Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:29, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть понятие наркомании среди подростков как социально-педагогическую проблему.
Задачи работы:
Рассмотреть понятие «наркомания» в психолого-педагогической литературе
Охарактеризовать факторы и причины наркомании среди подростков
Описать деятельность социального педагога по профилактике наркомании среди подростков
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1
1.1 Сущность и содержание понятия наркомании……………………………5
1.2 Проблемы профилактики наркомании в России…………………………12
1.3 Проблема наркомании в социальной педагогике………………………...15
Глава 2
2.1 Факторы и причины наркомании среди подростков……………………..23
2.2 Уязвимость подростков перед наркотической зависимостью…………...31
Глава 3
3.1 Социально-педагогическая деятельность по профилактике наркомании среди подростков……………………………………………………………......36
3.2 Социально-педагогические технологии профилактики наркомании……42
3.3 Программа социально-педагогической работы по профилактике наркомании………………………………………………………………………48
Заключение……………………………………………………………………....53
Литература……………………………………………………………………….54
Приложение……………………………………………………………………...57
31. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2002.
32. Шульга Т.И. Психологические основы работы с детьми группы риска. - М., 1997.
Приложение № 1
Этот тренинг был проведен мною в МОУ Гимназии № 16, в 7 « Д »
классе.
План конспект.
Профилактика наркомании «Все в твоих руках».
Дата проведения:
Тема урока: Профилактика наркомании «Все в твоих руках».
Форма проведения: тренинг
Цель: содействовать установлению активной жизненной позиции школьников.
Задачи:
Ход занятия:
- Добрый день! Сегодняшний
классный час, я хочу провести
с вами вот в такой
- Искренность
-Активность
-Открытость
-Не перебиваем
-Можем дополнять
- Ставим мобилки на вибровызов
- Помогаем любому в сложной ситуации
- Этим правилам мы
сегодня следуем все. Я
Посмотрите, пожалуйста на «доску». Давайте прочтем то, что там написано.
Нажимаю кнопку «стоп»
Абсолют сойдется в точке…
Расcпадается полет…
Километры, лягут в строчки…
и Оскалится душа,
Микрокосмос свой теряя…
А я буду умирать,
На осколках псевдо рая…
И теперь с объятий ада,
Я прошу тебя: не надо…
О чем здесь идет речь? (о наркомании).
- Все вы, конечно же знаете о вреде наркомании, я не буду сегодня говорить много об этом, скажу лишь, что: • 91 % ВИЧ – инфицированных – наркоманы; • к окончанию школы 40 % детей пробовали наркотики, “сидят на игле” – 9% мальчиков, 5 % – девочек; • 1 наркоман за год втягивает в “порочный круг” до 4 человек.
- Ответьте на вопрос: Люди, пробующие наркотик особенные или такие же как мы?
- Так давайте попробуем теперь разобраться в причинах, которые толкают человека к наркотикам:
- Из любопытства. У
каждого человека в жизни
Одна пловчиха, решила переплыть самую бурную реку, чтоб попасть в книгу рекордов Гиннеса. Никто еще не совершал такого подвига. Заплыв был намечен на определенное число, собрались журналисты. На землю опустился сильный туман, но переносить мероприятие было невозможно. И вот девушка взяла старт. Рядом плыла страховочная лодка. Она старалась изо всех сил, но достигнув середины, подала знак, вытаскивать ее. На следующий день спортсменка с легкостью преодолела бурную реку, на удивление всем. И первый вопрос, который ей задали журналисты, был о том, почему же вчера ей не хватило сил? На что девушка ответила – « Я не видела цели.»
И, ведь, действительно, живя бесцельно человек, ничего не может добиться, он даже не знает, в какую сторону надо двигаться.
Упражнение 1.: Я предлагаю вам выбрать из списка человеческих стремлений пять, которые важны для вас. К чему стремятся люди в жизни. • Хорошее образование. • Хорошая работа и карьера. • Счастливая семья. • Слава. • Деньги, богатство. • Дружба. • Достижения в искусстве, музыке, спорте. • Уважение и восхищение окружающих. • Наука как познание нового. • Хорошее здоровье. • Уверенность в себе и самоуважение. • Хорошая пища. • Красивая одежда, ювелирные украшения. • Власть и положение. • Хороший дом, квартира. • Сохранение жизни и природы на земле. • Счастье близких людей. • Благополучие государства.
Не забывайте, что имея впереди цель вы будите двигаться в нужном направлении. - От одиночества
Упражнение 2: Давайте постараемся выяснить: Одиночество, это хорошо или плохо? Я предлагаю вам список позиций одиночества. Тот пункт, который не несет в себе ничего хорошего, мы будем обозначать «-«. Тот, из которого можно извлечь пользу «+»
Состояние депрессии
Возможность разобраться в себе, своих чувствах, мыслях
Не с кем поговорить
Не к кому прикоснуться
Возможность разобраться в своих ошибках.
Возможность приобретения нового опыта
Возможность раскрытия определенных склонностей.
Понижение самооценки
Возможность саморазвития
Возникновение страха, апатии и других губительных ощущений
Возможность для творчества.
Какой из этого мы можем сделать вывод? От нас самих зависит, как мы воспримем одиночество. Как используем это время: для саморазвития или саморазрушения. В знак протеста. Чтоб снять напряжение, злость.
Очень часто в нашей жизни происходят конфликты, в том числе и с родителями и с любимыми. В знак протеста уничтожать себя, просто глупо, можно придумать массу других возможностей высказать свое возмущение. Я предлагаю разбиться всем по четыре человека.
Игра «ВЫХОД». Задание каждой группе, найти выход из данной ситуации:
КАК ЖЕ СНЯТЬ НАПРЯЖЕНИЕ???
Послушать музыку
Пойти подышать свежим воздухом. Жизнь прекрасна вокруг!
Принять ванну, вода расслабляет. (желательно с настоем мяты)
Пошуметь, покричать.
Поплакать, это помогает, но не более 10 минут
Почитать, посмотреть телевизор – переключить внимание
Посчитать до 30 мысленно
Сконцентрировать внимание на постороннем объекте
Постараться не думать ни о чем, в течении 20-30 сек.
Заняться спортом (качать пресс), отличный выход для злости.
Заняться творчеством (писать, рисовать, вышивать и т.д.)
Заглянуть в глубины себя, осознать свою вину.
Обратиться к психологу, родителям, или к любому старшему человеку, которому ты доверяешь. Ведь эти люди уже прошли через это.
Обратиться к друзьям за поддержкой.
Ответить мысленно на вопросы:
- Что я чувствую сейчас(злость) - Из-за чего? (он меня обидел) – что я чувствовала тогда? ( обиду, боль) - Почему меня это задело? ( он мне не безразличен) – Почему? ( он умный, нежный и т.д.) – Мне он дорог? (да) – Какой должна быть я, чтобы он любил меня?
Вопросы можно составить различные к каждой ситуации. Важно то, что отвечая на них, ты разбираешь конфликт, заставляешь себя задуматься и в итоге, прийти к правильному решению.
- Влияние друзей, или авторитетных личностей
Игра «подруги»
Я приглашаю сюда двух желающих. Становятся на стульчики. Берутся за руки. Одна будет Аней, другая Аллой. Это две подруги, они с первого класса вместе. Они делили все обиды и радости на двоих.
-Но вот у Ани
появились какие-то новые
- Проходит еще немного
времени, Аня перестает
- Вот Аня начала
прогуливать уроки, от нее
-Аню ищут родители, школа, милиция, она ушла из дома, начала употреблять наркотики. (Аня полностью присела), но все еще Аллу считает своей подругой
Как вы думаете, кому легче потянуть к себе подругу, Анне, или Алле? (конечно Анне)
Безусловно, влияние друзей очень велико, и человеку потребуется настойчивость и сила воли, чтоб сказать однозначно «нет». В первую очередь отказаться надо внутри себя, принять однозначную позицию.
Игра «скажи: НЕТ»
Давайте попробуем сказать «нет» на практике.
Рассчитайтесь на 1-ый - 2-ой
Работа идет в парах. Один из учащихся предлагает попробовать наркотик, другой отказывается. Отказ должен быть тактичным, но твердым. Затем учащиеся в паре меняются ролями. Время отведенное на работу в паре 5 минут.
Варианты отказа :
“Спасибо, нет. Я знаю, что это опасно для меня”
“Спасибо, нет. Я уже пробовал, и это мне не понравилось”.
“Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями, учителями”
“Спасибо, нет. Это не в моем стиле”
“Спасибо, нет. Мне надо на тренировку”
“Спасибо, нет. Если я это сделаю, потеряю власть над собой”.
Умей сказать “Нет”!
После завершения упражнения следует обсудить два вопроса:
- Как чувствовали себя участники в ролях?
Легко ли подбирать достойные отказы?
А в заключении, я хочу вам рассказать еще одну интересную историю: Притча о бабочке
В древности жил-был
один мудрец, к которому люди приходили
за советом. Всем он помогал, люди ему
доверяли и очень уважали его
возраст, жизненный опыт и мудрость.
И вот однажды один завистливый
человек решил опозорить
Так каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу.
Вот и подошел к концу наш урок, и мне бы хотелось знать:
Что нового вы сегодня для себя открыли? Что вам понравилось?
Приложение № 2
Информация для стенда по профилактике ПАВ, также буклеты предназначенные для профилактики.
ЕСЛИ ВЫ КУРИТЕ…
В 12 раз возрастает риск умереть от рака легких
В 10 раз возрастает риск умереть от легочной инфекции и рака гортани
В 6 раз возрастает риск умереть от болезней сердца
В 2 раза возрастает риск умереть от инсульта
По данным ВОЗ каждый год в мире курение становится причиной 90% смертей от рака легких, 75% – хронического бронхита и 25% ишемической болезни сердца.
Алкоголь – вызывающее зависимость наркотическое средство; алкогольная зависимость ведет к повышению риска развития различных заболеваний преждевременной смерти.