Особенности социальной защиты воспитанников детских домов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы провести всесторонний анализ состояния и перспектив развития института социальной защиты воспитанников детских домов в современном российском обществе. Задачи исследования вытекают из поставленной цели и состоят в следующем: 1. выявить основное социальное содержание феномена сиротства его особенности и профилактика современной России; 2. рассмотреть функции государства и общественных организаций в системе социальной защиты воспитанников детских домов; 3 рассмотреть процесс адаптации и социализации воспитанников детских домов.

Содержание

Введение
Глава 1. Основное социальное содержание феномена сиротства его особенности и профилактика в современной России;
1.1 Проблемы социального сиротства
1.2 Профилактика современного сиротства
Глава 2. Функции государства и общественных организаций в системе социальной защиты воспитанников детских домов
2.1 Функции государства
2.2 Функции общественных организаций
Глава 3. Адаптация и социализация воспитанников детских домов
3.1 Адаптация воспитанников детских домов в современных социально-экономических в условиях
3. 2 Социализация воспитанников детских домов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 3 курс срб (1).doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

 

Программа имеет несколько  сквозных тем, составляющих четыре основных блока: образование, работа, социальное окружение, бытовые и жизненные навыки. Формы работы с выпускниками: индивидуальное консультирование и практические задания, групповые занятия (лекции, тренинги), создание групп поддержки, экскурсионные поездки и посещение государственных предприятий и учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.  адаптация и социализация воспитанников детских домов

      3.1Адаптация воспитанников детских домов в современных социально-        экономических в условиях

 

В наше непростое время  социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

 

У воспитанников детских  домов масса проблем, так как в государственном учреждении у них нет чувства постоянного дома. Некоторым детям приходилось менять до шести населенных пунктов, включая место рождения и обучения после окончания школы, четыре или пять детских учреждений. В 15–18 лет подростки вынуждены уходить из детского дома в неизвестность, решать проблему жилья, прописки. Для некоторых закончить учебу – это начать скитаться. К статусу сироты добавляется статус мигранта, маргинала и чужака.

 

Дети-сироты становятся мигрантами в раннем возрасте и сохраняют этот статус в течение многих лет, доказывая, что миграция не географический факт, а социальное явление. Р. Парк считает, что миграцию не стоит отождествлять с простым движением. Как минимум, она заключает в себе изменение места жительства и разрушение домашних связей [5]. Домашние связи у сирот разрушаются несколько раз:

 

1) собственно домашние  связи и разлучение с родственниками;

 

2) домашние связи, когда  ребенок начинает считать детское  учреждение – домом, а воспитателей  и детей – родственниками. Подобные переезды оставляют психологическую травму на всю жизнь.

 

Переезд из одного учреждения в другое для одних воспитанников  – ожидание чего-то нового, для других – страх перед будущим. Те, кого обижали в детском доме, ждут, что жизнь переменится к лучшему.

 

Исследование показало, что кроме характера, воспитания, здоровья на адаптацию сироты влияет наличие родственников и отношения, которые с ними формируются. Попадая  в детские учреждения, дети полностью  теряют все родственные связи.

 

У детей-сирот на протяжении истории призрения была возможность повысить свой статус в государственном учреждении относительно беспризорного. Это реализуется за счет государства и за счет образования или профессии, которые обязательно стараются дать ребенку в воспитательном учреждении. На этом пути сироты часто ограничены в получении школьного образования, многие из них не могут учиться в обычной школе, равняться в своих знаниях на детей, у которых есть родители.

 

Молодые люди из числа  сирот не конкурентоспособны на современном рынке труда. А полученные профессии – невостребованные. Те немногие неправительственные организации, которые сегодня начали работать и готовы помочь сиротам в трудоустройстве, исполняют роль формальных и неформальных каналов трудоустройства: знакомства, рекомендации, биржи труда.

 

Ограничения с получением специальности и работы связаны  с жилищной проблемой. Закон предписывает выпускнику государственного учреждения возвращаться по месту рождения, с  которым иногда связан только сам  факт рождения.

 

Сироты, которые не общались с родителями во время пребывания в детском учреждении, или ничего не знают о своих родителях, начинают наводить о них справки. Некоторые молодые люди это делают после окончания школы, но чаще всего после ПТУ, другого учебного заведения, после службы в армии. Когда приходится устраиваться на работу и заново решать проблему прописки и жилья. Одни молодые люди могут узнать только о том, что родители были, но теперь их больше нет, другим удается получить сведения и о своей бывшей прописке или месте проживания, а значит – претендовать на жилье.

 

Если родители и дети соглашаются жить вместе, то нередко  молодые люди начинают вести такой  же асоциальный образ жизни, как  и их родители. Можно говорить о  негативной адаптации.

 

Иногда сами дети, делая вывод, что лучшая защита – это нападение, начинают издеваться над родителями, выгоняют их, продают жилье.

 

В некоторых случаях  подросткам легче ассоциировать  себя с негативной средой. Стать  бомжами, вступить в банду, но не возвращаться к своим родителям.

 

После получения профессии  жилищная проблема приобретает новое  качество: необходима работа, где обязательно  обеспечат прописку. Но сегодня многие организации не имеют общежитий. Трудно воспользоваться и квотами, которые предусмотрены по трудоустройству. Сироты часто остаются без прописки, а центр занятости с такими людьми не работает.

 

Среди сирот много  бомжей, так же как и людей, совершивших  противоправные действия. После пребывания в местах лишения свободы проблемы адаптации приобретает новое  звучание.

 

Жилищная проблема накладывает отпечаток, а иногда и определяет весь процесс социализации детей-сирот. Большинство из них получают опыт борьбы за жилье и прописку в возрасте 14–18 лет. Проходя все ступени «жилищной социализации»: знакомство с родителями, обращение в судебные органы, проходят комиссию по жилищным вопросам, в некоторых случаях проходят через суд, вымогательство. В результате получают негативный жизненный опыт: бездомность, бродяжничество, пьянство, воровство, проституция, болезни.

 

До окончания школы (9 или 11 классов) дети-сироты находятся в одном пространстве – детском учреждении, разной степени открытости/ закрытости и представляют собой определенную группу детей, подростков, связанных территориальным единством. Дети каждой группы (детского учреждения) живут в одинаковых условиях, получают одинаковое воспитание и образование, имеют один социальный статус – воспитанника. На наш взгляд сироты, по крайней мере, одного учебного заведения, тяготеют друг к другу.

 

Причина того, что дети объединены в группировку «воспитанники детского дома», заключается в опеке государства и в отсутствии родительской заботы. Коллективное единство – детское учреждение. Новый коллектив, как и все общество вне детского учреждения – чужие. Если адаптация проходит успешно, то чужак становится своим, «вписывается» в группу.

 

Многие не имеют важных адаптационных ресурсов: материальных (жилье, востребованная профессия, сбережения) и психологических (адекватное воспитание, поддержка родственников) .

 

В совремённых экономических условиях огромное значение придают экономическому образованию детей. С 1992 года для изучения в школы введены программы: «Введение в экономику» и «Основы экономики и предпринимательства».

 

Сотрудники детских  домов заинтересованы в активизации  адаптации воспитанников к новым социально-экономическим условиям. Это даст возможность подготовить воспитанников к ориентации в финансовой сфере .

 

Основным критерием  эффективности работы по социальной адаптации воспитанников является высокий уровень их адаптированности к самостоятельной жизни в обществе после выпуска из детского дома. В качестве основных показателей адаптированности можно отметить:

 

– насколько успешно  воспитанник сумел дальше продолжить свое образование, получить профессиональную подготовку;

 

– насколько успешно воспитанник сумел устроиться на работу;

 

– насколько успешно  он сумел создать свою семью, воспитать  своих детей;

 

– развитие социальной активности, самостоятельности, ответственности;

 

– отсутствие девиантного  поведения.

 

В личностной сфере показателем успешности адаптации является то, насколько выпускник умеет строить «образ жизни, достойного Человека», строить свою жизненную перспективу, ставить и успешно решать задачи на этом пути, производить сознательный выбор и брать на себя ответственность за этот выбор.

 

Наблюдение за выпускниками Тарногского детского дома показывает, что на сегодняшний момент уровень  социальной адаптации воспитанников  является недостаточным.

 

У воспитанников низкая успеваемость, большинство заканчивает  лишь 9 классов, и поступают после выпуска в ПТУ лишь незначительное количество в высшие учебные заведения.

 

К сожалению не все  воспитанники заканчивают учиться (по разным причинам: отчислены или  бросили учебу) и далеко не все  закончившие сумели потом устроиться на работу по полученной специальности (или вообще устроиться на работу).

 

Для нормального развития личности необходимо удовлетворение не только биологических, но и социальных, духовных потребностей ребенка.

 

Если удалось воспитать  личность с осознанным отношением к  себе, другим, обществу, Родине и т.д., личность с активной жизненной позицией, умеющую строить жизненную перспективу, конструктивно решать конфликты, умеющую взаимодействовать с окружающими, – то можно смело прогнозировать успешную социальную адаптацию такой личности

 

После получения профессии  жилищная проблема приобретает новое  качество: необходима работа, где обязательно  обеспечат прописку. Но сегодня многие организации не имеют общежитий. Трудно воспользоваться и квотами, которые предусмотрены по трудоустройству. Сироты часто остаются без прописки, а центр занятости с такими людьми не работает. Жилищная проблема накладывает отпечаток, а иногда и определяет весь процесс социализации детей-сирот. Большинство из них получают опыт борьбы за жилье и прописку в возрасте 14–18 лет. Проходя все ступени «жилищной социализации»: знакомство с родителями, обращение в судебные органы, проходят комиссию по жилищным вопросам, в некоторых случаях проходят через суд, вымогательство. Получают негативный жизненный опыт: бездомность, бродяжничество, пьянство, воровство, проституция, болезни. Многие не имеют важных адаптационных ресурсов: материальных (жилье, востребованная профессия, сбережения) и психологических (адекватное воспитание, поддержка родственников).

 

3. 2 Социализация воспитанников детских  домов

Психологически социальная адаптация выступает как единство аккомодации (усвоение правил среды, «уподобление ей») и ассимиляции (уподобление  себе, преобразование среды). Среда  воздействует на личность, которая, избирательно воспринимает, перерабатывает и реагирует на эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой, а личность активно воздействуют на среду. Такой механизм адаптации, складываясь в процессе социализации личности, становится основой её поведения и деятельности .

 

Социализация – процесс  и результат усвоения и активного  воспроизводства индивидом социального  опыта, осуществляемый в общении  и деятельности .

 

Социализация – это  процесс становления человека частью социальной общности, какой-либо группы людей, общности. При этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируется качества личности.

 

Для человека социальные отношения являются той средой, в  которой он реализует свои потребности, где он приобретает главные черты, отличающие его от других обитателей Земли.

 

Существует два подхода  сущности социализации, различающими представлениями о человеке и  его роли в процессе собственного развития. Так одни исследователи  указывают, что содержания процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производственной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социализации.

 

Другой подход связан с тем, что человек становится полноценным членом общества, выступает  не только объектом, но и субъектом  социализации. Как субъект он усваивает  социальные нормы, культурные ценности в обществе, не только адаптируется к обществу, активно участвует в процессе социализации, а влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства. Социализируясь, человек реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и на окружающих людей.

 

Родившись, ребёнок сразу попадает в мир социальных отношений – мир отношений между людьми, где каждый человек играет много ролей: семьянина, друга, соседа, жителя города, деревни. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. Отсутствие контактов приводит к тому, что образ роли создаётся на основе противоречивой информации, получаемой ребёнком из различных источников. У воспитанников формируется представление о своей социальной роли как сироты.

 

В связи с трудностями  социализации не решаются задачи адаптации.

Информация о работе Особенности социальной защиты воспитанников детских домов