Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 20:23, дипломная работа
Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая реализация оптимальной модели медико-социального обслуживания инвалидов на дому.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) Теоретический анализ проблем медико-социального обслуживания усовершенствование модели «стационарный» уход за инвалидами.
2) Доказать эффективность реализации данной модели в условиях специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому.
Гипотеза: модель «стационарный» уход за инвалидами более эффективной технологией в реабилитации данной категории граждан, если будет перераспределение функциональных обязанностей между работниками.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.Понятие инвалидность и ее виды…………………………………………….6
2. Сущность медико-социальной работы с инвалидами……………………....9
3. Организация медико-социального обслуживания инвалидов…………….18
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...40
Социально-бытовая реабилитация включает:
- социально-бытовую ориентацию;
- социально-бытовое образование;
- социально-бытовую адаптацию;
- социально-бытовое устройство.
Социально-бытовая ориентация - процесс ознакомления с предметами и окружением социально-бытового назначения. Социальный работник обязан ориентировать клиента к социально-бытовым проблемам, раскрывать перспективу его способностей к осуществлению жизнедеятельности, показать необходимость приложения определённых усилий.
Социально-бытовая адаптация - процесс приспособления инвалида к условиям ближайшего социума. В ходе адаптации в одних случаях используются возможности приспособления к привычным, обыденным предметам, условиям, бытовому оборудованию на основе реабилитационного потенциала с использованием элементарных приспособлений. В других случаях требуются специальные вспомогательные устройства, обеспечивающие не только социально-бытовую адаптацию, но и относительно независимый образ жизни.
Социально-средовая реабилитация включает в себя:
- социально-средовую ориентацию;
- социально-средовое образование;
- социально-средовую адаптацию.
Социально-средовая ориентация - процесс формирования умения инвалида ориентироваться в окружающей среде: жилой, градостроительной, образовательной, производственной.
Социально-средовое образование - процесс обучения инвалида навыкам пользования вспомогательными устройствами для осуществления жизнедеятельности в окружающей среде.Социально-средовая адаптация необходима для лиц с нарушениями способности к двигательной активности.
В реабилитационном воздействии особое место занимает формирование инвалида, образа нового “Я”, саморегуляции личности, адекватной самооценки, преодоление ограниченных возможностей, принятие нового вынужденного образа жизни[3, 66]. Социальная реабилитация инвалидов включает в себя также обучение их навыкам социального общения, социальной независимости, навыкам проведения досуга, отдыха, участия в спортивных мероприятиях, обучение умению решения личных проблем (создание семьи, воспитание детей и т. д.), обучение знаниям юридических основ, знаниям своих прав и льгот, гарантированных законодательством. Эта многоуровневая задача выполнима только при активном участии многих государственных структур. Однако главенствующая и координирующая роль принадлежит органам социальной защиты населения.
Изучив сущность медико-социальной работы с инвалидами, проанализируем организацию медико-социального обслуживания инвалидов на дому.
3. Организация медико-социального обслуживания инвалидов на дому
Остановимся на вопросах организации медико-социального обслуживания инвалидов.В медико-социальной работе с инвалидами используются разнообразные формы и методы. Основными формами социального обслуживания являются: стационарное, полустационарное и нестационарное обслуживание.
Стационарное социальное обслуживание осуществляется в стационарных учреждениях социального обслуживания (психоневрологические интернаты; дома-интернаты для престарелых и инвалидов; специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов; детские дома-интернаты для умственно отсталых детей; пансионаты и др.) путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе.
Стационарное социальное обслуживание обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
Полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.
На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний, в частности, тяжелых психических расстройств, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения[1, 23].
Нестационарное социальное обслуживание включает в себя социальное обслуживание на дому; социально-медицинское обслуживание на дому; срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь.
Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.Осуществляется путем предоставления гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании, частично утратившим способность к самообслуживанию, помощи на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.
К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:
1) организация питания, включая доставку продуктов на дом;
2) помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
3) содействие
в получении медицинской
Общие направления деятельности нестационарного отделения:
- выявление и учет граждан, нуждающихся в социальных услугах, оказываемых отделением;
- оказание социальной, бытовой, доврачебной медицинской помощи на дому;
- оказание морально-психологической поддержки обслуживаемым гражданам и членам их семей;
- наблюдение за состоянием здоровья обслуживаемых граждан и проведение мероприятий, направленных на профилактику обострений у них хронических заболеваний.
Работа отделения осуществляется во взаимодействии с территориальными учреждениями здравоохранения.Зачисление на обслуживание в отделение производится на основании личного заявления, медицинского заключения о состоянии здоровья, акта материально-бытового обследования и справки о размере получаемой пенсии.
Противопоказаниями к принятию на обслуживание в отделение являются:
- наличие у граждан психических заболеваний;
- хронического алкоголизма;
- венерических и инфекционных заболеваний;
- бактерио-носительства;
- открытых форм туберкулеза, а также иных тяжелых заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях органов здравоохранения.
Отказ в предоставлении социальных услуг центром по медицинским показаниям оформляется совместным заключением его руководства и врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения. Территория обслуживания и график работы социальных работников устанавливается заведующим отделением с учетом степени и характера нуждаемости граждан в помощи, характера оказываемых им услуг, компактности проживания, транспортных связей, наличия предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также учреждений органов здравоохранения.Периодичность посещения обслуживаемых граждан не реже 3-5 раз в неделю.
Контроль за организацией работы отделения, за расходованием финансовых средств, взимание оплаты за социальные услуги осуществляет администрация центра социального обслуживания населения и управление социальной защиты населения.
Многие пациенты отделения потеряли или не смогли создать свои семьи. Но и у тех, у кого есть дети, нередко складываются с ними психологически сложные взаимоотношения. Как показывает опыт, и подтверждают литературные данные, наличие родственников не всегда определяет качество ухода за престарелыми людьми. Нередко ухаживающие - сами люди преклонного возраста, живут в других районах города или просто очень заняты.
Таким образом, большинство пациентов отделения совершенно одинокие престарелые или супружеские пары, в меньшей степени, чьи родственники по тем или иным причинам не могут или отказываются помогать им.Уже первые визиты показали эффективность психологической и медицинской поддержки. Психологическая помощь инвалидам особенно актуальна в связи с тем, что у большинства из них наблюдаются так называемые посттравматические стрессовые расстройства с различными психосоматическими проявлениями. Доверительные, дружеские, неформальные отношения между пациентом и медицинской сестрой, социальным работником, - а именно такой стиль отношений характерен для специализированного отделения, что способствуют улучшению психического состояния пациентов.
Нестационарные центры социального обслуживания не ставят целью в своей работе подменять государственные медицинские службы, а лишь дополняют их усилия в тех областях, где эти структуры по тем или иным причинам недостаточно активны.
Оказание помощи на дому означает предоставление услуг и необходимого оборудования пациентам по месту их проживания с целью восстановления и поддержания максимального уровня здоровья, функционирования и комфорта.
Медико-социальная помощь на дому является альтернативой. Этот вид помощи дешевле стационарного и амбулаторного лечения (приложение 2).
За период работы сложились методы поиска кадров для социальной службы, инструктажа и первичного обучения, контроля работы. Разработана документация для оформления договора, финансовой отчетности, а также формы дневников учета посещения клиентов, ежемесячных рапортов о состоянии подопечных.
Перед оформлением договора с социальным работником заведующая отделением беседует с кандидатом, выявляет мотивацию, психологические особенности будущего работника социальной службы. Новый сотрудник заполняет анкету, договор специальной формы, изучает перечень функциональных обязанностей, а также получает всю необходимую информацию. Заведующая отделением подробно инструктирует нового сотрудника. Рассказывает о программе "Помощь на дому", об особенностях ухода за клиентами, о морально-этических требованиях, предъявляемых к социальному работнику или медицинской сестре. Затем заведующая отделением и медицинская сестра, подбирают пациентов. Необходимо, чтобы социальный работник и его пациент по возможности проживали неподалеку друг от друга. Это важно для сокращения потерь времени на переезды.
Если вновь выявленный пациент в прошлом не обращался за социальной помощью, его посещают на дому. В ходе визита обращают внимание на особенности физического, психического и социального состояния пациента, выявляются его потребности в социально-бытовых, медико-социальных и иных услугах.
Заведующая отделением рассказывает клиенту о его будущем помощнике, согласовывает объем работы, частоту визитов социального работника и медицинской сестры.
Функциональные обязанности социального работника следующие: уборка жилища не реже 1 раза в неделю, стирка белья, доставка продуктов и лекарств, помощь в приготовлении пищи, в принятии ванны, сопровождение на прогулку, в медицинское учреждение, на кладбище для посещения могил родственников. Однако деятельность социальных работников не ограничивается этими функциональными обязанностями. Нередко они становятся самыми близкими людьми для подопечных, оказывают им значительную психологическую поддержку.
По статистике 88 % всей помощи инвалидам обеспечивается социальными работниками и медицинскими сестрами, 9 % обследованных, нуждающихся в уходе, получают ее от своих детей и родных. Опыт показывает, что роль неформальных источников помощи инвалидам невелика - 3%. Отчасти это объясняется обследованием преимущественно одиноких как наиболее нуждающихся. В связи с этим важно изучать окружение, в котором живет пациент, и тех, кто оказывает ему помощь, не являясь профессиональным работником социального обеспечения или медицинского обслуживания, т. е. семью, друзей, знакомых и соседей.
Опрашивая клиентов о тех, кто помогает им в выполнении тех или иных домашних функций (соседи, друзья или родственники), социальный работник стремится наладить сотрудничество с ними, чтобы дополнять виды помощи. Изучив, таким образом, различные аспекты потребности в услугах и окружение пациента, заведующая отделением передает эти данные социальному работнику, при этом определяются частота посещений и виды социальной помощи.
Задача социальных работников и медицинских сестер- максимально мобилизовать усилия самого клиента на преодоление физических, психологических, социальных ограничений. Большое значение также уделяется обучению членов семьи, родственников, самого больного приемам ухода и само-ухода. В Центре обеспечивают или рекомендуют гигиенические, ортопедические и другие вспомогательные средства, облегчающие уход и реабилитацию, вовлекают в этот процесс психолога, психотерапевтов, специалистов по лечебной физкультуре и массажу.
В специализированном отделении медико-социального обслуживания на дому обслуживаются инвалиды, имеющие медицинские и социальные проблемы, которые взаимно потенцируют друг друга и решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий. Работа с такими клиентами одинаково трудна у медицинских сестёр и социальных работников, так как требует решения проблем, выходящих за рамки их функциональных обязанностей и профессиональной деятельности.
Информация о работе Особенности технологии социальной работы с инвалидами