Особенности социально – педагогической деятельности в работе по профилактике наркомании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: раскрыть понятие наркомании среди подростков как социально-педагогическую проблему.
Задачи работы:
Рассмотреть понятие «наркомания» в психолого-педагогической литературе
Охарактеризовать факторы и причины наркомании среди подростков
Описать деятельность социального педагога по профилактике наркомании среди подростков

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1
1.1 Сущность и содержание понятия наркомании……………………………5
1.2 Проблемы профилактики наркомании в России…………………………12
1.3 Проблема наркомании в социальной педагогике………………………...15
Глава 2
2.1 Факторы и причины наркомании среди подростков……………………..23
2.2 Уязвимость подростков перед наркотической зависимостью…………...31
Глава 3
3.1 Социально-педагогическая деятельность по профилактике наркомании среди подростков……………………………………………………………......36
3.2 Социально-педагогические технологии профилактики наркомании……42
3.3 Программа социально-педагогической работы по профилактике наркомании………………………………………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………....53
Литература……………………………………………………………………….54
Приложение……………………………………………………………………...57

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

 

                                          Значение этапа:

1) развитие у учащихся  таких жизненных навыков, как,  например, навыки принятия решения,  общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;

2) формирование потребности  в здоровом образе жизни, осознание  ценности собственного здоровья  и ответственности за него;

3) повышение уровня  психосоциальной адаптации детей;

4) выработка активной  жизненной позиции, исключающей  использование наркотиков и алкоголя  в качестве средства ухода  от жизненных проблем.

Третий этап: заключительный.

Время проведения: май (конец  месяца).

Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании.

Задачи:

1) выделить основные  недостатки и достижения в  проделанной работе;

2) определить изменения  личностной позиции учащихся  в отношении проблемы наркомании;

3) определить дальнейшее  направление работы по предупреждению наркомании.

Методы:

1) анализ отчетной  документации;

2) опрос, беседа;

3) анонимное анкетирование. 

Примечание. Сравнение  результатов первичного и повторного анкетирования дает возможность:

1) изучить характер  изменений в отношении учащихся  к употреблению наркотических веществ;

2) выявить наиболее  устойчивые факторы, способствующие  приобщению детей и подростков  к наркотикам;

3) определить динамику  целевых групп.

Значение этапа:

1) позволяет обобщить  и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения антинаркотической работы;

2) сделать выводы об  эффективности предлагаемой системы  профилактики;

3) на основании выделенных  тенденций и закономерностей  осуществить планирование дальнейшей  работы по профилактике наркомании.

Начальная школа.

Цели: первичной профилактики наркозависимости в начальной школе:       Адаптация учащихся к школе

Задачи:

-Налаживание взаимодействия  школы и семьи

-Формирование традиций  в каждом конкретном классе: празднование  дней рождений детей, общепринятых  праздников (Новый год, День учителя и т.д.), специфических праздников для данного класса, школы, города, совместные поездки на природу, походы в театры, на выставки

-Формирование у детей  здорового образа жизни.

Одна из важнейших  причин начала употребления ПАВ детьми и подростками – дезадаптация в социуме. Известно, что у многих детей имеется синдром школьной дезадаптации. И, соответственно, эти дети попадают в «группу риска» наркозависимости. Поэтому основная цель первичной профилактики наркозависимости на начальном этапе – успешная адаптация всех учащихся первых классов  школе.

Критерии отслеживания эффективности предложенной системы  работы:

-Изменение количества  детей, попадающих в «группу  риска» при поступлении в первый  класс и при окончании четвертого  класса

-Изменение представленности причин, по которым дети попадают в «группу риска»

Система мероприятий  по первичной профилактике  
наркозависимости в начальной школе.

 

Мероприятия

Сроки 
проведения

Кто  
проводит

Диагностика учащихся с  целью выделения «группы риска», дальнейшего прогноза

сентябрь 
1-й класс

психолог

Ведение курса «Введение  в школьную жизнь» с целью предотвращения дезадаптации

сентябрь 
1-й класс

психолог

Диагностика уровня адаптации  детей к школе

октябрь-ноябрь 
1-й класс

психолог

Коррекционные занятия для детей, испытывающих трудности при адаптации к школе

ноябрь-январь 
1-й класс

психолог

Повторная диагностика  с целью отслеживания результатов  коррекционной работы

февраль 
1-й класс

психолог

Реализация программы  «Я – школьник», направленной на обучение навыкам общения, оптимизацию самооценки, повышение социальной компетенции

4-й класс 

психолог

Театрализированные представления  на тему здоровья. Каждый класс готовит 3-4 сценки

1-4 классы

Кл. рук

Диагностика функционального  состояния учащихся, наличия у них тревожности, депрессивности; уровня их самооценки, их успешности в учебной деятельности, степени адаптированности, готовности к средней школе с целью выделения учащихся «группы риска»

4-й класс 
март-апрель

психолог

Сравнительный анализ «группы  риска» наркозависимости  с целью отслеживания эффективности программы профилактики наркозависимости

апрель-май

психолог

Проведение родительских собраний, в т.ч. «нестандартных», для  родителей с целью информирования о факторах риска наркозависимости детей; факторах, препятствующих наркозависимости и т.д.

в течение всего обучения в начальной школе

Кл. рук.

Организация совместной деятельности детей и родителей, ориентированной на здоровый образ  жизни (выезды на природу, соревнования «Папа, мама, я – здоровая семья» и т.д.)

в течение всего обучения в начальной школе

Кл. рук.

Информирование педагогов  и факторах риска наркозависимости детей (стиль педагогического общения  как стрессовый фактор)

каникулы

психолог

Тренинг для учителей начальных классов «Формирование навыков педагогического общения» (8 занятий)

каникулы

психолог 


 

Средняя школа.

Цели первичной  профилактики наркозависимости в средней  школе:

предотвращение употребления подростками ПАВ, формирование у подростков здорового образа жизни.

Задачи:

-Формирование позитивного отношения подростков к себе

-Формирование ответственности  за свое поведение

-Формирование у подростков  негативного отношения к наркотикам  и их употреблению

   Большую негативную  роль в формировании наркозависимости  у подростков играют психологические факторы риска – неадекватная самооценка, неспособность идентифицировать или выразить чувства, низкая стрессоустойчивость, высокая подверженность влиянию групповых норм, повышенная тревожность, импульсивность и т.д.

    В связи  с этим, при проведении мероприятий по профилактике наркозависимости в средней школе акцент необходимо делать на психологическую работу с подростками. Это – специфическая и неспецифическая диагностика, тренинги, дискуссии.

Критерии отслеживания эффективности предложенной программы:

Предлагается два способа  отслеживания эффективности

Отслеживание эффективности  всей программы в целом. Критерии:

-Появление у подростков  устойчивых интересов

-Повышение успеваемости

-Изменение количества  детей, состоящих в «группе  риска»

-Изменение представленности причин, по которым дети попадают в «группу риска»

      Отслеживание  эффективности каждого проводимого  мероприятия. После проведения  мероприятий (родительские собрания, тренинги, дискуссии,) проводится анкетирование,  опросы участников (детей, родителей) с целью отслеживания эффективности мероприятия, динамики отношения к проблеме, динамики осознания проблемы. Формы отслеживания: анкетирование, тестирование, опросы экспертов. сочинения, наблюдение, социометрии.

Система мероприятий  по первичной профилактике  
наркозависимости в школе.

Мероприятия

Сроки 
проведения

Кто  
проводит

Совещания при директоре  с целью введения педагогов  в  проблему, получения от них поддержки  в реализации системы работы

сентябрь-октябрь

Администрация

Обучающие семинары для педагогов. Темы: «Возрастные особенности подростков», «Особенности отношения детей к наркотикам», «Факторы риска наркозависимости», «Стиль педагогического общения как стрессовый фактор» и т.д.

каникулы

психолог  
школы

Тренинг для педагогов, работающих в средней школе «Формирование навыков педагогического общения»

каникулы

психолог 

Тематический всеобуч  для родителей Темы: «Сексуальное развитие подростков», «Особенности обучения», «Особенности отношения подростков к наркотикам», «Индивидуально-типологические особенности детей», «Психологические особенности подростков» и т.д.

постоянно

психолог школы, классные руководители

Неспецифическая диагностика  подростков

-выявление «группы  риска» наркоза-висимости

- выявление индивидуально-личностных  особенностей подростков

сентябрь

психолог школы, классные руководители

Специфическая диагностика  подростков

- выявление отношения  подростков к наркотикам и  их употреблению

- выявление объема  знаний и представлений подростков  о наркотиках

ежегодно

психолог школы

Постоянный анализ информации, полученной в результате неспецифической  и специфической диагностики, с  целью определения тематик лекций, бесед, дискуссий с подростками

ежегодно

психолог школы

Проведение тематических бесед, дискуссий с подростками  по различным аспектам проблемы

1 раз в четверть

классный руководитель

Тренинги для подростков с целью формирования у них  ответственности за свое поведение: «Тренинг уверенного поведения», «Тренинг общения», «Умение сказать «нет»  и т.д.

1 раз в год

психологи

Организация досуговых мероприятий с целью формирования у подростков принятия себя через вовлечение в новые виды деятельности

постоянно

завуч по ВР, классные рук.

Организация правовой пропаганды, информационно-просветительской работы с обучающимися, родителями, преподавателями по вопросам предупреждения и пресечения правонарушений связанных с оборотом наркотиков


 

 

Координацию деятельности по реализации программы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, который определяет содержание конкретных мероприятий по программе, организует их выполнение. Основными исполнителями мероприятий Программы являются : психолог, педагоги, учащиеся и их родители. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Употребление наркотиков - одна из наиболее серьезных молодежных проблем в нашей стране. Количество наркоманов постоянно растет, а средний возраст их уменьшается. Проблема усугубляется криминальной ситуацией, риском заражения различными инфекциями, включая СПИД.

Лечение и освобождение от наркотической зависимости - это  целый комплекс медицинских и социальных мероприятий. Их реализация сопряжена с большими материальными и моральными затратами, а положительный исход возможен далеко не всегда, так как на сегодня адекватной системы помощи наркозависимым в России не существует.

Исходя из этого, нельзя рассматривать лечение на стадии сформировавшейся зависимости как единственное средство борьбы с распространением наркомании. Такой подход не дает и не может дать положительного результата. Основной акцент должен ставиться на профилактические, превентивные меры. Во всем мире школьные программы - это наиболее распространенные формы антинаркотического просвещения и в настоящий момент они многим кажутся панацеей. Но параллельно необходимы программы для родителей, учителей, а также профилактика на местном территориальном уровне, так как школьное просвещение чаще всего не достигает подростков, которые больше всего в нем нуждается, тех кто редко посещает школу или ушел из нее.

Для объективного определения  серьезности и размеров проблемы, связанной с употреблением наркотиков в немедицинских целях и для оценки эффективности политики в области наркопотребления необходимо использовать весь объем информации о распространенности данного явления и связанных с ним факторах индивидуального и социально-культурного порядка.

 

 

Литература

 

  1. Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде МО РФ. - М.,2000.

2.       Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. - М., 2000.

3.        Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад Министерства Образования // Образование. - 2004. - № 2.

4.       Профилактика пьянства, наркомании, токсикомании, курения, СПИДа.- М.,1991.

5.        Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика.- М.-Воронеж, 2002.

6.        Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология ранней наркомании. Самара, 1997г.

7.        Шакиров М. Наркобизнес в России. — М., 1998.

8.        Богданович Л.А. Наркомания: Педагогическая профилактика // Биология в школе. — 1998. — № 2.

9.    Колосов Д. В. Наркомания: Сущность и социальные последствия // Политическое образование. — 1998. -- № 4.

10.     Галагузова  М.А. Социальная педагогика: курс лекций. – М., 2003.

11.  Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью / Под науч. ред. А.М. Шипициной, Л.С. Шпилени. - СПб., 2003.

12.    Бабаян З.А., Гонопольский М.Х. Учебное пособие по наркологии. — М.. 1991.

13.  Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. — М., 1999.

14.   Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С. В. Березина. — Самара, 1999.

15.    Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства и наркомании среди молодежи. — М., 1989.

16.      Абазов 3. Профилактика наркомании // Советская юстиция. — 1997. — № 18.

17.   Социальная педагогика: курс лекций; учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под редакцией М.А. Галагузовой. - : М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

18.    Основы  педагогики: учеб. пособие / Под редакцией Е.А Коновальчик, А.И Жук, И.И Казимирская, О.Л. Жук - : Минск., Аверсэв, 2003.

19.     Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. – СПб., 2005.

20.   Подросток на перекрестке эпох. / Под ред. Кривцовой С.В. - М.: Генезис, 2000.

21.     Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. Москва, 1986г.

22. Фортова Л.К. Социально-педагогические основы предупреждения алкоголизма и наркомании среди детей и молодежи. — Владимир, 1996.

23. Наркотики: Проблемы организации профилактической работы в молодежной среде: Материалы, исследования, тезисы / Под ред. С.С.Гиля, О.В.Морозовой. — Омск, 2000.

24.  Педагогическая профилактика наркомании в школе / Под ред. А. Г. Макеевой. — М., 1999.

25.     ДанилинА., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков. - М.,2001.

26.     Егоров А.Ю. Возрастная наркология. - М.,2002.

27.     Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание. - М. - Воронеж, 2003.

28.  Курек Н.С. Нарушение психической активности и злоупотребление ПАВ.- СПб., 2001.

29.   Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления. - М., 2003.

30.   Предпосылки развития наркозависимости у подростков [Электронный ресурс] / Сост. Аксарова А.Р., Исмагзамова Р.М., Кашапова С.К., Майорова А.Г. – Режим доступа // http: www.narkotikam.net. – Заглавие с экрана.

Информация о работе Особенности социально – педагогической деятельности в работе по профилактике наркомании