Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:29, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть понятие наркомании среди подростков как социально-педагогическую проблему.
Задачи работы:
Рассмотреть понятие «наркомания» в психолого-педагогической литературе
Охарактеризовать факторы и причины наркомании среди подростков
Описать деятельность социального педагога по профилактике наркомании среди подростков
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1
1.1 Сущность и содержание понятия наркомании……………………………5
1.2 Проблемы профилактики наркомании в России…………………………12
1.3 Проблема наркомании в социальной педагогике………………………...15
Глава 2
2.1 Факторы и причины наркомании среди подростков……………………..23
2.2 Уязвимость подростков перед наркотической зависимостью…………...31
Глава 3
3.1 Социально-педагогическая деятельность по профилактике наркомании среди подростков……………………………………………………………......36
3.2 Социально-педагогические технологии профилактики наркомании……42
3.3 Программа социально-педагогической работы по профилактике наркомании………………………………………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………....53
Литература……………………………………………………………………….54
Приложение……………………………………………………………………...57
Федеральное агентство по образованию
Сочинский государственный университет
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: методика и технология работы социального педагога.
тема: « Особенности социально – педагогической деятельности в работе по профилактике наркомании »
Выполнила: ИВАНОВА Ю. А.
Проверила: к. пед. наук, доцент.
Сочи 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1
1.1 Сущность и содержание понятия наркомании……………………………5
1.2 Проблемы профилактики наркомании в России…………………………12
1.3 Проблема наркомании в социальной педагогике………………………...15
Глава 2
2.1 Факторы и причины наркомании среди подростков……………………..23
2.2 Уязвимость подростков
перед наркотической
Глава 3
3.1 Социально-педагогическая
деятельность по профилактике
наркомании среди подростков………
3.2 Социально-педагогические
технологии профилактики
3.3 Программа социально-педагогической
работы по профилактике наркомании……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность проблемы профилактики наркоманий определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков, что создало предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодежи. Распространение наркомании приняло за последнее десятилетие угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Недоступность большинству населения информации о вреде наркотиков, причинах возникновения, формирования и распространения наркоманий, методах противодействия наркозависимости делает малоэффективной антинаркотическую пропаганду. Отсутствие эффективной молодежной антинаркотической политики, нередкие откровения поп-кумиров, привели к формированию неотразимо привлекательной для молодежи наркотической субкультуры. Установлено, что чем раньше произошло приобщение к психоактивным веществам, тем быстрее формируется наркозависимость , тем тяжелее течение наркомании как болезни, больше негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления наркотиков (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний), и тем меньше эффективность профилактических, коррекционных и реабилитационных программ.
В настоящее время в экстренной профилактической помощи нуждается значительная группа детей и подростков, которые в силу особенностей своего поведения, школьной и социальной дезадаптации выпадают из общего числа более благополучных сверстников, и, следовательно, не охвачены программами первичной профилактики.
Увеличение числа
Теоретические основы исследования составили: по проблемам наркомании среди подростков (Курек Н.С., Мудрик А. В., Шульга Т.И. и др.); по факторам и причинам наркомании среди подростков (Волков Б.С., Еникеева Д.Д., Ковалев С.В. и др.); по социально-педагогической деятельности по профилактике наркомании среди подростков (Галагузова М.А., Сирота Н.А., Шакурова М.В. и др.).
Цель исследования: раскрыть понятие наркомании среди подростков как социально-педагогическую проблему.
Задачи работы:
Объект исследования: наркомания как социально-педагогическое явление.
Предмет исследования: процесс деятельности социального педагога по профилактике наркомании среди подростков.
Методы исследования: анализ психологической, педагогической, социально-педагогической, юридической литературы.
Глава 1
1.1 Сущность и содержание понятия наркомании.
В жизнь человеческого общества наркотики вошли несколько тысячелетий тому назад. Употребление наркотиков первоначально было связано с религиозными и бытовыми обычаями в местах произрастания содержащих их растений – так называемых зонных, очагах природного наркотизма. Такими зонами являются: Азия, где растут опийный мак (содержащий опий, затем преобразующийся в морфий) и дающая гашиш конопля; Южная и Латинская Америка (растение кока(кат), из которого добывается кокаин); Северная Африка (индийская конопля – из пыльцы которой получают гашиш, марихуану, анашу) [1].
Термин «наркомания» происходит от греческих слов narke – оцепенение, онемение и mania – безумие, страсть, влечение, пристрастие к употреблению наркотиков, приводящее к тяжелым нарушениям физических и психических функций.
Наркомания – группа заболеваний, которые проявляются влечением к постоянному приёму в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической или физической зависимости от них с развитием абстиненции после прекращения их приема. К наркомании относится пристрастие к веществам, которые согласно списку постоянного комитета по контролю наркотиков, утвержденному Минздравом РФ, отнесены к наркотическим веществам.
Наркотики – это такие химические вещества синтетического или растительного происхождения, лекарственные средства, которые оказывают особое, специфическое действие на нервную систему, весь организм человека [2].
Комитет Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) определяет наркоманию как состояние, характеризующееся неотвратимой потребностью в наркотике, добыванием его всевозможными средствами, стремлением к постоянному повышению доз, приводящему к физической и моральной деградации личности и вредным для общества социальным последствиям [3].
Наркотическими средства признаются только в тех случаях, если отвечают трем критериям, а именно:
Наряду с наркоманией существует токсикомания. Термин «токсикомания» применяется для определения заболевания в тех случаях, когда оно вызвано злоупотреблением какими-либо веществами (химическими, растительными и лекарственными), официально на текущий момент к наркотикам не отнесенным. К веществам вызывающим токсикоманию, относят некоторые препараты бытового назначения: всевозможные растворители, лаки, этиловый спирт и другие.
Если рассматривать термин «наркомания» в социально педагогическом аспекте, то можно определить, что наркомания — это форма девиантного поведения, которая выражается в физической или психической зависимости от наркотиков, постепенно приводящей детский организм к физическому и психическому истощению и социальной дезадаптации личности.
Главная опасность наркомании
не столько в нанесении
Вопросы формирования наркотической зависимости в подростковом возрасте привлекают к себе все более пристальное внимание специалистов различных областей, так как количество подростков, втянутых в наркоманию, возрастает с каждым годом. Кроме того, известен тот факт, что лишь незначительная часть несовершеннолетних, страдающих наркоманией, обращается за помощью самостоятельно, в то время как 5-7% от всех подростков уже имеют опыт хотя бы разового употребления наркотиков.
Эффективность профилактических мероприятий подростковой наркомании крайне низка, и одной из причин этого является недостаточное знание специфики подросткового возраста.
Подростковый возраст, как отмечалось выше, имеет свои особенности, он труден в социально-психологическом плане. У подростков ярко выражена познавательная активность и в то же время высокая социальная конфликтность. Отмечается значительная нервно-психическая неустойчивость, дисгармоничное развитие личности, низкий самоконтроль. Вместе с тем наблюдается высокая активность организма на фоне недостаточно сформированных защитных сил. В этом возрасте отсутствует внимание к своему здоровью. Подростки стремятся к самоутверждению и самостоятельности, активно добиваясь этого различными способами.
Одним из важнейших факторов, влияющих на формирование личности подростка, являются подростковые поведенческие реакции:
— группирование со сверстниками;
— эмансипация — стремление выйти из-под опеки взрослых;
— чувство протеста и оппозиции — когда в ответ на излишнее «давление взрослых», подросток демонстративно начинает курить, употреблять психоактивные вещества, в том числе наркотики и алкоголь;
— иммитация — копирование подростками поведения взрослых без должной критичности к некоторым его проявлениям.
Употребление наркотических
веществ стало серьезной
— массовым увеличением злоупотребления наркотическими препаратами среди детей и подростков, причем у подростков влечение к наркотику очень долго остается психическим;
— «омоложением» контингента лиц, употребляющих наркотические средства, до возраста 13-14 лет;
— переходом от «легко
доступных» психоактивных веществ,
какими являлись в 80-х годах транквилизаторы,
барбитураты, препараты конопли, к
таким дорогостоящим и
— распространением более
опасных форм употребления наркотических
веществ (например, внутривенные инъекции)
в группе; симптомом наркотической
зависимости подростка
— удовлетворением любопытства подростка относительно действия наркотического вещества; познанием приносящего удовольствие, нового, волнующего и таящего опасность опыта, достижением чувства полного расслабления, а иногда «ясности мышления» и «творческого вдохновения». Применение наркотиков взрослыми редко диктуется любопытством. Здесь выступают другие мотивы — стремление добиться спокойствия, легкости, душевного равновесия. Возникновение чувства любопытства по отношению к наркотикам говорит о широчайшем распространении в России «наркокультуры», которая подогревает это любопытство (ведь ни у кого не возникает желания из чувства любопытства попробовать воды из уличной лужи), и недостаточной борьбе с ней государственных и общественных институтов;
— изменением социального статуса подростков, начинающих употреблять наркотические препараты. Если еще лет пять тому назад это были дети из неблагополучных семей, где ведущими были такие асоциальные факторы, как пьянство или криминальность родителей, жестокие внутрисемейные отношения, то на сегодняшний день число наркоманов пополняется подростками из благополучных семей с высоким достатком. Существующая в этих семьях финансовая свобода подростка, достаток денежных средств, невысокие морально-этические нормы приводят к формированию особой молодежной субкультуры, в которой ведущей ценностью становится свободное времяпрепровождение, а наркотики выступают атрибутом определенного стиля жизни. Престижные дискотеки, концерты рок-звезд, молодежные «тусовки» становятся теми «наркоопасными» местами, в которых свободно продаются и принимаются наркотики.