Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:29, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть понятие наркомании среди подростков как социально-педагогическую проблему.
Задачи работы:
Рассмотреть понятие «наркомания» в психолого-педагогической литературе
Охарактеризовать факторы и причины наркомании среди подростков
Описать деятельность социального педагога по профилактике наркомании среди подростков
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1
1.1 Сущность и содержание понятия наркомании……………………………5
1.2 Проблемы профилактики наркомании в России…………………………12
1.3 Проблема наркомании в социальной педагогике………………………...15
Глава 2
2.1 Факторы и причины наркомании среди подростков……………………..23
2.2 Уязвимость подростков перед наркотической зависимостью…………...31
Глава 3
3.1 Социально-педагогическая деятельность по профилактике наркомании среди подростков……………………………………………………………......36
3.2 Социально-педагогические технологии профилактики наркомании……42
3.3 Программа социально-педагогической работы по профилактике наркомании………………………………………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………....53
Литература……………………………………………………………………….54
Приложение……………………………………………………………………...57
1) развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;
2) формирование потребности
в здоровом образе жизни,
3) повышение уровня психосоциальной адаптации детей;
4) выработка активной
жизненной позиции,
Третий этап: заключительный.
Время проведения: май (конец месяца).
Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании.
Задачи:
1) выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;
2) определить изменения
личностной позиции учащихся
в отношении проблемы
3) определить дальнейшее
направление работы по
Методы:
1) анализ отчетной документации;
2) опрос, беседа;
3) анонимное анкетирование.
Примечание. Сравнение результатов первичного и повторного анкетирования дает возможность:
1) изучить характер
изменений в отношении
2) выявить наиболее
устойчивые факторы,
3) определить динамику целевых групп.
Значение этапа:
1) позволяет обобщить
и систематизировать
2) сделать выводы об
эффективности предлагаемой
3) на основании выделенных
тенденций и закономерностей
осуществить планирование
Начальная школа.
Цели: первичной профилактики наркозависимости в начальной школе: Адаптация учащихся к школе
Задачи:
-Налаживание взаимодействия школы и семьи
-Формирование традиций
в каждом конкретном классе: празднование
дней рождений детей,
-Формирование у детей здорового образа жизни.
Одна из важнейших причин начала употребления ПАВ детьми и подростками – дезадаптация в социуме. Известно, что у многих детей имеется синдром школьной дезадаптации. И, соответственно, эти дети попадают в «группу риска» наркозависимости. Поэтому основная цель первичной профилактики наркозависимости на начальном этапе – успешная адаптация всех учащихся первых классов школе.
Критерии отслеживания эффективности предложенной системы работы:
-Изменение количества
детей, попадающих в «группу
риска» при поступлении в
-Изменение представленности причин, по которым дети попадают в «группу риска»
Система мероприятий
по первичной профилактике
наркозависимости в начальной школе.
Мероприятия |
Сроки |
Кто |
Диагностика учащихся с
целью выделения «группы риска» |
сентябрь |
психолог |
Ведение курса «Введение в школьную жизнь» с целью предотвращения дезадаптации |
сентябрь |
психолог |
Диагностика уровня адаптации детей к школе |
октябрь-ноябрь |
психолог |
Коррекционные занятия для детей, испытывающих трудности при адаптации к школе |
ноябрь-январь |
психолог |
Повторная диагностика с целью отслеживания результатов коррекционной работы |
февраль |
психолог |
Реализация программы «Я – школьник», направленной на обучение навыкам общения, оптимизацию самооценки, повышение социальной компетенции |
4-й класс |
психолог |
Театрализированные |
1-4 классы |
Кл. рук |
Диагностика функционального состояния учащихся, наличия у них тревожности, депрессивности; уровня их самооценки, их успешности в учебной деятельности, степени адаптированности, готовности к средней школе с целью выделения учащихся «группы риска» |
4-й класс |
психолог |
Сравнительный анализ «группы риска» наркозависимости с целью отслеживания эффективности программы профилактики наркозависимости |
апрель-май |
психолог |
Проведение родительских
собраний, в т.ч. «нестандартных», для
родителей с целью |
в течение всего обучения в начальной школе |
Кл. рук. |
Организация совместной деятельности детей и родителей, ориентированной на здоровый образ жизни (выезды на природу, соревнования «Папа, мама, я – здоровая семья» и т.д.) |
в течение всего обучения в начальной школе |
Кл. рук. |
Информирование педагогов
и факторах риска наркозависимости
детей (стиль педагогического |
каникулы |
психолог |
Тренинг для учителей
начальных классов «Формировани |
каникулы |
психолог |
Средняя школа.
Цели первичной профилактики наркозависимости в средней школе:
предотвращение употребления подростками ПАВ, формирование у подростков здорового образа жизни.
Задачи:
-Формирование позитивного отношения подростков к себе
-Формирование ответственности за свое поведение
-Формирование у подростков
негативного отношения к
Большую негативную
роль в формировании
В связи с этим, при проведении мероприятий по профилактике наркозависимости в средней школе акцент необходимо делать на психологическую работу с подростками. Это – специфическая и неспецифическая диагностика, тренинги, дискуссии.
Критерии отслеживания эффективности предложенной программы:
Предлагается два способа отслеживания эффективности
Отслеживание эффективности всей программы в целом. Критерии:
-Появление у подростков устойчивых интересов
-Повышение успеваемости
-Изменение количества детей, состоящих в «группе риска»
-Изменение представленности причин, по которым дети попадают в «группу риска»
Отслеживание
эффективности каждого
Система мероприятий
по первичной профилактике
наркозависимости в школе.
Мероприятия |
Сроки |
Кто |
Совещания при директоре с целью введения педагогов в проблему, получения от них поддержки в реализации системы работы |
сентябрь-октябрь |
Администрация |
Обучающие семинары для педагогов. Темы: «Возрастные особенности подростков», «Особенности отношения детей к наркотикам», «Факторы риска наркозависимости», «Стиль педагогического общения как стрессовый фактор» и т.д. |
каникулы |
психолог |
Тренинг для педагогов, работающих в средней школе «Формирование навыков педагогического общения» |
каникулы |
психолог |
Тематический всеобуч для родителей Темы: «Сексуальное развитие подростков», «Особенности обучения», «Особенности отношения подростков к наркотикам», «Индивидуально-типологические особенности детей», «Психологические особенности подростков» и т.д. |
постоянно |
психолог школы, классные руководители |
Неспецифическая диагностика подростков -выявление «группы риска» наркоза-висимости - выявление индивидуально- |
сентябрь |
психолог школы, классные руководители |
Специфическая диагностика подростков - выявление отношения подростков к наркотикам и их употреблению - выявление объема
знаний и представлений |
ежегодно |
психолог школы |
Постоянный анализ информации,
полученной в результате неспецифической
и специфической диагностики, с
целью определения тематик |
ежегодно |
психолог школы |
Проведение тематических бесед, дискуссий с подростками по различным аспектам проблемы |
1 раз в четверть |
классный руководитель |
Тренинги для подростков с целью формирования у них ответственности за свое поведение: «Тренинг уверенного поведения», «Тренинг общения», «Умение сказать «нет» и т.д. |
1 раз в год |
психологи |
Организация досуговых мероприятий с целью формирования у подростков принятия себя через вовлечение в новые виды деятельности |
постоянно |
завуч по ВР, классные рук. |
Организация правовой пропаганды, информационно-просветительской работы с обучающимися, родителями, преподавателями по вопросам предупреждения и пресечения правонарушений связанных с оборотом наркотиков |
Координацию деятельности по реализации программы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, который определяет содержание конкретных мероприятий по программе, организует их выполнение. Основными исполнителями мероприятий Программы являются : психолог, педагоги, учащиеся и их родители.
Заключение
Употребление наркотиков - одна из наиболее серьезных молодежных проблем в нашей стране. Количество наркоманов постоянно растет, а средний возраст их уменьшается. Проблема усугубляется криминальной ситуацией, риском заражения различными инфекциями, включая СПИД.
Лечение и освобождение от наркотической зависимости - это целый комплекс медицинских и социальных мероприятий. Их реализация сопряжена с большими материальными и моральными затратами, а положительный исход возможен далеко не всегда, так как на сегодня адекватной системы помощи наркозависимым в России не существует.
Исходя из этого, нельзя рассматривать лечение на стадии сформировавшейся зависимости как единственное средство борьбы с распространением наркомании. Такой подход не дает и не может дать положительного результата. Основной акцент должен ставиться на профилактические, превентивные меры. Во всем мире школьные программы - это наиболее распространенные формы антинаркотического просвещения и в настоящий момент они многим кажутся панацеей. Но параллельно необходимы программы для родителей, учителей, а также профилактика на местном территориальном уровне, так как школьное просвещение чаще всего не достигает подростков, которые больше всего в нем нуждается, тех кто редко посещает школу или ушел из нее.
Для объективного определения серьезности и размеров проблемы, связанной с употреблением наркотиков в немедицинских целях и для оценки эффективности политики в области наркопотребления необходимо использовать весь объем информации о распространенности данного явления и связанных с ним факторах индивидуального и социально-культурного порядка.
Литература
2. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. - М., 2000.
3. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад Министерства Образования // Образование. - 2004. - № 2.
4. Профилактика пьянства, наркомании, токсикомании, курения, СПИДа.- М.,1991.
5. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика.- М.-Воронеж, 2002.
6. Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология ранней наркомании. Самара, 1997г.
7. Шакиров М. Наркобизнес в России. — М., 1998.
8. Богданович Л.А. Наркомания: Педагогическая профилактика // Биология в школе. — 1998. — № 2.
9. Колосов Д. В. Наркомания: Сущность и социальные последствия // Политическое образование. — 1998. -- № 4.
10. Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций. – М., 2003.
11. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью / Под науч. ред. А.М. Шипициной, Л.С. Шпилени. - СПб., 2003.
12. Бабаян З.А., Гонопольский М.Х. Учебное пособие по наркологии. — М.. 1991.
13. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. — М., 1999.
14. Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С. В. Березина. — Самара, 1999.
15. Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства и наркомании среди молодежи. — М., 1989.
16. Абазов 3. Профилактика наркомании // Советская юстиция. — 1997. — № 18.
17. Социальная педагогика: курс лекций; учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под редакцией М.А. Галагузовой. - : М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
18. Основы педагогики: учеб. пособие / Под редакцией Е.А Коновальчик, А.И Жук, И.И Казимирская, О.Л. Жук - : Минск., Аверсэв, 2003.
19. Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. – СПб., 2005.
20. Подросток на перекрестке эпох. / Под ред. Кривцовой С.В. - М.: Генезис, 2000.
21. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. Москва, 1986г.
22. Фортова Л.К. Социально-педагогические основы предупреждения алкоголизма и наркомании среди детей и молодежи. — Владимир, 1996.
23. Наркотики: Проблемы организации профилактической работы в молодежной среде: Материалы, исследования, тезисы / Под ред. С.С.Гиля, О.В.Морозовой. — Омск, 2000.
24. Педагогическая профилактика наркомании в школе / Под ред. А. Г. Макеевой. — М., 1999.
25. ДанилинА., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков. - М.,2001.
26. Егоров А.Ю. Возрастная наркология. - М.,2002.
27. Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание. - М. - Воронеж, 2003.
28. Курек Н.С. Нарушение психической активности и злоупотребление ПАВ.- СПб., 2001.
29. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления. - М., 2003.
30. Предпосылки развития наркозависимости у подростков [Электронный ресурс] / Сост. Аксарова А.Р., Исмагзамова Р.М., Кашапова С.К., Майорова А.Г. – Режим доступа // http: www.narkotikam.net. – Заглавие с экрана.