Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:29, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть понятие наркомании среди подростков как социально-педагогическую проблему.
Задачи работы:
Рассмотреть понятие «наркомания» в психолого-педагогической литературе
Охарактеризовать факторы и причины наркомании среди подростков
Описать деятельность социального педагога по профилактике наркомании среди подростков
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1
1.1 Сущность и содержание понятия наркомании……………………………5
1.2 Проблемы профилактики наркомании в России…………………………12
1.3 Проблема наркомании в социальной педагогике………………………...15
Глава 2
2.1 Факторы и причины наркомании среди подростков……………………..23
2.2 Уязвимость подростков перед наркотической зависимостью…………...31
Глава 3
3.1 Социально-педагогическая деятельность по профилактике наркомании среди подростков……………………………………………………………......36
3.2 Социально-педагогические технологии профилактики наркомании……42
3.3 Программа социально-педагогической работы по профилактике наркомании………………………………………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………....53
Литература……………………………………………………………………….54
Приложение……………………………………………………………………...57
Каковы положительные стороны информационных мероприятий?
Во-первых, они дают информацию, а во-вторых, позволяют получить обратную связь о степени знакомства с проблемой, как у подростков, так и у родителей. Чего не хватает лекциям, конференциям и семинарам? Для подростка в его возрасте необходимо переживать, чувствовать, понимать “через себя”, через собственные ощущения “нравится – не нравится”, “мое – не мое”. Лекции и семинары ограничиваются только рассуждениями и констатацией фактов, что может быть эффективным для взрослых людей. Для подростков, таким образом, лекции и другие информационные мероприятия могут оказаться просто безрезультатными.
Акции. Они ценны для подростков только тем, что вход на дискотеки и концерты по случаю акций бывает бесплатным или оплачивается чисто символически. Я думаю, ни один подросток после акций или дискотек еще не принял решение о том, будет ли он употреблять или нет. Хотя организация времени и досуга подростков – тоже важный момент профилактики.
Тренинги бывают разными: хорошими и плохими, эффективными и неэффективными, глупыми и “прикольными”. Например, есть тренинги, когда сидит группа подростков и громко друг другу говорит “Нет наркотикам”. Думаю, нет ничего абсурднее. Есть другие группы, на которых подростки разыгрывают сценки, ролевые игры, за сюжет которых берут собственные ситуации жизни. Здесь все зависит от психолога, который ведет тренинг: как он поведет себя, на что обратит внимание подростков и т.д. во многом определяет его эффективность. Есть группы, на которых подростки о наркомании вообще не разговаривают и даже не вспоминают. Эти группы, как оказалось, оказываются наиболее эффективными. Во-первых, потому, что разговаривать о наркотиках становится вообще не интересно, если есть другой предмет разговора – сам подросток. Во-вторых, предупреждать нужно не саму наркоманию, а ее причины: скуку, любопытство, внушаемость и т.д. В-третьих, подростка сложно напугать наркотиком, так как у него есть более сильные страхи (непринятия, одиночества, физической боли и т.д.), которые благополучно исчезают при употреблении этого “страшного” наркотического вещества, поэтому наркотик – это “лекарство от жизни”, “лекарство от испуга”, (стыда, застенчивости). Важно предложить ему другие “лекарства”, т.е. научить подростка переживать собственные неудачи, открыто выражать свои эмоции, доверять себе и своим родителям. В-четвертых, история наркомании имеет свои мифы, без которых не было бы самой наркомании. Мифы развеять сложно, особенно, если они поддерживаются не только родителями, но и друзьями, и даже СМИ. Их можно лишь опровергнуть (или подтвердить) собственным жизненным опытом, который подростки приобретают в процессе участия в тренингах.
Итак, убедить – нельзя. Заставить – нельзя. Запугать – нельзя. Можно лишь делать так, чтобы подросток понял, что быть не наркоманом для него лучше, чем быть наркоманом.
Каким образом?
Во-первых, личным примером. Подрастающее поколение чутко реагирует на окружающую обстановку, ценности, политические и экономические противоречия, неписаные правила. Подростки формируют ожидания и строят планы по поводу собственного будущего, и эти ожидания в какой – то степени зависят от культурной и исторической обстановки, в которой они живут. Однако строить ожидания в ситуации нестабильности и тревоги, характерной для нашей страны, оказывается опасным и бессмысленным, особенно когда взрослые люди, в частности родители, открыто это подчеркивают. Раньше в нашей стране кризис подросткового возраста сглаживался единой идеологической базой, уверенностью в будущем, ясностью перспективы. Сейчас подростки слышат от взрослых о безысходности, об отчуждении, о бесполезности существования, о том, что “умные люди никому не нужны”, о том, что “успеха добиваются только те, у кого есть деньги”, и т.д. Нестабильность в обществе порождает нестабильность отношений между взрослыми и детьми, полное отчуждение их друг от друга. Поэтому не переносить стоит на подростков свои проблемы, которые им бывают чужды и не понятны. Достаточно делиться своими переживаниями, выслушивая мнения своего сына или дочери, показывая, таким образом, готовность сотрудничать и уважение к их мнению.
Во-вторых, внимание на подростка надо обращать не только тогда, когда он что-то натворил или заболел. Это провокация. Это приглашение к вечной болезни и вечному хулиганству, что успешно совмещает в себе наркомания. Подростки, несмотря на внешнее отчуждение от взрослых, все еще прислушиваются к их мнению, а иногда общение с родителями становится для них жизненно важным.
Итак, для проведения профилактики стоит помнить следующее: глупо убеждать и запугивать. Можно лишь предложить или посоветовать.
Дети, принимающие наркотики,
нередко демонстрируют
В подростковом возрасте целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безаппеляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении – желанием уединиться, развязность соседствует с застенчивостью, романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью, искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью. Задача взрослого – с пониманием относится к такому поведению детей, однако не стоит забывать о том, что подростки знают о том, что их возраст – трудный, и умело манипулируют этим.
Главная цель Программы: создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на отрицательное отношение к наркотическим веществам.
Задачи Программы:
-разработать систему педагогических средств, направленную на предупреждение наркомании в рамках воспитательной системы;
-определить круг специалистов,
работа которых повысит
-развивать у детей понимание опасности и вреда наркотиков, алкоголя, никотина, других дурманящих средств для физического состояния организма и психики, духовного мира и личностных качеств человека, а также для общества в целом;
-формировать у подростков позитивное отношение к себе
и ответственность за свое поведение;
Основные направления реализации Программы:
Можно выделить три основных направления работы школы по профилактике наркомании:
1) Работа с детьми:
2) Работа с педагогическим составом:
3) Работа с родителями:
4) Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотический профилактики. (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях).
Ожидаемые результаты реализации программы:
Этапы реализации программы:
Первый этап: диагностирующий.
Время проведения: сентябрь
Цель: изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций употребления наркотических веществ.
Задачи:
Методы:
1) изучение материалов
общероссийских, областных и районных
социологических исследований
2) опрос и анкетирование
(анонимное) с целью изучения
состояния проблемы в
Значение этапа:
Анализ результатов анкетирования (на основании предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:
Второй этап: организационно-практический.
Время проведения: сентябрь – май.
Цель: реализация антинаркотической работы в образовательном учреждении.
Задачи:
1) предоставить детям
объективную, соответствующую
2) способствовать увеличению
знаний учащихся путем
3) учить детей лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;
4) создать условия
для формирования у детей
5) обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.
Методы работы:
1) информационный;
2) метод поведенческих
навыков (анализ и
3) конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).
Формы работы:
1) лекция;
2) беседа;
3) семинар;
4) конференция;
5) мини-спектакль;
6) психотерапевтические занятия;
7) тренинг;
8) ролевая и деловая игра;
9) мозговой штурм;
10) круглый стол;
11) дискуссия;
12) конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка);
13) социологический опрос;
14) показ видеоматериалов
с антинаркотическим
Возможная тематика мероприятий: