дальнейшего развития ребенка системы ухода, существующей в государственных детских учреждениях, послужили той основой, на которой в середине 1950-х годов в западных странах возникло и набрало силу движение, направленное на ликвидацию института детских учреждений; в результате целенаправленной политики, оно к началу 1980-х годов привело к исчезновению заведений, аналогичных тем, что функционируют ныне в России.[ Отчет ООН 1951 г. «О материнском уходе и психическом здоровье», сделанный Джоном Боулби, явился поворотным пунктом в отношении специалистов и политиков к проблеме устройства детей в воспитательные учреждения. В отчете приводится подробный анализ значительного количества научных работ, иллюстрирующих негативные последствия институциональных форм воспитания на развитие детей. ]

 

По-видимому, у специалистов в России существуют две точки  зрения на проблему домов ребенка. Сторонники первой утверждают, что такие дома "все еще необходимы", в особенности для устройства детей-сирот, больных детей и детей, чьи родители нуждаются или больны, "чтобы сохранить новую жизнь". Сторонники второй точки зрения выступают за радикальное изменение политики в этой сфере в пользу профилактических мер и программ по привлечению отдельных семей и общественности к решению данной проблемы. В Самарской области начиная с 1993 г. именно такой подход получил развитие. В результате комплексных, тщательно спланированных и последовательных усилий в области удалось реорганизовать местную систему защиты семьи и детства и снизить количество детей, поступающих в детские учреждения. Более того, в области был закрыт один из таких домов.[ Исследовательские данные в области физиологии, диетологии, здравоохранения, социологии, психологии и образования свидетельствуют, что первые годы жизни ребенка являются решающими процессе становления его интеллекта, личности и социального поведения. Исследования показывают, что в основе развития интеллекта происходит до 7 лет. Первый год жизни является важнейшим этапом в процессе физического развития, дети, чьё развитие в этот период протекает в неблагоприятных условиях, подвержены риску возникновения задержки или умственной отсталости.]

 

Детские дома и учреждения интернатного типа. Детские дома и школы-интернаты предназначаются для детей в возрасте от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей. Они также могут служить для временного размещения - на период до 1 года - детей из неполных семей, детей безработных, беженцев, перемещенных лиц, а также детей, чьи родители стали жертвами стихийных бедствий и не имеют определенного места жительства. Родные братья и сестры не разлучаются

 

2.2 функции общественных  организаций

Функции общественных организаций  в помощи воспитанникам детских домов заключаются в следующем:

1) Программа социального патроната (кураторство).

 

Социальный патронат осуществляется при самостоятельном  проживании выпускника. Признано, что  молодым людям в начале самостоятельной  жизни необходим близкий взрослый человек, к которому можно обратиться за практическим советом и эмоциональной поддержкой. Для выпускника детского дома таким человеком может стать патронатный воспитатель – куратор. При этом подросток проживает не в его семье, а на собственной жилплощади или в общежитии по месту учебы. Степень поддержки и помощи определяется нуждами подростка: от ежедневных встреч по инициативе патронатного воспитателя до обращения за помощью по мере необходимости со стороны выпускника. За куратором может закрепляться разное количество сирот. Это определяется возможностями патронатной семьи и потребностями выпускников. Программа социального патроната направлена на поиск, отбор, обучение кураторов, отбор и подготовка выпускников, организацию социального патроната над нуждающимися в поддержке.

2)  Программа семейных  центров.

Положение о семейном центре определяет его как форму  устройства детей (воспитанников детских  домов, получивших основное общее образование) на воспитание в семью. Семейный центр  предполагает проживание 6-8 воспитанников с семейной парой в помещении, предоставляемом детским домом. Это особая форма патронатного воспитания, при которой ребята (подростки и старшеклассники) воспитываются в патронатной семье небольшой группой. Программа семейных центров направлена на организацию среды жизнедеятельности (предоставление помещений и бытовых условий), отбор и обучение воспитателей семейных центров, подготовку выпускников к размещению, профессиональное сопровождение в ходе реализации программы социальной адаптации для каждого выпускника.

 

Семейные центры являются своего рода «буфером» между жизнью в детском доме и самостоятельной  жизнью. Наличие такого промежуточного звенаобеспечивает менее болезненный  и постепенный переход к самостоятельному независимому проживанию. Семейный центр сохраняет определенную преемственность между жизнью в детском доме и самостоятельной жизнью: с одной стороны, это группа подростков из числа выпускников детских домов, но, с другой стороны, организация жизни и быта приближена к семейным условиям. Семейный центр позволяет постепенно осуществить переход с «объектной» позиции воспитанника детского дома (о нем заботились, его обеспечивали) на «субъектную» позицию выпускника (сам решает свои проблемы). В семейном центре со временем будет уменьшаться объем вопросов, решаемых за воспитанника, а будет увеличиваться объем вопросов, решаемых воспитанником самостоятельно, то есть постепенно будет уменьшаться контроль со стороны взрослого и будет увеличиваться самостоятельность воспитанника. Каждый воспитанник семейного центра получает возможность прохождения процесса постинтернатной адаптации в индивидуальном темпе, так как срок пребывания в семейном центре может быть от года до 4 лет, в зависимости от успешности прохождения индивидуальной программы социальной адаптации, успехов воспитанника.

 

Основные задачи работы семейного центра связаны с основными  направлениями его деятельности: Во-первых, центр решает задачу создания социально-педагогической среды, обеспечивающей психологическую комфортность и социально-правовую поддержку выпускников интернатных учреждений. Специфика данной среды в семейных условиях жизнедеятельности и реализации программы социальной адаптации каждого воспитанника. Данная программа находит отражение в плане индивидуального развития подростка. Во-вторых, в центре обеспечивается индивидуальное комплексное сопровождение процесса постинтернатной адаптации каждого воспитанника (основные направления – медицинское, социальное, психологическое, педагогическое). Профессиональное сопровождение позволяет планировать попечение, осуществлять помощь и контроль за развитием воспитанника. И третья задача – это диагностика и коррекция процесса постинтернатной адаптации.

 

Семейный центр позволяет  формировать позитивные формы социальной адаптации: способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей (ориентация в законах, правах и способах их реализации, готовность к выполнению своих обязанностей), потребность в труде как образе жизни, позитивное отношение к людям, способность делать выбор, принимать решение и нести за него ответственность(то есть активное отношение к себе и к своей жизни).

 

Основываясь на общих  целях, задачах, принципах, семейные центры могут иметь специфику. Одни из них  нацелены на работу с выпускниками детских домов, которые продолжат обучение в профессиональных училищах. Это те воспитанники, которые вызывают наибольшие опасения в силу состояния их здоровья, особенностей социально-психологического статуса. Другие ставят своей задачей работу со студентами колледжей, а также со старшеклассницами общеобразовательной школы, планирующими поступление в колледжи и вузы.

3) Программа постинтернатной адаптации и социализации выпускников детских домов и школ-интернатов на базе профессиональных училищ и колледжей.

 

Данная программа проводится непосредственно на базе общежитий, где проживают большие группы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (до 60 чел.). Она направлена на психолого-социальную поддержку выпускников детских домов и школ-интернатов, обучающихся в училище (колледже), помощь им в постинтернатной адаптации и приобретении позитивных адекватных навыков самостоятельной жизни, организацию досуга. Формами участия в социальном партнерстве с данными целями для благотворительного фонда «Надежда» являются: оказание благотворительной помощи в ходе реализации программы; обеспечение специалистов училища необходимыми учебными материалами; проведение семинаров и тренингов по вопросам выполнения программы; рассмотрение и утверждение предложений училища по изменению и дополнению программы, ее корректировка с учетом интересов воспитанников; осуществление контроля над ходом выполнения программы. Профессиональное училище (колледж), со своей стороны, строит работу с учетом совместной деятельности (обязуется выполнять программу); возлагает дополнительные должностные обязанности на работников училища, привлекаемых к работе по программе; координирует их деятельность; предоставляет необходимую информацию.

Информация о работе Особенности социальной защиты воспитанников детских домов